Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по курсу «Моя родословная»
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по курсу «Моя родословная»
Направление внеурочной деятельности:
Духовно-нравственное
Название программы:
Моя родословная
Тема:
Моя семья
Класс:
2-й
Цель:
Познакомить с понятиями «семья», «члены семьи», развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.
Планируемые результаты:
Предметные
Знать:
- понятия «семья», «члены семьи»;
- степень родства в семье.
Уметь:
- рассказывать о важнейших событиях истории семьи;
- работать с литературой и различными источниками, находить и анализировать информацию.
Личностные УУД:
Формирование:
- мотивационной готовности к учебной деятельности;
- позитивного отношения к себе, к членам своей семьи.
Метапредметные
Регулятивные:
- уметь определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя;
- принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры;
- уметь контролировать и оценивать свою деятельность;
- развивать способности к осуществлению волевой саморегуляции.
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
- находить и выделять необходимую информацию;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска, словарь С.И.Ожегова, заготовки сердцевинок и лепестков цветка, рабочая тетрадь «Азбука семьи», конверты с пословицами.
Этап занятия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Организационный момент.
Психологический настрой на работу.
Создает эмоциональный настрой.
- Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями. А сейчас посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть наше занятие украсят ваши улыбки, и ничто не омрачит вашего хорошего настроения.
Эмоционально настраиваются на занятие.
Личностные:
мотивационная готовность к учебной деятельности.
Регулятивные:
осуществлять волевую саморегуляцию.
Определение темы занятия.
Постановка цели.
Нацеливает учащихся на определение темы занятия.
- Чтобы определить тему занятия, нужно
разгадать ребус: 7 я (Слайд 1)
- Почему слово состоит из семи я?
Обеспечивает условия для совместного формулирования цели занятия: познакомиться с понятиями «семья», «члены семьи».
- Ребята, кто может объяснить значение слова «семья».
- Кто затрудняется?
- Поставьте себе цель на это занятие.
Разгадывают ребус, формулируют тему занятия, высказывают свое мнение.
Принимают активное участие в процессе совместного формулирования цели занятия.
Познавательные:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Регулятивные:
определять цель учебной деятельности с помощью учителя.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной речи.
Изучение нового материала.
Актуализирует субъектный опыт учащихся.
- Общение с людьми у каждого человека начинается в семье. Как вы понимаете, что такое «семья»? Сейчас каждый из вас выскажет свое мнение.
Организует работу учащихся со словарем.
- Пользуясь словарем Ожегова С.И., узнайте значение слова «семья» и запишите в рабочую тетрадь.
Предлагает учащимся послушать стихотворение и ответить на вопрос.
- Кто такие «члены семьи»?
Маму очень я люблю,Папу тоже я люблю.Мама мне печет коврижки,Папа мне читает книжки.Папа, мамочка и я –Наша дружная семья.Я и бабушку люблю,Я и дедушку люблю.Я всегда им помогаю,Пол мету и пыль стираю.Мама, папа, дед и я –Наша дружная семья.И сестренку я люблю
И братишку я люблю.С братом плаваем, ныряем,А с сестрой в снежки играем.Мама, папа, дед и я Баба, брат, сестра моя –Наша дружная семья.
- На чем должны быть основаны взаимоотношения в семье? (Слайд 2)
Предлагает составить устно текст - описание «Моя семья»
Подводит итог.
- Итак, подведем итог.
Семья - группа близких родственников, живущих вместе.
Член семьи – лицо, которое имеет права и несет обязанности, основанные на семейных отношениях. (Слайд 3)
Все члены семьи живут в одной квартире, вместе занимаются домашним хозяйством, распределяют деньги на покупки и хозяйство, вместе отдыхают, а самое главное, все члены семьи любят и уважают друг друга.
Воспитание детей коренных народов ХМАО имеет свои особенности.
