Рабочая программа по географии 5класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной рабочей программы по географии. Рабочие программы. География.5-9 классы: учебно-методическое пособие/сост.С. В. Курчина -3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014
В программе соблюдается преемственность с программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
В рабочей программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение географических знаний.
Изучение географии в 5 классах направлено на достижение следующих целей:
формирование у учащихся целостных представлений о природе Земли как планеты, о неоднородности различных территорий на при
мере крупнейших стран и регионов Земли, своей Родины, своей местности;
знакомство с географической картой;
пробуждение интереса к естественным наукам;
формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
в 5 классе необходимо решить следующие задачи:
освоить знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладеть умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развивать познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитывать любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
формировать способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общая характеристика учебного предмета
«География. Начальный курс» — первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследованию местности проживания, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем освоении курса географии.
Построение учебного содержания курса осуществляется с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение географии в 5 классе отводится 1 ч. в неделю, 34 часа в год.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина (М.: Дрофа, 2013)
Формы организации образовательного процесса учащихся являются фронтальная, индивидуальная, групповая работа.
Методы:
Объяснительно-иллюстративный метод обучения;
Поисковый метод;
Проектный метод;
Игровой метод;
Метод проблемного обучения;
Метод эвристической беседы;
Анализ;
Дискуссия;
Диалогический метод;
Практическая деятельность;
Проектирование.
Занятия проводятся с использованием элементов педагогических технологий:
деятельностный метод обучения, технология проектной и исследовательской деятельности, проблемно-диалогическая, технология оценивания образовательных достижений, технология продуктивного чтения.
Формы контроляСтартовый, промежуточный (2 раза в год), итоговый контроль в формате тестов, контрольных работ. Текущий контроль в формате самостоятельных, проверочных работ, тестов, опроса, работы с контурными картами
Учебно-тематический план
№ п/п
темы Тема Количество часов В том числе
практических В том числе
контрольных
Раздел I. Что изучает география (5ч)
1. Мир, в котором мы живем 1 2. Науки о природе 1 3. География— наука о Земле 1 4. Методы географических исследований 1 5. Обобщение знаний по разделу «Что изучает география» 1 Раздел II. Как люди открывали Землю ( 5ч.)
1. Географические открытия древности и Средневековья 1 2. Важнейшие географические открытия.
Практическая работа № 1
«Географические открытия древности и средневековья» 1 1 3. Открытия русских путешественников 1 4. Открытия русских путешественников
Практическая работа № 2
«Важнейшие географические открытия» 1 1 5. Контрольная работа №1
«Как люди открывали Землю» 1 1
Раздел III. Земля во Вселенной (9 ч.)
1. Как древние люди представляли себе Вселенную 1 2. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней 1 3. Соседи Солнца 1 4. Планеты гиганты и маленький Плутон 1 5. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты 1 6. Мир звезд 1 7. Уникальная планета— Земля 1 8. Современные исследования космоса 1 9. Контрольная работа №2 «Земля во Вселенной» 1 1
Раздел IV Виды изображений поверхности Земли(4ч)
1. Стороны горизонта 1 2. Ориентирование
Практическая работа № 3 «Ориентирование по компасу» 1 1 3. План местности и географическая карта
Практическая работа № 4 «Составление простейшего плана местности» 1 1 4. Обобщение знаний по разделу «Виды изображений
Поверхности Земли» 1 Раздел V Природа Земли (12ч)
1. Как возникла Земля 1 2. Внутреннее строение Земли 1 3. Землетрясения и вулканы 1 4. Путешествие по материкам 1 5. Вода на Земле 2 6. Живая оболочка Земли 1 7. Почва— особое природное тело 1 8. Человек и природа 1 9. Обобщение знаний по разделу «Природа Земли» 1 10. Итоговая контрольная работа № 3 1 1
11. Повторение 1 Итого 35 4 3
Содержание курса географии
Что изучает география (5 ч)
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю (5 ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практические работы
№ 1 Географические открытия древности и средневековья.
№ 2. Важнейшие географические открытия.
Земля во Вселенной (9 ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную.
Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета — Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю. А. Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли (4 ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу.
Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
Практические работы
№ 3 Ориентирование по компасу
№ 4 Составление простейшего плана местности
Природа Земли (12 ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Предметные образовательные результаты
объяснять, для чего изучают географию;
использовать различные источники географической информации картографические, текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой в решении учебных и практико-ориентированных
задач;
анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;
по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической
информации;
строить простые планы местности;
моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на
основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией;
описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;
называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических
открытий и путешествий;
показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
описывать представления древних людей о Вселенной;
называть и показывать планеты Солнечной системы;
приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;
описывать уникальные особенности Земли как планеты;
находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
работать с компасом;
ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;
называть и показывать по карте основные географические объекты;
наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;
объяснять особенности строения рельефа суши;
описывать погоду своей местности;
объяснять значение ключевых понятий.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения;
сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;
адаптации к условиям проживания на определенной территории;
самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Личностные образовательные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознанному отношению к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные образовательные результаты:
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области географии:
Регулятивные УУД:самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Критерии и нормы оценки знаний учащихся
Требования к работе в контурных картах
- Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу обучающийся ставит свою фамилию и класс.
