Проект на тему Развитие внимания и памяти у младших школьников с ЗПР
Проектная работа
на тему
«Развитие внимания и памяти у младших школьников с ЗПР».
Выполнила:
Янкина Светлана Ивановна
ГБОУ СОШ с. Большая Каменка
учитель начальных классов
2013г
Содержание
Актуальность.
Основные диагностические признаки ЗПР (клинико-психологические синдромы). Особенности внимания и памяти у детей с ЗПР.
Диагностика развития внимания и памяти у детей с ЗПР.
Коррекция и развитие внимания и памяти у детей с ЗПР.
Анализ результатов коррекционной работы.
Список литературы.
1. Актуальность.
По данным различных исследований, в России до 30% детей младшего школьного возраста имеют проблемы в обучении и не справляются с требованиями школьной программы. Это дети – в целом нормальные: с нормальным слухом и зрением, отсутствием умственной отсталости, заметных дефектов речи и опорно-двигательного аппарата. Они испытывают значительные трудности в учебе из-за повышенной утомляемости, неустойчивого внимания, плохой памяти, недостаточного уровня развития мышления и речи.
В зависимости от подхода к изучению этих детей в разных странах их называют по - разному: «детьми с трудностями в обучении», «детьми с пониженной обучаемостью», «отстающими в учении», «детьми со специфическими трудностями в обучении» и др. В США долгое время проблемами таких детей занимались медики, и они называли их «дети с минимальными повреждениями мозга». В Германии использовался термин «дети с нарушениями поведения», так как трудности в обучении у детей часто сопровождаются проблемами в поведении: невыполнением требований взрослых, эмоциональной неустойчивостью, срывами и др.
Как показывают исследования, большую часть детей, испытывающих трудности в обучении, составляют дети с задержкой психического развития, которые по степени сформированности некоторых психических функций не соответствуют своему возрасту, а как бы находятся на более ранних стадиях развития. Характерным признаком таких детей является незрелость эмоционально-волевой сферы, из-за чего они в 6 лет не способны в течение более или менее длительного времени (30-35 минут) быть внимательными, сосредоточенными и сконцентрированными на какой-то деятельности.
Развитие психики ребёнка в отечественной и зарубежной психологии понимается как исключительно сложный, противоречивый процесс, подчиненный взаимодействию многих факторов. Степень нарушения темпа созревания мозговых структур, а следовательно, и темпа психического развития, может быть обусловлена своеобразным сочетанием неблагоприятных биологических, социальных и психолого-педагогических факторов.
В рамках психолого-педагогических исследований накоплен значительный материал, свидетельствующий о специфических особенностях детей с ЗПР, отличающих их, с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой стороны, от умственно отсталых детей.
2. Основные диагностические признаки ЗПР (клинико-психологические синдромы)
Под термином «задержка развития» понимают синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма.
А. Незрелость эмоционально-волевой сферы - синдром психического инфантилизма: 1) преобладание игровых интересов над познавательными; 2) эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, конфликтность либо неадекватная весёлость и дурашливость; 3) неумение контролировать свои действия и поступки, некритичность, эгоизм; 4) отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения, нежелание подчиняться правилам.
Б. Нарушение интеллектуальной работоспособности в связи с дисфункцией вегетососудистой регуляции - синдром церебральной астении (церебрастенический синдром): 1) повышенная утомляемость; 2) по мере утомляемости - нарастание психической медлительности либо импульсивности; ухудшение концентрации внимания, памяти; немотивированные расстройства настроения, слезливость, капризность и т.п.; вялость, сонливость либо двигательная расторможенность и болтливость, ухудшение почерка; 3) повышенная чувствительность к шуму, яркому свету, духоте, головные боли; 4) неравномерность учебных достижений.
В. Энцефалопатические расстройства: 1) неврозоподобный синдром (страхи, тики, заикание, нарушение сна, энурез и пр.); 2) стойкие расстройства поведения - синдром повышенной аффективной и двигательной возбудимости; психопатоподобный синдром (эмоциональная взрывчатость в сочетании с агрессивностью; лживость, расторможенность влечений и пр.); 3) эпилептиформный синдром (судорожные припадки, специфические особенности аффективной сферы и пр.); 4) апатико-адинамический синдром (вялость, безразличие, заторможенность и пр.).
Г. Нарушения предпосылок интеллекта: 1) недостаточность тонкой моторики рук; нарушения артикуляционной и графо-моторной координаций (нарушение каллиграфии); 2) зрительно-пространственные нарушения: нестойкость графического образа цифр и букв, зеркальность и перестановки их при чтении и написании; трудности ориентации в пределах тетрадного листа; 3) нарушение звуко-буквенного анализа и звуковой структуры слов; 4) трудности усвоения логико-грамматических конструкций языка, ограниченность словарного запаса; 5) нарушение зрительной, слуховой, слухо-речевой памяти; 6) трудности концентрации и распределения внимания, фрагментарность восприятия.
Важным диагностическим признаком для отграничения от олигофрении является возможность принимать и использовать помощь, усваивать принцип решения заданной интеллектуальной операции и переносить его на аналогичные задания.
Особенности памяти, внимания у детей с ЗПР.
Для детей с задержкой психического развития характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.
Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти.
Наблюдения педагогов и родителей за детьми с ЗПР, а также специальные психологические исследования указывают на недостатки в развитии их непроизвольной памяти. Многое из того, что нормально развивающиеся дети запоминают легко, как бы само собой, вызывает значительные усилия у их отстающих сверстников и требует специально организованной работы с ними.
