Доклад «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях введения и реализации ФГОС ООО»


«Формирование профессиональной компетентности педагогов
в условиях введения и реализации ФГОС ООО»
выступление заместителя директора по УВР Мартьяновой О.В.
на районном семинаре "Организация обучения по ФГОС ООО" 26.02.2016.
План:
Кадровое обеспечение реализации ФГОС ООО.
Профессиональные затруднения педагогов при переходе на ФГОС ООО (требования Стандарта и данные мониторинга в ОУ).
Совершенствование методической работы по развитию профессиональной компетенции педагогов в условиях введения и реализации ФГОС ООО.
Особенности проектирования современного урока.
Анализ и самоанализ урока по ФГОС ООО.
Слайд 2 - «Формирование профессиональной компетентности педагогов
в условиях введения и реализации ФГОС ООО»
Слайд 3
В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле
ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя.
Учитель живет до тех пор, пока он учится.
Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.
К.Д.УшинскийСлайд 4
Кадровое обеспечение реализации ФГОС ООО
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА РАССМАТРИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Главная роль в реализации основных требований Федерального государственного образовательного стандарта отведена учителю. Кадровое обеспечение – одно из важнейших условий реализации ФГОС.
Слайд 5
В МОУ «Калитинская СОШ» в 2015-2016 учебном году работают 25 педагогов, из них: трое – администрация школы (директор и два заместителя), 2 учителя находятся в декретном отпуске, 1 – в длительном педагогическом отпуске, 2 внешних совместителя. Высшее образование имеют 21 человек (84%), среднее специальное – 3 (12%). Высшее образование в АОУ ВПО ЛГУ им А.С.Пушкина получает 1 человек (6 курс – факультет педагогики и психологии); профессиональную переподготовку в ЛОИРО проходит 1 человек (курс «Педагогическое образование»).
Слайд 6 В нашей школе учителя имеют награды и звания: «Старший учитель»-1, «Отличник народного просвещения»-1, «Почетный работник общего образования»-2, «Отличник народного образования»-1; многие награждены грамотами Комитета образования Волосовского района, Комитета общего и профессионального образования, Министерства образования и науки РФ. В педагогическом коллективе - 3 эксперта региональной предметной комиссии по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ, 5 экспертов территориальной предметной комиссии по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ.
Слайд 7 Квалификационную категорию имеют 18 учителей (72%), соответствие занимаемой должности – 4 (16%), 3 (12%) – без категории. Высшую квалификационную категорию имеют 12 (48%) человек, первую квалификационную категорию имеют 4 (16%), вторую квалификационную категорию - 2 (8%).
Квалификационные категории учителей, %

Слайд 8
Стаж работы учителей, %
Учителей со стажем работы менее 5 лет – 5 (20%), стаж от 5 до 10 лет у 6 человек (24%), от 10 до 30 лет – у 8 (32%), свыше 30 лет педагогический стаж у 6 человек (24%). Из 25 учителей: в возрасте до 30 лет – 3 (12%), от 30 до 55 лет – 16 (64%), свыше 55 лет – 6 (24%).
Слайд 9
Реализация ФГОС основного общего образования
С 1 сентября 2012 года в МОУ «Калитинская СОШ» началась работа по введению Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) в режиме опережающего внедрения. В 2015-2016 учебном году по ФГОС начального общего образования обучаются 1-4 классы, по ФГОС основного общего образования – 5-8 классы. Всего в школе по Стандартам второго поколения обучается 150 человек из 176, что составляет 85,2% от общего количества обучающихся.
Программы ФГОС НОО ФГОС ООО
классы 1 2 3 4 5 6 7 8
Кол-во обучающихся 20 21 18 9 18 22 22 20
68 82

Мониторинг педагогического, кадрового состава для реализации ФГОС:
уч.годКоличество педагогов, работающих ФГОС НОО Из них высшее образование Из них высшая кв. категория Из них первая кв. категория Из них вторая кв. категория Соответст-вие занимаемой должности Без категории Прошли КПК по ФГОС
2012-2013 2 - 1 - 1 - - 2
2013-2014 3 1 2 1 - - - 3
2014-2015 4 1 3 1 - - - 1
2015-2016 4 1 3 1 - - - уч.годКоличество педагогов, работающих ФГОС ООО Из них высшее образование Из них высшая кв. категория Из них первая кв. категория Из них вторая кв. категория Соответст-вие занимаемой должности Без категории 2012-2013 12 12 7 2 3 - - 7
2013-2014 12 12 6 2 2 1 1 9
2014-2015 16 15 10 2 2 1 1 8
2015-2016 20 19 12 3 2 2 - Ежегодно учителя совершенствуют педагогическое мастерство, используя различные формы: КПК, самообразование, дистанционное обучение, вебинары, обмен опытом в методических объединениях.
