Статья на тему Значимость информационно-коммуникационной компетентности в деятельности педагога
Значимость информационно-коммуникационной компетентности в деятельности педагога
В статье рассматривается необходимость повышения информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников и использования ими ИКТ технологий в организации педагогической деятельности.
С процессом информатизации общества тесно связана информационная компетентность личности. В современных условиях ценность знаний неизмеримо возросла, увеличилась доля интеллектуального труда.
Сегодня обучение призвано обеспечить формирование у людей новых компетенций, которые им потребуются в новой информационной среде обитания, в том числе и для получения образования в условиях широкого использования современных информационных технологий обучения, а также нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения.
Исследуя информационную компетентность, я учитывал, что данное понятие многоплановое, так как для выработки соответствующих способностей требуется значительное интеллектуальное развитие, проявление таких качеств, как абстрактное мышление, алгоритмическое мышление, саморефлексия, определение собственной позиции и т.д. (к примеру, выбор значимой для педагога информации требует развития таких личных качеств, как самостоятельность и критичность). Значит, необходимы различные типы действий: умение действовать автономно, использовать интерактивные режимы, входить в различные социальные группы и функционировать в них. Информационно-коммуникационная компетентность современного педагога, определяющая его готовность к работе в новых условиях информатизации образования, это:
способность педагога решать профессиональные задачи с использованием современных средств и методов информатики и информационно-коммуникационных технологий;
его, уже состоявшееся, личностное качество, характеристика, отражающая реально достигнутый уровень подготовки в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности;
особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих правильно оценивать ситуацию и принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности, используя ИКТ.
Следует помнить, что ИКТ-компетентность педагога пронизывает все виды его профессиональной деятельности и носит «надпредметный», общеучебный, общеинтеллектуальный характер. Связано это, в первую очередь, с необходимостью и готовностью работать в новой информационной образовательной среде, принципиальное отличие которой от традиционной заключается в специфике ее технологической подсистемы. Ведь интеграция ИКТ в образовательный процесс любого образовательного учреждения сопровождается радикальными изменениями во всех других подсистемах (дидактической, организационной, экономической, теоретико-методологической) образовательной системы. Но для эффективного использования возможностей ИОС педагог сам должен обладать полным набором пользовательских, ориентировочных, инструментальных компетенций.
В разные возрастные периоды развития личности необходимо формировать разные ключевые компетентности. Так, в дошкольном детстве – в первую очередь личностные и коммуникативные; в школьный период - общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные; в период профессиональной подготовки – ценностно-смысловые, общекультурные, социально-трудовые, информационные, коммуникативные, политические и социальные, компетенции жизни в многокультурном обществе, компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь. Однако, есть ряд компетентностей, которые необходимо формировать на протяжении всей жизни человека. К таким компетентностям относится и информационная.
Понятие «информационная компетентность» многие авторы рассматривают как способность личности самостоятельно искать, выбирать, анализировать, организовывать, представлять и передавать информацию.
Ряд авторов под информационной компетентностью понимают «способность интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой им задачи, делать аргументированные выводы, использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации, структурировать имеющуюся информацию, представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации».
Нам близка позиция отечественных ученых и практиков о том, что информационная компетентность на профессиональном уровне включает в себя совокупность профессиональных знаний, умений, профессионально важных качеств личности пользователей информационных технологий: знания специальной терминологии, знания о компьютерной графике, знания об эталонной модели специалиста - пользователя информационных технологий; умение пользоваться информационными технологиями для повышения продуктивности профессиональной деятельности. Компетентность в информационной деятельности выражается также в способности преодолевать негативные последствия информационных технологий (таких, как отрыв от реальности, компьютерофобия, и др.)
Анализ приведенных публикаций позволяет сделать вывод о многоплановости понятия «информационная компетентность». К числу значимых признаков относят информационный кругозор, совокупность знаний, умений и навыков по поиску, анализу и использованию информации, практические умения и навыки использования современных информационных технологий, выраженность активной социальной позиции и мотивации субъектов образовательного пространства.
В последние годы готовность педагога к профессиональной деятельности связывается с понятием общепрофессиональной компетентности. Интегральным показателем качества подготовки его в контексте модернизации образования следует рассматривать профессиональную компетентность, которая определяется не через сумму знаний и умений, а характеризует умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. Профессионализм педагога включает в себя различные компетентности, в том числе и информационную.