В исследовании Н.Г. Поддубной изучалась зависимость продуктивности непроизвольного запоминания от характера материала и особенностей деятельности с ним у дошкольников с ЗПР.
Н.Г. Поддубная отмечает, что наглядный материал запоминается лучше вербального и в процессе воспроизведения является более действенной опорой. Автор указывает на то, что непроизвольная память у детей с ЗПР страдает не в такой мере, как произвольная, поэтому целесообразно ее широкое использование при их обучении.
Т.А. Власова, М.С. Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у детей с задержкой психического развития как на одну из главных причин их трудностей в школьном обучении. Эти дети плохо запоминают тексты, не удерживают в уме цель и условия задачи. Им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного.
Специфические особенности памяти детей с ЗПР:
1. Снижение объема памяти и скорости запоминания;
2. Непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме;
3. Механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме;
4. Преобладание наглядной памяти над словесной;
5. Снижение произвольной памяти;
6. Нарушение механической памяти.
Специфические особенности внимания детей с ЗПР:
Исследователь детей с ЗПР Жаренкова Л.М. отмечает следующие особенности внимания, характерные для данного нарушения:
- Низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость. В исследовании Н.Г. Поддубной ярко проявились особенности внимания у детей с ЗПР: в процессе выполнения всего экспериментального задания наблюдались случаи колебаний внимания, большое количество отвлечений, быстрая истощаемость и утомляемость.
- Низкий уровень устойчивости внимания. Дети не могут длительно заниматься одной и той же деятельностью.
- Узкий объем внимания.
Неустойчивость внимания и снижение работоспособности у детей данной категории имеют индивидуальные формы проявления. Так, у одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других детей наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода деятельности, то есть этим детям необходим дополнительный период времени для включения в деятельность; у третьей группы детей отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания.
Более сильно нарушено произвольное внимание. В коррекционной работе с этими детьми необходимо придавать большое значение развитию произвольного внимания. Для этого использовать специальные игры и упражнения («Кто внимательней?», « Чего не стало на столе?» и так далее). В процессе индивидуальной работы применять такие приемы, как: рисование флажков, домиков, работа по образцу и т.д.
Увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, поэтому проблема трудности в обучении стала одной из актуальных психолого-педагогических проблем сегодняшнего времени. Исходя из этого, можно считать тему проекта «Развитие внимания и памяти у младших школьников с ЗПР» актуальной.
Цель проекта:
Развитие и коррекция внимания и памяти у младших школьников с ЗПР.
Задачи:
1. Выявить объем нарушений формирования памяти и внимания у младших школьников с ЗПР.
2. Создание технологии коррекции и развития познавательных процессов (памяти, внимания).
4. Реализация данной технологии с точки зрения её эффективности в ходе образовательного процесса.
Основываясь на поставленные задачи, экспериментальная работа включает в себя три этапа:
3. Диагностический.
Целью данного блока является выявление объема нарушений формирования памяти и внимания у школьников с ЗПР.
В ходе исследования будут выявлены и квалифицированы:
· уровень развития долговременной и кратковременной памяти;
· уровень концентрации внимания;
· устойчивость внимания;
· объем внимания.
С целью выявления уровня развития долговременной памяти использую методику А.Р. Лурия «Заучивание 10 слов».
Эта методика "Заучивание 10 слов" одна из наиболее часто применяющихся. Предложена А.Р.Лурия. Используется для оценки состояния памяти испытуемых, утомляемости, активности внимания. Методика позволяет исследовать процессы памяти, запоминания, сохранения и воспроизведения.
Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при остальных методиках, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно. Перед началом опыта экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двухсложных) слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Обычно каждый экспериментатор привыкает к какому-либо одному ряду слов, но желательно пользоваться не одним, а несколькими наборами, чтобы испытуемые не могли их друг от друга услышать.
Первое объяснение. "Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же повторите столько, сколько запомните. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?"
Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор в своем протоколе ставит крестики под этими словами. Затем он продолжает инструкцию (второй этап).
Продолжение инструкции. "Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и вы опять должны повторить их и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили, все вместе, в любом порядке".
Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые повторил исследуемый. Затем опыт снова повторяется, 3,4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: "Еще раз".
В случае, если исследуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяют, ставит и под ними крестики.
В случае, если исследуемый пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор останавливает его; никаких разговоров во время работы допускать нельзя.
После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, спустя 50-60 минут, снова спрашивает у исследуемого эти слова (без напоминания). Примерный список слов: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед, огонь.
По этому протоколу может быть составлена "кривая запоминания". Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной число правильно воспроизведенных слов.
Кривая запоминания.
На большом количестве здоровых исследуемых установлено, что у здоровых людей, как взрослых, так и детей школьного возраста, кривая запоминания носит примерно такой характер: 5,7,9, или 6,8,9 или 5, 7,10 и т.д., т.е. к третьему повторению исследуемый воспроизводит 9 или 10 слов и при последующих повторениях удерживается на числах 9 или 10. Если же отмечается снижение запоминаемых слов, появляются лишние слова, то по наблюдениям некоторых психологов эти дети страдают текущими органическими заболеваниями мозга. Особенно много таких "лишних" слов продуцируют дети в состоянии расторможенности.
