Программа внеурочной деятельности Моя родословная для 1 класса
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2"
П.Г.Т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой
_____/Е.В. Крепешева/
Приказ № 232
от «__31_» ____августа_______ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Моя родословная»
Направление: духовно-нравственное
Класс: 1
Возраст: 7 лет
Учитель начальных классов:
Медведева Елена Николаевна,
первая квалификационная категория
Согласовано
Зам. директора пообразовательному процессу
__________/ Колесникова И.В./ Рассмотрено на заседании методического объединения
протокол № ___1________от«__28_» _августа______20 _15_г.
_____ / Семёнова С.А./руководитель МО
2015 /2016 учебный год
I. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Моя родословная» является дополнением к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной и внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Программа внеурочной деятельности «Моя родословная» предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе патриотических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Для учащихся начальной школы предмет «история» интересен и доступен. Социальный опыт детей достаточно мал, поэтому исторические события они рассматривают по аналогии с личным жизненным опытом, опираясь на знания о прошлом ближайшего социального окружения – своей семьи, своего родного города.
Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого ребёнка. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний.
Опираясь на историю семьи, легче привить детям понятие исторического времени.
Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма, воспитание любви к отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей. Приобщение учащихся к изучению истории Отечества через историю своей семьи, укрепление духовных и культурных семейных ценностей.
Для достижения указанной темы решаются следующие задачи:
воспитывать уважительное отношение к членам семьи, гордость за семью;
овладевать умениями поиска информации, позволяющей изучать свое родословие;
формировать интерес к познанию самого себя;
создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма;
Программа предназначена для учащихся 1-х классов. Работа организована в форме клуба по интересам.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по четвергам. Продолжительность занятия – 1 час. Общий объём времени составляет 33 часа в год.
Формы организации внеурочной деятельности.
Методы – проектная и исследовательская деятельность ложатся в основу работы с детьми.
Форма организации в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия:
беседы;
сообщения;
просмотр и обсуждение видеоматериала;
экскурсии.
Практические занятия:
выставки декоративно-прикладного искусства;
праздники;
викторины;
наблюдения за событиями в городе и стране;
заочные путешествия;
творческие проекты, презентации.
ΙΙ. Ожидаемые результаты
Ценностные установки
любовь к России, своему народу, к своей малой родине, семье, закон и правопорядок;
долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, честь, достоинство, толерантность;
родная земля, заповедная природа, планета Земля;
Планируемые результаты
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, старшему поколению, семье.
Обучающиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Дети научатся вести поиск своих предков (вплоть от родителей до прабабушек и прадедушек, их родственные связи, занятия, годы жизни, имена и фамилии).
Будут знать, и продолжать семейные традиции.
Будут учиться общаться со взрослыми; записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями.
В процессе занятий по программе должны быть сформированы УУД:
Личностные универсальные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы:
Обучающийся интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
ΙΙΙ. Основное содержание
«Я и я» (3ч)
Я, ты, мы. Мой сосед по парте.
Кто что любит делать.
Игра «Я и мой друг». Правила честной игры и состязаний (разыгрывание ситуаций, из которых дети составляют правила честной игры.)
Конкурс «Давайте познакомимся» (устные презентации «Мир моих увлечений»)
«Моя родословная» (6ч)
Понятие родословной. У меня есть своя история. Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. Знакомство с понятиями «поколение», «потомки», «предки». Родословное древо. Нужно ли знать свою родословную?
«Я и мое имя» (10 ч)
Что означают наши имена. Знакомство с историей возникновения имен. Происхождение современных имен. Имя и прозвище. Влияние различных культур на возникновение имен. Значение имени. Откуда пришли наши имена. Имя и ангел хранитель. Православные имена.
Моя фамилия и мое отчество. История возникновения фамилий и отчеств. Что может рассказать фамилия и отчество о прошлом семьи. Историческое прошлое семьи. «Говорящие фамилии». Что может рассказать фамилия.
«История моей семьи» (6 ч)
Я и мои родители. Профессии моих родителей. Знакомство с понятием «профессия». Мои братья и сестры. Мои бабушки и дедушки. Их ближайшие родственники. Мои прабабушка и прадедушка. Степени родства в семье. Кто, кому и кем доводиться. Профессии моих предков. Оформление выставки рисунков «Все профессии важны».
«Семейные обязанности и традиции» (8ч)
Что мы знаем о традициях. Знакомство с понятием «традиция». Мир семейных увлечений. Увлечения моей семьи. Семейные обязанности в моем доме. Традиции в моей семье. Понятие «семейные традиции». Проект «Мир семейных увлечений».
IV.Тематическое планирование
№ Тема занятия Всего часов Теория Практика Дата
Я и я 3 1 Моя история. 1 1 2 Кто что любит делать.
Конкурс «Давайте познакомимся» (устные презентации «Мир моих увлечений»)
1 1 3 Игра «Я и мой друг». Правила честной игры и состязаний. (разыгрывание ситуаций, из которых дети составляют правила честной игры.)
1 1 Моя родословная 6 4 Понятие родословной. 1 1 5 Моя семья. 1 1 6 Поколение, потомки, предки. 1 1 7 Значение родословных в прошлом. 1 1 8-9 Составление родословной «Три поколения». 2 1 1 Я и мое имя 10 10 Что такое имя. 1 1 11 Что означают наши имена. 1 1 12 Тайны наших имен. 1 1 13 Откуда пришли наши имена 1 1 14 Имя и ангел хранитель. 1 1 15 Моя фамилия. 1 1 16 Мое отчество. 1 1 17 Говорящие фамилии. 1 1 18-19 Проект «Я и моё имя». 2 1 1 История моей семьи 6 20 Мои мама и папа. 1 1 21 Мои братья и сестры. 1 1 22 Мои бабушки и дедушки. Их ближайшие родственники. 1 1 23 Мои прабабушка и прадедушка. 1 1 24 Профессии моих близких. 1 1 25 Оформление выставки «Все профессии важны» 1 1 Семейные обязанности и традиции 8 26 Семейные обязанности.
1 1 27 Мои обязанности в семье. 1 1 28 Что такое традиция? 1 1 29 Понятие «семейные традиции».
1 1 30 Традиции моей семьи. 1 1 31-32 Проект «Мир семейных увлечений». 2 2 33 Представление проектов. 1 1 ИТОГО 33 V.Список литературы
Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д. Программа духовно-нравственного развития и воспитания в Образовательной системе «Школа 2100», Москва.:2011
Варанкина Л.И. Моя родословная, Курганск: 2001
Господникова М.К. и др. Проектная деятельность в начальной школе ,Волгоград: Учитель: 2008.-131с.
Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина. Российская академия образования. М:, Просвещение: 2009.(Стандарты второго поколения).