Технологическая карта по географии на темуОблака. Явления в атмосфере.Беспокойная атмосфера.(5класс) ФГОС


Урок № 30 Тема: " Облака. Явления в атмосфере. Беспокойная атмосфера."Тип урока – урок усвоения новых знаний.
Цель урока: получение новых знаний о явлениях, происходящих в атмосфере.
Задачи урока:
Образовательные: продолжить формирование знаний учащихся об атмосфере; сформировать у учащихся понятия «облака», представление о явлениях в атмосфере (гроза, гром, ураган, смерч); о причинах возникновения;
Развивающие: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, схемами, делать обобщения и выводы.
Воспитательные: воспитание чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде, способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная работа.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, учебник.
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные УУД
знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.
умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.
Личностные: осознавать необходимость изучения темы.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом ( в малой группе и в коллективе).
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ этапа Этап урока
Задачи этапа Деятельность УУД
учителя учащихся 1 1.Организационно - мотивационный этап урока
Создать благоприятный психологический настрой на работу.
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.
Включение в деловой ритм.
«С добрым утром. Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и искать». Слушают учителя. Проверяют готовность к уроку
Включаются в деловой ритм урока.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Регулятивные: организация своей учебной деятельности.2 Мотивационно – ориентировочный этап.
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Постановка учебной задачи.
Мы уже начали знакомиться со свойствами атмосферного воздуха, поэтому воспользуемся тем багажом знаний, который у нас есть и разгадаем кроссворд. Приложение
Нижний слой атмосферы
Ветер на берегу моря, который меняет свое направление два раза в сутки
Прибор для определения направления ветра
Больше всего в воздухе содержится
21% в атмосфере составляет…
Ветер в пустыне, который поет.
Какую цель мы можем для себя поставить при изучении этой темы?
Давайте сформулируем цель и задачи урока.
Отгадывают кроссворд, называют ключевое слово новой темы.
Облака. Явления в атмосфере.
Формулируют цель урока:
изучить явления в атмосфере, узнать виды и причины образования, степень опасности для человека. Постарайтесь быть внимательными, активными, и тогда наша планета откроет вам свои тайны. Личностные: мотивация учения.
Изложение собственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию.
Ответственное отношение к выполнению учебных задач;
4. Изучение нового материала.
Физкультминутка
Совместная учебная деятельность.
Выступление обучающихся. Сегодня мы продолжаем путешествие на воздушном шаре.
I. Облака.1. Понятие «облака».Обучающиеся работают по рядам с текстом 3 пункта параграфа стр.120
- Как вы поняли, что же такое облака? Запишите определение в тетрадь.
2. Причина образования облаков.- Почему дует ветер. Работа с учебником: §24, стр. 120 Составьте логическую цепочку образования ОБЛАКОВ. (5мин)

3. Виды облаков.Самостоятельная работа. Заполнение схемы «Виды облаков»
II. Гроза и гром.
Что такое гроза? Откуда берется молния?
Просмотр фрагментов видеоролика «Почемучка. Гроза» (начало просмотра ролика с 3:42 до 4:35)
http://video.mail.ru/mail/sverdlovsk52/_myvideo/2433.html
- Почему гремит гром? (начало просмотра с 7:30 до 8:15)
- Как определить на каком расстоянии происходит гроза?
Сформулируйте правила поведения во время грозы (видео 9:53 – 10:45 )- Как защитить себя от грозы?
III. Ураган и смерчи.
В атмосфере часто возникают грозные явления природы – ураганы и смерчи.
Провести исследование.
Работая с текстом, выяснить, в чем заключаются главные особенности грозных явлений природы. Полученные результаты вписать в таблицу.
Название
определение Где возникают Размер и скорость Последствия для человека
1 ряд – читает по цепочке (по одному предложению).2 ряд – формулирует вопросы.3 ряд - отвечает на вопросы одноклассников.Отвечают на поставленный вопрос.
Записывают в тетрадь.Формулируют вывод о причинах образования ветров и записывают его в опору.Составляют схему
с высотой температура воздуха понижается пары воды охлаждаются кристаллики
льда облака
Виды облаков

Перистые Слоистые Кучевые0-2 км 2-6 км 6 км
Осадки
Жидкие Твердые
Составляют правила поведения во время грозы.
Правила поведения во время грозы
Нельзя:
1. Оставаться на открытом месте.
2. Прятаться под одиноко стоящим деревом.
3. Купаться в воде.
Меры предосторожности:
1) Укрыться в здании, где есть громоотвод.
2) Переждать грозу в салоне автомобиля.
Заполнение таблицы
Обсуждение полученных результатов Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества,умение вступать в диалог, участвовать в обсуждении вопроса.
Познавательные:
- уметь ориентироваться в системе своих знаний, структурировать их, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
5
6 Закрепление и первичный контроль
Подведение итогов.
Рефлексия. Продолжи высказывание
1. Оптический эффект после дождя.
2. Наука о воздушной оболочке Земли.
3. Основной источник загрязнения воздуха.
4. Нижний слой атмосферы
5. Опасное атмосферное явление.
6. Ветер, разрушающий дома, обрывающий линии связи.
- Приведите примеры, доказывающие, что жизнь и здоровье людей зависят от атмосферных условий.
Прием «Шкала успеха»
Оценить по 10-бальной шкале работу на уроке с позиции:
«Я» 0________10
«Мы» 0________10
Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
Регулятивные:
оценивание собственной деятельности на уроке
Участие в подведении итогов урока;
Самооценка.
7 Домашнее задание. Инструктаж по домашнему заданию. § 24 п.3,4,7 Приложение
Кроссворд
т ро по с ф е ра
б ри з ф л ю г е ра з о т к и с л о ро д
с а м у м Приложение 1.
Рабочий лист.
Тема ____________________________________________________
Изучение нового материала.
Дать определение. Атмосфера – это …
Используя текст п.3 на стр. 120 «Виды облаков», преобразуйте текст в схему.

Работая и текстом, выяснить, в чем заключаются главные особенности грозных явлений природы. Полученные результаты вписать в таблицу.
Грозные явления природы
Тип
Определение Где возникают Размер и скорость Следствия для человека
При составлении  использованы материалы:
Ерюшкина Л.Е., учитель географии МАОУ Гимназия №2, г. Балаково, Саратовская область (гроза и гром)