Рабочие программы по ИЗО 5-8 класс ФГОС
_________________________________________________________________________________
Программа принята
к работе педагогическим
советом гимназии
Протокол №_ от__________ 2016г.
Утверждаю
Директор гимназии
Суханова Т.А.
____________2016г.
Программа рассмотрена на
методическом объединении
учителей гуманитарного цикла
Протокол №_ ___от_________2016г.
Рабочая программа
по искусству ( изо )
8 класс-34 часа.
Составитель программы:
Идрысова Надежда Юрьевна,
учитель изобразительно искусства.
Новокузнецк
2016
Планируемые результаты освоения предмета изобразительное искусство
Занятия по изобразительному искусству в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования федерального государственного образовательного стандарта направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми к достигать в нем взаимопонимания;
-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях:
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Предметные результаты изучения области «Изобразительное искусство» должны отражать:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
Содержание предмета изобразительное искусство
ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 34ч
I ЧЕТВЕРТЬ
«Художник – дизаин - архитектура. Искусство композиции-основа дизайна и архитектуры. 8ч.
Конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Общее и разное в образно-языковых основах и жизненных функциях конструктивных и изобразительных видах искусств. Архитектура и дизайн как «вторая природа», как рукотворная среда нашего обитания. Многообразие современной материально-вещной среды. Плоскостная композиция в дизайне. Разнообразие полиграфического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.
На изучение изобразительного искусства в 8 классе за счет базисной части учебного плана отведено 0,5 часа в неделю, 17 часов в год. За счет вариативной части (регионального компонента)- 17 часов ;0,5 часа в неделю. Часы используются на изучение особенностей изобразительного искусства Кузбасса.
Тема. Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции
Объемно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы
композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная.
Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и
статика, ритм, замкнуто и разомкнутость композиции все вариации
рассматриваются на примере простейших форм (прямоугольники, прямые, точки и др.).
Задания: 1) расположить на формате один большой прямоугольник из черной
бумаги и, обрезая его, добиться баланса массы и поля;
2) расположить и зафиксировать один небольшой прямоугольник произвольно в любом месте формата, уравновесить композицию добавлением еще двух разновеликих прямоугольников; 3) гармонично сбалансировать композиции из трех пяти прямоугольников, добиться простоты и выразительности. Материалы: белая и черная бумага, ножницы, клей. Зрительный ряд: репродукции и слайды работ Эля Лисицкого, К. Малевича.
Тема. Прямые линии и организация пространства
Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Ритм и движение, разреженность и сгущенность. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. Образно-художественная осмысленность простейших плоскостных композиций. Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ. Задания: 1) введение в композицию от трех до пяти прямых линий; 2) выполнение коллажно-графических работ с разными видами композиций (замкнутой, раскрытой, центровой, свободной и пр.). Материалы: бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, резак. Зрительный ряд: репродукции и слайды работ Эля Лисицкого, К. Малевича, В. Кандинского и т. п.
Тема. Цвет элемент композиционного творчества. Свободные формы:
линии и пятна
Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Выразительность линии и пятна, интонационность и многоплановость.
Задания: I) введение в черно-белую композицию из прямоугольников и линий цветного круга;
2) создание композиции из произвольного количества простейших цветных
геометрических фигур в теплой и холодной цветовых гаммах по принципу цветовой сближенности или контраста;
3) в отвлеченной форме ритмом, характером и цветом мазка,, линией или пятном выразить состояние, ощущение или событие например, «шум дождя», «тишина», «суматоха», «выстрел» и др.).
Материалы: бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, резак, гуашь (белила), тушь, кисть.
Тема. Буква строка текст. Искусство шрифта
Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта? «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции.
Задания: 1) создание композиции, включающей, помимо прямоугольников, прямых линий и круга, букву;
2) создание композиции того же содержания, но с заменой линии строкой текста, Материалы: бумага белая, черная и цветная, ножницы, клей, резак; вырезки из журналов и газет.
Зрительный ряд: образцы плакатов и рекламных листовок, книг и журналов.
Тема. Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции
Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно-информационная цельность. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки.''
Задания: 1) прямоугольная форма: введение в композицию с буквой и строками фотоизображения в прямоугольнике;
2) изображение в форме свободного пятна: включение в композицию фотоизображения, вырезанного по контуру (в форме пятна);
3) изображение как фон композиции: упражнение, где фотография является фоном плаката;
4) макеты плаката, поздравительной открытки. Материалы: принадлежности для рисования, бумага, ножницы, клей, вырезки из журналов.
