Рабочая программа по географии 5класс

Приложение
к образовательной программе
основного общего образования


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением отдельных предметов»


РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей
естествознания
Руководитель МО
__________ И.Х. Нужных
Протокол № 1
от « 25» августа 2016 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании методического совета МБОУ «СОШ №3
с углубленным изучением отдельных предметов»
Протокол № 1
от «29» августа 2016 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ №3
с углубленным изучением отдельных предметов»
_________ Е.Н.Тюляева
Приказ № 849 - О
«31» августа 2016г.





ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
ГЕОГРАФИЯ ДЛЯ 5 КЛАССА
(базовый уровень)

(1 час в неделю, всего –35 часов)






Составитель: Зарипова Л.Р.
Учитель географии















г. Мегион, 2016 г.
Аннотация
к программе по учебному предмету (география)

Данная программа по учебному предмету (курсу) география предназначена для описания организации учебного процесса по предмету основного общего образования (5 класс). Согласно федеральному базисному учебному плану общеобразовательных учреждений; региональному компоненту общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры; учебному плану образовательной организации на изучение географии в 5 классе отводится 1 час в неделю, 35 часов в год.
Программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка, содержание учебного предмета, учебно-тематический план, календарно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе, контроль реализации программы, список литературы.





























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии в 5 - 6 классах составлена на основе материалов
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование // ФГОС. М.: Просвещение, 2014);
- Фундаментального ядра содержания общего образования (Фундаментальное ядро содержания общего образования /Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2014);
- Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России (А.Я Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». - М.: Просвещение, 2014);
- Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа - М.: Просвещение, 2014);
- Программы основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. (Рабочие программы. География. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2015)
Учебник «География. Землеведение. 5-6 класс. Авторы: В.П. Дронов, Л.Е. Савельева – М. : Дрофа, 2015).
Рабочая программа по географии для основной школы составлена с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования; общих и предметных положений Фундаментального ядра содержания общего образования; авторской рабочей программы, составленной на основе требований ФГОС к структуре рабочих программ. В ней учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
Так как на каждом уроке географии осуществляется практическая направленность и системно-деятельностный подход, предложенные автором практические работы будут выполнены.
Данная предметная линия учебников разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России с учетом:
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
общих и предметных положений Фундаментального ядра содержания общего образования;
примерной программы по географии;

Курс «География. Землеведение. 56 классы» курс, формирующий знания из разных областей наук о Земле картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.
Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально- ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
При изучении курса решаются следующие задачи:
формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи
на планетарном, региональном и локальном уровнях;
развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
развитие представлений о размещении природных и социально- экономических объектов;
развитие специфических географических и общеучебных умений;
развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
География в основной школе – учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Курс «География. Землеведение. 5 – 6 классы» курс, формирующий знания из разных
областей наук о Земле картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.
Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
При изучении курса решаются следующие задачи:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
- формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
- развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
- развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;
- развитие специфических географических и общеучебных умений;
- развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека.
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в 5 и 6 классах по 35 ч (1 ч в неделю). В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени начального общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим. В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.





ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА.
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обуславливает достижение следующих результатов личностного развития:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, религии, традициям, ценностям народов России и народов мира;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватности ориентации в нём;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.






















СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ГЕОГРАФИЯ. ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ.
5 КЛАСС
Введение (1 ч)
Что изучает география. География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.
Раздел I. Накопление знаний о Земле (6 ч)
Познание Земли в древности. Древняя география и географы. География в Средние века.
Великие географические открытия. Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.
Современная география. Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.
Практические работы.1.Работа с электронными картами.
Раздел II. Земля во Вселенной (6 ч)
Земля и космос. Земля часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.
Земля часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля уникальная планета.
Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна.
Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.
Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.
Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.
Практические работы.2.Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.
Раздел III. Географические модели Земли (10 ч)
Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.
Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.
Масштаб и его виды. Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.
Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.
Планы местности и их чтение. План местности крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений.
Параллели и меридианы. Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах.
Градусная сеть. Географические координаты. Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сетке.
Географические карты. Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт.
Практические работы.3.Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки. 4.Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.
Раздел IV. Земная кора (11 ч)
Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора.
Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.
Земная кора и литосфера каменные оболочки Земли. Земная кора и ее устройство. Литосфера. Разнообразие форм рельефа Земли. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа.
Движение земной коры. Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород.
Землетрясения. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения.
Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.
Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.
Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.
Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна.
Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.
Практические работы.5. Определение горных пород и описание их свойств. 6.Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Данный учебно-методический комплекс для изучения курса географии в 59 классах содержит, кроме учебников, методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.
УМК «География. Землеведение. 56 классы»
1. География. Землеведение. 56 классы. Учебник (авторы В. П. Дронов, Л. Е. Савельева). – М.: Дрофа, 2012.
2. География. Землеведение. 56 классы. Методическое пособие (авторы Л. Е. Савельева, В. П. Дронов). – М.: Дрофа, 2013.
3. География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. П. Дронов, Л. Е. Савельева). – М.: Дрофа, 2012.
4. География. Землеведение. 6 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. П. Дронов, Л. Е. Савельева). – М.: Дрофа, 2012.
5. География. Землеведение. 56 классы. Электронное приложение.
6. Контурные карты «География» 5 класс. Серия «Учись быть первым» – М.: Дрофа, 2013.
7. Контурные карты «География» 6 класс. Серия «Учись быть первым» – М.: Дрофа, 2013.
7. Атлас «География» 5 - 6 класс. Серия «Учись быть первым» – М.: Дрофа, 2013.