"Кривая запоминания" может указывать и на ослабление активного внимания и на выраженную утомляемость испытуемых. Так, например, иногда он ко второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а затем после каждой пробы воспроизведения все меньше и меньше. В жизни такой человек страдает обычно забывчивостью и рассеянностью, но в основе его забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. Истощаемость внимания испытуемых не обязательно проявляется в кривой с резким спуском вниз, иногда кривая принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях.
Кривая истощаемости внимания
В отдельных, сравнительно редких случаях, они воспроизводят одно и то же количество одних и тех же слов. Кривая имеет форму плато. Такое отсутствие нарастания удержания слов после их повторения свидетельствует об эмоциональной вялости испытуемых; нет отношения к исследованию, нет заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше.
Число слов, удержанных и воспроизведенных испытуемым час спустя после повторения, в большей мере свидетельствуют о памяти в узком смысле слова, т. е. о фиксации следов воспринятого.
5. Исследование долговременной памяти. В этих заданиях также определяется запас знаний ребенка, его эрудиция.
Чтобы определить, насколько развита у ребенка долговременная память, можно также использовать следующий прием: побывав с ребенком в каком-нибудь месте, попросить его на следующий день описать, что он там видел, что делал и т.д. Заодно здесь исследуется и его наблюдательность, уровень развития речи.
6. ^ Исследование двигательной памяти: взрослый просит ребенка повторить за ним определенную последовательность движений, например, дотронуться левой рукой правого уха, улыбнуться, присесть и т.д. Или скопировать определенное положение пальцев:
Важно отметить, что потому, насколько развита у ребенка тонкая моторика рук, можно судить о степени развития у него речи. Это связано с тем, что центры, отвечающие за речь и мелкую моторику расположены рядом в мозгу. Развивая пальцы рук ребенка (рисование, вырезание ножницами, лепка, нанизывание бусинок на нитку и т.д.), вы также развиваете его речь.
^ Методика "Долговременная память".
Экспериментальный материал состоит из следующего задания.
Экспериментатор сообщает: "Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постараетесь их запомнить. Приготовились, слушайте внимательно:
стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко".
Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 7-10 дней. Коэффициент долговременной памяти высчитывается по следующей формуле:
где А - общее количество слов,
В - количество запомнившихся слов,
С - коэффициент долговременной памяти.
Результаты интерпретируются следующим образом:
75-100% - высокий уровень;
50-75% - средний уровень;
30-50% - низкий уровень;
ниже 30% - очень низкий уровень.
^ Методика "Запомни пару".
Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.
Необходимый материал: два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи во втором ряду они отсутствуют.
Ход выполнения задания. Экспериментатор читает испытуемому(ым) 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой - 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.
Обработка данных задания. Результаты опыта записываются в таблицу:
Тест "Кратковременная зрительная память"
Вам предлагается таблица случайных чисел. Через 20 сек таблицу уберут, и вы должны будете записать все те числа, которые вы запомнили.
Таблица
13 91 47 39
65 83 19 51
23 94 71 87
Оценка кратковременной зрительной памяти производится по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека – 7 и выше. Методика удобна для группового тестирования, так как процедура не занимает много времени.
«Кратковременная зрительная память».
Предлагаемые задания для диагностики развития памяти можно использовать и в качестве развивающих упражнений для занятий с детьми. В заданиях не приводятся количественные критерии для оценки памяти. В зависимости от того, справляется ребенок или нет с каким-либо видом заданий, надо подбирать ему упражнения подобного типа для развивающих занятий.
Занятия по диагностике и тренировке памяти желательно проводить с детьми в игровой форме, чтобы детям было интересно. Занятия не должны быть слишком продолжительными, чтобы ребятишки не уставали.
1. ^ Запоминание картинок и предметов (диагностика кратковременной памяти). Разложить перед ребенком на столе 5-6 картинок или настоящих предметов (игрушек). Дать 30 секунд, чтобы запомнить. Потом ребенок должен по памяти перечислить, какие предметы (или их изображения) разложены на столе. Можно попросить его описать детали предметов. Как вариант данной методики: изменить расположение каких-то предметов, убрать (добавить) или заменить какой-либо предмет, после чего попросить ребенка определить, что изменилось.
2. ^ Рисование по памяти (диагностика кратковременной памяти): ребенку предъявляется для запоминания на 1 минуту несложная картинка, затем взрослый ее убирает, и малыш должен нарисовать картинку по памяти. Как вариант данного задания: дорисовать по памяти недостающие части, детали рисунка.
Срисовывание картинки (диагностика кратковременной памяти):
4. ^ Составление картинки по памяти из кусочков (диагностика кратковременной памяти) . Для этого задания необходимы две одинаковые картинки. Одну из картинок показывают ребенку в течение 30 секунд для запоминания. Вторую картинку надо предварительно разрезать на несколько частей (чем сложнее картинка и больше количество частей, тем труднее задания). После этого образец убирают, и ребенок должен по памяти составить картинку из предложенных ему отдельных фрагментов.
Для определения особенностей развития внимания использую методики: «Корректурная проба»,
Разработано много способов проверки уровня развития внимания человека. Некоторые из них используются уже столетиями. Те же самые тесты можно использовать и для тренировки внимания. Как в обычном, так и в творчески переработанном, модифицированном виде. Одним из самых простых и в то же время информативных тестов для проверки внимания признана “Корректурная проба”. Методика “Корректурная проба” (Тест Бурдона) позволяет диагностировать концентрацию внимания, устойчивость внимания, переключаемость внимания.
