Опыт работы «Управление процессом внедрения инновационных технологий профессиональной подготовки студентов в ГПОУ “Торезский горный техникум им. А. Ф. Засядько”»
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Торезский горный техникум им. А.Ф. Засядько»
Опыт работы
«Управление процессом внедрения инновационных технологий профессиональной подготовки студентов в ГПОУ “Торезский горный техникум им. А. Ф. Засядько”»
Выполнила: преподаватель украинского языка и литературы
Куцкая Елена Валерьевна
Донецк-2016ОТЗЫВ-РЕЦЕНЗИЯ
на итоговую выпускную работу
«Управление процессом внедрения инновационных технологий профессиональной подготовки студентов в ГПОУ “Торезский горный техникум им. А. Ф. Засядько”»
Слушатель: Куцкая Елена Валерьевна
Место работы: ГПОУ «Торезский горный техникум им. А. Ф. Засядько»
Группа: З-VI-21ЗО
Тема прикладного педагогического исследования, отчет о котором представлен в данной итоговой выпускной работе, является актуальной для управляющего работника, педагогического работника образовательного учреждения среднего профессионального образования.
Во вступлении автор обосновал актуальность, сформулировал цели, очертил объект и предмет, выделил задачи, подобрал методы и предположил практическую значимость исследования. Таким образом, исследование основано на надлежащем методологическом фундаменте.
В теоретической части автором рассмотрены сущность педагогических технологий, особенности внедрения инновационных педагогических технологий, сущность и особенности управления внедрением инновационных педагогических технологий. Невзирая на то, что больше автор концентрируется на общих положениях и мало отражает особенности своего образовательного учреждения, рецензент ничуть не раздражен этим: болезненная боязнь абстракций это тоже крайность, как и болезненная любовь к абстракциям. Автор имеет право на выбор импонирующего ему уровня близости к точной образовательной конкретике. Так что рецензент признает теоретические задания исследования выполненными на необходимом и достаточном уровне полноты.
В практической части автор предложил модель внедрения части развитых в ходе учебного исследования элементов профессиональной компетентности в повседневную свою педагогико-управленческую практику. Модель представляет собой комплекс дидактических тестов для проверки знаний педагогов-менеджеров относительно управления внедрением педагогико-технологических инноваций. Сущность этой модели вполне соответствует содержанию практического задания исследования, которое, следовательно, надо признать выполненным.
Рецензент рекомендует допустить работу к защите и при соответствующей защите рекомендует оценить ее на уровне «отлично».
Ст. преп. каф. МПО и НТВ М. П. Загорный _______________________
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ....................................................................................6
1.1. Сущность педагогических технологий...........................................................6
1.2. Особенности внедрения инновационных педагогических
технологий........................................................................................................7
1.3. Сущность и особенности управления внедрением
инновационных педагогических технологий..............................................10
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ...................................................................................14
2.1. Модель внедрения результатов данного прикладного
педагогического учебного исследования в повседневную
профессионально-педагогическую практику автора..................................14
ВЫВОДЫ...................................................................................................................17
ЛИТЕРАТУРА...........................................................................................................19
ВВЕДЕНИЕ
Будущее наступает чрезвычайно стремительно. Оно – в изменениях политики и экономики, культуры и социальной сферы, в изменении индивидуальных и общественных отношений, в изменении идеальных моделей образа жизни и ее стандартов. К встрече с будущим надо готовиться. И надо готовить это будущее. В том числе, и, в первую очередь, готовить систему образования для этого будущего. Именно образованию в современном обществе принадлежит ключевая роль.
Новое общество, в котором знания становятся главным средством производства, предъявляет новые требования к профессиональной школе. Общество, в котором преобладают интеллектуальные работники, предъявляет новые и еще более высокие требования к социальной деятельности и социальной ответственности людей. Сегодня необходимо заново осмысливать, что такое образованный человек.
Прежде всего, наличие множества сложных технических систем, даже на уровне быта, требует особого образовательного ресурса для их освоения. В технологических системах завтрашнего дня – быстрых, подвижных и саморегулирующихся – машины будут иметь дело с потоком физических материалов; люди – с потоком информации. Машины будут выполнять рутинные задачи; люди – интеллектуальные и созидательные. Машины и люди вместо концентрации на гигантских заводах и фабриках в городах будут разбросаны по всему миру, связанные между собой почти мгновенной связью. Работа людей перенесется с фабрик и из массовых офисов в общества и дома. Технология завтрашнего дня требует не миллионов поверхностно начитанных людей, готовых работать в унисон на бесконечно монотонных работах, не людей, которые выполняют указания не моргнув глазом, сознавая, что цена хлеба – это механическое подчинение власти. Но людей, которые могут принимать критические решения, которые могут находить свой путь в новом окружении, которые достаточно быстро устанавливают новые отношения в быстро меняющейся реальности. Но при этом люди не должны быть щепками, несомыми потоком времени. Они даже не должны быть берегами, направляющими этот стремительный поток. Они должны научиться быть Камнями, шествующими мерно и от этой суеты независимо, поднимая мир к высотам потока Истины, как делали это два Камня-образца, данные миру Логосом: Петр и Эйнштейн (каждое из названных имен означает «камень» по-гречески и по-немецки соответственно).
Актуальность темы прикладного педагогического учебного исследования «Управление процессом внедрения инновационных технологий профессиональной подготовки студентов в ГПОУ “Торезский горный техникум им. А. Ф. Засядько”» обусловлена тем, что инновационные технологии профессиональной подготовки и их внедрение в образовательный процесс широко освещены в современной научной, учебной и методической литературе, но следует констатировать наличие следующих противоречий:
- разные авторы несколько по-разному описывают сущность инновационных технологий обучения профессии, причем некоторые аспекты одних из этих описаний противоречат полностью или частично другим;
- некоторые педагогические работники образовательных учреждений среднего профессионального образования имеют теоретические представления по данной теме, но не имеют (или имеют недостаточные) умения и навыки по практическому их использованию;
- существует необходимость совершенствования уровня собственной профессионально-педагогической компетентности в направлении исследуемой темы.
Объектом данного исследования являются инновационные технологии обучения профессии. Предмет исследования управление внедрением инновационных технологий обучения профессии в образовательный процесс образовательного учреждения (ОУ) среднего профессионального образования (СПО).
Цель (система целей) исследования:
1. Сформировать и развить собственные представления по теоретическим вопросам, очерченным темой исследования.
2. Усовершенствовать собственные профессиональные умения по практической реализации теоретических представлений, очерченных темой исследования.
Задачи исследования:
1. Подобрать и проработать научные, учебные и методические источники информации по теме исследования.
2. Представить результаты анализа и систематизации информации, полученной из проработанных литературных источников, в теоретической части данной работы.
3. Создать модель внедрения полученной профессионально-значимой информации в собственную повседневную педагогическую практику. Представить эту модель в практической части данной работы.
Задачи данного исследования решаются, а цель достигается путем использования таких методов исследования: теоретические (составление библиографии, реферирование, конспектирование, цитирование) и эмпирические (образовательное моделирование).
Практическая значимость исследования состоит в том, что его выполнение позволяет повысить эффективность реализации автором повседневной профессионально-педагогической деятельности в качестве образовательного менеджера.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Сущность педагогических технологий
В последние десятилетия в образовательной среде широкое распространение получило понятие «педагогические технологии». Этому направлению посвящено большое количество научных публикаций, учебных и методических пособий и так далее.
Современное понимание технологии пришло в широкий обиход из сферы производства в последние десятилетия. А именно тогда, когда в развитых странах стали выделяться в отдельные структуры фирмы-разработчики ноу-хау: новых видов продукции, материалов, способов обработки и так далее. Эти фирмы стали продавать фирмам-производителям в менее развитых странах лицензии на право выпуска своих разработок, сопровождая эти лицензии детальным описанием способов, средств и условий производства – то есть технологиями.