Дополнительная литература для учащихся:
Петрова Н.Н. – Темы школьного курса: Земля – планета Солнечной системы - М.: Дрофа, 2004
Петрова Н.Н. – Темы школьного курса: План и карта – М.: Дрофа. 2004.
За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2008.
Лазаревич К.С., Лазаревич Ю.Н. Справочник школьника. География. 6 – 10 класс. – М.: Дрофа, 1997.
С.Г. Любушкина, Т.Ю. Притула Физическая география в вопросах и ответах. – М.: ИЛЕКСА, 2011.
Г.М. Абакумова, Г.С. Ананьев, Л.Г. Бондарев География: научно-популярное издание для детей. – М.: ЗАО РОСМЭН – ПРЕСС, 2008.
Атлас мира для студентов и школьников. – Тверь: ООО Ультра ЭКСТЕНТА, 2008.
Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. Книга для учащихся 6-8 классов. – М.: Просвещение, 1990.
Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий. – М.: Просвещение, 1982.
Супруненко Ю.П. Эти удивительные горы: книга для внеклассного чтения уч-ся 6-9кл. – М.: Просвещение, 1987.
Постникова М.В. География: тематические кроссворды для уроков и внеклассной работы. 6 – 10 кл. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
Ерёмина В.А. Физическая география. Интересные факты. – М.: ИЛЕКСА, 2008.
Соловьева А.И., Карпов Г.В. Словарь-справочник по физической географии. – М.: Просвещение, 1983.
Северный полюс / Роберт Пири. Южный полюс /Руаль Амундсен. – М.: Дрофа, 2007.
Степанов В.Н. Природа Мирового океана. – М.: Просвещение, 1982.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Кабинет географии является неотъемлемой частью информационно-образовательной среды по предмету. В нем также могут проводиться внеклассные и внеурочные занятия, воспитательная работа с учащимися. Поэтому он необходим в каждой школе, а его оснащение должно соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта. Кабинет географии должен иметь специальное смежное помещение - лаборантское, предназначенное для хранения учебного оборудования и подготовки занятий. Основа кабинета - рабочие места для учащихся и учителя.
Оборудование кабинета включает следующие типы средств обучения:
учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, школьная метеостанция, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий;
стенды для постоянных и временных экспозиций;
комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:
- аппаратура для записи и воспроизведения аудио- и видеоинформации;
- компьютер;
- мультимедиа-проектор;
- интерактивная доска;
- коллекция медиаресурсов, в том числе электронные учебники, электронные приложения к учебникам, обучающие программы;
- выход в Интернет;
комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий (таблицы, транспаранты, портреты выдающихся географов и путешественников) по всем разделам школьного курса географии;
комплект экранно-звуковых пособий и слайдов;
библиотека учебной, программно-методической, учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы;
картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ и т.д.
Планируемые результаты изучения предмета.
Содержание и методический аппарат учебников данной линии направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения при изучении курса «География».
Достижение предметных результатов в учебниках линии обеспечивается формированием у учащихся целостной системы комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических и социально-экономических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы. Для реализации этих требований представленная линия строилась на основе следующих концептуальных принципов:
обеспечение комплексности и логической преемственности содержания отдельных школьных географических курсов. Линия построена в соответствии с традиционным для отечественного образования принципом построения курса географии в основной школе от общего к частному. В соответствии с ним в учебниках идет поэтапное формирование основополагающих физико-географических и социально- экономических знаний на разных территориально-иерархических уровнях: планетарном материков и океанов и их частей России и ее отдельных районов своей местности (малой Родины). При этом во всех учебниках линии реализуются такие сквозные направления современного образования, как гуманитаризация, социологизация, экологизация, способствующие формированию общей культуры молодого поколения;
единый методологический подход к отбору, структуризации и подаче учебного материала (методологической основой линии учебников являются положения «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленной на формирование у подрастающего поколения ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны. Содержание всех учебников линии обеспечивает формирование мировоззренческой ценностно-смысловой сферы учащихся на основе системы базовых национальных ценностей, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, толерантности. В достижении перечисленных результатов особо значима роль учебников для 8 и 9 классов. В них формируется географический образ нашей страны во всем ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и демонстрации взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов природы, населения и хозяйства. В учебнике 8 класса дается оценка огромных размеров территории России как важнейшей части национального достояния, географического положения как важнейшего потенциала ее развития. Вводится понятие «государственная территория России», что позволяет учащимся ориентироваться в комплексе сложных территориально- межгосударственных проблем и вопросах национальной безопасности, часто обсуждаемых в СМИ; единый методический подход к отбору, структуризации и подаче учебного материала. Методическое единство учебников линии обеспечивается унификацией в построении структуры параграфов, позволяющей осуществлять единую технологию обучения и способствующей овладению учащимися навыками отбора, анализа и синтеза информации.





