Профессиональную переподготовку в ЛГУ им.А.С.Пушкина «Управление образованием» (2013-2015 гг.) на базе ЦИТ г.Волосово закончили директор и заместитель директора по УВР, переподготовку в ЛОИРО - 2 человека (курс «История и обществознание», «Введение в должность педагога-библиотекаря»).
Таким образом, образовательный процесс обеспечен квалифицированными кадрами, имеющих образование, квалификацию и достаточный опыт работы.
Слайд 10
Профессиональные затруднения педагогов при переходе на ФГОС ООО (требования Стандарта и данные мониторинга в ОУ).
Учитель новой школы должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей, чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса.
В условиях введения ФГОС расширяется содержание этих компетентностей:
-коммуникативная компетентность (практическое владение приемами общения, позволяющее осуществлять направленное результативное взаимодействие в системе «учитель-ученик»),
- исследовательская и инновационная компетентность (умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций),
-компетентность в сфере трансляции собственного опыта (умение транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество - статьи, выступления, участие в конкурсах),
-акмеологическая компетентность (способность к постоянному профессиональному совершенствованию, умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста) и т.д.
Слайд 11
Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности учителя, формирование готовности к принятию нового, развитие и восприимчивости к педагогическим инновациям.
Изменяются требования к результатам освоения ООП (необходимо учитывать введение трех видов результатов: предметные, метапредметные, личностные). Изменяются содержание и методы контроля планируемых результатов, вводятся новые формы и методы оценки результатов, ориентированных на открытость, множественность субъектов, накопительный характер оценки.
Слайд 12
Но принятию и введению ФГОС, как и любому начинанию, которое сопровождается изменениями существующего порядка вещей, сопутствует ряд рисков.
Слайд 13Проблемы заключаются в неготовности педагогов: к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС; синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС; к изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС; к выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды. Есть проблемы, связанные с особенностями личности педагога: психологическая, дидактическая, организационно-нормативная, возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы с нормативно-правовыми документами, навыков командно-проектной работы и др.; профессиональная, определяемая неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций. Следовательно, процессы введения ФГОС требуют специально организованной методической работы, нового содержания процесса повышения профессиональной компетенции педагогических кадров, и ключевая роль в этом принадлежит администрации ОУ.
Для того чтобы спланировать работу с педагогами, необходимо знать уровень их готовности к работе по новым стандартам. Для этого можно использовать различные листы самооценки для учителей.
Слайд 14
Диагностическая карта«Критерии готовности педагога к введению и реализации ФГОС» (2012-2013)
Критерий уровень %
Когнитивный аспект 63% Знание роли и значения введения ФГОС в современной школе 60
Знание основных документов, связанных с введением ФГОС: • Национальная инициатива «Наша новая школа», утв. Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271; 80
• ФГОС ООО, утв. приказом Минобрнауки России «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» 70
Знание особенностей технологии деятельностного подхода в образовании 45
Знание роли педагога в процессе введения и реализации ФГОС 60
Мотивационный аспект Слайд 14 49,1% Понимание значения ФГОС для современного образования 75
Активность участия в различных направлениях работы по введению и реализации ФГОС 45
Активность участия в обсуждении вопросов, связанных с проблемами введения и реализации ФГОС 75
Самостоятельность в постановке и решении педагогических проблем 30
Настойчивость в преодолении затруднений 30
Активность в саморазвитии, стремлении узнать, освоить больше, чем предполагает программа 40
Личностный аспект 51,3% Умение выстраивать субъект-субъектные отношения 30
Демократический стиль общения с обучающимися60
Индивидуальный подход к обучающимся40
Толерантность 75
Технологический аспект Слайд 15 46,4% Умение провести отбор учебного материала с точки зрения наличия в нем: • элементов воспитывающего, ценностно-смыслового характера; 75
• элементов развивающего характера; 60
• проблемы (противоречий); 45
• возможности организовать учебное исследование; 30