Вслед за этим понятие «технология» стало применяться в более широком смысле. Технология, понимаемая в современном, более широком смысле, связана не только с техникой, но и с другими завоеваниями цивилизации. Когда говорят, например, о компьютерной или информационной технологии, то имеют в виду открываемые ими новые возможности, которые они несут с собой. В этом смысле о технологии стали говорить после того, как выяснилось, что цивилизационные завоевания, достижение новых эффектов труда связаны не только с новой техникой, но и с новыми формами кооперации, организации производства и деятельности, с возможностями концентрации ресурсов, с культурой труда, с накопленным научно-техническим и культурным потенциалом, с целеустремленностью усилий общества и государства и так далее.
Постепенно под технологией стали подразумевать сложную реальность, которая представляет собой сферу целенаправленных усилий (политики, управления, модернизации, интеллектуального и ресурсного обеспечения и так далее).
Сегодня наметились два подхода в трактовании понятия «технология». В первом, следующем давней исторической традиции – технология рассматривается как «совокупность приемов и способов переработки различных сред». При этом подразумевается, что среды могут быть любыми, в том числе информационными, политическими и так далее.
В другом подходе, очевидно, больше соответствующем современному проектно-технологическому типу организации общества «под технологией понимается совокупность методов, операций, приемов и так далее, последовательное осуществление которых обеспечивает решение поставленной задачи». В этом определении важно то, что технологии направлены на решение той или иной определенной задачи. Напомним, что задача – это цель, заданная в конкретных условиях. Это принципиально новый подход к определению технологий.
В то же время, и это определение нуждается в уточнении. Во-первых, в нем отсутствует понятие средств. Ведь если мы говорим о технологии, допустим, вытачивания болта, то одними операциями и так далее мы не обойдемся. Нужен еще токарный станок, резцы к нему, то есть средства. Или информационные технологии немыслимы без компьютера и программных средств. Во-вторых, операции и приемы относятся к более общему понятию метода. В-третьих, речь должна идти не просто о совокупности методов и средств, а об определенным образом упорядоченной их совокупности, то есть, фактически, о системе. В-четвертых, любая задача решается в определенных конкретных условиях. В-пятых, необходимы определенные формы организации деятельности. В-шестых, необходимы критерии по которым можно судить о качестве решения поставленной задачи – о качестве полученных результатов.
С учетом сказанного, можно дать следующее самое общее определение технологии: технология – это система условий, форм, методов, средств и критериев решения поставленной задачи.
Из этого общего определения технологии вытекает и определение педагогической технологии. Соответственно: педагогическая технология – это система условий, форм, методов, средств и критериев решения поставленной педагогической задачи.
Что же нового несет в себе это определение? Само по себе – ничего! Действительно, и раньше и теперь и в будущем любой учитель, преподаватель и так далее, готовясь к очередному учебному занятию или внеучебному мероприятию, ставит определенные педагогические задачи. А для их реализации планирует (проектирует) – когда сознательно, когда, подчас, неосознаваемо – конкретные формы (урок, лекция, семинар и т.п.), конкретные методы, конкретные средства (учебник, презентации, модели и т.п.) с учетом имеющихся условий проведения занятий. При этом любой педагог имеет представления о возможной оценке качества будущего результата. Таким образом, все это подпадает под современное определение технологии. Каждый педагог ежедневно реализует педагогические технологии: под каждую педагогическую задачу своя технология.
1.2. Особенности внедрения инновационных педагогических технологий
Тогда зачем же нужен весь разговор о педагогических технологиях? Дело в том, что принципиальную новизну несет в себе новый, так называемый «технологический подход» в проектировании и реализации педагогических систем.
Педагогическим проектированием называют предварительную разработку деталей педагогических систем. Термин «проектирование» пришел в педагогику также из технического знания. Там он означает создание опережающего проекта того, что затем будет реализовано в натуре, что называется «в металле». Как одно из направлений развития педагогики стали разрабатываться идеи педагогического проектирования и педагогических технологий, в значительной мере как заимствование подходов, применяющихся в технике и промышленном производстве. Благодаря проектированию та или другая педагогическая система становится как бы технологичной.
