Государственно-общественное управление в школе


Тарканина Юлия Михайловна, volinoe@mail.
Бюджетное общеобразовательное учреждение Полтавского муниципального района Омской области «Вольновская средняя школа», заместитель директора по УВР
Всем нам хорошо известно, что в Законе «Об образовании» одним из принципов государственной политики в области образования определен демократический, государственно-общественный характер управления  образованием. Действительно, закон предусматривает право участия в управлении образовательным учреждением обучающихся, их родителей и работников образовательного учреждения.
По большому счету это участие было всегда. В школе работали органы школьного ученического самоуправления и детские организации, родители собирались на классные и общешкольные комитеты, собрания, конференции, педагоги решали вопросы в первичных профсоюзах, на педсоветах. Но все же прежняя система образования была более  внутренне замкнутой, закрытой, консервативной. С переходом на ФГОС НОО стала необходимость расширения общественного участия в управлении образованием, роста влияния самого общества на качество образования и его доступность для всех слоев населения, открытости для общественности, населения.
Наша модель государственно-общественного управления образовательного учреждения имеет 3 компонентных блока: обучающиеся, родители, педагоги.
Приоритетная задача нашей школы: создание наиболее благоприятных условий для развития всех обучающихся с учетом их склонностей, способностей, возможностей, а, следовательно, удовлетворение образовательных потребностей и интересов детей и их родителей. Опыт показывает, что организовать плодотворное общественное участие родителей и школьников в образовательном процессе, реализации образовательных и социальных программ непросто. Это связано с отсутствием свободного времени, скептическими настроениями, неумением взять на себя ответственность за результат, недостаточной компетентностью в области социального менеджмента.
Поэтому в рамках развития государственно-общественного управления в школе принципиально важными являются задачи создания эффективно действующей структуры школьного детского самоуправления и расширения форм системного активного общественного участия родителей.
Обозначим значимые направления по их реализации.
 Для компонентного блока «Обучающиеся»:
- Выстраиваем систему  детского самоуправления с начальной школы.
-Уделяем особое внимание развитию общественных детских объединений. С целью, развития навыков самоуправления в школе, успешно функционируют 8 детских объединений:
- «Союз мальчишек и девчонок»;
- Экологическая дружина «Березка»;
- НОУ «Поиск»;
- ТОШ «Рассвет»;
- ДО «Юный друг пограничников»;
- ДО «Юный друг пожарных»;
- ДО «Юный инспектор движения»;
- ДО «Юный друг милиции».
Рабочие органы самоуправления:
- Большой Школьный Совет (БШС). Стараемся обеспечить непрерывную связь и преемственность между структурами детского самоуправления по ступеням обучения
– «Малышок»,
- «Затейник»,
- «Милосердие»,
- «УЧКОМ»,
- «Дисциплина и порядок»
- редколлегия газеты «Школьные вести» ежемесячно выпускает журнал, рассказывающий о жизни школы.
Для компонентного блока «Родители»:
- Совершенствуем  механизмы и развиваем новые формы общественного участия родителей в образовательном процессе.
- Поддерживаем и реализуем лучшие родительские инициативы, направленные на обеспечение открытости образования, повышения качества образовательных услуг, улучшение  образовательно-воспитательной среды.
- при поступлении ребенка в школу между родителями, образовательной организацией, КО заключается договор, в котором стороны определяют взаимные права и обязанности по обеспечению реализации обучающимся права на получение бесплатного качественного образования.
- при приеме в школу родители пишут согласия об использовании персональных данных.
- ежегодно в конце учебного года проводится диагностика удовлетворенности родителей учебно-воспитательным процессом
- используются различные формы информирования родителей о деятельности ОУ в условиях ФГОС: публичный отчет, родительские собрания, сайт школы и др.
Для компонентного блока «Педагоги»:
Созданы творческие группы педагогов, работающих по ФГОС НОО. И если рассматривать ТГ в рамках педагогического общественного управления, то оно самоуправляется (есть руководитель), в нем присутствуют такие направления деятельности, как анализ результатов работы ТГ, публичный отчет о деятельности ТГ
Важным органом государственно-общественного управления в школе является педсовет. Но это не педсовет, на котором представляется или обобщается наработанный методический опыт (конференция, отчет, или анализ деятельности педколлектива основным лицом с содокладчиками), хотя и такие формы иногда необходимы, а педсовет как постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников– педагогический совет, на котором выносится проблемная ситуация, ведется диалог между субъектами, используются форматы на основе мозгового штурма, работы проблемных групп, другой нестандартной организационной схемы обсуждения вопросов (аукцион педагогических идей, защита педагогических и управленческих проектов, деловая игра, мастер-класс и др.).
Существует такой орган самоуправления как собрание работников, в состав которого кроме педагогов входят учебно-вспомогательный и технический персонал, профсоюзный комитет. Совместно с лидером профкома решаем вопросы трудовой деятельности  наших работников,
Объединяет все 4 блока – Совет школы, Работа по созданию Совета школы в БОУ «Вольновская СШ» началась с 2011 года, когда школа стала пилотной по введению ФГОС НОО.
В школе была создана творческая группа для разработки Положения о Совете школы, в состав вошли не только учителя, но и родители, и обучающиеся.
После проведенной подготовительной работы на общешкольном родительском собрании с участием членов совета обучающихся был избран Совет школы в количестве 9 человек (3 представителя от родителей (законных представителей) обучающихся по 1 представителю от ступени обучения; 3 представителя обучающихся II-III ступеней обучения; 3 представителя работников Учреждения.) . Срок полномочий Совета Учреждения составляет 5 лет.
Основные задачи Совета школы:
-определение основных направлений развития школы;
-содействие созданию в школе оптимальных условий и форм организации образовательного процесса;
-контроль за реализацией в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;
-осуществление контроля за организацией питания и медицинского обслуживания в школе в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников школы;
Еще одним органом ГОУ в школе является общешкольная конференция, которая собирается на реже одного раза в год. Ее формат – переговорная площадка, на которой все субъекты образовательного процесса решают значимые для большинства вопросы: нужна ли единая школьная форма, определение основных направлений развития школы, представление публичного отчета по результатам деятельности школы. Важно отметить, что на такие конференции мы приглашаем наших социальных партнеров, представителей ведомств, учреждений, организаций, заинтересованных и совместно с нами осуществляющих дополнительное образование, воспитательный процесс.
Создание в школе структуры государственного общественного управления делает её открытой обществу, становится прозрачной её образовательная и воспитательная деятельность, а это, в свою очередь, помогает преодолеть отчуждение школы от общества и вовлечь родителей учеников как в школьную жизнь, так и в определённые механизмы управления школой.