Зрительный ряд: образцы плакатов, поздравительных открыток, книг и журналов.
Тема. Многообразие форм полиграфического дизайна Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Коллажная композиция: образность и технология.
Задания: 1) макет разворота или обложки книг; 2) макет разворота журнала.
Материалы для рисования, ножницы, клей, цветная бумага, вырезки из журналов. Зрительный ряд: образцы книг и журналов.
II ЧЕТВЕРТЬ « Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий»-8ч.
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов |до индустриального градостроительства. Связь миропонимания, образа жизни, природных и социальных условий со строительством зданий и организацией городской среды. Проживание пространства основа образной выразительности архитектуры. Здание объект в пространстве, в градостроительстве. Понимание архитектуры как объемно-пространственного художественного мышления. От плоскостного изображения к макетированию объемно-пространственных композиций.
Тема. Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макет. Соразмерность и пропорциональность
Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объемов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертеж объектов в пространстве. Понятие чертежа как плоскостного изображения объемов, когда точка вертикаль, круг - цилиндр или шар, кольцо цилиндр и т. д. Формирование понимания учащихся проекционной природы чертежа.
Задания: 1) прочтение плоскостных изобразительных композиций, (из прямоугольников, пятен, линий) как чертежа-схемы архитектурных объектов (вид сверху);
2) баланс объема и поля на макете (1 прямоугольник 1 параллелепипед);
3) баланс объемов между собой и с полем макета (добавление соответственно к одному прямоугольнику еще двух прямоугольников и к одному параллелепипеду еще двух параллелепипедов)
Материалы: бумага, клей ПВА, картон, белила, гуашь, водоэмульсионная краска,
Зрительный ряд: В. Кандинский. Черный аккомпанемент; К. Малевич.
Супрематизм; Эль Лисицкий; образцы плоскостных композиций, выполненных
учителем или самими учащимися по материалам предыдущей темы.
Тема. Архитектура композиционная организация пространства.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете
Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных композициях. Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета.
Задания: 1) прочтение линии как проекции объекта;
2) построение трех уровней рельефа;
3) добавление архитектурного объекта в виде двух-трех параллелепипедов. Достижение композиционного взаимосочетании объектов, их сомасштабности друг другу и пространству макета.
Материалы: картон, бумага, малоформатные объемы (коробочки, баночки и пр.), карандаш, клей.
Зрительный ряд: иллюстрации из «Краткой энциклопедии дизайна» О. И. Нестеренко; таблицы по черчению «Аксонометрия», «Ортогональные проекции»:
Тема. Конструкция: часть и целое здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля.
Прослеживание, структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом. Взаимное влияние объемов и их сочетаний на образный характер постройки. Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целесообразности конструкции. Модуль как основа эстетической цельности постройки и домостроительной индустрии.
Задания: 1) соединение объемов, составляющих здание способом примыкания (пассивное соединение) и взаимного проникновения (агрессивное соединение); 2) создание макета дома, построенного из модульных объемов (34 типа), одинаковых или подобных по пропорциям. Материалы: бумага, клей ПВА, ножницы.
Зрительный ряд: журналы, открытки с изображениями архитектурных построек разных эпох; книга Ле Корбюзье «Архитектура XX века».
Тема. Важнейшие архитектурные элементы здания
Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение историческое развитие главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, и др.). Использование элементов здания в макете проектируемого объекта.
Задания: 1) проектирование объемно-пространственного объекта из важнейших элементов здания;
2) создание зарисовки (с натуры, с репродукции, по воображению) архитектурных элементов здания по отдельности или всего здания целиком. Материалы: бумага, клей, ножницы; карандаш, бумага.
Зрительный ряд: диафильм «Азбука архитектуры»; фотографии Триумфальной арки, Кремля, Грановитой палаты в Москве, Исаакйевского собора в Санкт-Петербурге, собора Святого Петра в Риме.
Тема. Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и
функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени
Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся
объемов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объемов.
Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ
действительности и времени. Сочетание образного и рационального. Красота-наиболее полное выявление функции вещи.
Задания: 1) аналитическое упражнение -- исследование формы вещей по
предложению учителя;
2) проектное упражнение на функциональное использование формы (например: «Чем может быть шар?»);
3) создание тематической образно-вещной инсталляции (инсталляция -композиция из реальных предметов и вещей, передающая образ действительное и наше осмысление жизни).
Материалы: бумага, карандаш, ножницы, вырезки из журналов для коллажа, клей, подбор вещей и объектов для инсталляции.
