Программа по внеурочной деятельности Моя родословная

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18 г. ЧЕБОКСАРЫ
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на заседании ШМО ЗАМ. ДИРЕКТОРА по ВР ДИРЕКТОР МБОУ
классных руководителей ________________ «СОШ №18» г. Чебоксары
Руководитель МО ________________2014г. ________И.В. Миротворская
________ _________________2014г.
_______________ 2014г.




«Моя родословная»
Рабочая программа
внеурочной деятельности по общекультурному направлению












Срок реализации 2 года (2014-2016).
Возраст обучающихся 1-2 классы










г. Чебоксары
2014г


Пояснительная записка.
В России традиция составлять родословные существует испокон веков. Она была развита на Руси как в дохристианский период, так и в нынешнем тысячелетии. В русской истории трудно найти среди достопамятных людей личность, которая не относилась бы с почтением к своему роду, отцу, старшему брату. «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности», - обращался к беспамятным А.С.Пушкин. И.С.Аксаков выражался о таких людях ещё более категорично: «У нас большей частью о предках ничего не знают, преданий рода не уважают» И это написано в то время, когда при Сенате существовал целый геральдический отдел, занимающийся родословными дворян, когда гостиные каждого имения украшали портреты предков. Потомки просто обязаны были хранить множество документов, купчие, дарственные, планы имений.
Не меньше напоминал о предках и сельский дом. Причём многими предметами быта , сделанными руками крестьян, пользовались многие поколения, и в этом был глубокий смысл.
Из поколения в поколение передавались семейные истории. А разве можно забыть о существующем в Русской православной церкви обычае поминовения? В некоторых семьях эти имена читались каждодневно на утренней молитве.
Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, развивает интерес к истории своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей семьи, повышает её культурный уровень.
Русский философ о. Павел Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой: «История рода должна давать нравственные уроки и задачи». Он призывал к активному познанию своего рода. Философ утверждал, что перед каждым родом стоит «заданная ему историческая задача, которую он призван решать». Такое понимание проблемы изучения своего рода в корне изменяет наше отношение к изучению своей родословной и делает это изучение инструментом самопознания, заставляет серьёзно отнестись к предстоящей работе составления родословной. Нужно запастись терпением, старанием и аккуратностью. Помощниками в исследованиях будут родители. Практика показывает, что люди к 35 – 40 годам жизни начинают глубже интересоваться своими корнями и они помогут многое воссоздать. Ещё более ценными помощниками станут бабушки и дедушки. Они не только помнят имена своих бабушек и дедушек, но и могут многое о них рассказать. Такая совместная работа помогает сблизить членов семьи, да и нет лучшего способа привлечь семью к школьной жизни. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства», людьми без памяти. Мы хотим знать своё прошлое, биографии своих родных и близких, историю Отечества. Но разве не интересно своими руками создать своё родовое древо! Как торжественно звучит: «род Рюриковичей», «род Толстых», «род Пушкиных»! А чем знаменита, чем гордится ваша семья, ваш род? Это не менее интересно, чем истории русских царей и египетских фараонов. Читая старинные документы, дети словно на машине времени промчатся сквозь годы, соединив прошлое и настоящее. Мы не должны терять уважение к предкам, к их делам, к их достижениям. Каждому человеку следует знать историю своей семьи.
Программа рассчитана на 2 года обучения детей в начальных классах общеобразовательной школы. Занятия проводятся один раза в неделю.
Цель:
Содействовать объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к истории семьи, её генеалогии.
Задачи:
Формирование умений и навыков детей и взрослых в изучении своей родословной, способах её изображения и описания, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов.
Развитие семейных увлечений и интересов, способствующих укреплению духовных ценностей семьи, повышению её интеллектуального и культурного уровня ( прикладное творчество, семейные праздники, чтение, ведение здорового образа жизни).
Укрепление связей семьи со школой, классным коллективом.

Содержание программы.
Ознакомление с понятиями «генеалогия», «родословная», «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предок», «ономастика». История возникновения имён и фамилий. «Лента времени» моей жизни. Составление родословного древа с наибольшим количеством родственников. Степени родства в семье. Профессии предков. Семейные традиции, праздники. Мир семейных увлечений. Семейные реликвии. Фамильный герб, девиз семьи. «Геральдика», как наука изучающая гербы. Работа с устными и письменными источниками.
Ожидаемый результат:
Первый уровень.
Дети научатся вести поиск своих предков (вплоть от родителей до прабабушек и прадедушек, их родственные связи, занятия, годы жизни, имена и фамилии)
Будут знать и продолжать семейные традиции.
Второй уровень
3. Дети будут уметь общаться со взрослыми; записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями. Оформят специальные альбомы «Моя родословная». Составят сводную таблицу с информацией обо всех родственниках, освоят способы изображения генеалогического древа, вместе с родителями разработают свой фамильный герб, подберут семейный девиз.

Примерное тематическое планирование занятий по программе
«Моя родословная».

№ п/п
Название темы
Кол – во
часов


1 класс.
32 ч.

1.
Моя родословная. Вводное занятие.

1

2.
«Кто я? Где живу?»

1

3.
Экскурсия по родному городу.

1

4.
Практическое занятие. Оформление первой страницы альбома.

2

5.
«Дорожите именем своим!» Тайны наших имён.

1

6.
Моя фамилия.

1

7.
Практическое занятие. Оформление второй страницы альбома.

2

8.
«Лента времени » моей жизни.

1

9.
Практическое занятие. Оформление третьей страницы альбома.

2

10.
Мой папа.

1

11.
Моя мама.

1

12.
Профессии моих родителей

1

13.
Практическое занятие. Оформление четвертой страницы альбома.

2

14.
Мои братья и сёстры.

1

15.
Практическое занятие. Оформление пятой страницы альбома.

2

16.
Мои дедушка и бабушка. Их ближайшие родственники.

1

17.
Профессии моих бабушек и дедушек.

1

18.
Практическое занятие. Оформление шестой страницы альбома.

2

19.
Зимние праздники.

1

20.
Что мы знаем о традициях?

1

21.
Мир семейных увлечений.

2

22.
Практическое занятие. Оформление седьмой страницы альбома

2

23.
15 мая - «День семьи».

2









2 класс

34


1.
Кто, кому и кем в семье доводится.
2

2.
Мои прабабушка и прадедушка. Их ближайшие родственники

2

3.
Профессии моих предков.

1

4.
Практическое занятие. Оформление восьмой страницы альбома.

2

5.
След войны в моей семье.

2

6.
Практическое занятие. Оформление девятой страницы альбома.

2

7.
Семейные обязанности.

2

8.
Семейные традиции.

2

9.
Праздничные традиции.

1

10.
Практическое занятие. Оформление десятой страницы альбома.

2

11.
Моя родословная.

2

12.
Генеалогическое древо.

2

13.
Практическое занятие. Оформление одиннадцатой страницы альбома.

2

14.
Фамильный герб.

1

15.
Практическое занятие. Оформление двенадцатой страницы альбома.

2

16.
Фамильный девиз.

1

17.
Практическое занятие. Оформление тринадцатой страницы альбома.
2

18.
«Своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи». Итоговое занятое.
2

19.
Конференция «Моя родословная».
Выставка альбомов.
2











Методические рекомендации к программе «Моя родословная».
1 класс
«Моя родословная. Вводное занятие».
Цели: познакомить детей с понятием «родословная», «генеалогия», убедить в необходимости изучать историю своей семьи; развивать речь и
мышление детей; пробудить интерес к своим предкам.
1. Объяснить необходимость изучения своей родословной.
- Как вы думаете, должны ли дети знать историю своей семьи?
- Для чего нужно знать историю своей семьи?
-У каждого из вас есть семья: мама, папа, бабушки, дедушки, прабабушки и даже прадедушки А много ли вы о них знаете?
-Что вы знаете о ваших бабушках и дедушках? (прабабушках и прадедушках)?
-Назовите их имена. Знаете ли вы, когда у них дни рождения? Как вы их поздравляете? Какой подарок для них самый лучший?
(Фронтальный опрос)
- Какие у них были профессии? Чем они занимались?
(Дети рассказывают то, что им известно о своих родителях, бабушках и дедушках, их профессиях, любимых занятиях, интересных фактах из жизни.)
- Есть ли в вашем роду известные люди.
2. Раскрыть понятия «родословная», «генеалогия».
3. Работа с родителями.
Провести беседу о необходимости ознакомления детей с историей своего рода. Оказание посильной помощи детям в поисковой работе.
4. Поисковое задание.
Начать оформление альбома «Моя родословная». Узнать у родителей их полные имена, дни рождения. Попросить старших рассказать о своей семье.