Учебно-тематический план

№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Количество часов




теоретические
в т.ч. практические

1.
Введение
1
1


2.
Раздел 1. Накопление знаний о Земле
5
5


3.
Раздел 2. Земля во вселенной
7
7
1

4.
Раздел 3. Географические модели Земли
11
11
4

5.
Раздел 4. Земная кора
11
11
-


Итого
35
35
5




География V класс. 35 часов.
К учебнику В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой География «Землеведение»

пп
Дата
Тема урока.
Кол-во часов
Планируемые метопредметные результаты обучения





Предметные
УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные
Личностные

1.
05.09-10.09
Введение.
Что изучает география

Ученик получит возможность выучить: основные географические понятия и термины
Владение основами самоконтроля, самооценки; умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей; формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.
Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию; формирование целостного мировоззрения; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры.

2.
12.09-17.09
Познание Земли в древности

Ученик научится читать географические карты;
Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;
Принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведении;


3.
19.09-24.09
Великие географические открытия

Ученик научится обозначать маршруты путешествий на контурной карте
Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из частей; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Коммуникативные: допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные учебно-познавательные и внешние мотивы. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

4.
26.09-01.10
Открытие Австралии и Антарктиды


Ученик научится искать информацию о путешественниках в интернете
Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные: использовать знаково-символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования.
Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;


5.
03.10-08.10
Современная география.

Изучат современные приборы исследования. Научатся работать с электронными картами.
Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные: проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям.
Коммуникативные: учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, т.е. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи

6.
10.10-15.10
Обобщение по теме: Накопление знаний о Земле

Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, картами
Регулятивные:
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные:
Способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы
Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
Развитие мотивации учебной деятельности, формирование самооценки. Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

7.
17.10-22.10
Раздел 2. Земля во Вселенной
(7 часов).
Земля и космос




Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы.
Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Регулятивные: Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Познавательные: Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Коммуникативные: Умение работать в команде, эффективно сотрудничать, способствовать эффективной кооперации
Смыслообразование,
т.е.установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется

8.
24.10-2910
Земля часть Солнечной системы

Научится работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели планет и созвездий
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые.
Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения
Умение работать в группах, парах. Умение социально взаимодействовать.

9.
07.11-12.11
Влияние космоса на Землю

Научится выявлять причинно-следственные связи
Регулятивные:
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные:
Способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы
Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется

10.
14.11-19.11
Осевое вращение Земли

Научится понимать описывать уникальные особенности Земли.
Регулятивные: Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности
Познавательные:
Ставить и формулировать проблемы. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, т.е. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей

11
21.11-26.11
Обращение Земли вокруг Солнца

Анализ положения Земли в определенных точках орбиты на действующей модели ее движений Составление и анализ схемы (таблицы) «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца»
Регулятивные: уметь контролировать свои действия, давать оценку своим действиям.
Познавательные: способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Коммуникативные: уметь грамотно и доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию партнёров по общению, создание условий для формирования умений и навыков групповой работы.
Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.


12.
28.11-03.12
Форма и размеры Земли

Знать форму и размеры Земли.
Регулятивные: уметь контролировать свои действия, давать оценку своим действиям.
Познавательные: способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Коммуникативные: уметь грамотно и доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию партнёров по общению, создание условий для формирования умений и навыков групповой работы.
Развитие мотивации учебной деятельности, формирование самооценки. Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

13.
05.12-10.12
Обобщение по теме «Земля во Вселенной»

Использовать знания уч-ся об общих свойствах и процессов Земли и Вселенной. Приводить примеры методов изучения, использованных в ходе исследований. Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля.
Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные: способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

14.
12.12-17.12
Раздел 3. Географические модели Земли (10 ч)
Ориентирование

Научаться определение по компасу направлений на стороны горизонта, определять азимут с помощью компаса.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
Коммуникативные: устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
Умение работать в группе, умение оценивать свою работу и работу учащихся


15.
19.12-24.12
Изображение земной поверхности

Ученик научится сравнивать план, карты, аэрофотоснимки, фотографиями одной местности, читать топографическую карту
Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников информации.
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем
Принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведения.