- При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.
- Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно красивыми буквами. Название рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.
- Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.
- В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабые и обучающиеся делают ошибки.
Критерии выставления оценок
Критерии оценки устного ответа
Оценку «5» заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и обучающийся может им оперировать.
«4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.
«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.
«2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.
Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ
Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретических знаний, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка «4». Практическая и самостоятельная работа выполняется обучающимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.).
Обучающиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание обучающихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3» Практическая работа выполняется и оформляется обучающимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу обучающихся. На выполнение работы затрачивается много времени. Обучающиеся показывают знание теоретического материала, испытывают затруднения при при самостоятельной работе с картами атласа, статическими материалами, географическими приборами.
Отметка «2» выставляется в том случае, когда обучающиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходуется с поставленной целью. Показывается, плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны по причине плохой подготовки обучающегося.
Перечень учебно-методического обеспечения
Аппаратные средства
Компьютер;
Интерактивная доска;
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Простая система управления базами данных.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Простой редактор Web-страниц.
Экранно-звуковые пособия
СD «Великие географические открытия»
СD «Строение земной коры и полезные ископаемые мира»
СD «Земля во Вселенной»
СD «Карта океанов»
СD «Литосфера»
СD «Гидросфера»
СD «Климатические пояса и области мира»
СD «Видео уроки»
Литература
Основная
Баринова И.И. География. Начальный курс. 5 класс: Методическое пособие для учителей. М.: Дрофа, 2012.
Баринова И.И.. Плешаков А.А., Сонин Н И. География. Начальный курс. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений с электронным приложением.
М.: Дрофа, 2012.
Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. A.M. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
Детягин А.А. Начальный курс географии. 5 класс: Атлас с комплектом контурных карт. М.: Дрофа, 2012.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591Приоритетный национальный проект «Образование»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/pnpoСавельева Л.Е. География. Планета Земля. Поурочное тематическое планирование. 5—6 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.:
Просвещение, 2012.
Сонин Н.И., Курчина С.В. География. Начальный курс. 5 класс: Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2012.
Справочник учителя географии / Авт.- сост. А.Д. Ступникова и др. В.: Учитель, 2012.
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/news/8286Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмоло- ва.
М.: Просвещение, 2010.
Дополнительная
Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / Под общ. ред. М.Б. Лебедевой. СПб.: БХВ-Петербург, 2010.
Жмьцова О.А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников: дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке
школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. М.: Просвещение, 2007.
Журналы «Стандарты и мониторинг образования». 2011-2012.
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.
Поливанова К.А. Проектная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2008.
Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ruСайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: ]Электронный документ]. Режим доступа: http://school-collection.edu.ruСайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://fcior.edu.ruПланируемые результаты изучения географии
Раздел I. Что изучает география
Выпускник научится:
определять понятие « география»
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность:
приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества;
примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности.
устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций.
Раздел II. Как люди открывали Землю
Выпускник научится:
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
наносить маршруты путешествий на контурную карту.
представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность:
распознавать различные виды изображения земной поверхности: карта, план, глобус, атлас, аэрофотоснимки.
сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.
находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые Читать карты различных вдов на основе анализа легенды.
определять зависимость подробности карт от ее масштаба.
сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты, определять абсолютную высоту территории.
Раздел III. Земля во Вселенной
Выпускник научится:
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
наносить маршруты путешествий на контурную карту.
представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность:
объяснять представления древних людей о Вселенной;
объяснять главное отличие Земли от других планет;
сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной;
сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты, определять абсолютную высоту территории;
анализировать иллюстративный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам
Раздел IV Виды изображений поверхности Земли
Выпускник научится:
определять: расстояния по карте, азимут по карте местности, абсолютную и относительную высоту;
читать план местности и географическую карту с помощью условных знаков;
формулировать алгоритм работы с компасом.
Выпускник получит возможность:
объяснять свойства географической карты и плана местности;
ориентироваться в пространстве по местным признакам и компасу;
читать картографические изображения земной поверхности;
отличия видов масштабов, переводить именованный масштаб в численный и наоборот.
Раздел V Природа Земли
Выпускник научится:
выделять различия в гипотезах возникновения Земли Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи;
использовать различные источники географической информации для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность:
объяснять значение понятий: «биосфера», «природные зоны»;
оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде.