ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАМКАХ ФГОС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С НОДА.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАМКАХ ФГОС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С НОДА.
Аркушина Ольга Юрьевна
Учитель-логопед высшей категории ГБОУ СО «Школа-интернат АОП№4 г.Саратова» ул.Чернышевского 157
oarkushina@mail.ruинновационные технологии в условиях апробации и внедрения новых ФГОС в образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья
С нового 2015-2016 учебного года многие школы, школы-интернаты согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам, стали осуществлять свою учебную деятельность по новым адаптированным образовательным стандартам для детей с различными образовательными потребностями. В связи с этим, хотелось бы поделиться опытом по реализации этих программ для детей с НОДА.
В школе-интернате где я работаю учителем-логопедом на протяжении 18 лет обучаются дети с детскими церебральными параличами, различными видами патологий опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки, сколиозы различной степени тяжести, различные генетические заболевания приводящие к нарушению или неправильному формированию опорно-двигательного аппарата).
Основной состав учеников школы-интерната всё же имеет заболевание-ДЦП.
В настоящее время в нашей стране принята классификация детского церебрального паралича К.А.Семёновой (1974-1978), которая очень удобна в работе врачей, логопедов, педагогов-дефектологов, психологов. В соответствии с современными представлениями о патогенезе заболевания эта классификация учитывает все проявления поражения мозга, характерные для каждой формы заболевания-двигательные, речевые и психические, а так же позволяет прогнозировать течение заболевания. Согласно этой классификации выделяют пять форм детского церебрального паралича.
Спастическая диплегия-наиболее часто встречающаяся форма ДЦП. В литературе её иногда называют «болезнь Литтля». При этом заболевании поражены и руки и ноги, ноги в большей степени. Степень поражения рук различна-от выраженных парезов до минимальных нарушений в виде лёгкой моторной неловкости. У 70-80% детей со спастической диплегией отмечаются различные нарушения речи-от задержки речевого развития до различных форм дизартрий.
Гемипаретическая форма. Эта форма характеризуется повреждением конечностей (руки и ноги) одной стороны тела. Рука обычно поражается больше чем нога. У 30-40% детей с таким заболеванием так же наблюдается патологии речи-от дислалии, дисграфии до моторной алалии.
Поражённая рука обычно в большей степени отстаёт в росте, чем нога.
Атонически-астатическая форма ДЦП. При данной форме церебрального паралича имеет место поражения мозжечка , в некоторых случаях сочетающееся с поражением лобных отделов мозга. Со стороны двигательной сферы наблюдают низкий мышечный тонус, нарушение равновесия и координации движений, тремор, гиперметрия (несоразмерность, чрезмерность движений).
Гиперкинетическая форма ДЦП. Связана с поражением подкорковых отделов мозга. Причиной является билирубиновая энфцефалопатия, а так же кровоизлияние в область хвостатого тела, возникающее чаще всего в результате родовой травмы. Двигательные расстройства проявляются в виде непроизвольных насильственных движений-гиперкинезов. Речевые нарушения наблюдаются почти у всех детей,чаще в форме гиперкинетической дизартрии. Таким детям очень тяжело освоить письмо. (в силу наличия гиперкинезов-насильственных движений в мускулатуре рук)
Двойная гимеплегия. Это самая тяжёлая форма ДЦП, при которой имеет место тотальное поражение мозга, прежде всего его больших полушарий. Двигательные расстройства выражены в равной степени в руках и в ногах, либо руки поражены сильнее, чем ноги. Произвольная моторика отсутствует или резко ограничена. Функция рук практически не развивается. У таких детей отмечаются грубые нарушения речи по типу анартрии, тяжёлой спастико-ригидной дизартрии (речь полностью отсутствует либо произносит отдельные звуки, слоги, слова). Такие дети, как правило, не могут овладеть навыками письма.
Но именно такие дети поступают в нашу школу-интернат, именно таким детям рекомендованы новые программы. Поэтому хочется поделиться опытом по реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального образования для детей с НОДА.
Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА.
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой нарушения психического развития. И определяют особую логику построения учебного процесса. Находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:
- обязанность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
- требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам;
- необходимость в использовании специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
- индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
Для этой группы обучающихся обучение в общеобразовательной школе возможно при условии создания для них безбарьерной среды, обеспечения специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим местом. Помимо этого дети с НОДА нуждаются в различных видах помощи (в сопровождении на уроках, помощи в самообслуживании), что обеспечивает необходимые в период начального обучения щадящий режим, психологическую и коррекционно-педагогическую помощь.
- И, о том, как все эти требования и потребности учитываю в своей повседневной работе – я расскажу на примере работы с учеником Глазовым Максимом.
Его основной диагноз-ДЦП. Тетрапарез, гиперкинетическая форма.
Его речевой диагноз, заключение: системное недоразвитие речи тяжёлой степени, дизартрия, граничащая с анартрией, т.е. отсутствием речи.
Для успешной реализации программы коррекционно-логопедической помощи данному ребёнку мы создаём особые условия (занятие длится 30-40минут) и особая организация пространства:
- ребёнок печатает сидя на гимнастическом коврике (так наблюдается меньшее проясление сапстических проявлений в мускулатуре рук)
используя ассистивное устройство - использование особой клавиатуры для компьютера с увеличенными клавишами.
Хотелось бы рассказать об успешности занятий с применением этой клавиатуры, т.к. эта клавиатура, так же как и наличие пандусов, поручней - помогает создать безбарьерную среду.
Использование клавиатуры «Интелкейлис» позволяет проводить занятия с детьми со спастическим поражением мышц пальцев рук, т.е с детьми которые не могут удерживать ручку и не могут печатать на обычной клавиатуре компьютера, эта клавиатура позволяет таким детям овладеть письменной речью. Ребёнок печатает на ней нажимая на клавишу либо пальцем, либо двумя пальцами, иногда ладошкой-клавиши имеют увеличенный размер, по сравнению со стандартной клавиатурой и расположены они на одной плоскости, без выступающих частей- по сути просто плоскость с нарисованными на ней буквами и цифрами.
Так же эта клавиатура поможет так называемым «безречевым» детям-детям с тяжёлыми формами дизартрий, детям с анартрией, детям с различными формами алалий.
Такие дети в силу невозможности освоить устную речь могут постепенно постигать речь письменную, развивать фонематический анализ и синтез, тем самым эта клавиатура помогает им в успешном обучении, общении, в развитии коммуникации.
Использование клавиатуры «Интелкейлис» позволяет не только реализовывать программу по коррекционно-логопедическому курсу, но и позволяет выполнить одно из требований к результатам реализации программ ФГОС:
- умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию
( вербальную и невербальную) как средство достижения цели, как залог успешной социализации ребёнка с особыми образовательными потребностями, ради которого и задумывалась эта адаптированная общеобразовательная программа.
Библиографический список:
1.Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). – М., 1989.
2.Бабалян Л. О., Журба Л. Т., Тимонина О. В. Детские церебральные параличи. –Киев, 1988.
3.Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. – М., 1977
4.Калижнюк Э. С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. – М., 1990
5.Левченко И. Ю. Этапы коррекции нарушения психики у детей с церебральными параличами: Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации. – М., 1989.
6.Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом:
Младенческий, ранний и дошкольный возраст. –М., 1991
7.Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. нарушение речи у детей с церебральным параличом. – М., 1985.
8.Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича: Сб. науч. тр. – М., 1991
9.Особенности психофизического развития учащихся школ для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. / Под ред. Т. В. Власовой. –М., 1985
10.Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом. / Под ред. М. В. Ипполитовой. – М., 1989
11.Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная адаптация больных детским церебральным параличом. –М., 1972
12.Семенова К.А., Махмудова Н. М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. – Ташкент,1979
13.Учебно-воспитательный процесс в реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. / Под ред. М.В Ипполитовой. –М.,
1988.