Материал для проведения методики: бланк, секундомер, карандаш.
Инструкция: ”Я Вам дам листок, на котором написаны разные буквы. Ваша задача – зачеркивать только буквы “а”, “м”, “к”, “в”. Вы должны работать как можно быстрее.”
Время на работу – 4 минуты.
По истечении каждой минуты испытатель ставит галочку на том месте, где в данный момент работает испытуемый.
После проведения методики: вычисляется К. Формула: К=n1-n2-n3/N * 100%
N - общее количество букв “а”, “м”, “к”, “в”.
n1 - количество правильно зачеркнутых букв “а”, “м”, “к”, “в”.
n2 - количество пропущенных букв “а”, “м”, “к”, “в”.
n3 - количество ошибочно зачеркнутых букв.
Эта формула просчитывается по всем минутам, т.е. должно получиться 4 вычисления К.
0 – 20% – плохое внимание
21 – 40% – плохое внимание
41 – 60% – среднее внимание
61 – 80% – хорошее внимание
81 – 100% – очень хорошее внимание
После вычисления К, строится график:
В норме резких скачков не должно быть. Если кривая понижается - сниженная работоспособность. Чем более выражен спад, тем более выражен этот признак. Причины спада работоспособности: соматические заболевания (хронические болезни), переутомление, неврозы.
Возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.
Упражнения по вычеркиванию букв очень хорошо развивают внимание. Их можно выполнять на специальных бланках (их легко сделать самим, щелкая по клавишам компьютера в случайном порядке, можно доверить это детишкам, которые еще букв не знают) или использовать газетный текст. Но занятие это довольно скучное.
Можно использовать более интересные задания, основанные на корректурной пробе Бурдона.
Вот, например, зашифрованное стихотворение. Зачеркни выделенные буквы и прочти стихотворение! Слова друг от друга отделены восклицательным знаком.
г э ц з
г с э т ц р г э э а ц д г а г э л ! ц э м г з у э ч г и з г э т з г е г э л э ь н г з ц о ! г б ц а э ц л з г к э о г н ! : г э ц о з э э н г э! з ц б г ц ы л ! э г в ц ! ц б э а з г л ц к з г о г э н э ц и з х г г з у ! э в ц э з г л э ю г э ц б ц э з л э ё ц э н з . ! г з ц п э з ц о ц з д у э з ц м г ц з а э т э з ь ц ! э г т о ц э л г э ь ц к ц э з о г э ц з ! г э ц и з ! г о э ц н з а г г ! э ц б з ы г л э ц а з ! з в ц ! э б г а ц з ц э л г з э к э о э н э ц э а э ! г в ц л г ю г з б г л э э е г г н э ц а з !.
(Страдал мучительно балкон. Он был в балкониху влюблён! Подумать только, и она была в балкона влюблена.).
ч ю з г
ч п ю з ч о г ч ч ё ю з т г ! г к ч у ч ю к ч у з г ш з к г г ч ю а г ! з ю г в ю з д ч ю а г л ч ю е г ч к г ю е г з !, г з о ю н з и ! г з и ч ю ч д ю з у т г ! ч ю з г р ч у з к г ч а ю ю ! ю в ю ! ю з ю р з ч у з к ю г з е г !, г ч з а ч ! ю з р г я ю ч ю д г з г о ч м з ! ю ч с ю г з ! г г н ч ю и з г м ю и ч ! ю ю с е з г м г г е з ю н ю я з ч т з ! ю г д ю г ю г в з г е ч н ю а з з д ч ю з ц г ч а ю з г ч т ю з ь ю ! з г м ч ю и з ч г л ю ы ю ю з х ! г з б а з г ч л ю з к г з г о ю ю г н г ю ю я ч ю т !.
«Запомни и расставь точки»,
Методика "Запомни и расставь точки"
С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный ниже. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).
Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:
«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.
Оценка результатов
Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек).
Матрицы к заданию «Запомни и расставь точки».
Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:
10 баллов ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.
8-9 баллов ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.
6-7 баллов ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.
4-5 баллов ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.
0-3 балла ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.
Выводы об уровне развития
10 баллов очень высокий.
8-9 баллов высокий.
6-7 баллов средний.
4-5 баллов низкий.
0-3 балла очень низкий.
Методика "Проставь значки"
Цель: Оценка переключения и распределения внимания ребенка
Оборудование: Ребенку показывают рисунок
Инструкция
«Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс и точку.»
Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут (120 секунд), а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:
S = (0,5 * N – 2,8 n)/120
где S - показатель переключения и распределения внимания;
N - количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;
n - количество ошибок, допущенных во время выполнения задания
Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры
Оценка результатов
Количество баллов
Показатель S
10 баллов - выше 1,00
8-9 баллов - от 0,75 до 1,00
6-7 баллов - от 0,50 до 0,75
4-5 баллов - от 0,25 до 0,50
0-3 балла - от 0,00 до 0,25
Выводы об уровне развития
Количество баллов
Уровень развития внимания
10 баллов - очень высокий
8-9 баллов - высокий
6-7 баллов - средний
4-5 баллов - низкий
0-3 балл - очень низкий
Уровень концентрации и устойчивости внимания учащихся определяю с помощью модифицированного метода Пьерона - Рузера. Методики применяются с учетом психофизических особенностей учащихся.