Объектом проектирования является в общем случае педагогическая система как единство системы целей образования и всех факторов педагогического процесса, способствующих достижению этих целей. Причем, педагогические системы можно рассматривать на разных уровнях: педагогическая система всего отечественного образования, педагогическая система конкретного образовательного учреждения, педагогическая система каждого конкретного преподавателя, педагогическая система отдельного предмета, темы, конкретного занятия и так далее. То есть мы имеем дело с иерархией педагогических систем.
Главное отличие проектирования любой педагогической системы от обычного, традиционно принятого планирования учебно-воспитательной работы заключается в том, чтобы самым детальным образом задать образовательные цели педагогической системы на диагностической основе.
Это означает вполне определенное, однозначное описание целей, задание способов их выявления, измерения и оценки степени их реализации. Проектирование педагогической системы предполагает возможность с помощью разработанных диагностических процедур систематического на каждом учебном занятии контроля и оценки достижения этих детально спроектированных образовательных целей.
Следующая задача проектирования педагогической системы – это построение на основе определенной системы образовательных целей соответствующих педагогических технологий. Основная идея технологического подхода в проектировании педагогических систем заключается в том, чтобы детально спроектировать педагогический процесс во всех его составляющих компонентах – содержании, формах, методах учения и преподавания, в средствах обучения и так далее таким образом, чтобы «гарантированно» (точнее, более или менее приемлемо) получить требуемый результат – достижение запроектированных образовательных целей. Таким образом, в этом смысле – в смысле технологического подхода – педагогическую технологию можно определить как регламентированный (алгоритмизированный) педагогический процесс, обеспечивающий достижение запроектированных педагогических целей.
Как уже говорилось, каждая конкретная педагогическая задача реализуется своей технологией. В то же время рассматриваются типовые (общие) педагогические технологии как обобщенные описания тех или иных подходов в построении педагогических систем, как своего рода «конструкторы», из элементов которых строятся конкретные технологии.
Типовых педагогических технологий может быть много: в зависимости от назначения педагогических систем, от исходных научных, педагогических, дидактических, методических концепций, от целевых установок разработчиков и так далее. Среди типовых педагогических технологий по сфере применения в образовании можно выделить:
- в зависимости от психологических структур выделяются и классифицируются следующие технологии: информационные (формирование знаний, умений, навыков); операциональные (формирование способов умственных действий); эмоциональные, нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений); саморазвития (формирование саморазвивающихся механизмов личности); эвристические (развитие творческих способностей);
- по характеру содержания образования технологии бывают: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессиональные, а также профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические;
- классификация педагогических технологий по типу организации и управления познавательной деятельностью обучающихся: разомкнутая (неконтролируемая, некорректируемая деятельность обучающихся); циклическая (с контролем, взаимоконтролем, самоконтролем); рассеянная (фронтальная) или направленная (индивидуальная); ручная или автоматизированная (с помощью автоматизированных средств обучения);
- по стилю управления педагогические технологии делятся на: авторитарные (жесткая организация, подавление инициативы и самостоятельности обучающихся); дидактоцентристские (приоритет обучения над воспитанием); личностно-ориентированные (центром образования является личность обучающегося). В рамках наиболее перспективных – личностно-ориентированных – технологий выделяются технологии сотрудничества (стремятся к демократизму, равенству, партнерству, субъектно-субъектным отношениям); технологии свободного воспитания (делают акцент на предоставлении обучающемуся свободы выбора, самостоятельности в его деятельности).
Подводя итоги рассмотрения понятия «педагогическая технология», отметим, что специфика педагогической технологии состоит в том, что построенный на ее основе педагогический процесс должен «гарантировать» (обеспечивать) достижение поставленных целей. Вторая характерная черта технологии заключается в структурировании (алгоритмизации) процесса взаимодействия педагога и обучающихся.
Таким образом, «педагогическая технология» является тем педагогическим феноменом, который сосредотачивает в себе возможность решения многих задач в современных условиях. Несколько слов о соотношении понятий «дидактика», «методика», «педагогическая система», «педагогическая технология». Дидактика является общей теорией обучения, рассматривая всю совокупность проблем, целей, содержания, форм и методов преподавания и учения, средств обучения. Методика – это «частная дидактика», то есть теория обучения конкретному курсу, предмету. Та или иная конкретная педагогическая система строится, проектируется на основе конкретизации положений дидактики, методики применительно к данным конкретным целям и условиям обучения.