• вариативности40
Умение работать над формированием компонентов учебной деятельности: • целеполагания; 40
• контроля и оценки; 60
• учебного интереса; 45
• содержательной рефлексии 30
Умение организовать учебное исследование 25
Умение организовать проектную деятельность обучающихся60
Умение предоставлять самостоятельность обучающимся20
Умение использовать разные формы организации деятельности обучающихся (групповая, парная, индивидуальная) 30
Умение работать с ошибками учеников 40
Умение предоставлять выбор обучающимся (выбор уровня задания, формы работы, критериев оценки и т. д.) 20
Умение включать обучающихся в учебный диалог (полилог) 30
Слайд 16
Слайд 17-18
«Изучение трудностей в работе учителя в условиях ФГОС» (2013-2014)
Аспект педагогической
деятельности степень затруднений,% могу поделиться
очень сильно сильно средне почти не затрудняюсь 1. Составление рабочей программы по предмету 10 40 40 10 2. Составление тематического планирования 0 15 60 15 10
3.Поурочное планирование
10 20 65 5 4. Планирование самообразования и повышения педагогического мастерства 5 20 50 25 5. Овладение содержанием новых программ и учебников 10 40 40 10 6. Умение поставить цели урока
10 10 50 30 7. Умение отобрать материал урока в соответствии с поставленной целью 10 10 50 30 8. Использование элементов современных педагогических технологий (проектная, КСО, модульная, информационная и др. технологии) 15 25 55 5 9. Обеспечение самостоятельной и активной работы учащихся в течение всего урока 10 20 45 25 10. Высокий уровень владения теоретическим материалом по предмету. 5 15 60 20 11. Осуществление дифференцированного подхода к обучению 10 40 40 10 12. Описание собственного опыта работы 5 20 50 25 13. Умение провести самоанализ урока 10 20 55 10 5
14. Умение провести анализ урока другого учителя 10 20 55 10 5
15. Выявление типичных причин неуспеваемости учащихся по предмету 5 15 70 10 16. Индивидуальная работа с обучающимися различного уровня учебной мотивации 10 50 35 5 17. Работа с неуспевающими обучающимися 10 20 45 25 18. Работа с одаренными детьми
10 25 55 10 19. Организация проектной деятельности 10 40 40 10 На основе данных самоанализа можно определить разные формы работы с педагогами в зависимости от их готовности к новым условиям:
а) с опытными педагогами: участие в подготовке и проведении педсоветов, обучающих семинаров; семинаров-практикумов, наставничество, мастер-классы, работа в проблемно-творческой группе, работа над систематизацией дидактического материала в соответствии с требованиями ФГОС;
б) с педагогами, нуждающимися в методической поддержке: самообразование, посещение уроков опытных учителей, прикрепление к учителю-наставнику.
Слайд 19-20
«Трудности организации школьного урока» (2014-2015)
Планирование урока Оценка затруднений,%
Подбор необходимого учебного материала 30
Учет психолого-педагогических особенностей возраста учащихся 20
Учет особенностей восприятия учебного материала учащимися класса 25
Планирование учебных заданий различной степени сложности 40
Планирование разноуровневых домашних заданий 35
Структура урока Формулирование целей урока 30
Четкое определение места каждого урока в системе уроков по данной теме 10
Выбор оптимальных методов, приемов и средств обучения 25
Умение сочетать коллективные и индивидуальные формы работы учащихся на уроке 35
Владение методами и приемами проверки знаний учащихся на уроке 40
Владение формами организации урока 30
Умение использовать рефлексию на уроке 55
Владение техникой подведения итогов урока 35
Коммуникативные умения Владение активными формами организации коммуникации учащихся 60
Умение вовлекать в урочную деятельность учащихся с различной учебной мотивацией и учебными достижениями 45
Умение комментировать учебные достижения учащихся 35
Владение приемами формирования положительной эмоциональной сферы учащихся на уроке 45
Умение работать с тетрадями и дневниками учащихся 10
Умение стимулировать учащихся по результатам учебной деятельности 15
Умение формировать самостоятельность труда учащихся на уроке 25
Способность к самоанализу своей деятельности на уроке 20
«Уровень педагогического сотрудничества в процессе обучения».
Слайд 22
Данная диагностика достаточно эффективна:
• учителю позволяет самостоятельно проанализировать собственную деятельность, увидеть свои сильные и слабые стороны и своевременно внести коррективы;
• администрации школы позволяет увидеть проблемные зоны в системе управления качеством образования на уровне образовательного учреждения, скоординировать и скорректировать деятельность административного совета школы, своевременно принять соответствующие управленческие решения.