Очевидно, что в современных условиях информационная компетентность определяет его профессиональную педагогическую компетентность в целом. Информационная подготовка педагога должна включать знания и умения в области основ информатики, которые необходимы для его будущей профессиональной деятельности. Он должен знать основные типы документов и виды изданий в области образования; каналы и источники получения научно-педагогической информации; иметь представление о методах аналитико-синтетической обработки документов, информационно-поисковых языках, о способах поиска документов в библиотеках и базах данных. Должен уметь пользоваться библиографическими каталогами, указателями и картотеками; ориентироваться в структуре книг и словарей; составить библиографию по определенной теме; создать с помощью компьютера фактографическую или библиографическую базу данных по изучаемой проблеме.
О.Г.Смолянинова выделяет в структуре профессиональной компетентности педагога следующие компетентности, определяющие степень готовности к самостоятельной работе в условиях открытого образования:
«информационная (как универсальные способы поиска, получения, обработки, представления и передачи информации, обобщения, систематизации и превращения информации в знание);
моделирующая (как универсальная исследовательская, развивающая понимание и логическое мышление);
контрольно-оценочная, гностическая (качественные и количественные оценки, самооценка, «портфельный» подход);
мобилизационная (как интеграция управленческой, менеджеральной, организационной, конструктивной);
культурно-ценностная (включающая взгляд на образование как на освоение культурных и интеллектуальных ценностей, призванная реализовать принципы гражданского образования);
коммуникативная (способствующая социализации, развитию навыков общения, продуктивной коммуникации, сотрудничества, самообучения в открытом образовательном пространстве, жизни в поликультурном обществе, толерантности)».
Системообразующими в этом списке являются информационная и коммуникативная компетентности, поскольку они являются основой информационной деятельности - главного вида деятельности в информационном обществе.
Различные авторы включают в информационную компетентность педагога такие составляющие как:
ориентацию в основных типах документов и видах изданий в области образования;
владение формализованными методами аналитико-синтетической переработки информации;
владение способами информационного поиска в соответствии с профессиональными информационными потребностями;
умения интерпретировать и адаптировать информацию к задачам обучения и воспитания; умения изложения учебной информации;
умения, связанные со сбором, обработкой, поиском, хранением и представлением информации с использованием новых информационных технологий и сети Интернет;
умения грамотно использовать новые информационные и коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе для повышения его эффективности.
Информационные умения педагога проявляются в способности:
ясно и четко излагать учебный материал, учитывая специфику занятия, уровень подготовленности воспитанников, их жизненный опыт и возраст;
логически правильно построить и вести конкретный рассказ, объяснение, беседу, проблемное изложение;
формулировать вопросы в доступной форме, кратко, четко и выразительно;
применять в обучении технические средства наглядности: выражать мысль с помощью схем и рисунков;
оперативно диагностировать характер и уровень усвоения детьми нового материала с использованием разнообразных методов;
перестраивать в случае необходимости план и ход изложения материала;
умение применять образовательные ресурсы Интернет и сетевые технологии в учебном процессе.
Иванова Е.В. рассматривает информационную компетентность педагога как особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности, как составную часть профессиональной компетентности педагога, включающую такие слагаемые профессиональной деятельности, как:
способы представления, хранения, обработки и передачи информации с помощью компьютера;
умения и навыки работы на персональном компьютере, умение представить информацию в Интернет;
владение навыками использования телекоммуникационных технологий по конкретной проблеме, с учетом ее специфики.
Ряд исследователей обращают внимание на то, что в структуре информационной компетентности должен существовать элемент, связанный с мотивацией, потребностью и интересом к получению знаний, умений и навыков в области технических, программных средств и информации.
Таким образом, специальная информационная компетентность педагога может рассматриваться как интегральное профессионально-личностное качество педагога, включающее совокупность знаний, умений и ценностного отношения к обучению и воспитанию детей с использованием современных коммуникационных технологий.
Литература:
Иванова Е.В. Информационная компетентность учителя в современной школе [Электронный ресурс]// Электронное научное издание «Письма в Emissia Offline». СПб. ART 922. 2003 г. Режим доступа: http://www.emissia.50g.org/offline/2003/922.htm
Кизик О.А. Становление информационной компетентности учащихся в образовательном процессе профессионального лицея: Дис. канд. пед. наук. – Петрозаводск, 2004.159с.
Ковалева Т.М. Школьные умения и ключевые компетентности – что общего и в чем различие // Педагогика развития: Ключевые компетентности и их становление: Мат. 9-й научно-пр. конф.- Красноярск: Красноярский гос. ун-т, 2003.- С.66-67
Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности.- Л., 1970
Смолянинова О.Г. Развитие методической системы формирования информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя на основе мультимедиа-технологий: Дис. д-ра пед. наук. – СПб., 2002.504с.
Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования// Стандарты и мониторинг в образовании. 1999.№2С.30-34.
15