Зрительный ряд: образцы вещей для анализа; диафильм «Что такое дизайн»; проспекты и рекламные буклеты, каталоги, журналы по дизайну.
Тема. Роль и значение материала в конструкции
Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Роль материала в определении формы. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формами.
Задания: 1) проектное упражнение «Сочинение фантазийной вещи»: сапоги-скороходы, ковер-самолет, автомобиль агента 007 (полуфантастическое соединение функций);
2) построение формы (объекта) исходя из материала, его фактурных свойств (металлические банки, пробки, гвозди, проволока, вата, шарики, трубочки и др.). Материалы: принадлежности для рисования, материалы для монтажа инсталляций. Зрительный ряд: журнал «Дизайн-1», № 20 («Фонтаны Стравинского»), фотографии инсталляций из журналов.
Тема. Цвет в архитектуре и дизайне
Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре. Психологическое воздействие цвета. Влияние на восприятие цвета: его нахождение в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очертания, яркости цвета. Специфика влияния различных цветов спектра и их тональностей. Фактура цветового покрытия.
Задания: 1) макетирование цветной коробки как подарочной упаковки для вещей различного назначения;
2) введение в макет рельефного членения локального цвета (например, гофрированные окрашенные поверхности, введение фактурной окраски)
3) цветовое решение макетной объемно-пространственной композиции (абстрактной или тематической) из простейших элементов.
Материалы: белая и цветная бумага, вырезки из журналов, гофрированная цветная бумага, клей, водоэмульсионные белила ножницы.
Зрительный гряд: фотографии интерьеров общественных мест с активным использованием цвета, фотографии городских фрагментов или отдельных домов (например, старый Арбат, район Пенягино в Митино, Москва); А. Родченко. Мебель для рабочего клуба, образцы упаковок; В. Татлин. Макет памятника III Интернационалу (образец пространственной композиции).
III ЧЕТВЕРТЬ ГОРОД И ЧЕЛОВЕК. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ КАК СРЕДЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. 10ч.
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша и каменного топора до индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи. Среда жизни современного человека - «рукотворная природа». Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Связь миропонимания, образа жизни, природных и социальных условий со строительством зданий и организацией городской среды. Проживание пространства основа образной выразительности архитектуры.
Тема. Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого
Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом.
Задания: 1) силуэтная зарисовка самых знаменитых построек любого города, создание визитной карточки этого города;
2) графическая зарисовка или фотоколлаж исторического здания или уголка города определенной эпохи и стиля.
Материалы: карандаш, тушь, бумага; ножницы, клей.
Зрительный ряд: фотографии образцов народного жилища, средневековых замков и храмов (Донжон в Лоше, аббаство Монт Сен Мишель, собор Парижской Богоматери, Кельнский собор), мечетей и т. д.; фотографии архитектурных сооружений различных стилей (античный, романский, барокко и т. д.).
Тема. Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры
Архитектурная и градостроительная революция XX века. Ее технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учетом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве.
Задания: 1) нарисовать современное здание и, вырезав его, вмонтировать в фотографию городского пейзажа;
2) фантазийная зарисовка на тему «Архитектура будущего». Материалы: карандаш, бумага; вырезки из журналов, клей, резак. Зрительный ряд: иллюстрации из книг «Мир архитектуры» (М., 1990), Ле Корбюзье, Архитектура XX века, журнал «Мир и Дом» за 20012002 годы; К. Леду.
Тема. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Схема-планировка и реальность. Организация и проживание пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства. Цветовая среда.
Задания: 1) аналитическое прочтение различных видов композиционно-плоскостных схем существующих городов; 2) макетно-рельефное моделирование фрагмента города материалы: бумага, картон, пенопласт, клей, резак; тушь, карандаш, бумага. Зрительный ряд: журналы «Проект», «Архитектура»; книга «Я архитектор» (М., 1997); Ле Корбюзье. Проект города на 3 млн. жителей; карты городов Золотого коль
ца России; М. Дерибере. Цвет в деятельности человека (М., 1964); О. И. Нестеренко. Краткая энциклопедия дизайна; силуэтные фотографии фрагментов городов из журналов «Архитектура» и др.; реконструкция исторических зон старых городов см. сборник «Дизайн» (М., 1996) и др.
Тема. Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.
Неповторимость старинных кварталов, и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой. Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи/диваны» и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т. д.)
Задания: 1) создание рисунка-проекта фрагмента пешеходной зоны с городской мебелью, информационным блоком, скульптурой, бетонными вазонами "и пр.; 2) эскизный макет витрины магазина.
