ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Преподаватель художественного отделения:
Горшунова Ирина Владимировна
Изобразительное искусство – это искусство, которое создает на плоскости или в пространстве наглядное и осязаемое изображение видимого мира.
Изобразительное искусство, как и любой другой вид искусства, – это ярко выраженная творческая деятельность, в процессе которой создаются художественные образы – конкретно-чувственные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека.
Основной задачей уроков изобразительного искусства является развитие художественно-творческих способностей у детей путем целенаправленного и организованного обучения.
Творчество – высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное.
С 03 октября 2009 года я работаю в «Детской школе искусств» преподавателем художественного отделения.
Методика моего художественного обучения опирается на общедидактические и специальные, свойственные художественной деятельности, принципы обучения: принцип воспитывающего обучения, принцип научности, сознательности и активности в обучении, систематичности и последовательности, доступности, связь теории с практикой.
Мое педагогическое кредо: «Каждый ребенок талантлив, и главное дать ему максимально раскрыться, поэтому здесь нужен индивидуальный подход».
В основе моей педагогической деятельности лежит дифференцированный подход к обучению.
Основными целевыми ориентирами дифференцированного обучения является:
обучение каждого ребенка на уровне его возможностей и способностей;
приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.
Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности, утверждая, что вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, опирается на него.
На протяжении всего процесса обучения изобразительному искусству развитие умений и навыков учащихся должно быть направленным процессом. Успешное развитие умений и навыков возможно лишь на основе целостной системы рациональной организации художественно-творческой деятельности учащихся. В основе такой целостной системы лежит взаимосвязь и единство элементов содержания обучения изобразительному искусству.
При обучении изобразительному искусству большое значение имеет структура процесса усвоения теоретических знаний, практических умений и навыков создания изображения. Развитие этих умений и навыков у учащихся возможно на основе усвоения процедуры творческого процесса и выполнения практических осмысленных действий.
Педагогическое управление изобразительным процессом выступает средством активизации художественно-творческой деятельности учащихся. Во-первых, это педагогическое воздействие на сознание учащихся на всех этапах учебно-творческой деятельности. Во-вторых, на основе педагогической установки должка проходить выработка умений и навыков с целью расширения технических возможностей рисования и творческого использования художественных материалов.
Сознание учащихся в результате педагогической установки приобретает направленность, происходит осознание целей и задач изображения. Учащийся получает информацию о качествах натурной постановки, о связях, отношениях, закономерностях предметного мира, об обобщенных способах изображения, что обеспечивает основу для развития его представлений о натуре и способах ее изображения.
Одно из главных условий процесса обучения процесса обучения изобразительному искусству является организация целенаправленности восприятия и развитие его свойств: целостности, обобщенности, предметности, избирательности. На основе целенаправленного восприятия у учащихся формируются представления, им открываются новые свойства предметов, ранее не обнаружившиеся. Словесный и образный анализ натурной постановки расширяет круг ассоциативного анализа, увеличивает продуктивность мыслительной деятельности, дает импульс для формирования более полного представления о натуре, включающего обобщение визуальных данных и знания о материале и способах работы с ним.
Преподаватель целенаправленно формирует способы художественно-творческой деятельности, направляет внимание учеников на анализ и синтез чувственных впечатлений, учит приемам распознавания существенных признаков в объекте: сопоставить, сравнить, сгруппировать, выделить внешние и внутренние связи: образные, смысловые, масштабные, конструктивные, тональные, пластические, линейные, пространственные, выделить конкретные предметные и эстетические признаки, характеризующие образную суть натюрморта, и дать эстетическую оценку.
Модель для изображения обладает огромным количеством свойств, но, становясь предметом восприятия, поворачивается к художнику определенной стороной. Учащийся в процессе восприятия выделяет в натуре содержание и отражает конкретные, непосредственно воспринимаемые ее свойства, выделяет внешние связи между предметами, переходит к восприятию скрытых отношений, затем к синтезированию впечатлений по созданию целостного образа. Представление об изображении связано с отражением именно тех свойств натуры, которые необходимы для решения графических задач, стоящих перед рисующим. Творческая задача изображения мыслится как направляющая и организующая деятельность сознания, подчиняющая себе движение ассоциативных целей, обеспечивающая осмысленный ряд.
Процесс создания изображения связан у обучающихся с образным представлением о натуре, осмыслением характерных признаков и особенностей предметов с оценкой их эстетических и предметных качеств, с поисками выразительных художественных средств и материалов, техники. Ясное представление возникает как преднамеренное активное создание образа под влиянием педагогической установки. Дальнейшее развитие представления о натуре характеризуется осознанием решения изобразительной задачи.
Взаимодействие образа восприятия и специальных умений и навыков изображения предполагает умение учащихся сознательно отбирать зрительные впечатления, заострить и подчеркнуть характерное в натуре. Глубокое знание закономерностей изображения - композиции, перспективы, теории теней, обобщенных способов и приемов изображения, техничность исполнения обеспечивают образность и целостность композиционного решения изображения, новизну и оригинальность, целостность изображения.
Освоение закономерностей изображения на начальном этапе обучения является необходимым условием для последующего адекватного выражения представления на изобразительной плоскости. Умение изображать выступает, как умение представлять будущее изображение в определенном материале. Чем точнее установки на изображение, данные педагогом, тем выше умения и навыки изображения, тем четче представление о натуре.
В основу обучения изобразительному искусству должно ложиться изучение натуры, поэтому для преподавателя важно доходчиво объяснять учащимся последовательность создания изображения, раскрывать закономерности строения, наглядно показывать схему построения форм предметов. Изобразительная деятельность предполагает знание операций выполнения изображения, последовательности операций.
Знание, воспринятое и ассоциированное с ранее усвоенными знаниями, должно быть упрочено и углублено; чтобы знание о способе деятельности стало навыком, умением, его нужно неоднократно повторить.
Таким образом, обучение изобразительному искусству должно быть направленным процессом, успех которого зависит от создания благоприятных педагогических условий. Педагогическое управление изобразительным процессом выступает необходимым средством активизации художественно-творческой деятельности учащихся.