Факультативное изучение русской литературы на стадии ранней предпрофильной подготовки
ГУ «Средняя школа №19»
Факультативное изучение русской литературы
на стадии ранней предпрофильной подготовки
в 5 классах.
Учитель русского языка
и литературы ГУ «СШ № 19»
Малаева С.М.
г. Астана
2014 г.
Модернизация структуры среднего общего образования направлена на реализацию профильного обучения на старшей ступени школы, ориентированного на социализацию обучающихся с учетом потребностей рынка труда, на отработку гибкой взаимосвязи школы с организациями профессионального образования.
Основная идея обновления современной школы состоит в том, чтобы сделать образование более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из шагов для реализации данной задачи является введение предпрофильной подготовки учащихся.
Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года определяет цель: формирование личности, которая будет способна на основе полученных глубоких знаний, профессиональных навыков свободно ориентироваться, самореализовываться, саморазвиваться и самостоятельно принимать правильные, нравственно - ответственные решения в условиях быстроизменяющегося мира.
Одной из приоритетных задач является создание условий для получения профессиональных навыков с целью обеспечения конкурентоспособности обучающихся на рынке труда; для обеспечения дополнительного образования и воспитания обучающихся.
Приоритетным направлением функциональной деятельности основной школы является освоение учащимися базисных основ системы наук и формирование у них высокой культуры межличностного и межэтнического общения, самоопределения личности и профессиональной ориентации.
Психолого-педагогическая диагностика учащихся пятых-девятых классов показывает, что перед школьниками этой возрастной категории стоят следующие проблемы:
недостаток знаний о мире профессий, содержании деятельности различных типов профессий, о рынке образовательных услуг;
несформированность представлений о своих психофизиологических качествах;
неумение адекватно оценивать свои склонности и возможности и соотносить их с требованиями, которые предъявляет профессия.
Решению этих проблем, прежде всего и должна служить предпрофильная подготовка.
Вышеобозначенные моменты положены в основу действующей в нашей школе модели профильной подготовки учащихся
Главная задача действующей в школе модели является постепенное формирование у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих жизненных, в частности профессиональных, планов и перспектив.
Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это две главные части одной системы – подготовки школьников к осознанному выбору своего профессионального пути.
Успешная реализация профильного обучения в старшей школе невозможна без предпрофильной подготовки, призванной создать условия для повышения готовности подростков к самоопределению и сознательному выбору варианта будущего обучения.
Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее более полно учитывать способности, наклонности и интересы школьников, ориентировать их на дальнейшее углубленное изучение предметов в соответствии с их профессиональными интересами и перспективами продолжения образования.
Основными задачами профильного обучения являются:
создание условий для учета и развития учебно-познавательных и профессиональных интересов, способностей и потребностей учащихся в процессе их общеобразовательной подготовки;
воспитание в учащихся любви к труду, обеспечение условий для их жизненного и профессионального самоопределения, формирование готовности к сознательному выбору и овладению будущей профессией;
формирование социальной, коммуникативной, информационной, технической, технологической компетенций учащихся на допрофильном уровне, направленность обучения на выбор будущей профессии;
обеспечение перспективной связи между общим средним и будущим профессиональным образованием
Модель внутришкольной профилизацииЭтапы подготовки учащихся к выбору профиля
I этап – подготовительный , включает содержание:
• психолого-педагогическая диагностика с целью определения уровня готовности учащихся к освоению программ основной школы.
• проведение информационной работы с участниками образовательного процесса: учащимися и родителями.
П этап- промежуточный этап (5-8 классы) включает:
• углубление изучения отдельных предметов в рамках факультативных курсов;
• обеспечение профориентации через внеклассную работу.
Ш этап - предпрофильная подготовка (9 классы) содержит:
• информационную работу со всеми участниками образовательного процесса;
• профориентационную работу
• психолого-педагогическую диагностику с целью определения уровня готовности к освоению программ старшей школы;
• помощь учащимся в выборе профиля
Модель выпускника предпрофильной школы СШ № 19 г. Астана
- умеет осознанно осуществлять выбор профиля, соответствующего своим склонностям;
- готов нести ответственность за сделанный выбор;
- умеет объективно оценивать свои резервы и способности к продолжению образования по различным профилям;
- имеет высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю, готов прикладывать усилия для получения качественного образования.
Образовательные результаты.
Образовательные результаты предполагается отследить через
-систему мониторинга, прослеживающую не только качество обучения, но и психологическое сопровождение предпрофильного выбора обучающимися;
-диагностику и анализ формирования надпредметных умений и навыков(компетентностей) у обучающихся;
- творческие, исследовательские и проектные работы обучающихся и их презентации (как результат реализации компетентностного подхода) на различных уровнях; участие в различных конкурсах, олимпиадах, тестированиях; презентации, портфолио обучающихся.