16.
09.01-14.01
Масштаб


Научаться определять масштаб на карта, решать задачи по определению масштаба.
Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов.
Развитие мотивации учебной деятельности, формирование самооценки. Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

17.
16.01-21.01
Изображение неровностей

Научаться обозначать на контурной карте самых высоких точек материков (их высот), самых глубоких впадин Мирового океана, решать задачи по определению абсолютной и относительной высоты, работать с физической картой.
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование. Построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Осознание важности исследований Земли

18.
23.01-28.01
Планы местности

Научаться делать описание маршрута по топографической карте и плану местности с помощью условных знаков, определять направления по сторонам горизонта, определять на плане азимут географические на объекты
Регулятивные: планировать свои действия и пути достижения целей, принимать верное решения в проблемной ситуации.
Познавательные: создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Понимание важности умений работы с планом и картой.

19.
30.01-04.02
Составление плана местности.

Научаться составлять план местности различными способами.
Регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя;
Познавательные: выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; Коммуникативные: уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

20.
06.02-11.02
Параллели и меридианы

Научаться искать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические полюса.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения;
Коммуникативные: допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера во взаимодействии
Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

21.
13.02-18.02
Градусная сеть. Географические координаты.




Научаться определять расстояния с помощью градусной сети, используя длину дуг одного градуса меридианов и параллелей. Научаться определять географические координаты. Умение определять форму и размеры параллелей на глобусе и карте, определять географическую широту объекта на карте.
Умение ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение
Понимание важности умения определять свои координаты

22.
20.02-25.02
Географические
карты

Научаться читать карты различных видов, определять зависимость подробности карты от ее масштаба. Уметь давать определение понятиям глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности уметь составлять сравнительную характеристику.
Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные: осознание практическую значимость изучаемого материала.
Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных и познавательных задач.

23.
27.02-04.03
Обобщение по разделу «Географические модели
Земли»

Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Географические модели Земли» в учебнике. Тестирование
Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи.
Познавательные: способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

24.
06.03-11.03
Раздел IV. Земная кора (11 часов) Внутреннее строение Земли.

Ученик научится понимать основные географические понятия и термины - литосфера, литосферные плиты
Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, связи теоретических знаний с практическими навыками.

25.
20.03-25.03
Разнообразие горных пород.


Научаться определять горные породы и объяснять свойства горных пород.
Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников информации .
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем
Умение работать в группе, умение оценивать свою работу и работу учащихся


26.
10.04-15.04
Земная кора и литосфера.

Научаться определять границы литосферных плит, выявлять процессы происходящие на границе литосферных плит.
Регулятивные: различать способ и результат действия.
Познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные: устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
Принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведения.

27.
17.04-22.04
Разнообразие форм рельефа
Земли

Научаться определять по географическим картам количественных и качественных характеристик крупнейших гор и вершин, их географического положения
Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных социальных ситуациях. Умение работать в группах, парах

28.
24.04-29.04
Движение земной коры. Землетрясения.

Научаться выявлять закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит
Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные: осознание практическую значимость изучаемого материала.
Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

29.
02.05-06.05
Вулканизм.

Научаться работать с контурной картой, наносить вулканы и районы землетрясений
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Познавательные: способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Коммуникативные: задавать вопросы; контролировать действия партнера
Умение работать в команде, эффективно сотрудничать, способствовать эффективной кооперации.

30.
08.05-13.05
Выветривание. Работа текучих вод.

Научаться искать дополнительную информацию в Интернете и других источниках о причинах образования оврагов, следствиях этого процесса, влиянии на хозяйственную деятельность людей, способах борьбы с оврагообразованием
Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из частей; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Коммуникативные: допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.






Умение работать в команде, эффективно сотрудничать, способствовать эффективной кооперации.


31.
15.05-20.05
Главные формы
рельефа суши

Научаться обозначать на контурной карте крупные горы и равнины суши, горные вершины, равнины, антропогенные формы рельефа; наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные: проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям.
Коммуникативные: учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.


32.
22.05-27.05
Рельеф дна
океанов

Научаться выявлять причинно-следственные связи влияющие на образование рельефа дна океана. Выявлять границы литосферных плит на дне океана.
Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные: способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы
Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
Умение работать в группах, парах. Умение социально взаимодействовать.

33.
22.05-27.05
Человек и земная кора.

Научаться рационально использовать природные ресурсы земли.
Регулятивные: различать способ и результат действия.
Познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные: устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор
Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.


34.
22.05-27.05
Итоговый урок по разделу «Земная кора».

Научаться систематизировать и обобщать материал о земной коре – литосфере.
Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи.
Познавательные: способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

35.
29.05-31.05
Урок-экскурсия в природу


Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с постав-ленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения;
Коммуникативные: допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии
Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.











13PAGE 14415






Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 715