« Кто я? Где живу?»
Цели: показать значение фамилии, имени, отчества, домашнего адреса , даты рождения - расположения меня в пространстве – для каждого человека.
Беседа «Расскажи мне о себе».
- Что вы можете рассказать о себе?
2. Практическая работа. Ответы на вопросы анкеты.( См. приложение)
-Ребята, некоторые вопросы вам покажутся трудными. Кто может помочь найти на них ответы.
Оформите вместе с родителями в альбоме «Моя родословная» новую страницу. Для этого вставьте в альбом свою фотографию и запишите небольшой рассказ о себе с помощью данных вопросов.
3.Консультации для родителей.
Убедить родителей в необходимости такой практической работы дома для формирования интереса к своей родословной.

« Дорожите именем своим! ». Тайна наших имён. (2 часа)
Цели: познакомить с историей возникновения имён, их многообразием ;
развивать речь, мышление детей; воспитывать интерес к истории
своего имени, именам своих близких; способствовать объединению
детей, их родителей на основе общего интереса и общей деятельности.
1.Вступительная беседа.
- Знаете ли вы, что история начинается уже с вашего имени?
- Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии. Но ведь имя у человека возникло не случайно. Шли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять отдельного человека из толпы, обращаясь к нему по имени.
- Имя даётся человеку при рождении и сопровождает его всю жизнь.
- Как появились? Откуда же к нам пришли наши имена?
2. Беседа «Из истории происхождения имён».
3.Практическая работа. «Ромашка» имён. Ознакомление с понятием «тёзки».
4.Поисковое задание.
-С помощью взрослых и «Словаря имён» найти историю своего имени: его происхождение, значение, формы имени. Составить «ромашку», где в центре написано полное имя, а на лепестках – формы имени.
«Моя фамилия»
Цели: показать историю происхождения и значение фамилии для каждого
человека, учить работать со словарём; развивать мышление, речь
детей; воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории,
предкам; способствовать объединению членов семьи посредством
общего интереса к истории своей семьи.
1. Роль фамилии в жизни человека.
2. Беседа «Из истории возникновения фамилий».
- Что вы знаете об истории возникновения фамилий? Откуда берут начало наши фамилии?
3. Практическая работа. Работа со « Словарём фамилий» Е. Глушко и Ю. Медведева.
- Попробуйте объяснить происхождение своей фамилии.
- Давайте прочитаем несколько статей из этого словаря.
4. Поисковое задание. Вместе с родителями с помощью словаря найти историю происхождения своей фамилии ( попробовать объяснить её истоки ).

« Моя история ».
Цели: познакомить с понятиями «поколение», «предки», «семья»,составить
«Ленту времени» каждого ребёнка, состоящую из отдельных событий
его жизни; развивать познавательный интерес своей истории, истории
своей семьи; способствовать сближению членов семьи.
1.Ознакомление с понятием «история».
- Как вы понимаете слово «история»?
- У каждого из вас есть собственная история.
2.Составление «Ленты времени» каждого ребёнка.
- Историю каждого человека можно представить в виде такой плёнки – Ленты времени.
- Но вы не всё помните из своей истории, особенно, когда вы были маленькими. Кто вам может оказать помощь?
- Да, это ваши мамы и папы, бабушки и дедушки; семейные фотографии, ваши старые игрушки, предметы одежды; записи в дневнике, который вели ваши родители, когда вы были ещё совсем маленькими.
3. Лента времени моей семьи. Ознакомление с понятиями семья, предки.
- Прошлое есть и у твоей семьи.
- На ленте времени получится несколько поколений: дети – родители – бабушки – прабабушки
4. Поисковое задание.
- Дома с помощью родителей, бабушек и дедушек попробуйте построить «Ленту своей жизни».

« Мой папа». Моё отчество.
Цели: выяснить , что дети знают о своих папах ( автобиографические сведения, их профессии, интересы); познакомить с историей появления отчества человека; развивать интерес, внимательное отношение к близким людям, способствовать сближению членов семьи, воспитывать любовь и уважение к старшим; заполнить в альбоме страничку о папе.
1. Беседа.
- Какой праздник приближается? ( День защитника Отечества)
- Что вы знаете об этом празднике? ( Фронтальный опрос)
-Следующая страница нашего альбома посвящена папе.
- Сейчас мы проверим , как хорошо вы знаете своего папу.
2. Устный экспресс – опрос по вопросам.
1. Назовите полные фамилию, имя, отчество твоего папы.
2. Что означает его имя ? Из какого языка оно пришло?
3. Где и когда родился твой папа?
4. Где и кем он работает?
5. Как выглядит твой папа?( рост, цвет глаз, волос)
6. Служил ли папа в Армии? В каких войсках? Есть ли у него награды? Участвовал ли он в боевых действиях?
7 . Как он любит отдыхать?
8. Что твой папа любит читать?
9. Мечта твоего папы.
10 Что ты любишь делать вместе с папой?
11 Чему ты хочешь научиться у папы? Как ему помогаешь?
12. Что хочешь пожелать папе?
13. Есть ли у папы братья и сёстры, твои родные дяди и тёти по папиной линии?
14. Что ещё хочешь рассказать о папе?
3. Поисковое задание .
- Оказывается, что мы не так уж и много знаем о своём папе. Поэтому, дома , вместе с родителями попробуйте ответить на все эти вопросы. Найдите папину фотографию и запишите рассказ о своём папе в альбом.
4. Из истории появления отчества.
- Знаете ли вы, откуда и когда у человека появилось отчество?
- Слово отчество появилось приблизительно в 11 веке и означало «величание по имени отца». Обращаясь к человеку по имени отчеству , мы оказываем ему особое уважение, почтение.
5. Консультации с родителями.
1.Убедить родителей оказать детям посильную помощь, предоставить необходимую информацию, фотографии, награды ( если они есть).
2. Помочь в подготовке и проведении утренника, посвящённого 23 февраля.
« Моя мама».
Цели: выяснить , что дети знают о своих мамах ( автобиографические сведения, их профессии, интересы); развивать интерес, внимательное отношение к близким людям, способствовать сближению членов семьи, воспитывать любовь и уважение к старшим; заполнить в альбоме страничку о маме.
Беседа.
- Какое время года наступило? Какой самый светлый и добрый праздник мы отмечаем весной?
- Сегодня мы начнём заполнение следующей странички нашего альбома «Моя родословная», которая называется «Моя мама».
2. Чтение стихотворений о маме.
3. Устный экспресс – опрос «Что я знаю о маме?»
-Я знаю, что мама – самый дорогой, самый любимый человек на Земле. А хорошо ли вы знаете своих мам? Сейчас мы это узнаем.
1. Назовите полные фамилию, имя, отчество твоей мамы.
2. Что означает её имя ? Из какого языка оно пришло?
3. Где и когда родилась твоя мама?
4. Где и кем она работает? Как любит отдыхать?
5. Как выглядит твоя мама?( рост, цвет глаз, волос)
6. Что любит и что не любит твоя мама?
7. Что мама любит готовить?
8. Любимые цветы твоей мамы.
9. Что твоя мама любит читать?
10. Чему ты хочешь научиться у своей мамы?
11. Как ты ей помогаешь?
12. Чем тебе нравится заниматься вместе с мамой?
13. Есть ли у мамы братья или сёстры, твои родные дяди и тёти по маминой линии?
14. Что ещё хочешь рассказать о маме?
3.Поисковое задание.
- Видите, как много нового вы сможете узнать о маме, когда вместе с родителями ответите на эти вопросы. Дома, попросите у мамы её фотографию и заполните новую страницу нашего альбома, посвящённую ей.
4. Консультации с родителями.
1.Убедить родителей оказать детям посильную помощь, предоставить необходимую информацию, фотографии.
2. Помочь в подготовке и проведении утренника, посвящённого 8 Марта.