Поскольку основным направлением нашей школы является общественно-гуманитарное, учебная работа ориентирована на углубленное изучение отдельных предметов гуманитарного цикла (литература, история, языки).
Поэтому предпрофильное обучение в школе является предметно-ориентированным, дающим ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, попробовать свои силы и способности к усвоению предмета на повышенном уровне
Предпрофильная подготовка в нашей школе начинается с основной школы. Для решения вопросов, связанных с качеством предпрофильной подготовки психологом школы проводится анкетирование, тестирование и собеседование с пятиклассниками, предварительная диагностика интересов, склонностей, способностей, образовательного запроса школьников с учетом мнения их родителей и педагогов. В результате тестирования родителям даются рекомендации, в какой сфере деятельности следует ребенку самоопределиться. Учащимся с учетом интересов, склонностей и способностей, предлагается выбрать предметы для факультативного изучения. Это позволило дифференцировать учащихся в соответствии с их потребностью в различных вариантах предпрофильной подготовки.
Так одной из наиболее эффективных форм предпрофильной дифференциации при обучении в среднем звене стала организация факультатива по русской литературе
Мною, учителем русского языка и литературы, в 5 классе ведется факультативный курс «Сказочные традиции в русской литературе» (34 ч), рекомендованный «Учебной программой по предмету « РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА» для 5-9 классов
Программа предпрофильного курса предназначена для обучающихся, интересующихся литературой и желающих изучить предмет более глубоко. В процессе изучения курса решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются навыки употребления различных средств языка. Обучающиеся в старших классах будут иметь необходимые знания и умения для обучения в классах с гуманитарным направлением. Программа составлены в соответствии с моделью предпрофильной подготовки, реализуемой в школе.
Факультативное занятие вызвало огромный интерес у пятиклассников
Мы знаем, что учащиеся 5 класса отличаются более сильным воображением, эмоциональной активностью, предметным восприятием. В то же время они могут заметить важные для текста художественные особенности, но не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их. Именно здесь учитель может открыть им «секреты» автора художественного произведения или произведения устного народного творчества, помочь осмыслить прочитанное глубоко.Занятия по курсу позволяют в полной мере использовать активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы. Содержание курса, форма его организации помогает ученику через успешную практику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Отобранное содержание, с одной стороны, соответствует познавательным возможностям учащихся, а, с другой, предоставляет ученику возможность опыта работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию.
Курс литературы уже в 5 классе предоставляет много возможностей для включения ребят в исследовательскую деятельность. Например, в период изучения сказок А.С. Пушкина, В.А.Жуковского и других возникает вопрос: «Какова история рождения литературных и авторских сказок?». Пятиклассникам интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. А чтобы доказать свою точку зрения, необходимо найти подтверждение в науке. Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебное и научное содержание.
Назначение курса – обучение учащихся пониманию литературы как вида искусства; сформировать умение видеть проблему и наметить пути ее решения; содействовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению, нравственных, гуманистических ценностей, расширению кругозора, развитию речи школьников.
Задачи факультативного курса:
познакомить учащихся с волшебными народными и авторскими сказками;
учить детей умению видеть эстетическую сторону текста и обучить их анализу произведения;
развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;
прививать интерес к предмету, к различным видам искусств.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги, составление групповой сказки, составление собственной концовки сказки итд ;учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных универсальных учебных действий служит технология продуктивного чтения.
Познавательные универсальных учебных действий:
ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
На занятиях развивается инициативность, самостоятельность обучающихся, навыки сотрудничества в разных видах деятельности, творческие способности, формируются коммуникативные способности детей. Всё это способствует развитию личности («Я – концепция»).
Новизна этой модели состоит в том, что каждый ученик имеет право попробовать свои силы, расширить возможности, выявить и подтвердить свои интересы в определённых видах деятельности, стать ответственным в своих действиях и поступках, более самоуправляемым, углубить свои знания.
Предпрофильное обучение - важный фактор повышения качества образования, который реализует личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает более глубокое изучение профильных дисциплин с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовки каждого ученика.
Таким образом, факультативные занятия решают практически все проблемы дифференциации обучения и являются ведущей формой предпрофильного обучения, т.к. создают все условия для всестороннего развития учащихся, позволяют достичь более высоких результатов в обучении и готовят почву для осознанного выбора будущей профессии.