Методика Пьерона-Рузера
Цель: определение объема кратковременной зрительной памяти
Данная методика используется для исследования и оценки таких параметров внимания, как его устойчивость, возможность переключения, распределения, а также особенностей темпа деятельности, врабатываемость в задание, проявление признаков утомления и пресыщения.
Бланк методики с изображением геометрических фигур (4 типа фигур), расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга в квадратной матрице 10x10. Простой карандаш средней мягкости (ТМ)
Возрастной диапазон применения. Методика может быть использована в работе с детьми 5-8 лет
Процедура проведения и регистрации результатов
Перед ребенком кладется чистый бланк методики. Учитель, заполняя пустые фигурки образца (в левой верхней части бланка), говорит:
Инструкция
«Смотри, вот в этом квадратике я поставлю точку, в треугольнике - вот такую черточку (вертикальную), круг оставлю чистым, ничего в нем не нарисую, а в ромбе - вот такую черточку (горизонтальную). Все остальные фигуры ты заполнишь сам, точно так же, как я тебе показал» (еще раз повторить, где и что нарисовать - устно). Иногда имеет смысл добавить, что фигуры в бланке надо заполнять все подряд, не выбирая одинаковых
Образец на листе остается открытым до конца работы ребенка.
В зависимости от возраста ребенка и задач исследования условные обозначения (точка, тире, вертикальная линия) могут ставиться в одной, двух или трех фигурах. Четвертая фигура всегда должна оставаться «пустой». Важно, чтобы метки в фигурах не были «гомологичны» форме фигуры. Данная методика может быть использована и в ситуации групповой диагностики.
Детям до 5,5-6,5-летнего возраста можно уменьшить объем предлагаемого задания, например до 6-7 строк (60-70 фигур). Анализ результатов выполнения методики при этом остается прежним
После того, как ребенок приступил к работе, психолог включает секундомер и фиксирует количество фигур бланка, заполняемых ребенком каждые 30 секунд или 1 минуту, например, делая отметки в виде точек или черточек прямо на бланке. О подобной регистрации ребенка лучше предупредить заранее
Желательно отметить, хотя бы приблизительно, с какого момента ребенок начинает работать по памяти, то есть без опоры взглядом на образец
В протоколе необходимо указать, как ребенок заполняет фигуры: старательно, аккуратно или импульсивно; как это отражается на темпе работы; какая мотивация оказалась наиболее действенной для ребенка
Анализируемые показатели
- возможность удержания инструкции (программы, алгоритма деятельности)
- целенаправленность деятельности
- параметры внимания (устойчивость, распределение и переключение)
- количество правильно заполненных фигур по отношению к общему их числу (индекс правильности)
- количество заполненных фигур за каждую минуту (динамика изменения темпа деятельности))
- число ошибок за регистрируемые отрезки времени (динамика изменения количества ошибок)
распределение ошибок (и их количества) в разных частях листа - в данном случае анализируются как характер распределения ошибок в пространстве бланка (в верхней и нижней части бланка, в правой и левой), так и особенности динамики работоспособности и ее влияния на количество ошибок
характер необходимой мотивации деятельности (мотивация достижения, соревновательная, игровая и т.п.)
Возрастные нормативы выполнения
К 5-5,5 годам доступно выполнение методики в полном варианте предъявления (заполнение 3-х фигур) с различными ошибками, в частности пропусками, и достаточно быстро наступающим пресыщением (ребенка «хватает» обычно не более чем на 5-6 строк). Темп деятельности, как правило, неравномерен
К 6-7 годам доступно выполнение в полном объеме с постепенной врабатываемостью (обычно к концу второй строки ребенок перестает обращаться к образцу) и возможными единичными ошибками. Темп деятельности либо постепенно нарастает, либо, достигнув определенного уровня, остается постоянным. Пресыщения не наблюдается при адекватной мотивации
После 7 лет доступно безошибочное выполнение методики. Большое значение начинает приобретать скорость выполнения и количество «возвратов» к образцу. Хорошими результатами выполнения методики считается: заполнение 100 фигур бланка в среднем за время до 3 минут, безошибочно или с единичной ошибкой, а скорее с собственным исправлением ошибки, при ориентации не столько на образец, сколько на собственные отметки на бланке
Информация, полученная в ходе работы, заносится в индивидуальные карты развития учащихся.
Анализ результатов экспериментальной работы позволяет наметить пути дальнейшей работы для успешного развития познавательных процессов способствующих формированию математических отношений у учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Данная работа обязательно проводится с учетом индивидуальных психофизических особенностей учащихся, поскольку успех в обучении математике детей с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит не только от учета трудностей и особенностей овладения математическими знаниями, но и от учета потенциальных возможностей учащихся.
4. Коррекционный.
На мои взгляд, весьма эффективным моментом в работе с детьми с ЗПР является соблюдение поэтапной организации деятельности учащегося на уроках. Таковыми являются:
· стадия Вызова;
· стадия Осмысления;
· стадия Размышления (Междисциплинарная программа развития критического мышления).
Первая стадия – Вызов.
Это фаза урока, в течение которой ученика просят подумать о том, что он уже знает по данной теме. Ученик, получив задание на стадии вызова, выдает информацию об изучаемом объекте, таким образом, у педагога появляется возможность определить уровень имеющихся знаний, актуальный уровень развития и оценить потенциальные возможности в овладении новыми знаниями и способами умственных действий, т.е. определить «зону ближайшего развития» (Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Т. 1.– М., 1956. – С. 275).