«Профессии моих родителей».
Цели: выяснить , что дети знают о профессиях своих родителей , их занятиях ; воспитывать интерес к различным профессиям , к людям труда; формировать потребность трудиться .
Беседа.
- Кем работают ваши родители?
- Что вы знаете о профессии ваших родителей?
(Фронтальный опрос детей).
- Какие ещё профессии вам известны?
2. Чтение стихотворения Д. Родари «Чем пахнут ремёсла».
(Подготовленные дети читают наизусть)
3. Выступления подготовленных детей с рассказами о профессиях своих
родителей.
-Какова профессия моей мамы (моего папы)?
- В какой организации работает? На какой должности?
- Какие обязанности выполняет?
- Чем мне нравится эта профессия? Что в ней интересного?
- Кем я хочу быть, когда вырасту? Почему?
4. Консультации с родителями.
1. Попросить родителей познакомить детей со своей профессией.
2. Помочь подготовить небольшой рассказ о своей работе.
3. По возможности, организовать экскурсию на предприятие своего ребёнка, или всего класса.

Методические рекомендации к программе «Моя родословная».
2 класс
Тема. Мои братья и сёстры.
Цели: способствовать более близкому общению членов семьи, развивать у детей желание лучше узнать своих братьев и сестёр; развивать навыки самоанализа.
1.Беседа.
- Ребята, во 2 классе мы продолжим нашу работу над родословной. С прошлом году мы узнали много нового о себе, своих родителях. В этом году мы заполним в альбоме странички о своих братьях и сёстрах, бабушках и дедушках. Поговорим о семейных традициях и увлечениях.
- Ребята, у кого есть родные братик или сестрёнка?
- Следующую страницу нашего альбома мы посвящаем братьям и сёстрам.
( подготовленные дети рассказывают стихи о братьях и сёстрах)
- Расскажите, что вы знаете о своих братьях и сёстрах? Если у вас нет родных братьев и сестёр, то можете рассказать о двоюродных.
2. Практическое задание.
- Заполните дома страничку альбома о ваших братьях и сёстрах, ответив на вопросы анкеты. Если найдёте, можете приклеить их фотографии.
Анкета:
Имена твоих братьев или сестёр. Что означает имя?
Дата и место рождения.
Любимые занятия.
Чем мы любим заниматься вместе?
Что я хочу сделать для моего брата или сестры?
Что ещё я хочу рассказать о себе и своих братьях и сёстрах?
Хороший ли я сам брат ( сестра ) и почему?
3. Консультации для родителей.
Беседа с родителями об оказании детям помощи в продолжении оформления альбома «Моя родословная».

Тема. Мои дедушки и бабушки. Их ближайшие родственники.
Цели: выяснить , что дети знают о своих дедушках и бабушках; способствовать более близкому общению членов семьи; воспитывать уважение к старшему поколению.
1. Беседа.
- Ну а сейчас настала пора узнать побольше о своих самых любимых родственниках – бабушках и дедушках! И папиным , и маминым родителям стоит посвятить по отдельной странице альбома.
- Скажите, кто вам может оказать помощь в сборе сведений о своих бабушках и дедушках?
2. Практическое задание.
1) Попросить маму и папу рассказать о своих родителях ( твоих бабушках и дедушках).
2) Встретиться с бабушками и дедушками и попросить их рассказать о себе.
3) Заполнить страницы альбома, ответив на вопросы анкеты.
3. Консультации для родителей.
Беседа с родителями о том , чтобы организовали детям встречу с бабушками и дедушками, помогли в сборе сведений о своих родителях.

Тема. Профессии моих бабушек и дедушек .
Цель :выяснить , что дети знают о профессиях своих предков , их занятиях .
Задачи : воспитывать интерес к различным профессиям , к людям труда ; формировать потребность трудиться .
1. Беседа .
-Какие профессии были у ваших бабушек и дедушек, чем они
занимались ?
-Есть ли в вашем роду известные инженеры, писатели , художники, мастера других профессий ?
( Провести кл. час – встречу « Профессия моих родных .»)
2. Практическое задание .
Попроси своих родных рассказать об их профессиях . Запиши профессии своих предков в альбом .Постарайся охватить как можно больше своих предков .
3. Индивидуальные консультации .
Подготовить сценарий кл. часа .
Обговорить с родителями или другими родственниками их выступления .
Подготовить детей, которые расскажут о некоторых профессиях своих родственников
Продумать форму проведения кл. часа .
Тема. Зимние праздники.
Цели: познакомить детей с зимними праздниками, историей их возникновения; способствовать развитию творческих способностей детей, их художественного вкуса; организовать участие родителей в подготовке и проведении классных мероприятий.
1. Беседа.
- Какие праздники вы знаете, которые отмечают зимой?
( Новый год, Рождество, Крещение)
- Что можете рассказать о каждом празднике?
- Как эти праздники отмечают в семье?
( Подготовленные дети рассказывают немного из истории каждого праздника)
2. Практическая часть.
1) Подготовка к проведению новогоднего утренника «Дружные семейки» вместе с родителями.
2) Проведение утренника «Зимушка – зима».(См. приложение)
3. Работа с родителями.
1) Организовать участие родителей в подготовке и проведении Новогодней ёлки.
2) Подготовить детям костюмы согласно сценарию.

Тема. Что мы знаем о традициях.
Цели: способствовать оздоровлению детей путём ознакомления с оздоровительными традициями ; познакомить с правильным режимом дня, необходимыми гигиеническими процедурами; изучить влияние учебной нагрузки на детей и дать необходимые рекомендации родителям.
1. Беседа.
- Как вы понимаете слово «традиции»?
Традиции – это правила поведения, события, которые постоянно соблюдаются людьми, регулярно повторяются..
1) Традиции семейные, классные, школьные и даже государственные.
2) Традиции праздничные, оздоровительные, познавательные.
- Сегодня мы поговорим об оздоровительных традициях.
2. Оздоровительные традиции.
1) соблюдение режима дня;
2) умывание чистка зубов, уход за телом;
3) занятия гимнастикой и спортом.
3. Практическое задание.
1) Проведение классного часа «К нам приехал Мойдодыр».
4. Работа с родителями.
1) Беседа « Значение режима дня в жизни младшего школьника»
2) Провести встречи с врачами ( педиатр, стоматолог, окулист)
3) Анкетирование родителей .( См. приложение)
Цель: изучение влияния учебной нагрузки и режима дня на состояние здоровья ребёнка.

Тема. Мир семейных увлечений.
Цели: развивать интерес к увлечениям в семье, развивать эстетический вкус, чувство прекрасного; воспитывать трудолюбие, способствовать сближению членов семьи.
1. Беседа.
- Заполняя альбом «Моя родословная» мы узнали много нового и интересного о себе, своих мамах и папах, бабушках и дедушках, братьях и сестрах. Сегодня мы будем говорить о том , чем любят заниматься члены вашей семьи и что у них лучше всего получается.
- Увлечения в семье могут быть самыми различными: кто – то вместе с мамой или бабушкой любят вышивать, а кто – то с папой или дедушкой занимаются резьбой по дереву. Одни выращивают цветы, другие – изобретают разные лакомства.
- А чем любят заниматься у вас дома?
( Дети рассказывают о своих семейных увлечениях).
2. Практическое задание.
1) Подготовить несколько поделок для выставки «Мир семейных увлечений» с небольшим рассказом о том, как они выполнялись и с кем.
2) Попросить близких рассказать о своих увлечениях, и, если это возможно, пригласить и принести их работы на выставку, которая состоится на заключительном занятии 15 мая в «День семьи».
3) Подготовить экскурсоводов для выставки.
3.Работа с родителями.
1) Убедить родителей в необходимости проведения данного мероприятия.
2) Оказать детям посильную помощь в подготовке к выставке и чаепитию, посвящённому «Дню семьи».

Тема. 15 мая – «День семьи». Заключительное занятие.
Цели: обобщение результатов работы за 2 года; проведение выставки работ «Мир семейных увлечений; способствовать сближению членов семьи, развитию интереса к семейным увлечениям.
Подведение итогов работы за 2 года.
Выставка «Мир семейных увлечений».
Экскурсовод рассказывает о работах, предоставленных от семей, подготовленные дети рассказывают о своих увлечениях.
3. Чаепитие, подготовленное родителями.