Педагогическая технология является процессуальной подсистемой педагогической системы.
1.3. Сущность и особенности управления внедрением инновационных педагогических технологий
Одной из важнейших задач совершенствования системы профессионального образования является модернизация сложившейся модели управления этой системой. В современных условиях управление образованием – это, прежде всего, управление его развитием (на всех уровнях – начиная с общегосударственного и заканчивая конкретным образовательным учреждением), а не только управление учреждениями и людьми. Кроме того, управление образованием в современных условиях должно быть ориентировано на конечный результат. А сегодня в условиях технологической революции, в условиях информационного общества конечным результатом системы образования является личность, способная обеспечить конкурентоспособность экономики, уровень развития высоких технологий производства, высокие показатели внутреннего валового дохода, высокий уровень материальной и духовной жизни населения.
Анализ хода модернизации образования свидетельствует, что многие возникающие проблемы не могут быть решены в рамках существующей парадигмы управления образовательными ресурсами. Все более необходимой является разработка таких моделей управления, которые позволят рассматривать образовательную систему не как совокупность изолированных групп образовательных учреждений с обособленными, негибкими образовательными программами, а как целостную систему. Систему, способную концентрировать ресурсы в интересах удовлетворения разнообразных образовательных потребностей населения с одной стороны, и обеспечивать развитие экономики и социальной сферы – с другой.
Дадим общее определение – что такое управление. Управление – воздействие на управляемую систему с целью обеспечения требуемого ее поведения.
Необходимо подчеркнуть, что, если управление осуществляет субъект, то управление следует рассматривать как деятельность. Такой подход: управление – вид практической деятельности (управленческая деятельность), многое ставит на свои места – объясняет «многогранность» управления. Поясним последнее утверждение. Если управление – это деятельность управляющего органа, то осуществление этой деятельности является функцией управляющей системы, процесс управления соответствует процессу деятельности (управленческой), управляющее воздействие – ее результату и так далее.
Другими словами, в образовательных, также как и в других социально-экономических системах (где и управляющий орган и управляемая система являются субъектами) УПРАВЛЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ (управляющих органов) ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (управляемых субъектов).
Например, региональные органы управления образованием организуют деятельность образовательных учреждений, находящихся на соответствующей территории. При этом управляющим органом являются органы управления образованием (и осуществление этой деятельности является их основной функцией), а управляемыми субъектами – профессиональные училища, лицеи, колледжи и так далее. Директор колледжа организует деятельность педагогического коллектива (управляет им) и тому подобное.
В том числе, многочисленная армия консультантов (речь идет, прежде всего, об управленческом консалтинге – быстро разросшемся в последние годы институте консультантов, консалтинговых, аудиторских и других фирмах) представляет собой специалистов по организации управленческой деятельности.
Для дальнейшего изложения нам необходимо ввести понятие образовательной системы (ОС). Эффективность отечественной системы образования в значительной степени обусловлена эффективностью ее составляющих – региональных, субрегиональных, территориальных, межмуниципальных и муниципальных образовательных систем (ОС), в частности, профессиональных образовательных систем (ПОС), а также образовательных учреждений (ОУ), профессиональных образовательных учреждений (ПОУ). Необходимость их развития (совершенствования, оптимизации и так далее) признается всеми безоговорочно, однако относительно того, что следует изменять и как изменять единое мнение отсутствует. Поэтому возникает задача единообразного описания образовательных систем и формулировки единых подходов к постановке и решению задач управления ими.
Приводимые ниже положения являются типовыми для всех ОС и ОУ соответствующих типов: конкретизация, наполнение предлагаемой общей модели информацией и ее дальнейшее развитие и совершенствование должны производиться с учетом специфики конкретных региональных и других образовательных систем и специфики конкретного образовательного учреждения.
Как отмечалось выше, управление – это воздействие на управляемую систему с целью обеспечения требуемого ее поведения. Поэтому, говоря об управлении образованием, в первую очередь, необходимо опираться на представления о требуемом поведении ОС, то есть на то, насколько она отвечает потребностям личности, общества, экономики и так далее.
