Особенности формирования смыслового чтения на уроках предметов естественнонаучного цикла в основной школе 
Особенности формирования смыслового чтения на уроках предметов естественнонаучного цикла в основной школе 
В новом образовательном стандарте выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом.
В концепции универсальных учебных действий, наряду со многими УУД, выделены действия смыслового чтения, которое включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, находить, извлекать, понимать и адекватно оценивать информацию из текста.
Несмотря на улучшение результатов по читательской грамотности, наша страна по-прежнему значимо отстает от средних показателей читательской грамотности развитых стран (ОЭСР) и все еще находится в нижней трети списка стран, участвующих в международном исследовании. Итоги исследований PISA (оценка читательской грамотности) указывают на то, что 27% российских школьников не достигли 2-го (порогового) уровня читательской грамотности.
Анализ нормативной документации показал, что блок познавательных УУД включает общеучебные умения, составной частью которых является и смысловое чтение.
Специалисты выделяют несколько этапов, способствующих полному и глубокому пониманию текста: 
1) Смысло-ориентирующий (ориентация в содержании текста и понимание  его целостного смысла); 
2) Содержательно-смысловой (структурирование, преобразование  и интерпретация текста); 
3) Рефлексивно-личностный (размышлять о содержании, оценивать его). 
Основные особенности организации смыслового чтения на каждом из этапов.
Смысло-ориентирующий этап
Приемами организации учебной деятельности на данном этапе являются:  поиск, выявление, сопоставление информации
Работа по смысловому чтению на первоначальном этапе направлена на: 
- поиск информации по предельно определенному вопросу: Кто? Что? Где? Когда? (текст содержит информацию в явном виде); 
-поиск и извлечение информации, которая подтверждает или опровергает некоторое суждение: верно/неверно, выдели и подчеркни, найди соответствие; 
- устанавливать в тексте последовательность действий;
-поиск информации, требующий навыков категоризации: распредели по группам, удали лишнее и т.д. [4]. 
- выбрать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
- объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы.
Результатом работы на данном этапе является  общая ориентация в тексте.
Для организации деятельности на смысло-ориентирующем этапе формирования умений смыслового чтения обучающимся можно предложить следующие задания: самостоятельно сформулируй точные ответы на вопросы; «найди в тексте учебника определение, дополните это определение»; «сконструируй» понятие, сопоставив информацию из нескольких предложений текста;  установи соответствие между понятием и его определением; заполни пропуски в тексте; найди подтверждение указанному тезису в тексте. Приложение 1
На данном этапе удобно использовать сервис LearningApps. В нем собраны шаблоны, позволяющие создать педагогу различные задания, доступ к которым автоматически предоставляется по ссылке. Решение кроссвордов, сбор виртуальных пазлов,  соотношение  видовых пар, установление последовательности.
Содержательно-смысловой этап 
Предлагаются задания, связанные с обобщением, преобразованием и интерпретацией информации. 
Работа по смысловому чтению на данном  этапе направлена на: 
- умение выделять главную мысль отдельных частей текста; 
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; использовать в тексте таблицы, изображения;
-преобразовывать текст, используя графические формы  представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; 
-сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера  
- ранжировать, группировать или классифицировать объекты, описанные в тексте; 
- делать выводы на основе информации из текста; 
- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов
Результатом работы на данном этапе глубокое понимание текста. Приложение 2.
Задания этого направления связаны с составлением плана, схемы, кластера, заполнением или составлением таблицы. Исходя из постановки учебной задачи, возможно использование сервисов, позволяющих создавать различные схемы:  в сервисе Сacoo; в сервисе Dipity заполнение ленты времени;  в сервисе bubbl.us создание кластеров;  в сервисе classtools работа со схемами «Рыбий скелет» и диаграмма Вена; веб-сервис Googledocs создание  семантической сети по сюжету сказки. [3]
Рефлексивно-личностный этап
Приемами организации учебной деятельности являются оценка и использование информации для решения практико-ориентированных задач.
- связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
-интерпретировать результаты исследований на основе глубокого понимания информации из текстов; 
-оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
- находить доводы в защиту своей точки зрения;
-в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
Результат: Применение полученной информации в практической деятельности.
Отличительной чертой этой группы заданий является их конструирование на основе внетекстовых ситуаций. Здесь возможно использование новых и чаще всего практико-ориентированные ситуации, к анализу которых необходимо применить знания, полученные из соответствующих информационных блоков. В этом блоке заданий также можно использовать ответы на вопросы; при этом характер вопросов потребует осмысления, оценки всей имеющейся у детей информации.