Методические рекомендации к программе «Моя родословная».
3 класс
Тема . Кто, кому и кем в семье доводится.
Цели : выяснить степени родства в семье, развивать мышление и речь детей; воспитывать интерес к членам своей семьи; способствовать
объединению членов семьи на основе общего интереса и общей
деятельности.
1. Беседа.
-Для составления родословной тебе нужно обязательно знать , КТО в твоей семье КОМУ и КЕМ доводится.
- Один и тот же человек по отношению к разным родственникам может быть одновременно СЫНОМ , ОТЦОМ , МУЖЕМ , ЗЯТЕМ , ШУРИНОМ , ДЕВЕРЕМ , ДЕДОМ , ВНУКОМ, БРАТОМ
Если ты не знаешь значения этих слов , то все родственники будут для тебя только « дядями» и «тётями». Да ещё «бабушками» и «дедушками».
А ведь если сказать : «Это дядя Коля , мамин деверь. А это дедушка Гриша , папин тесть», то всем сразу станет ясно , что дядя Коля – папин брат , а дедушка Гриша – отец твоей мамы.
-Кто такие ОТЕЦ, МАТЬ , ДОЧЬ, СЫН, ДЕДУШКА , БАБУШКА , и так понятно всем , а вот про других родственников можете узнать из Памятки, лежащей перед вами (в ознакомительном порядке, остановиться лишь на самых близких) .
Памятка:
ДЕВЕРЬ- брат мужа ;
ЗОЛОВКА – сестра мужа ;
ЗЯТЬ - муж дочери или сестры ;
НЕВЕСТКА – жена брата или жена сына , а также замужняя женщина по отношению к родным её мужа .
ПЛЕМЯННИК – сын брата или сестры;
ПЛЕМЯННИЦА – дочь брата или сестры ;
СВАТ , СВАТЬЯ – родители одного супруга по отношению к родителям другого супруга ;
СВЕКРОВЬ – мать мужа ;
СВЁКОР – отец мужа ;
СНОХА – жена сына по отношению к его родителям ;
СВОЯЧНИЦА – сестра жены ;
СВОЯК – муж сестры по отношению к шурину и СВОЯЧНИЦЕ;
ТЕСТЬ – отец жены ;
ТЁЩА – мать жены ;
ШУРИН – брат жены .
- А кем же доводятся нам дети наших родных дядей и тётей ?
- Правильно : ДВОЮРОДНЫМИ БРАТЬЯМИ И СЁСТРАМИ .Ещё мы можем называть их , так же как и они нас , КУЗЕНАМИ И КУЗИНАМИ
2. Поисковое задание.
Попробуйте сами ответить , кем доводятся тебе твои родственники и кем друг другу .
3. Работа с родителями.
Оказать помощь детям в установлении степени родства между близкими родственниками в своей семье используя памятку.

Тема . Мои прабабушка и прадедушка .
Цели: :выяснить , что дети знают о профессиях своих предков , их
занятиях; продолжать знакомить детей с разными профессиями,
показать важность любой профессии; воспитывать
интерес к различным профессиям , к людям труда ; формировать
потребность трудиться.
1. Беседа.
- Попроси своих бабушек и дедушек рассказать тебе о своих родителях , т. е. твоих прабабушках и прадедушках .
- Заполни страничку твоего альбома “Моя родословная”.
2. Практическое задание 1.
Ответь на вопросы анкеты:
Фамилии , имена , отчества моих прабабушек и прадедушек по папиной (маминой ) линии.
Где и когда родились.
Где и кем они работали .
Есть ли у них братья и сёстры .
Что ещё удалось узнать о моих предках.
3. Практическое задание 2.
- Надеемся , что о своих прабабушках и прадедушках тебе удастся что-то узнать. А вот с их родителями , т.е. твоими прапрабабушками и прапрадедушками , наверняка будет сложнее .Хотя у каждого человека по 8 прапрабабушек и по 8 прапрадедушек ,тебе должно очень повезти , чтобы узнать любой , даже самый незначительный факт из их жизни .
Ты только представь себе , как интересно будет читать начатую тобою летопись семьи твоим будущим праправнукам ! Ведь от твоих прапрадедов и прапрабабушек их будут отдалять уже СТОЛЕТИЯ!
Напиши в альбоме «Моя родословная» всё , что удалось узнать о прапрабабушках и прапрадедушках или других родственниках.
Консультация с родителями .
Побеседовать с родителями об организации помощи детям в составлении родословной своей семьи .

Тема. След войны в моей семье.
Цели: воспитывать в детях патриотические чувства, уважение к старшим, ветеранам; воспитывать чувство гордости за свою страну, своих близких, желание больше узнать о прошлом своей семьи и своей страны.
1.Вступительная беседа.
-Дорогие ребята! 9 Мая – очень важный день в истории нашей страны. Каждый год в эти майские дни весь наш народ вспоминает грозные годы Великой Отечественной войны, чтит память павших. Прошло уже много десятков лет со Дня Победы 9 мая 1945 года, но мы не имеем права забывать, какой ценой нам досталась эта победа! Мы и собрались сегодня здесь, чтобы и вы, молодое поколение , знали свою историю и гордились подвигом своих предков.
- Всё началось ранним утром 22 июня 1941 года. Предрассветную тишину разорвали залпы десятков тысяч орудий. Фашистские самолёты и танки ринулись на восток, на территорию нашего государства. Вслед за ними шли миллионы вымуштрованных убийц. Мирный труд людей оборвала война, которая продлится долгих 4 года, 1418 дней горя, несчастий, разлук и потерь родных и близких, сыновей и отцов, дочерей, сестёр и матерей.
Чтец:
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет, и тридцать лет
Живым не верится, что живы. ( К. Симонов)
( Звучит запись песни «Священная война»)
Учитель:
- И страна поднялась на защиту своей Родины от врагов. Уходили на Священную войну наши прадеды, деды, уходили девчонки и мальчишки, уходили ваши сверстники!
Чтец:
От бескрайней равнины сибирской,
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий могучий народ.

Выходил он , свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу,
За великую нашу страну.

Сокрушая железо и камень,
Он врага беспощадно разил,
Над Берлином победное знамя -
Знамя правды своей водрузил.

Он прошёл через пламя и воду,
Он с пути не свернул своего.
Слава, слава герою – народу!
Слава армии славной её!
Учитель: Много жизней унесла эта война, много оставила после себя сирот, вдов, несчастных матерей, которые даже не знали, где похоронены их дети. Каждую семью коснулось горе страшное и небывалое. И сегодня, мы узнаем, какой след оставила та война в ваших семьях. На протяжении нескольких недель вы собирали сведения о своих дедах, прадедах или других членах семьи, которые принимали участие в тех страшных событиях. Итогом работы станет ваше сочинение «След войны в моей семье» и выставка семейных реликвий, оставшихся после Великой Отечественной войны. Это могут быть военные письма, награды, фотографии, газетные вырезки или какие – то вещи, имеющие отношение к тем событиям.
2. Выступления детей.
( Дети зачитывают свои сочинения, рассказывают истории вещей военных времён).
3.Выступление ветерана войны перед детьми. (Желательно, чтобы это был чей – то родственник).
4. Поисковое задание:
1) продолжить поиски ветеранов в семье;
2) подготовить сочинение «След войны в моей семье» ;
3) продолжить поиски семейных реликвий и узнать их историю;
4) организовать поздравление ветеранов микрорайона с праздником Победы.
5. Консультации для родителей :
Организовать детям встречи с родственниками, участниками войны; помочь в поиске военных реликвий.

Тема .Профессии моих предков.
Цель: выяснить , есть ли в семье семейная профессиональная традиция, хотят ли дети ей следовать и почему ?
1. Беседа.
Знаете ли вы , какие профессии были у ваших предков ? Чем они занимались ?
Есть ли в вашем роду известные инженеры , писатели , художники , композиторы , мастера других профессий ?
Как вы думаете , если папа , дедушка , прадедушка были врагами , значит и сын должен быть врагом ?Почему ?
Какие традиции унаследовала ваша семья от прабабушки и прадедушки?
2. Игра – конкурс:
Расскажи самую весёлую историю из жизни вашей семьи. Почему она вам запомнилась ?
3. Практическое задание .
Придумайте устный рассказ на тему « Почему я хочу быть похожим на одного из своих предков ?»
Заполни в твоей родословной профессии твоих предков.
Организовать выставку « Семейные реликвии» ( коллекции , предметы старины , дневники ).
Организовать выставку « Мир семейных увлечений» ( предметы семейного прикладного искусства : поделки , вязание , шитьё , вырезание и т.д. )
Провести классный час по этой тематике.
4. Индивидуальные консультации .
Беседы с родителями о необходимости проведения таких мероприятий для воспитания у детей гордости за своих близких.