Для описания системы управления необходимо, в первую очередь, выделить субъект управления (управляющий орган) и объект управления (управляемую систему). В рассматриваемом случае управляемые системы (объекты управления) целесообразно разделить на две:
- система образования. Она управляется государством и состоит, в свою очередь, из органов управления образованием, инфраструктуры системы образования (научно-методические центры, ресурсные центры, ремонтные, снабженческие службы и так далее), и образовательных систем;
- образовательная система (ОС) – совокупность образовательных учреждений (ОУ) и реализуемых ими образовательных программ (ОП).
Таким образом, для системы образования в целом управляющим органом являются государство и общество, для образовательной системы – органы управления образованием, для образовательного учреждения – директор.
Рассмотрим уровни образовательных систем. Под образовательной системой понимается совокупность образовательных учреждений (ОУ), реализующих преемственные образовательные программы (ОП) различного уровня и направленности.
В более широком понимании ОС включает не только ОУ и ОП, но и инфраструктуру (учебно-методические кабинеты, ресурсные центры и так далее), а также ОУО соответствующего уровня.
Проанализируем пространство образовательных систем. Выделим следующие основания агрегирования или декомпозиции:
- образовательных учреждений – по административно-территориальному признаку, отраслевому (для профессионального образования), уровневому;
- профессиональных образовательных программ – по уровням и так далее;
- органов управления образованием – по уровням, отраслям и так далее.
Исследуем специфику образовательных систем как объекта управления. Необходимо отметить следующие специфические для образовательных систем свойства, существенные для эффективного управления ими:
- ОС – институт системной трансляции культуры;
- Образование является «слепком» общества, то есть отражает воззрения, установки, условия жизни в каждой стране и в каждый исторический период, чего нельзя сказать в той же степени про все остальные отрасли народного хозяйства: образование охватывает всю жизнь человека от пренатального (дородового) периода до смерти. Образование складывается из многих источников – родителей, учителей, СМИ, улицы и так далее (по принципу восточной мудрости: «каждый человек тебе учитель»);
- ОС – искусственная система, то есть созданная человеком. ОС – открытая система, то есть взаимодействующая с другими системами. Для ОС характерны, во-первых, определенная инерционность, консерватизм. Характерные времена системы (например, плановая продолжительность обучения), как правило, превышают характерные времена изменения внешней среды (например, время изменения требований к содержанию образования или компетенциям выпускников). Во-вторых, имеет место первичность социальных целей (доминирование экономической эффективности может привести к снижению качества или доступности образования).
Учет всех вышеназванных концепций и создает системную основу управления внедрением инновационных технологий обучения профессии в ГПОУ «Торезский горный техникум имени А. Ф. Засядько».
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Модель внедрения результатов данного прикладного педагогического учебного исследования в повседневную профессионально-педагогическую практику автора
В качестве модели внедрения элементов профессиональной компетентности, сформированных и развитых у автора в процессе выполнения данного прикладного педагогического учебного исследования предлагается набор дидактических тестов. Его можно использовать образовательному менеджеру при проверке знаний членов администрации образовательного учреждения среднего профессионального образования относительно управления внедрением инновационных технологий обучения профессии.
1. Современное понимание технологии пришло в широкий педагогический обиход из
- политической сферы
- сферы производства
- сферы услуг
- сферы психологии
2. В любом адекватном определении технологий важно то, что ...
- технологии направлены на решение той или иной определенной задачи
- технологии должны быть непременно инновационными
- педагогические технологии должны быть гуманистическими
- вероятность неудачи при технологическом подходе равна нулю
3. Система условий, форм, методов, средств и критериев решения поставленной педагогической задачи это
- дидактическая технология
- педагогическая технология
- технология управления
- производственная технология
4. Принципиальная новизна технологического подхода в образовании состоит в...