Задачи методического сопровождения:
•выявить затруднения, потребности и образовательные запросы групп учителей;
•обеспечить каждого необходимыми информационными и научно-методическими ресурсами;
•создать мотивационные условия для профессионального развития и решения задач внедрения ФГОС;
•обеспечить реализацию индивидуальных траекторий профессионального роста каждого;
•выявить, проанализировать и транслировать наиболее ценный опыт.
Слайд 23
Как можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности?
1. Выявление уровня профессиональной компетентности учителя:
- диагностирование, тестирование;
- определение путей совершенствования профессиональной компетентности.
2. Механизмы развития профессиональной компетентности педагога:
- план самообразования;
- создание творческих групп;
- повышение квалификации;
- участие в педсоветах, семинарах, конференциях;
- создание собственных публикаций;
- разработка системы стимулирования деятельности учителя.
3. Анализ деятельности учителя:
- самоанализ педагогической деятельности;
- обобщение опыта;
- разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности педагогов.
Методическая работа в школе в условиях введения новых образовательных стандартов должна опираться на «зону ближайшего профессионального развития». В качестве «зоны ближайшего профессионального развития» определяется та зона, в которой педагог с помощью своих коллег, ученых, изучаемой литературы может разрешить возникшие проблемы в профессиональной деятельности. При этом «зона ближайшего профессионального развития» для каждого педагога индивидуальна.
При реализации данного направления изучаются профессиональные трудности, выявляются проблемы в деятельности педагога при внедрении ФГОС; актуализируются необходимые для профессионального роста знания и умения, оказывается помощь педагогу в осознании своих профессиональных трудностей; определяется индивидуальная траектория при повышении квалификации; составляется план самообразования, программы профессионального роста педагога.

Слайд 24
Совершенствование методической работы школы по развитию профессиональной компетенции педагогов в условиях введения и реализации ФГОС ООО
Миссия методической работы школы в условиях перехода на новые образовательные стандарты - это создание условий для перехода от «знаниевой» модели образования в школе к «деятельностной» – успешной работе педагогического коллектива в режиме развития; созданию атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности, творческих поисков коллектива.
Нововведения встречают сопротивление, обусловленное психологическими и социальными причинами, поэтому в развитии инновационной деятельности важнейшим фактором становится отношение к ней субъектов, включенных в инновационный процесс.
Слайд 25
Содержание деятельности Цель
Для активных сторонников инноваций Работа в творческих группах, активных семинарах, погружения, тренинги, практическая деятельность (открытые уроки) Вывести на более высокий уровень
Для инертных сторонников инноваций Участие в семинарах, педсоветах, тренингах, научно-исследовательской деятельности Приобщить к участию в работе
Для “традиционщиков” Показ результатов и достижений, работа в ШМО, получение информации на педсоветах и мероприятиях Ознакомление с преимуществами
инноваций
Для равнодушных к инновациям Введение в проблему, сравнение результатов, ознакомление с мнениями изучения практического опыта Убедить в преимуществах использования инноваций
Любой педагогический коллектив разнороден по возрасту, педагогическому опыту, профессионализму. Поэтому в методической работе целесообразно использовать разноуровневый подход.
Слайд 26
Рассмотрим используемые в школе формы организации методической поддержки учителей, отметив их преимущества и недостатки.
1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.
Недостатки:
- эпизодичность прохождения курсов;
- время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всей школы;
- качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.
Слайд 27
2. Получение второго высшего образования или второй специальности.
Главное достоинство такой формы самообразования - возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор.
К недостаткам можно отнести дефицит у педагогов свободного времени и высокую стоимость обучения.
Слайд 28
3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.
Главные достоинства такой формы самообразования:
- возможность пройти их в удобное для педагогов время;
- возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.
Недостатки:
- дистанционные курсы проводятся на платной основе;
- не все учителя владеют ИКТ на достаточно высоком уровне, чтобы обучаться дистанционно;
- документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, не всегда учитывают при проведении очередной аттестации.
Слайд 29
4. Индивидуальная работа по самообразованию, которая включает:
- научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
- изучение научно-методической и учебной литературы;
- участие в педагогических советах, методических объединениях;
- посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
- теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
Однако, не смотря на необходимость самообразования, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя, – отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации.
Слайд 30
5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.
Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов страны.
Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:
- использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
- самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
- освоение информационных концепций, знаний и навыков;
- наблюдение за деятельностью участников сообщества.
Главные преимущества этой формы самообразования:
- обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;
- методическая помощь является персональной и адресной;
- попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.