Тема. Семейные обязанности .
Цель: убедить детей в необходимости выполнять семейные поручения, воспитывать положительную мотивацию к самообслуживанию.
1. Беседа.
-Как вы понимаете словосочетание : семейные обязанности и поручения ?
-Какие обязанности у вас в семье ?
Самообслуживание – уборка постели , своей комнаты , разогревание пищи , чистка одежды и обуви и т. д.
Какие семейные поручения у вас имеются ?
( Уход за домашними растениями и животными , приобретение продуктов и товаров , помощь родителям в домашних делах , на огороде и т.д. )
2. Практическое задание :
Запиши в альбом « Моя родословная» перечень своих семейных обязанностей и поручений .
3. Консультации для родителей :
Родительское собрание « Должны ли родители контролировать поведение своих детей , следить за каждым поступком детей или нет ? Отношение детей к их обязанностям».
Анкетирование родителей и детей « Изучение обязанностей детей в семье».
Анализ анкет детей и родителей на род . собрании ( не называя фамилий ) .

Тема. Семейные традиции .
Цель :прививать уважение к семейным традициям .
1. Беседа. «Познавательные традиции нашей семьи».
-Как вы считаете , читать книги , журналы , газеты , смотреть телепередачи – это традиции?
- Да , действительно , мы постоянно смотрим телевизор , регулярно что – то читаем , а традиции – это правило поведения , события , которые постоянно соблюдаются людьми, регулярно повторяются
-Как вы думаете , какие традиции должны быть в каждой семье ?
( распорядок дня , познавательные , образовательные, оздоровительные )
Учитель подводит итог :
Итак , традиции режима дня – это порядок деятельности в течение дня : вовремя вставать , утренний туалет , завтрак , учёба в школе , свободное время
Познавательные традиции - чтение книг , газет , журналов , просмотр интересных телепередач
Оздоровительные традиции – умывание , чистка зубов , уход за телом , занятия гимнастикой , спортом
Праздничные традиции – обычай отмечать праздники , дни рождения , семейные памятные даты ..
- Сегодня мы поговорим о познавательных традициях вашей семьи .
Какие книги вы читаете дома ? Читаете ли вместе с родителями ? Обсуждаете ли прочитанное?
Какие детские журналы вы читаете? Нужно ли читать все статьи в журнале ? Как выбрать интересную статью? ( Совет учителя)
Какие передачи вы смотрите по телевизору ? Какие передачи желательно смотреть ?( Совет учителя )
А у ваших бабушек и дедушек есть такие традиции ?
2. Консультации с родителями .
Беседа с родителями о развитии познавательной деятельности детей с использованием книг , журналов , телевидения или выступления родителей из опыта воспитания по этой теме на родительском собрании.

Тема : Праздничные традиции.
Цель :формировать культуру поведения в проведении дней рождения , семейных праздников ,соблюдение этикета .
1.Беседа .
Праздничные традиции – обычай отмечать праздники , дни рождения , семейные памятные даты .
Ребята , какие праздники вы знаете ?
Какие праздники отмечают в вашей семье ? Почему отмечаются эти праздники?
Как отмечаются праздники в вашей семье?
Что такое памятные дни? Какие памятные дни отмечаются в вашей семье ?
Рассказ учителя о праздниках , которые чаще всего празднуют в семьях .
2. Работа в группах .( коллективное обсуждение и выступление одного или двух представителей от группы.)
1).Кого нужно приглашать на день рождения ? Как нужно приглашать гостей ? ( обсуждение и выступление от каждой группы)
2). Как выбрать подарок для именинника ? Как нужно дарить подарок ?
3. Ситуации.
Володя пригласил ребят на свой день рождения. Каждому гостю Володя говорил , что тот должен подарить ему . Как вы думаете , правильно ли поступил Володя ? ( обсуждение в группах , выступления )
Наташа пришла на день рождения к подруге. Поздравив именинницу , дети сели за праздничный стол. После обеда дети немного поиграли и стали расходиться по домам , было скучно .Что нужно было заранее придумать имениннице ?
4. Выступление учителя. ( прокомментировать выступление каждой группы , рассказать о правилах празднования семейных праздников .
5. Практическая работа. ( в группах )
-Придумайте сценарии ( программы ) празднования дней рождения ребят в вашем классе.
6. Индивидуальные консультации.
Беседы с родителями о правилах празднования семейных праздников .

Тема. Итоговое занятие .
Цель : подведение итогов 3 года работы по теме « Моя родословная».
Проверка заполнения альбома.

Методические рекомендации к программе «Моя родословная».
4 класс
Тема. Моя родословная.
Цель : систематизировать сведения, полученные за 3 года работы, подготовить к составлению генеалогического древа.
1.Беседа.
1) Родословная – это перечень поколений, имеющих одного предка. А наука, занимающаяся изучением родословных, называется Генеалогия. Поэтому и таблица, куда мы будем заносить всех родственников, носит название генеалогическая таблица, или генеалогическое древо..
2) За 3 года мы собрали сведения о себе, своих братьях и сёстрах, родителях, их братьях и сёстрах, даже о дедушках и бабушках, прадедушках и прабабушках и их родственникахМы узнали много о различных профессиях членов наших семей. В этом году всю эту информацию мы обработаем и составим своё ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО, на ветвях которого мы разместим всех родственников по поколениям.
2. Практическое задание.
1) Распределение родственников по поколениям.
- Посчитайте, сколько родственников вы нашли? У кого самая богатая
родословная?
- Посмотрите, до какого колена вы дошли? У кого самая глубокая родословная?

Тема. Свободная информация обо всех родственниках. Составление таблицы.
Цель : записать сведения, собранные обо всех родственниках, в одну сводную таблицу.
1.Беседа.
- Для составления своей родословной необходимо иметь информацию обо всех родственниках. Найти такие сведения – дело непростое. Вы уже это поняли и не раз обращались с вопросами к родителям, бабушкам и дедушкам. Важно побольше узнать не только о тех кто рядом с вами, но и о тех, кого уже нет в живых. Впишите список родственников с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, профессии, степени родства в таблицу.

Фамилия, имя, отчество
Год рождения или годы жизни
Профессия
Степень родства












2. Практическое задание.
Заполнить таблицу с помощью родителей.
3. Консультация для родителей.
Беседа с родителями об оказании помощи детям в заполнении таблицы.

Тема. Составление генеалогического древа.
Цель :начать составление генеалогического древа.
1.Беседа.
Итак , ты узнал много интересного о своих родственниках , выяснил их «звания» и «титулы», нашёл фотографии , нарисовал портреты
Теперь ты можешь приступать к составлению родословной и рисованию ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОГО ДРЕВА.
На нём нарисовано много прямоугольников , расположенных в 4 ряда. Каждый ряд – это одно поколение , или, другими словами, колено твоего рода.
2. Практическое задание.
Итак, за работу ! Начнём с верхнего ряда . В нём нарисовано 3 прямоугольника. Заполните средний из них ( с цифрой 1 ) сведениями о себе: запишите полное имя и дату рождения. Если есть братья или сёстры, то сведения о них поместите в прямоугольниках справа или слева.
Во втором ряду нужно сделать записи о своих родителях и их братьях и сёстрах, причём о родственниках по папиной линии запишите с левой стороны, а по маминой линии – с правой стороны.
Третий ряд будет содержать информацию о бабушках и дедушках и так далее
















3. Консультация для родителей.
Беседа с родителями об оказании помощи детям в составлении генеалогического древа , размещении братьев и сестёр, дядей и тётей и т. д.