- социальной важности педагогического образования
- непрерывном образовании педагогов
- планировании педагогической деятельности
- проектировании педагогических систем
5. Предварительная разработка деталей педагогических систем называется
- педагогическим проектированием
- педагогическим моделированием
- педагогическим планированием
- педагогическим мониторингом
6. Объектом педагогического проектирования является в общем случае
- воспитательная система
- дидактическая система
- педагогическая система
- производственная система
7. Главное отличие проектирования любой педагогической системы от обычного, традиционно принятого планирования учебно-воспитательной работы заключается в том, чтобы самым детальным образом задать
- содержание обучения в виде детальных конспектов лекций и планов практических занятий
- образовательные цели педагогической системы на диагностической основе
- содержание контрольно-проверочных мероприятий
- полное комплексно-методическое обеспечение образовательного процесса
8. Развитию творческих способностей личности служат педагогические технологии...
- эвристические
- психологические
- личностно-ориентированные
- интерактивные
9. Весьма характерной чертой педагогической технологии является
- гуманизация взаимодействия педагога и обучающихся
- субъект-субъектная ориентация взаимодействия педагога и обучающихся
- воспитательная направленность взаимодействия педагога и обучающихся
- алгоритмизация взаимодействия педагога и обучающихся
10. Общей теорией обучения является
- психология
- педагогика
- дидактика
- менеджмент
11. «Частная дидактика», то есть теория обучения конкретному курсу, предмету это
- методика
- практика
- технология
- педагогический опыт
12. Воздействие на управляемую систему с целью обеспечения требуемого ее поведения называется
- руководством
- управлением
- направлением
- наставлением
13. Управляющий орган является
- субъектом управления
- объектом управления
- актуальностью управления
- целью управления
14. Управляемая система является
- субъектом управления
- объектом управления
- актуальностью управления
- целью управления
15. В управлении образовательными системами должны доминировать
- социальные цели
- экономические цели
- научные цели
- политические цели
ВЫВОДЫ
Задачи исследования выполнены, и цель его достигнута. Удалось установить, что новая эра требует широты взглядов, интеграции наук, осмысления любой проблемы целиком – независимо от того, какие в ней заключены аспекты: биологические или материаловедческие, энергетические или медицинские.
Специфика современных технологий заключается в том, что ни одна теория, ни одна профессия не могут покрыть весь технологический цикл. Сложная организация больших технологий приводит к тому, что бывшие профессии обеспечивают лишь одну-две ступени больших технологических циклов, и для успешной работы и карьеры человеку важно быть не только профессионалом, но быть способным активно и грамотно включаться в эти циклы.
Нужны не только «предметники»: специалисты по турбинам, автомобилям, компьютерам. Сегодня главный дефицит – «проблемники». Конечно, это будет невероятно трудный – трудный не столько организационно, сколько психологически – творческий поворот. Технологический подход требует от любого участника трудового процесса понимания и учета влияния самых разных факторов, ранее для него «посторонних».
Человеку теперь надо быть готовым действовать в условиях высокой динамики рынка труда. Для этого надо уметь работать с информационными потоками, уметь анализировать происходящее вокруг, быть динамичным, легким на подъем, коммуникабельным и так далее. Высокая динамика экономических процессов и высокая текучесть рынка труда породили такую форму организации производственного процесса как проектная деятельность. Работники объединяются для реализации определенного проекта, после его реализации трудовой коллектив распадается, а отдельные участники перетекают в другие проекты уже в рамках других трудовых коллективов. Такой тип организации труда требует умения работать в команде, зачастую разнородной, коммуникабельности, толерантности, навыки самоорганизации, умения самостоятельно ставить цели и достигать их.
Также возникла необходимость в том, что центры принятия решений должны оказаться ближе к рыночному пространству и производственным коллективам – в реорганизации систем управления производством. Отсюда такое явление как делегирование полномочий вниз, опора на самоорганизацию работников и команд. Это требует от работников самостоятельного принятия решений и способности нести ответственность за эти решения. Все перечисленное – качества не исполнителя, а автора общественной жизни.
Кроме того, развитие коммуникации выделяет в качестве группы необходимых требований к новому образованию развитие методик обучения раз-личным языкам, компьютерной грамотности и текстовой культуры (умение понимать текст, анализировать его, оформлять свои мысли в виде текста).