Во время этой фазы важно, чтобы педагог правильно производил постановку вопросов и предоставлял возможность говорить учащемуся. Роль учителя состоит в том, чтобы выступить в качестве проводника по пути приобретения знаний.
На данной стадии осуществляется несколько важных познавательных видов деятельности. Во-первых, обучаемый активно участвует в восстановлении того, что он знает о данной тематике. Это постепенно приводит его к развитию способности анализировать собственные знания и подводит к теме, которую предстоит изучить подробно. Огромное значение имеет то обстоятельство, что через эту первичную деятельность ребенок с ЗПР определяет уровень собственных знаний, к которым могут быть добавлены новые знания. Это очень важно, так как знание становится прочным, если оно приобретается в контексте того, что ребенок уже знает и понимает. Информация будет быстро утрачена, если она предложена учащемуся без контекста или без увязки с тем знанием, которое у него уже было. На первой стадии появляется возможность осветить неправильное понимание, путаницу от ошибки в знаниях, которые никогда не проявились, если бы не состоялось активное рассмотрение уже существующих знаний и представлений. Во-вторых, на стадии вызова происходит активизация обучаемого. Учение – это активная, а не пассивная деятельность. И, в-третьих, на первой стадии вызывается интерес и определяется цель рассмотрения предлагаемой темы, происходит постановка задачи. С.Я. Рубинштейн указывала на то, что психологами определены условия, способствующие лучшему запоминанию материала и показана зависимость запоминания материала от поставленной перед ребенком задачи, их собственной активности (Б.И. Пинский, П.И. Зинченко) и предварительной инструкции (Г.М. Дульнев).
Вторая стадия – Осмысление.
Это фаза урока, в течение которой ученик исследует знание (самостоятельно или с помощью педагога), вступает в контакт с новой информацией. На проводимых мной уроках это может происходить в форме чтения или прослушивания текста, просмотра видеозаписи. На данном этапе урока применимы элементы педагогических стратегий.
Главная задача второй стадии состоит в том, чтобы поддержать активность и интерес, созданные на первой стадии. А также важной задачей является поддержание усилий ребенка с ограниченными возможностями здоровья по отслеживанию собственного понимания изучаемого материала.
Третья стадия – Размышление.
Это фаза урока, на которой ученик возвращается к идеям и значениям, которые они осмыслили. На мой взгляд, стадия размышления является не менее важной, чем предыдущие. Именно в это время ученик закрепляет новые знания. На этой стадии выполняется принцип многократного повторения, и ученик делает новые знания своими.
На данной стадии запланировано достижение нескольких важных целей. В первую очередь учащиеся пробуют выразить новую информацию своими словами – выстраивание новых представлений, развитие речи, расширение экспрессивного словаря. А также происходит развитие долговременной памяти ученика с ограниченными возможностями здоровья.
Упражнения на развитие памяти и внимания:
«Найди отличия», «Найди пару», «Найди сходство», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Расставь по местам», «Собери картинку», «Найди фрагменты», «Дорисуй по образцу». и т.д.
2. «Запоминалки». Ребенку предлагают запомнить предметы, изображенные на 3-4 картинках, и назвать их по памяти. Затем он должен отыскивать их изображение на 10-12 похожих картинках, но беспорядочно разбросанных. Это же упражнение можно использовать для узнавания букв или цифр, применяя специально изготовленные карточки или кассу букв и цифр. Постепенно количество запоминаемых картинок можно увеличивать.
3. "Двойная стимуляция памяти".
Перед ребенком раскладывают 15-20 карточек с изображением отдельных предметов (например, яблоко, троллейбус, чайник, самолет, ручка, рубашка, автомобиль, лошадь, флажок, петух и т.д.). Ребенку говорят: "Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи ее в сторону". Затем читается первое слово. После того, как ребенок отложит картинку, читается второе слово и т.д. Далее он должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает те слова, которые ему были названы.
Примерный набор слов: пожар, завод, корова, стул, вода, отец, кисель, сидеть, ошибка, доброта и т.д.
4. «Животные»
"Посмотрите внимательно на рисунок. На нем представлены названия животных. Вообразите себе этих животных в местах, где помещены их названия, и придумайте историю, связывающую их между собой".
Затем рисунок закрывается, и дети должны на листке бумаги воспроизвести названия животных на их местах.
5. "Запоминание слов".
Теперь можно попробовать научить детей запоминать несколько логически не связанных слов. Начните с 10 слов, например: Дерево, стол, река, корзина, расческа, мыло, ежик, резинка, книга, солнце.
Эти слова надо связать в рассказ:
"Представьте зеленое красивое ^ ДЕРЕВО. Из него начинает расти в сторону доска, из доски вниз опускается ножка, получается СТОЛ. Приближаем свой взгляд к столу и видим на нем лужу, которая стекает вниз, превращаясь в целую РЕКУ. Посередине реки образуется воронка, которая превращается в КОРЗИНУ. Корзина вылетает из реки на берег. Вы подходите, отламываете один край - получается РАСЧЕСКА. Вы берете ее и начинаете расчесывать свои волосы, а затем мыть их МЫЛОМ. Мыло стекает и остаются волосы, торчащие ЕЖИКОМ. Вам очень неудобно, и вы берете РЕЗИНКУ и стягиваете ею волосы. Резинка не выдерживает и лопается. Когда она падает вниз, разворачивается по прямой линии и превращается в КНИГУ. Вы открываете книгу, а из нее прямо вам в глаза ярко светит СОЛНЦЕ".