Тема. Фамильный герб.
Цель: познакомить с историей возникновения герба, значением изображённых на нём предметов; нацелить на осознанное составление герба своей семьи.
1.Беседа.
- Итак, мы составили свою РОДОСЛОВНУЮ и ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО. Теперь предстоит сочинить свой ФАМИЛЬНЫЙ ГЕРБ.
1)История возникновения герба
2) Наука, изучающая гербы, называется ГЕРАЛЬДИКА.
- Как вы думаете, что должен отображать герб?
- Да, герб отражает увлечения, достижения , интересы членов семьи. Но , чтобы не ошибиться, было бы очень хорошо посоветоваться с родителями. Они с удовольствием подумают вместе с тобой и, возможно, что – то подскажут. Если, например, ваша семья издавна славится своим прекрасным садом, можно нарисовать яблоню с золотыми яблоками. Если всех увлекает компьютерная техника – нарисуйте компьютер. Ну а если хочется отразить в гербе разные профессии, можно разделить герб на несколько частей.
После того, как герб будет составлен, его надо раскрасить. Помните, что гербы принято раскрашивать только определёнными красками. Это красная, голубая, зелёная, бордовая, чёрная, золотая и серебряная.
2. Практическое задание.
1) Составить герб семьи.
2) Приготовить рассказ о том, что отражает герб.
3. Консультация для родителей.
Беседа с родителями об оказании помощи детям в составлении герба.Тема. Фамильный девиз.
Цель: сформировать понятие «девиз», его значение; подобрать девиз для своей семьи
1.Беседа.
1) На прошлом занятии мы составляли свои фамильные гербы.
Кто хочет рассказать про свой герб?
2) Выставка гербов. (Дети рассказывают, что отображают их гербы).
3)У всех владельцев герба должен быть фамильный ДЕВИЗ. Девиз должен отражать мир твоей семьи. Например, девиз герба графа Платова, героя Отечественной войны 1812 года, был такой : «ВЕРНОСТЬ, ХРАБРОСТЬ И НЕУТОМИМЫЕ ТРУДЫ». Другими девизами были слова6 «ЧЕСТЬ И ВЕРНОСТЬ», «ИСПОЛНЕНИЕ ДОЛГА».
Найти подходящий девиз для вашей семьи могут помочь пословицы. Например: «БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ», « ТЕРПЕНЬЕ И ТРУД ВСЁ ПЕРЕТРУТ», «ВЕК ЖИВИ – ВЕК УЧИСЬ», «БЕЗ ДЕЛА ЖИТЬ – ТОЛЬКО НЕБО КОПТИТЬ» Мудрых пословиц очень много, и, если вы попросите помощи у родителей, то вам наверняка удастся найти подходящую для девиза своей семье. Ведь родители тоже заинтересованы в том, чтобы девиз был верным!
2. Практическое задание.
1) Подобрать девиз семьи.
2) Запишите свой девиз на ленте, расположенной внизу герба.
3. Консультация для родителей.
Беседа с родителями об оказании помощи детям в подборе девиза семьи..

Тема. «Своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи».
Итоговое занятие.
Цель: подвести итог работы над альбомом «Моя родословная»; подготовка к
конференции; воспитывать любовь и уважение к близким людям,
желание сделать добро своим близким.
1.Беседа.
- В течение 4-х лет мы с Вами совершали длительное путешествие по страницам истории семьи, восстановили, насколько возможно, свою родословную и даже придумали свой герб и девиз.
Вы поняли, что СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ ВЫ ОБЯЗАНЫ МНОГИМ ПОКОЛЕНИЯМ СВОЕЙ СЕМЬИ. Вы в этой жизни не одиноки и должны дорожить всеми своими родственниками. Нужно очень бережно относиться к близким тебе людям, не забывать их, во всём помогать и спешить делать добро! А для начала, составь «Календарь дней рождения и семейных праздников» ( ведь вы теперь знаете дни рождения родственников и какие семейные праздники отмечают у вас в семье!). С его помощью вы никогда не забудете вовремя поздравить своих родных и близких. Надо только регулярно в него заглядывать!
2. Практическое задание.
1) Составить «Календарь дней рождения и семейных праздников».
2) Подготовка к конференции.
3. Консультация для родителей.
Беседа с родителями об оказании помощи детям в подготовке к конференции и составлении «Календаря дней рождения и семейных праздников».
Тема. Конференция «Моя родословная»
Цели: отчёт и обобщение итогов работы за 4 года над составлением своей
родословной; развитие интереса к истории своей семьи, семейным
традициям, увлечениям, своей родословной.
Вводное слово ведущего.
Конкурс «Моя родословная»:
а) на самую глубокую родословную ( по количеству поколений);
б) на самую богатую родословную ( по количеству родственников);
в) выставка гербов семей .
3. Конкурс «Семейные реликвии». Подготовленные дети рассказывают об
экспонатах.
а) выставка предметов старины, культуры, быта, монеты, игрушки – долгожители, старые фотографии, письма и т.д., хранящиеся в семьях ;
б) выставка «След войны в моей семье» ( письма, награды, военные
фотографии, вещи)
4. Музыкальная пауза.
Исполнятся песни по теме «Семья».
Анализ писем детей их родителям. (сокровенные желания детей , высказанные в письмах к своим родителям).
Выставка «Мир семейных увлечений» .
Заключительное слово ведущего.















Приложение.
Классный час «Моя родословная. Вводное занятие». ( 1 класс)
Цели: познакомить детей с понятием «родословная», «генеалогия», убедить в необходимости изучать историю своей семьи; развивать речь и
мышление детей; пробудить интерес к своим предкам.
Вступительная беседа.
- Как вы думаете, должны ли дети знать историю своей семьи?
- Для чего нужно знать историю своей семьи?
-У каждого из вас есть семья: мама, папа, бабушки, дедушки, прабабушки и даже прадедушки А много ли вы о них знаете?
-Что вы знаете о ваших бабушках и дедушках? (прабабушках и прадедушках)?
-Назовите их имена. Знаете ли вы, когда у них дни рождения? Как вы их поздравляете? Какой подарок для них самый лучший?
(Фронтальный опрос)
- Какие у них были профессии? Чем они занимались?
(Дети рассказывают то, что им известно о своих родителях, бабушках и дедушках, их профессиях, любимых занятиях, интересных фактах из жизни.)
- Есть ли в вашем роду известные люди?
2. Понятие о родословной.
- Каждому человеку следует знать историю своей семьи. Поговорите со своими родителями, другими родственниками и вы узнаете много нового и интересного. Сегодня мы с вами отправляемся в длительное путешествие по страницам истории семьи. Продлится оно целых 4 года. За это время вы узнаете много нового о своей семье, найдёте ответы на все возникшие вопросы . Все добытые сведения мы будем заносить в специальную таблицу «Моя родословная», с помощью которой построим своё родословное дерево. Я надеюсь, что ваши родители, бабушки и дедушки помогут вам в работе, и вы сможете составить настоящую историю рода.
-Какие предметы тоже могут оказать помощь в составлении родословной?
-Да, это старые фотографии, письма, ордена и медали, вещи, сделанные руками ваших предков ,предметы старины, хранящиеся в семье Другими словами , семейные реликвии, которые передаются из поколения в поколение.
- Существует специальная наука, которая занимается изучением родословных. Она называется «Генеалогия».
«Родословная» - это перечень поколений, имеющих одного предка. (Объяснить детям на доступном уровне и примере семьи)
3.Подведение итогов.
- Зачем нам нужно знать свою родословную?
- Кто может помочь вам узнать побольше о своей семье, её истории?
- Что может стать «семейной реликвией»?
4. Поисковое задание.
Дома, вместе с родителями начать оформление альбома «Моя родословная» (титульный лист). Узнать у родителей их полные имена, дни рождения. Попросить старших рассказать о своей семье.

Классный час « Дорожите именем своим! ». Тайна наших имён.
(2 часа)
Цели: познакомить с историей возникновения имён, их многообразием ;
развивать речь, мышление детей; воспитывать интерес к истории
своего имени, именам своих близких; способствовать объединению
детей, их родителей на основе общего интереса и общей деятельности.
1.Вступительная беседа.
- Знаете ли вы, что история начинается уже с вашего имени?
Какое разнообразие имён встречается вокруг нас! Чтобы их вспомнить, мы поиграем в игру «Назови имя».
( Учитель бросает мяч и называет любое имя. Поймавший должен продолжить , назвав имя, начинающееся с последней буквы предыдущего.)

- Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии. Но ведь имя у человека возникло не случайно. Шли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять отдельного человека из толпы, обращаясь к нему по имени.
Имя даётся человеку при рождении и сопровождает его всю жизнь.
- Как появились? Откуда же к нам пришли наши имена?
2. Из истории происхождения имён.
В Древней Руси имена детей отмечали наиболее характерные черты характера или особенности поведения : Балагур, Прыгунок, Пискун ; внешние особенности: Светлана, Чернава. Детей называли по времени рождения (Зима, Вешняк), по порядку появления на свет (Старшой).
Кроме имени человеку давали и прозвище. Оно отражало определённые свойства человека или род его занятий: Рыболов, Грамотей, Скоморох, Богомол и др.
В 988 году, во время правления киевского князя Владимира, Русь приняла христианство. Вместе с ним на Русь попали и многие византийские имена, которые, в свою очередь, произошли от древнегреческих и древнеримских.
Древнегреческие и древнеримские имена подчёркивали в людях моральное и физическое достоинство. .
По христианской традиции детям стали давать имена в честь святых. Эти имена назывались в «Святцах» - церковном календаре. Например:
Александр ( греч.) – защитник людей,
Андрей ( греч.) – мужественный,
Ирина (греч.) – мир,
Виктор ( греч.) – победитель,
Наталья ( лат.) - родная,
Марина ( Рим.) - морская
Олег (скандин.) – священный и т. д.
Происхождение имен можно узнать в специальном словаре имён.
3.Практическая работа.
- Напишите в тетради своё имя. Нарисуйте ромашку и на каждом её лепестке напишите варианты твоего имени. При этом вспомните, как называют вас близкие и знакомые люди.
- Вспомните, как называют тех, у кого такое же имя? Да, это тёзки.
Дети читают стихотворение В. Агапова «Дорожите именем своим!»
Дорожите именем своим.
Имена даются не случайно
В них простая маленькая тайна.
Дорожите именем своим.