Таким образом, если кратко сформулировать что такое образованность сегодня – это способность общаться, учиться, анализировать, проектировать, выбирать и творить. Эти тенденции автор и стремился отразить в данной работе. В то же время необходимо учитывать, что профессиональная педагогика и ее менеджмент стремительно развиваются, и любое исследование в данной отрасли нельзя никогда будет считать полностью завершенным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на западе на пороге XXI века. – М.: Изд-во УРАО, 1999. – 208 с.
2. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года / Под ред. В. Г. Кинелева. – М.: НИИ ВО, 1995. – 352 с.
3. Деражне Ю.Л. Профессиональная карьера: Учебно-методическое пособие. – М.: Из-во ИТИП РАО, 2008.
4. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – Екатеринбург, 1996.
5. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. – М., 2005. – 216 с.
6. Ибрагимов Г.И. Формы организации обучения. – Казань, 1994.
7. История профессионального образования в России. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2003. – 672 с.
8. Колясникова Л.В. Диагностическое обеспечение образовательного процесса: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. – 152 с.
9. Левитес Д.Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения. – М.; Воронеж, 2003. – 320 с.
10. Ломакина Т.Ю., Возиков В.Г., Слюсаренко В.А. Формирование различных моделей интеграции начального, среднего и высшего профессионального образования: Учебное пособие. – М.: ГОУ Московский колледж архитектуры и строительных искусств, 2002. – 156 с.
11. Ломакина Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования. – М.: Наука, 2006. – 221 с.
12. Леднев В.С., Кубрушко П.Ф. Производственное обучение: Учебно-практическое пособие. – М.: Изд-во Моск. гос. Ун-та печати, 2001. – 100 с.
13. Леднев В.С. Научное образование. – М.: Изд-во Моск. гос. агроинж. ун-та, 2001. – 45 с.
14. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации / О.Ф. Батрова, В.И. Блинов, И.А. Волошина [и др.]
· М.: Федеральный институт развития образования, 2008.
· 14 с.
15. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. – М., 2008. – 136 с.
16. Новиков А.М. Профессиональное образование России / Перспективы развития. – М., 1997.
17. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. – М.: Эгвес, 2000.
18. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. – М.: Эгвес, 2004.
19. Новиков Д.А. Теория управления организационными системами. 2-е изд. – М.: Физматлит, 2007.
20. Новиков Д.А. Введение в теорию управления образовательными системами. – М.: Эгвес, 2009. – 156 с.
21. Новиков Д.А., Глотова Н.П. Модели и механизмы управления образовательными сетями и комплексами. – М.: Институт управления образованием РАО, 2004.
22. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. труд. / Отв. ред. Е.В. Ткаченко. – Екатеринбург, вып. 1, 1995, вып. 2, 1996.
23. Попков В.А., Коржуев А.В. Учебный процесс в вузе: состояние, проблемы, решения. – М.: МГУ, 2000. – 432 с.
24. Профессиональная педагогика: Учебник. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999.
25. Профтехобразование России. Итоги XX века и прогнозы: В 2-х тт. / Научн. редактор И.П. Смирнов. – М., 1999. Т.1.
26. Романцев Г.М. Теоретические основы высшего рабочего образования. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. – 333 с.
27. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М., 1999. – 272 с.
28. Смирнов И.П. Человек. Образование. Профессия. Личность. – М., 2002.
29. Татур Ю.Г. Образовательная система России: высшая школа. – М. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов; Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1999. – 278 с.
30. Тенгурина Л.З. История профессионально-педагогического образования. – М., 1998.
31. Ткаченко Е.В., Глазунов А.Т. Базовое профессиональное образование. Проблемы регионализации и развития. – Чебоксары, 2001.
32. Федоров В.А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика.– Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001.– 330 с.
33. Ховов О.Б. Непрерывное образование за рубежом и в России. – М.: «Институт теории и истории педагогики» РАО, 2005. – 116 с.
34. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х тт. / Под ред. С.Я. Батышева. – М., 1999.
13 PAGE 142015
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 415