Развитие информационно-коммуникационной компетентности учителя для повышения качества преподавания
Средняя школа №15 имени Кенена Азербаева
Развитие информационно-коммуникационной компетентности учителя для повышения качества преподавания
Учитель информатики
Ильясова Ботакоз Орынбасаровна
2013-2014 уч.г.
Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.
Конфуций
В условиях модернизации образования, когда в качестве основной задачи выдвигается обеспечение устойчивости его развития, одним из главных ресурсов такого развития становится педагог, способный быть субъектом изменений в образовании и работать в условиях перемен. Радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессиональной компетентности, к уровню его профессионализма.
Современный учитель должен активно использовать в своей профессиональной деятельности все технические средства, которыми оборудована школа; постоянно совершенствовать свое мастерство.
Как правило, профессионализм преподавателя оценивается через уровень его предметной квалификации и имеющиеся педагогические компетенции. Между тем в условиях многоформатности информационных ресурсов, развития электронных библиотек и информатизации всей системы профессионального образования необходимым компонентом качественного преподавания становится также и наличие информационных компетенций, которые, с одной стороны, органично взаимосвязаны с остальными профессиональными категориями, а с другой – представляют собой самостоятельный блок компетенций преподавателя.
Информационная компетентность педагога рассматривается как часть профессиональной компетентности педагога, является необходимым звеном образовательной деятельности педагогов, качественной характеристикой информационного аспекта научно-образовательной деятельности. Информационная компетентность педагога выражается в наличии комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой.
В качестве условий для переосмысления собственной профессиональной деятельности педагогов выступают такие профессиональные компетенции
•методическая компетентность;
•исследовательская компетентность;
•управленческая компетентность;
•информационно-коммуникационная компетентность;
•образовательная компетентность.
Информационно-коммуникационная компетентность-
o способность педагога решать профессиональные задачи с использованием современных средств и методов информатики и информационно- коммуникационных технологий (ИКТ).
oосуществлять поиск и переработку найденной информации посредством информационных технологий; критический относится к этой информации;на основе этого делать какие-либо выводы и принимать решения в условиях неопределенности.
oкомпетентность в использовании современных средств и методов преподавания
Признаки комптентности:
oвладение навыками работы с информацией, представленной в электронном виде;
oзнание и умение использовать рациональные методы поиска и хранения информации в современных информационных массивах;
oумение представить информацию в Интернет;
oумение организовать самостоятельную работу учащихся посредством Интернет-технологий;
oвладение общими приемами редактирования текстовой и числовой информации;
oвладение соответствующими предметной области приемами текстового редактирования (ввод формул, использование символов псевдографики, художественное оформление текста, внедрение графических объектов и т. п.);
oвладение приемами сохранения, копирования и переноса информации в электронном виде;
oвладение навыками поиска информации на электронных мультимедийных носителях (энциклопедиях, справочниках, учебниках в сети Интернет;
Организация учебного процесса с использованием ИКТ позволяет учителям:
oповысить уровень владения предметной информацией в преподавательской деятельности;
oразвить имеющиеся и приобрести новые навыки работы с информацией в условиях постоянного совершенствования компьютерного обеспечения;
oосвоить новые технологии обучения, которые затем будут применяться в учебном процессе;
oболее гибко изменять содержания курсов, набор учебных задач;
oсочетать индивидуальный подход и активные коллективные формы работы;
oлегко распространять свой опыт, свою модель обучения;
oреализовать различные методы обучения одновременно для различных категорий учащихся;
oосуществлять постоянный и непрерывный контроль за процессом усвоения знаний;
oуменьшить количество рутинной работы и высвободить время для творческой и индивидуальной работы с учащимися;
oсделать более эффективной самостоятельную работу учащихся, которая становится контролируемой и управляемой.
Преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением
1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.
o2. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учеников к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных решений задач.
o3. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
4. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.
o5. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
o6. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее.
Основные направления использования ИКТ в учебном процессе
o1) При изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);
o 2) Проведение виртуальных лабораторных работ с использованием обучающих программ типа "Физикон", "Живая геометрия";
o 3) Закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы, лабораторные работы);
o4) Система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
o5) Самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);
o6) При возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий; конструирование, моделирование
o7) Тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).
Вывод:
Создание электронного портфолио учителя
Начать формирование личных страниц учителя на школьном сайте
Определить свой стартовый уровень готовности к использованию ИКТ, эффективные методы и приёмы применения ИКТ средствами своего предмета и обобщить опыт работы на методических объединениях, педсоветах.
Спланировать работу по систематизации своего опыта с целью создания банка данных для уроков с применением ИКТ и формированию банка методических разработок уроков с использованием ИКТ по предметам на электронных носителях
Начать подготовку к школьному смотру – конкурсу для учителей по применению и использованию ИКТ на уроках