Ах, как много ласковых имён
У мальчишек в школе и девчонок!..
Вечером и утречком, спросонок,
Слушайте их звучный перезвон:

Света, Миша, Сашенька, Максим
Сколько знает каждый, сосчитайте!..
Никого , друзья, не обижайте
Дорожите именем своим.
4. Подведение итогов.
- Как называли детей в Древней Руси? Что влияло на выбор имени для ребёнка?
- Откуда брали имя для ребёнка по христианской традиции?
- Какие качества в людях подчёркивали древнегреческие и древнеримские имена?
5. Поисковое задание.
- Найти в «Словаре имен» происхождение своего имени, его значение и посмотреть варианты, как в быту можно называть человека, носящего такое имя.

Классный час « Моя история ». ( 1 класс)
Цели: познакомить с понятиями «поколение», «предки», «семья»,составить
«Ленту времени» каждого ребёнка, состоящую из отдельных событий
его жизни; развивать познавательный интерес своей истории, истории
своей семьи; способствовать сближению членов семьи.
1. Вступительная беседа.
- Как вы понимаете слово «история»?
- У каждого из вас есть собственная история. Сначала вы были очень маленькими, потом научились ходить, говорить, пошли в детский сад, в школу; впервые побывали в цирке или ездили с родителями отдыхать. Все эти события и составляют вашу историю.
2. «Лента времени» моей жизни.
- Любой из вас видел фотоплёнку. Каждый кадр – это момент вашей жизни, который вы будете вспоминать всякий раз, когда увидите фотографию. Историю каждого человека можно представить в виде такой плёнки – Ленты времени.

19.. г.
Я ро-
дился

19..г.
..
19..г.
..
19.. г.
Здра-
вствуй, дет. сад!
19..г.
..
19.. г.
Я ви-
жу
море!
19..г.
..
19..г.
Я иду
в шко-
лу.
19..г.
..
19..г.
..


- Но вы не всё помните из своей истории, особенно, когда вы были маленькими. Кто вам может оказать помощь?
- Да, это ваши мамы и папы, бабушки и дедушки; семейные фотографии, ваши старые игрушки, предметы одежды; записи в дневнике, который вели ваши родители, когда вы были ещё совсем маленькими.
3. Лента времени моей семьи.
- Прошлое есть и у твоей семьи. Лента времени будет очень длинной, если на неё нанести годы жизни ваших родителей, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек Все члены вашей семьи имеют свою историю, которая связана с историей других людей, а те, в свою очередь, имеют свою собственную историю. Значит, история вашей семьи является частью истории страны.
На ленте времени получится несколько поколений: дети – родители – бабушки – прабабушки
Ваши непосредственные родственники: родители, бабушки и дедушки – это семья.
Прабабушки и прадедушки, прапрабабушки и прапрадедушки – это ваши предки, которые жили задолго до вас и ваших родителей.
На протяжении столетия живут одновременно 3 поколения: в начале столетия начинается жизнь деда, а в конце века живёт внук.
Все родственники и составляют нашу родословную. Позднее мы занесём их всех на ветви генеалогического древа.
4. Подведение итогов.
-Можно ли отделить историю отдельного человека от истории своей семьи, истории страны? Почему? Есть ли разница между понятиями «предки» и «члены семьи»?
- Кто же может помочь вам в составлении «Ленты времени»?
5. Поисковое задание.
- Дома с помощью родителей, бабушек и дедушек попробуйте построить «Ленту своей жизни».
Занятие « Кто я? Где живу?» ( 1 класс)
Цели: показать значение фамилии, имени, отчества, домашнего адреса , даты рождения - расположения меня в пространстве – для каждого человека.
Беседа «Расскажи мне о себе».
- Что вы можете рассказать о себе?
- Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, определяющая его судьбу. И, конечно, большое значение имеет имя, которое дают ребёнку при рождении, знак Зодиака, под которым он родился Вот сегодня мы попробуем рассказать о себе с помощью вопросов.
2. Практическая работа.
-Ребята, некоторые вопросы вам покажутся трудными. Кто может помочь найти на них ответы?
- Да, это ваши родители. Вместе с ними попробуйте отыскать гороскоп и посмотрите, какие качества вашего знака Зодиака наложили отпечаток на ваш характер; какие камень и металл являются вашими талисманами
- Вот эти вопросы.
1. Где и когда я родился.
2. Под каким знаком Зодиака я родился.
3. В какой год по китайскому календарю я родился.
4.Где я живу.
5. Моя любимая игрушка, игра.
6.Моя любимая книга, мультфильм, сказочный герой.
7. Мой любимый праздник. Почему?
8. Чем я люблю заниматься?
9. Моя мечта.
10.На кого я хочу быть похож?
11.Как я помогаю моим родителям, бабушкам и дедушкам?
12. Что я ещё хочу рассказать о себе?
- Рассмотрите дома с родителями фотографии родственников, поищите внешнее сходство с родителями, другими родственниками ( цвет волос, глаз)
3.Консультации для родителей.
Убедить родителей в необходимости такой практической работы дома для формирования интереса к своей родословной .
4.Подведение итогов.
- Что нового вы узнали о себе, отвечая на вопросы?
- Что интересного рассказали вам ваши родители?
Оформите вместе с родителями в альбоме «Моя родословная» новую страницу. Для этого вставьте в альбом свою фотографию и запишите небольшой рассказ о себе с помощью данных вопросов.

Классный час «Моя фамилия» ( 1 класс)
Цели: показать историю происхождения и значение фамилии для каждого
человека, учить работать со словарём; развивать мышление, речь
детей; воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории,
предкам; способствовать объединению членов семьи посредством
общего интереса к истории своей семьи. 1. Вступительная беседа.
В наше время у каждого человека есть имя, отчество и фамилия. Но так было не всегда. Давным – давно у людей были только имена и прозвища. Так и писали : «кузнец, прозвище Левша». Отчества и фамилии появились позже.
Такое привычное для нас слово фамилия попало в наш язык из латыни и в переводе означает «семья».
Фамилия – это наследственное имя семьи.
Свои фамилии , которые потом передавались детям, люди чаще всего получали от:
1) профессии отца ( Кузнецов, Токарев):
1) места рождения (Москвин, Ростовцев, Пензин, Сердобцев);
3) национальности (Татаринцев, Мордовин);
4) имени отца (Иванов, Сидоров, Александров);
5) названий зверей, птиц, насекомых:
В фамилиях различных лиц,
Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц,
Зверей и насекомых:
Лисичкин, Раков, Индюков,
Селёдкин, Мышкин, Тёлкин,
Мокрицын, Волков, Мотыльков,
Бобров и Перепёлкин. ( С. Михалков)
2. Практическая работа. Работа со «Словарём фамилий» Е.Глушко и
Ю.Медведева.
- А теперь попробуйте объяснить происхождение своей фамилии. ( Дети высказывают свои предположения)
- Лучше , если вам помогут ваши родители. Существует специальный «Словарь фамилий». В «Словаре фамилий» Е. Грушко и Ю. Медведева упомянуто и разъяснено около десяти тысяч фамилий. Например, фамилия «Васильева» образована от имени греческого происхождения. Василий – «царственный».
Даже самые , казалось бы, непонятные фамилии в большинстве случаев что – нибудь означают. Например, предки Корчагиных были гончарами, т. к. корчага – это большой глиняный горшок.
Некоторые фамилии нам покажутся смешными ( Дураков, Глупцов, Злобин). Это совсем не значит, что далёкие предки были глупыми и недобрыми. Как раз наоборот! Такие фамилии давались умным и хорошим людям, чтобы уберечь их от сглаза, от влияния злых сил. Они так и назывались – «оберегами».
Как бы странно не звучала сейчас ваша фамилия, стыдиться её не нужно. Попробуйте прославить её своим трудом и заслугами!
3. Подведение итогов.
- Что могло стать источником происхождения фамилии?
- Подумайте, можно ли жить без имени, отчества, фамилии? Почему?
4. Поисковое задание.
- С помощью «Словаря фамилий» попробуйте узнать историю своей фамилии.