Сначала пусть дети пытаются представить рассказ, составленный вами, затем практикуются сами, придумывая рассказ (используются другие слова) и делясь им друг с другом. На заключительном этапе - вы диктуете им слова, а они, самостоятельно воображая, запоминают их.
Постепенно количество слов, предназначенных для запоминания, увеличивается.
Задача взрослого во всей этой работе - привести подобную запись, упорядочение и извлечение материала из памяти в устойчивый навык работы с информацией.
Теперь остановимся непосредственно на запоминании материала, часто используемого в школьной программе.
6. "Запоминание стихов".
Любой текст можно представить мысленными образами, на этом и основана предлагаемая техника запоминания, которой следует обучать детей.
^ В огороде чучело
Шляпу нахлобучило
Рукавами машет -
И как будто пляшет!
Это чучело - оно
Сторожить поставлено,
Чтобы птицы не летали,
Чтоб горошек не клевали.
(И. Михайлова)
а) Прочитайте внимательно первую строчку стихотворения.
б) Закройте глаза и попробуйте зримо представить себе содержание этой строки в уме. Постарайтесь нарисовать картинку яркой, почувствовать, как вы к ней относитесь: нравится вам ее содержание или нет.
в) Перейдите к следующей строчке. Прочитайте ее вслух и представьте в своем воображении. Продолжайте то же самое со всеми строчками.
У детей в голове должна получиться очень ясная картина образов, содержащихся в стихотворении. Дайте им задание прочитать все стихотворение вслух без остановок, подкрепляя слова возникающими зрительными образами.
г) "Теперь, - говорите вы детям, - попробуйте вспомнить стихотворение, отталкиваясь от мысленных образов. Закройте глаза и воспроизведите те образы, которые вам запомнились. Опишите их своими словами".
д) Проверьте себя, повторно перечитывая стихотворение вслух. Если нужно, подправьте образы, перечитывая стихотворение еще раз внимательно. Исправьте также последовательность, в которой эти образы у вас возникают.
е) Произнося стихотворение, вслушайтесь в звучание слов.
Обращайте внимание на ритм и рифмы.
Каждый раз обсуждайте заучиваемое стихотворение; опишите и охарактеризуйте с детьми стихи, попросите их поделиться впечатлениями от самого текста.
7. "Запоминание текста".
Очень часто учитель сталкивается с трудностями в обучении детей пересказу как в устной форме, так и в письменной (изложении). Примерный вариант работы с текстом, облегчающий его запоминание.
- Определите основную идею содержания текста. Выявите главное - о чем идет речь? Для этого разрешите детям бегло просмотреть текст. Обратите внимание ребят на заголовок.
- Спросите, из скольких частей состоит текст. Теперь постарайтесь помочь им поставить вопросы к каждой части, основываясь на подзаголовках (если есть), а затем при чтении дайте им возможность найти на них ответы. Это позволит детям проследить развитие главной идеи произведения.
- Составьте с детьми план текста, выявляющий его структурную композицию. Для этого разбейте текст на длинные абзацы, содержание внутри которых объединено общей идеей. План можно составить письменно, а можно подчеркивать ключевые слова в абзаце, которые и составят основную мысль.
- Предложите детям пересказать эти идеи сначала вслух, а затем про себя.
- Теперь дети должны тотчас же повторно просмотреть текст, вновь акцентируя внимание на основных идеях, порядке их изложения и выделяя яркие образы и примеры, подкрепляющие основную мысль. При чтении просите детей зримо воспроизводить образы, подсказываемые текстом.
- Перейдите к рассмотрению деталей произведения. Выявите вместе с детьми самые существенные из них.
- Наконец, перейдите к личным комментариям и замечаниям детей. Выясните, что думают ребята об отношении автора к главным героям, событиям. Попросите их доказать это. Затем перейдите к обсуждению впечатлений самих детей. Старайтесь, чтобы дети не ограничивались согласием или несогласием с автором, а выражали, почему их мнение таково. Попросите их точно описать, что им нравится, а что нет.
- В заключение дайте ребятам возможность ответить на шесть простых вопросов: Кто делает, Что, Когда, Почему, Где, Как? Это позволит дольше сохранить прочитанное в активной зоне детской памяти.
8. Игра "Фотоаппараты" - на развитие памяти и внимания.
1-ый вариант: детям на секунду показывается карточка с любым изображением, должны как можно подробнее описать его.
^ 2-ой вариант: показывается картинка с изображением какого-либо сюжета (30 секунд), после чего дается другая, подобная первой картинка, но на ней некоторые предметы отсутствуют или заменены на что-то другое. Надо сказать, что изменилось
^ 3-ий вариант: на столе раскладываются любые предметы, игрушки и т.п. (в количестве не больше 7 штук для ребенка 5-6 лет, если ребенок младше, то число предметов должно быть меньше). Ребенку дается 30 секунд, чтобы запомнить, что и где лежит. Затем он отворачивается. Взрослый переставляет предметы, либо что-то убирает совсем или замещает на другой предмет. Ребенок должен определить, что изменилось.