Очень рано приучают детей почтительно относиться к старшим. Дети обязаны беспрекословно выполнять их просьбы. Ребенку запрещается поднимать руку на взрослого даже в шутку, и дети верят, что в наказание за такой поступок у драчуна в будущем будут трястись руки, он не сможет стать хорошим охотником. В свою очередь и взрослые относятся к детям ласково. При обращении к ним используются ласковые прозвища, шутливые сравнения с медвежонком, росомахой. В качестве поощрения, за хорошо выполненную работу, детям дают пользоваться орудиями взрослых и всячески подчеркивают отношение к ним как ко взрослым. С самых малых лет в ребенке воспитывают самостоятельность, контроль за ним ненавязчив и незаметен. Следует подчеркнуть, что в воспитательном процессе отсутствуют грубые принудительные методы, физические наказания не приняты, за исключением, конечно, каких-то очень серьезных проступков. Наказывая ребенка, особенно маленького, ограничиваются неодобрительным взглядом, коротким выговором или объяснением, как надо было бы поступить в том или ином случае. Вместо длительных нравоучений при проступке могут напомнить какой-нибудь фольклорный сюжет. В целом фольклор является важным средством традиционного воспитания, посредством которого дети приобщаются к ценностям и традициям своего народа.
Организует парную работу с самопроверкой, раздает конверты со словами пословиц. (Слайды 4, 5, 6, 7)
Соберите пословицы:
Семьей дорожить – счастливым быть.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
На что клад, когда в семье лад.
Побуждает учащихся к высказыванию
мнения.
- Как вы понимаете смысл пословиц?
- Что такое «лад»?
Подводит итог.
-Умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке. Семья – наш общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нём тепло и уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно.
Проводит дидактическую игру «Посмотри на мир чужими глазами», организует работу в парах, предлагает составить текст и рассказать его соседу по парте.
- А теперь заглянем в будущее. Представьте себя в роли папы (мамы), бабушки (дедушки). Какими вы себя видите? Как бы вы хотели, чтобы к вам относились ваши близкие?
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение, беседуют с учителем по излагаемой теме.
Работают со словарем Ожегова С.И., знакомятся со значением слова «семья».
Слушают стихотворение, осмысливают его содержание, отвечают на вопрос.
Устно составляют текст описание.
Работают в паре, собирают пословицы, осуществляют самопроверку.
Высказывают своё мнение.
Принимают участие в игре, работают в парах, составляют текст о своем путешествии в будущее и рассказывают его друг другу.
Личностные:
принимать и уважать семейные ценности.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры.
Познавательные:
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
находить и выделять необходимую информацию;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной речи.
Коммуникативные:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
точно выражать свои мысли.
Регулятивные:
уметь контролировать и оценивать свою деятельность.
Коммуникативные:
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Физкультминутка.
Проводит пальчиковую гимнастику.
Этот пальчик – дедушка,Этот пальчик – бабушка,Этот пальчик – папа,Этот пальчик – мама,Этот пальчик – я.Вместе дружная семья.
Выполняют движения, запоминают стихотворение.
Регулятивные:
управлять своей деятельностью.
Творческая работа.
Организует творческую работу по созданию образа семьи.
- Ребята, у каждого на парте заготовки сердцевинок и лепестков цветка. Вы должны составить образ своей семьи, подписывая лепестки именами членов семьи. Из цветков на доске мы сформируем полянку.
Выполняют творческую работу.
Познавательные:
самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Итог урока.
Рефлексия.
Подводит учащихся к выводу.
Организует рефлексию.
Психологическая разгрузка и снятие напряжения.
- Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на занятии.
Беседа:
- Какой была тема занятия?
- Какие цели вы ставили?
- Удалось ли достичь этих целей?
- Возникали у вас затруднения?
Закончи предложения:
- Семья для меня – это
- Мама и папа для меня самые - Родным я хочу пожелать(Слайд 8)
Рефлексия.
- Оцените свою работу (покажите смайлики). (Слайд 9)
Предлагает дома нарисовать рисунок «Моя семья».
Отвечают на вопросы учителя.
Анализируют совместно с учителем занятие.
Оценивают свою работу на занятии.
Регулятивные:
оценивать свою деятельность.
Коммуникативные:
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
15