Классный час. Мои дедушки и бабушки. Их ближайшие родственники.
( 2 класс)
Цели: выяснить , что дети знают о своих дедушках и бабушках; способствовать более близкому общению членов семьи; воспитывать уважение к старшему поколению.
1. Беседа.
- Ну а сейчас настала пора узнать побольше о своих самых любимых родственниках – бабушках и дедушках! И папиным , и маминым родителям стоит посвятить по отдельной странице альбома.
- Скажите, кто вам может оказать помощь в сборе сведений о своих бабушках и дедушках?
- Да, вы можете поговорить с родителями и попросить их рассказать о своих родителях, ваших бабушках и дедушках. А можете побеседовать с ними сами.
Если твои бабушки и дедушки живут отдельно от вас, то хорошо бы захватить на вашу встречу цветы и гостинцы. К беседе нужно подготовиться заранее. Помочь в этом могут вопросы Анкеты. Не забудьте расспросить своих бабушек и дедушек об их братьях и сестрах, родителях, бабушках и дедушках. Эти сведения понадобятся нам позднее при оформлении следующих страниц нашего альбома «Моя родословная».
Между прочим, записывать эти сведения можно не только на бумагу, но и на магнитофон. Магнитная лента сохранит ещё и голоса твоих бабушек и дедушек.
Если твои бабушки и дедушки живут в другом городе или селе, задай им вопросы в письме и терпеливо жди ответа.
Не забудь попросить бабушек и дедушек показать или прислать и фотографии братьев и сестёр, а если это возможно, то и подарить тебе их или сделать копии. Добавь фото в Альбом и составь с помощью вопросов Анкеты небольшие рассказы.
Анкета:
1) Фамилия, имя, отчество моего дедушки ( бабушки ) по папиной ( маминой ) линии.
2) Что означает имя?
3) Место и дата рождения. Где живёт сейчас?
4) Где и кем работает ( или работал раньше)?
5) Чем любит заниматься больше всего?
6) Что умеет делать лучше всех?
7) Чему меня научил мой дедушка ( моя бабушка)?
8)В чём я хочу быть на него ( на неё) похожим?
9) Как я забочусь о дедушке ( бабушке)?
10) Что ещё хочу рассказать о своих бабушке и дедушке?
2. Практическое задание.
1) Попросить маму и папу рассказать о своих родителях ( твоих бабушках и дедушках).
2) Встретиться с бабушками и дедушками и попросить их рассказать о себе.
3) Заполнить страницы альбома, ответив на вопросы анкеты.
3. Консультации для родителей.
Беседа с родителями о том , чтобы организовали детям встречу с бабушками и дедушками, помогли в сборе сведений о своих родителях.
Анкета для родителей.
Цели: изучение влияния учебной нагрузки и режима дня на состояние здоровья ребёнка.
В какое время ваш ребёнок обычно встаёт в учебный день?
Делает ли ваш ребёнок утреннюю зарядку?
а) да
б) нет
в) иногда
3. Делает ли ваш ребёнок закаливающие процедуры?
а) да
б) нет
в) иногда
г) считаю это лишним
4. Завтракает ли ваш ребёнок перед школой?
а) да
б) нет
в) если нет, то почему?
5. Сколько времени затрачивает ваш ребёнок на дорогу в школу? Каким транспортом он
пользуется?
6. Сколько времени в среднем проводит ваш ребёнок на воздухе?
а) в учебный день -
б) в выходные и каникулярные дни –
7. Какие спортивные секции посещает ваш ребёнок?
Сколько раз в неделю?
8. Какие кружки посещает ваш ребёнок?
Сколько раз в неделю?
9. Сколько времени затрачивает ваш ребёнок на домашнего задания?
а) в учебный день -
б) в выходные дни –
10. Читает ли ваш ребёнок ежедневно не программную художественную литературу?
Сколько времени в день на это отводится?
11. Сколько времени в день затрачивает ваш ребёнок на просмотр телепередач?
12. Сколько времени тратит на занятия с компьютером и игровыми приставками?
а) в учебный день -
б) в выходные дни –
13. Во сколько ваш ребёнок ложится спать?
а) в учебный день -
б) в выходные дни –
14. Бывают ли жалобы на
а) головную боль -
б) головокружение -
в) расстройство сна –
15. Часто ли проявляются :
а) слезливость -
б) капризы –
в) плохое настроение –
г) апатия -

Тема. Фамильный герб.( 4 класс)
Цель: познакомить с историей возникновения герба, значением изображённых на нём предметов; нацелить на осознанное составление герба своей семьи.
1.Беседа.
- Итак, мы составили свою РОДОСЛОВНУЮ и ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО. Теперь предстоит сочинить свой ФАМИЛЬНЫЙ ГЕРБ.
- История возникновения герба проста. Закованным в доспехи рыцарям нужно было как – то отличать «своих» от «чужих». Самым удобным местом, на котором помещался отличительный знак, был щит. Так родился герб. У каждого государства, города и даже семьи был свой герб. Есть даже специальная наука, изучающая гербы. Она называется ГЕРАЛЬДИКА.
- Как вы думаете, что должен отображать герб?
- Да, герб отражает увлечения, достижения , интересы членов семьи. Но , чтобы не ошибиться, было бы очень хорошо посоветоваться с родителями. Они с удовольствием подумают вместе с тобой и, возможно, что – то подскажут. Если, например, ваша семья издавна славится своим прекрасным садом, можно нарисовать яблоню с золотыми яблоками. Если всех увлекает компьютерная техника – нарисуйте компьютер. Ну а если хочется отразить в гербе разные профессии, можно разделить герб на несколько частей.
Кстати, в гербе можно отразить отдельно то, чем славны род твоей мамы и род твоего папы. В старину при брачном союзе двух семей, имевших собственные гербы, составлялся новый герб. Для этого брали правую половину герба мужа и левую половину герба жены. При этом возникали странные фигуры животных. Например, наполовину лев – наполовину медведь, или наполовину конь – наполовину орёл
- Каждое животное или растение, каждый предмет, изображённый на гербе, обязательно что – нибудь означает. Например:
ЛЕВ – силу, мужество, великодушие;
ЛЕОПАРД – храбрость, отвагу;
КОНЬ – храбрость льва, зрение орла, силу волка, быстроту оленя, ловкость
лисицы;
СОБАКА – преданность и повиновение;
КОШКА - независимость;
ВОЛК – злость и жадность;
МЕДВЕДЬ – предусмотрительность;
БЫК – плодородие земли;
ОВЦА – кротость;
ЛАНЬ – робость;
ВЕПРЬ (дикий кабан) – мужество;
ОЛЕНЬ – символ воина, перед которым бежит неприятель;
ОРЁЛ – власть, великодушие;
ВОРОН – долголетие;
ПЕТУХ – воинственность;
ЦАПЛЯ – пугливость;
ПАВЛИН – тщеславие;
ПЕЛИКАН родительскую любовь к детям;
ЖУРАВЛЬ с камнем в одной лапе – бдительность;
ДЕЛЬФИН – силу;
ПЧЁЛЫ И МУРАВЬИ – трудолюбие;
БАБОЧКА – непостоянство;
ЗМЕЯ – вечность;
ДУБ – крепость и силу;
ОЛИВКОВОЕ ДЕРЕВО – мир;
ПАЛЬМА – долговечность.
Кроме этого на гербах часто изображались солнце, луна, облака, радуга, реки, горы, холмы, ветви, венки, колосья, снопы, предметы военного и гражданского быта. Встречались и символы различных профессий: музыкальные, столярные, слесарные, строительные инструменты, якоря, компасы, архитектурные сооружения.
После того, как герб будет составлен, его надо раскрасить.Помните, что гербы принято раскрашивать только определёнными красками. Это красная, голубая, зелёная, бордовая, чёрная, золотая и серебряная.
2. Практическое задание.
- Ну а теперь, зная всё это, вы наверняка отлично справитесь с заданием.
1) Составить герб семьи.
2) Приготовить рассказ о том, что отражает герб.
3. Консультация для родителей.
Беседа с родителями об оказании помощи детям в составлении герба.











13PAGE 15


13PAGE 14115



я

мама

папа

бабушка

дедушка

бабушка

дедушка

прабабуш
ка


прадедуш
ка


прабабуш
ка


прадедуш
ка


прабабуш
ка


прадедуш
ка


прабабуш
ка


прадедуш
ка




Заголовок 115