^ 4-ый вариант: игра проводится с группой детей. Выбирается один человек, внешний вид которого дети должны запомнить. Затем он выходит из комнаты и что-то изменяет в своей внешности (взрослый может помогать ребенку). После чего он возвращается и дети должны найти отличие.
^ 5-ый вариант: может проводиться как с группой детей, так и индивидуально.
Инструкция для учителятеля: "Усаживайтесь за столы. Сегодня вы будете фотоаппаратами. Посмотрим, какой фотоаппарат будет самым лучшим. Перед вами лежат перевернутые обратной стороной карточки (их 3) и картинки в стопочке. Сначала по сигналу возьмем первую карточку, взглянем на нее, стараясь запомнить все, что на ней нарисовано. По сигналу вновь переверните ее обратной стороной и положите на угол стола. Затем по сигналу отберите картинки, которые были нарисованы на большой карте. Приготовились. Переворачиваем карту. Смотрим на нее 30 секунд. Переворачиваем карту. Кладем на угол стола - начинаем отбирать картинки. 15 секунд. Закончили.
Реквизит: 3 карточки с 8 изображениями разных предметов. Предметы одни и те же, но расположение разное. Картинки.
9. Игра "Опиши соседа" - развитие памяти, внимания, наблюдательности.
В принципе, описывать можно что угодно, а не только соседа. Игра удобна тем, что проводить ее с ребенком можно где угодно - на прогулке, дома.
10. Игра "Кукловод" - развитие двигательной памяти.
Вариант 1. Учитель-"кукловод" завязывает глаза ребенку и "водит" его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д.
Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.
Вариант 2. Дети могут делать такие упражнения парами: один человек - "кукловод", другой - "кукла".
Вариант 3. Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить "куклу", согнуть руки, заставить присесть, сделать полный оборот через левое плечо и т. д.
11. "Сделай, как я!" (со спичками) - развитие памяти и внимания.
Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 спичек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру.
Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.
Примечание: в принципе, использовать можно не только спички, но и счетные палочки, пуговицы, бусинки, карандаши, руки и т.д.
12. Игра "Подарки". Одного из участников игры выбирают водящим.
- Мы слышали, что вы отправляетесь в путешествие, - говорят ему, - и побываете в разных городах?
Водящий подтверждает это и спрашивает, не будет ли ему каких-либо поручений.
Каждый называет тот или иной город и своего родственника или приятеля, к которому просит зайти. По условиям игры города называются общеизвестные, и начальные буквы в их названиях должны быть разные.
Водящий - человек на редкость отзывчивый и, выслушав просьбы играющих, обещает все выполнить. Попрощавшись, он отправляется в свой далекий путь, то есть выходит из комнаты.
"Путешествие" водящего продолжаются не более 5 минут. Этого вполне достаточно, чтобы придумать, кому что привезти. Выбирая подарки, водящий руководствуется следующим правилом, нужно, чтобы название подарка начиналось с той же буквы, что и название города, откуда он привезен, а передать подарок нужно тому, кто этот город назвал. Так, например, назвавшему город Кострому можно привезти кошку или калоши и т.п., а племяннику от его дядюшки из Саратова - самовар, скажем, или свисток. Чем смешнее подарок, тем с большим удовольствием будет принят он играющими.
Главная забота водящего, таким образом, состоит в том, чтобы твердо запомнить, кто из играющих какой город назвал, а подарок ему придумать - это дело несложное.
"Путешествие" закончено. Все поздравляют водящего с благополучным возвращением. Начинается раздача подарков.
13. Игра "Пуговица".
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.
Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.
Эту же игру можно использовать в работе на развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.
5. Аналитический.
Основной целью при анализе результативности предложенной технологии я вижу возможность оценить не только изменения в формировании познавательных процессов (в частности памяти и внимания), но и оценить адекватность коррекционной работы индивидуальным особенностям ребенка.
Цель достигается за счет организации отслеживания динамики развития и, как следствие, анализа эффективности образовательной коррекционно – развивающей программы. Данный процесс представлен схемой.
А - анализ полученных данных,
КРР – коррекционно-развивающая работа,
ДДР - диагностика динамики развития.
На этом этапе после проведения коррекционной работы, вновь проводятся эти же методики для выявления динамики развития. На каждого учащегося заводится диагностический лист, который оформляется 3 раза в год: входной контроль, промежуточный, итоговый.
Ф.И.О.
Долго-временная зрительная память
Долго-временная слуховая память
Кратко-временная зрит. память
Кратко-временная слух. память
Кратко-временная двигат. память
Внимание. Объём/устойчивость/концентрация
6. Список литературы
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы и методики. Коррекционные упражнения. – М.: «Ось-89», 2007.
2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Т. 1.– М., 1956.
3. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. - М.: Педагогика, 1990. – 372 с.
4. Методический и практический журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития».
5. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития. Учебное пособие./ под редакцией Пузанова Б.П. - М.: «Академия», 2000.
6. Л.А. Ремезова. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов./ под редакцией Семаго М.М.– М.- АРКТИ, 20019. Организация и содержание интегративного и дистанционного образования детей с проблемами в развитии. - ,Самара: Изд-во СГПУ, 2007г.
7. Поддубная Н.Г. Своеобразие процессов непроизвольной памяти у первоклассников с ЗПР// Дефектология. - №4. - 1980.
8. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч. II. М.: Наука, 1981. – 458 с.
13PAGE 15
13PAGE 14615
15