Организация методического сопровождения в условиях сетевого взаимодействия осуществляется через участие педагогов в различных дистанционных мероприятиях: конкурсах, семинарах, творческих группах.
Слайд 31
Внутришкольная система повышения профессиональной компетентности педагогов.
Преимущества:
-обучение на рабочем месте, без значительных временных и материальных затрат,
-отсутствие необходимости замещения уроков на время КПК,
-финансовая экономия для учителя и для школы,
-возможность обсудить и найти пути решения проблем в собственном педагогическом коллективе,
-знание учителями индивидуальных особенностей обучающихся школы (класса),
-адресность методической помощи, возможность практического применения,
-использование формы взаимообучения в педколлективе.
Недостатки:
-анализ и решение проблем происходит только на уровне школы ,-выданные документы школьного уровня (сертификаты, свидетельства участника) не всегда учитываются при прохождении аттестации.
На сайте школы, персональных сайтах учителей создаются методические «копилки», где педагоги могут самостоятельно размещать свои методические материалы, разработки уроков, представляющие интерес для коллег.
Слайд 32
Исходя из результатов диагностики затруднений педагогов при внедрении ФГОС ООО в МОУ «Калитинская СОШ» проведены следующие мероприятия:
Педагогические советы:
1. «Повышение эффективности и качества образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты» (2012 г.).
2. «Каким должен быть учитель? Требования к учителю современного общества, требования учителя к самому себе, профессиональный стандарт педагогической компетентности» (2013 г.).
3. ««Формирование профессиональной компетенции педагога как условие повышения качества образования в контексте реализации ФГОС НОО и ООО"» (2014 г.)
4. «Система внеурочной деятельности в школе. Проектные технологии» (2014 г.)
5.«Самодиагностика успешной педагогической деятельности в условиях ФГОС нового поколения» (2014 г.)
6. «Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС второго поколения» (2015 г.)
7.«Основные направления воспитательной компоненты школы в контексте реализации ФГОС второго поколения» (2015 г.)
Слайд 33
Методические семинары:
1. «Системно-деятельностный подход – концептуальная основа нового стандарта образования» (2012 г.).
3. «Приемы педагогической техники для учебного успеха ученика на уроках» (2013 г.).
4. «Построение урока в соответствии с требованиями ФГОС» (2013 г.).
5. «Теоретические и практические основы разработки рабочих программ в соответствии с требования ФГОС ООО» (2014 г.).
6. «Проектные методы обучения» (2014 г.).
7. «Моделирование и конструирование урока в контексте требований ФГОС» (2015 г.).
8. «Интеграция основного и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности» (совместно с методистом издательства «Просвещение» (2015г.)
Слайд 34
Проблемные семинары:
«ФГОС нового поколения: актуальные проблемы реализации», где педагоги проводили мастер-классы по фрагментам своих уроков (2013 г.).
Теоретическая подготовка по «Моделированию и анализу учебного занятия в рамках ФГОС нового поколения» (2014 г.).
«Формирование умения учиться через освоение универсальных учебных действий» (2014 г.).
«Текст как средство формирования метапредметных учебных действий» (2015г.)
«Формирование системы контроля и оценивания на уроке в соответствии с ФГОС» (2015г.)
Семинары и круглые столы в рамках ШМО, индивидуальные собеседования и консультации, возобновляется система наставничества молодых педагогов.
Слайд 35
В 2012-2013 учебном году проведено 16 открытых уроков в рамках ШМО и мероприятий по преемственности НОО и ООО, Дней образования, предметные недели и декады.
В 2013-2014 учебном году проведено 26 открытых уроков и внеурочных мероприятий (2 на районном уровне) по предметам, в том числе в рамках МР по преемственности НОО и ООО, 4 предметные недели и Дни образования в школе
В 2014-2015 учебном году проведено 17 открытых уроков, в том числе – 2 на район, и 18 внеурочных мероприятий по предметам, Дни образования в школе.
Т.о. в школе создается информационно-методическая среда.
Слайд 36
Особенности проектирования современного урока
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Слайд 37. В   основу   Федерального государственного образовательного стандарта положен   системно-деятельностный   подход, концептуально    базирующийся    на обеспечении    соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Очевидно, что переход на новые образовательные стандарты предполагает совершенствование урока - основной формы организации обучения. Учитель должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).
Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным действующим лицом. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
Слайд 38. Суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода, отражают слова К.Д. Ушинского: “Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал”.

ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ УРОКА,
РЕАЛИЗУЮЩАЯ ПРИНЦИПЫ ФГОС ООО
168275337185ВКЛЮЧЕНИЕ ВСЕХ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В ПРОДУКТИВНЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ /
МОТИВАЦИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ УУД
НА ОСНОВЕ ПОИСКОВЫХ ЗАДАНИЙ
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ОПОРОЙ
НА РЕПРЕЗЕНТИРУЕМЫЕ
КОМПОНЕНТЫ
ПРИМЕНЕНИЕ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ
И ОТРАБОТКА УУД
АДАПТИВНОСТЬ ТЕХНОЛОГИЙ
НЕПРЕРЫВНАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЙ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ
ВНЕШНИЕ КОГНИТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ
И ВНУТРЕННИЙ ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НЕПРЕРЫВНАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
00ВКЛЮЧЕНИЕ ВСЕХ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В ПРОДУКТИВНЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ /
МОТИВАЦИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ УУД
НА ОСНОВЕ ПОИСКОВЫХ ЗАДАНИЙ
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ОПОРОЙ
НА РЕПРЕЗЕНТИРУЕМЫЕ
КОМПОНЕНТЫ
ПРИМЕНЕНИЕ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ
И ОТРАБОТКА УУД
АДАПТИВНОСТЬ ТЕХНОЛОГИЙ
НЕПРЕРЫВНАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЙ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ
ВНЕШНИЕ КОГНИТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ
И ВНУТРЕННИЙ ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НЕПРЕРЫВНАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Инновационная модель обучения, являющаяся базой для реализации ФГОС, предполагает уход от традиционной методики обучения к творческой активности и самостоятельности обучающихся. Поэтому главным элементом ее содержания является самостоятельность как качество личности, которое необходимо воспитать в рамках формирования универсальных учебных действий.
Механизмом реализации системно–деятельностного подхода являются такие технологии, как:
• информационные и коммуникативные технологии;
•технологии, основанные на создании учебных ситуаций (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира);
•технологии, основанные на реализации проектной деятельности;
•технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения.
Слайд 39. Дидактические требования к современному уроку в рамках системно-деятельностного подхода.
Тему урока, цели и задачи формулируют сами учащиеся, самостоятельно определяя границы знания и незнания.
Учитель не сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели, планирование способов достижения цели осуществляется самостоятельно самими учащимися.
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), осуществляется само- и взаимо- контроль.
По итогам выполненной работы ребята в индивидуальном порядке формулируют затруднения и самостоятельно осуществляют коррекционную работу под руководством учителя.
Приветствуется самооценивание результатов работы или взаимооценивание работы товарищей.
При подведении итога урока учитель не выясняет, что запомнили учащиеся, а проводит рефлексию.
Учитель предлагает разноуровневое домашнее задание, а учащиеся самостоятельно выбирают уровень с учетом индивидуальных возможностей.
Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа
Объявление темы урока. Учитель сообщает учащимся. Формулируют сами учащиеся.
Сообщение целей и задач. Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться. Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания.
Планирование. Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели. Планирование учащимися способов достижения намеченной цели.
Практическая деятельность учащихся. Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности). Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы).
Слайд 40. Осуществление контроля. Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы. Учащиеся сами осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля).
Осуществление коррекции. Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию. Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно.
Оценивание учащихся. Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке. Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей).
Итог урока. Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили. Проводится рефлексия.
Домашнее задание. Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех). Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.
На уроках должны применяться следующие виды заданий:
Виды заданий
Задания на мнемоническое воспроизведение Задания на извлечение и описание информации Задания на структурирование и переработку информации Задания на осмысление, оценку и интерпретацию информации Задания на творческое применение информации
Дайте определение.
Сформулируйте.
Перескажите.
Сделайте по образцу. Опишите процесс явления.
Перечислите факторы.
Дайте характеристику.
Понаблюдайте. Составьте план, конспект.
Выполните.
Подготовьте доклад, сообщение.
Напишите эссе, изложение.
Укажите главное.
Озаглавьте.
Подготовьте аннотацию.
Заполните таблицу. Проанализируйте.
Укажите сходство и различия.
Сопоставьте.
Сравните.
Найдите закономерности.
Оцените.
Приведите примеры.
Объясните.
Докажите.
Обоснуйте. Выскажите своё мнение.
Предложите способ решения проблемы.
Задайте вопрос.
Исследуйте.
Придумайте.
Предложите.
Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.