САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ — ОСНОВА МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ОСНОВА МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА



Р.Р. Аубекерова, учитель математики
МБОУ «Яксатовская СОШ»
Приволжского района


В законе РФ «Об образовании» особо отмечается, что содержание образования должно обеспечивать формирование у учащихся адекватной современному уровню и уровню образовательной программы картины мира. Значит, особая роль в процессе обучения отводится развитию системного мышления, умению пополнять свои знания, ориентируясь в потоке информации различной степени сложности. Первостепенное значение здесь приобретает компоненты образования, отражающие тенденции интеграции научного знания. Сегодня интеграция определяет стиль научного мышления и мировоззрения человека.
Философский словарь дает следующее толкование понятия интеграция. Интеграция сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.

Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину.
Ян Амос Каменский утверждал: «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи»
Слова Яна Каменского актуальны и сегодня, так как в настоящее время практически все развитые страны мира, в том числе и Россия, осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы познавательная деятельность находилась в центре внимания педагогов. Учитывая цели образования и интересы развития личности, педагоги применяют современные педагогические технологии. Одной из таких технологий является интегрированные уроки не только в старших классах, но и в начальных классах тоже. Современное образование как средство освоения мира должно обеспечивать интеграцию различных способов познания мира и тем самым увеличивать творческий потенциал человека для свободных и осмысленных действий, целостного и открытого восприятия и осознания окружающей действительности. Интеграция предметов позволяет преодолеть диспропорцию, разрозненность знаний, научить учащихся оперировать ими на основе представления о мире, современном обществе. Самостоятельность предметов, их разрозненность, слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности формировании у учащихся целостной картины мира. Одним из путей решение проблемы является применение интегрированных уроков предметов естественнонаучного цикла.
Методическое объединение учителей математики и физики «Физмат» и творческая группа учителей химии и биологии МБОУ «Яксатовская СОШ» совместно разрабатывают и проводят интегрированные уроки. На заседаниях методических объединений учителя тщательно отбирают содержание материала интегрированного урока, так как интеграция – это не простое сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов. Предлагаем вашему вниманию фрагмент интегрированного урока по математике и химии по теме: «Аморфное и кристаллическое состояние веществ. Кристаллические решетки» в 11 классе.
За неделю до урока учащимся предлагается предварительное домашнее задание: подготовить сообщения на следующие темы:  1.Виды правильных многогранников. 2.Правильные многоугольники  3.Симметрия правильных многогранников. 4.Кристаллические решетки.  На каждую из тем учащиеся готовят сообщение и подготавливают в качестве иллюстративного материала один-два слайда. Задача учителя проконтролировать выполнение домашнего задания и свести слайды в одну презентацию. Проводят урок два учителя: математики и химии. Урок сопровождается электронной презентацией. 
Группа учащихся «Математики» представляют презентацию о видах правильных многогранников, рассматривает виды многогранников: куб, тетраэдр, октаэдр и другие. Куб- это прямоугольный параллелепипед, составленный из шести равных квадратов. Тетраэдр и октаэдр составлены соответственно из четырех и восьми треугольников, что отражено в названии этих многогранников: по гречески «тетра» - четыре, а «окто» - восемь. Многоугольники, из которых составлен многогранник, называются его гранями. Стороны граней называются ребрами, а концы ребер – вершинами многогранника. Отрезок, соединяющий две вершины, не принадлежащие одной грани, называется диагональю многогранника. Многогранники бывают выпуклыми и невыпуклыми. Выпуклый многогранник расположен по одну сторону от плоскости каждой своей грани. Куб имеет один центр симметрии – точку пересечения его диагоналей. Прямые a и b, проходящие соответственно через центры противоположных ребер, не принадлежащих одной грани, являются его осями симметрии. Куб имеет девять плоскостей симметрии и много осей симметрии. Правильные октаэдр, икосаэдр и додекаэдр имеют центр симметрии, несколько осей и плоскостей симметрии. 
Группа учащихся «Химики» представляют презентацию о видах кристаллических решеток металлов и кристалла алмаза. Все металлы являются кристаллическими телами, имеющими определенный тип кристаллической решетки, состоящей из малоподвижных положительно заряженных ионов, между которыми движутся свободные электроны. Такой тип структуры называется металлической связью. Тип решетки определяется формой элементарного геометрического тела, многократное повторение которого по трем пространственным осям образует решетку данного кристаллического тела. Металлы имеют относительно сложные типы кубических решеток: кубическая объемноцентрированная (ОЦК), кубическая гранецентрированная (ГЦК), гексагональная (ГЕК). Основу ОЦК-решетки составляет элементарная кубическая ячейка, в которой положительно заряженные ионы металла находятся в вершинах куба, и еще один атом в центре его объема, т.е. на пересечении его диагоналей. В ОЦК-решетке вокруг каждого иона металла в ближайшем окружении находятся восемь равноценных ему ионов. Такой тип решетки в определенных диапазонах температур имеют железо, хром, молибден и др. металлы. У ГЦК-решетки элементарной ячейкой служит куб с центрированными гранями. В ГЦК-решетке вокруг каждого иона металла в ближайшем окружении находятся двенадцать равноценных ему ионов. Подобную решетку имеют железо, алюминий, медь, никель и др. металлы.  ГЕК-решетка аналогична ГЦК-решетке, в ней также двенадцать «соседей». 
Третья группа учащихся «Экспериментаторы» доказывают взаимосвязь строения веществ с их свойствами с помощью лабораторных опытов.
Проведение бинарных уроков дает возможность формировать знания об окружающем мире и его закономерностях в целом, преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а так же усилить внутрипредметные и межпредметные связи в усвоении рассматриваемых дисциплин. По утверждению психологов использование межпредметных связей на первоначальных этапах способствуют повышению мотивации учащихся. Решая межпредметные познавательные задачи, ученик направляет свою активность либо на поиск неизвестных отношений, в которых находятся известные  предметные знания, либо на формирование новых понятий на основе установленных конкретных межпредметных связей.
Проведение интегрированных уроков способствует:
активизации познавательной творческой деятельности учащихся, развитию познавательного интереса через проблемное обучение;
вовлечению учащихся в самостоятельную практическую деятельность;
развитию исследовательских навыков и умения принимать самостоятельное решение;
формированию у учащихся современных представлений о целостности и развитии природы;
формированию системного мышления и глубокого осознанного усвоения понятий.


 


Литература

Агапова Н. В. Перспективы развития новых технологий обучения. – М.: ТК Велби, 2005. – 247 с
Кололожвари И. Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок Народное образование.-1996.-№1
Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения-М.: Просвещение, 1989.
4. Пунский В. Формирование межпредметных учебно-познавательных умений // Народное образование. – 1983. - № 11. – С. 47-51.

Усова А.В. Межпредметные связи в преподавании основ наук // Народное образование.–1984.-№8.С.2-3. 
Федорова З.В., Маслова С., Свеклина А.И. Интегрированные уроки // Математика в школе. – 2002. - № 7. – С. 49-54.
 






 





15