Материалы: карандаш, гуашь, бумага; бумага, клей, ножницы. Зрительный ряд: иллюстрации из журналов по архитектуре и дизайну.
Тема. Интерьер и вещь в доме. Дизайн средство создания пространственно-вещной среды интерьера
Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. От унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.). Задания: 1) рисунок-проект интерьера одного из общественных мест (можно фрагмент);
2) эскиз-проект мебельного гарнитура , отдельного предмета мебели (в технике аппликации).
Материалы: карандаш, гуашь, бумага; бумага, ткань, ножницы, клей (для аппликации)
Зрительный ряд: иллюстрации из журналов (например, «Мир и Дом», «Табурет», «Мезонин» и пр.).
Тема. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства
Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления. Обучение технологии макетирования путем введения в технику бумагопластики различных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и т. д.) для создания архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоем, дорога, газон и т. д.) хозяйства, для детей и т.д. Мой дом мой образ жизни. Учет в проекте инженерно-бытовых и санитарно-.технических задач.
Задания: 1) создание поэтажного плана воображаемого дома; выбор особенностей дома роскошь, удобство или аскетизм; учет образа жизни людей (чертеж); 2) технический рисунок (эскиз) частного дома в городе, пригороде, далеко в лесу, домика в деревне (по выбору) основная конфигурация дома, назначения внутренних помещений на общий силуэт здания (задание может выполняться на компьютере в программе 3В и др.). Материалы: карандаш, бумага.
Зрительный ряд: иллюстрации с изображением современных частных строений: дома, коттеджи и пр.; образцы исторических и современных построек: изба, русские усадьбы, европейский дом, азиатские жилища.
Тема. Интерьер комнаты портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Отражение в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование).
Задания: 1) создание схемы предметной компоновки интерьеров дома; 2) эскизный рисунок с использованием коллажа-проекта пространственного воплощения плана своей комнаты (задание по возможности выполняется на компьютере. Материалы: карандаш, бумага; вырезки из журналов, цветная бумага, клей, резак. Зрительный ряд: журналы по дизайну, иллюстрации интерьеров.
Тема. Дизайн и архитектура моего сада
Сад (английский, французский, восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы. Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника,
садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоемы и мини-пруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские горки, скульптура, керамика садовая мебель, кормушка для птиц и т. д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере. Задания: 1) создание плана земельного участка с обозначением элементов, организующих мини-пейзаж сада;
2) создание общего вида сада рисунок плюс коллаж (аппликация);
3) макетирование фрагмента сада из природных материалов;
4) создание композиции из цветов, веток и т. д. по мотивам искусства икебаны. Материалы: карандаш, бумага; вырезки из журналов, цветная бумага для аппликации; природные материалы: веточки, сухие соцветия, камушки и т. д. Зрительный ряд: фотографии европейских и восточных садов из журналов по дизайну и садоводству. Задания: 1) архитектурно-пейзажные зарисовки на тему сочетания города с живой
природой (с натуры, с репродукции);
2) создание макета ландшафтно-городского фрагмента, среды (например, сквер с фонтаном и памятником, детский парк, городской сад с беседкой и пр.) использование имитирующих фактур.
Материалы: карандаш, тушь, бумага; бумага, имитирующие фактуры по
усмотрению учителя, водоэмульсионная краска, клей, резак.
Зрительный ряд: панорамы Версаля и Петергофа, фотографии японского «Сада камней», изображения парков и скверов, городских частных домов с озелененными дворами (из журналов и книг).
Тема. Ты архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление
Единство эстетического и функционального в объемно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города. Реализация в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно-смысловой логики.
Задание: коллективная работа создание сложной пространственно-макетной композиции с использованием различных фактур и материалов («Город будущего», «Поселение в космосе» и т. д.), решение задач пропорциональности, сомасштабности, гармонии, баланса масс и форм в их пространственной и функциональной взаимосвязи.
Материалы: бумага, картон, материалы, имитирующие фактуры, клей. Зрительный ряд: диафильм «Азбука архитектуры»; схемы, выполненные учителем и учениками; фотографии афинского Акрополя, Казанского собора и Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, Большого театра в Москве; фотографии архитектурных макетов, выполненных детскими студиями «Старт», «Эдас» и пр.; фотографии архитектурных проектов: род-мост; Кендзо Танге. Проект застройки Токийского залива; К. Леду. Проект колесной мастерской для города.
IV ЧЕТВЕРТЬ. « Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среда жизни человека»- 8ч.
Организация пространства и среды как отражение социального заказа,
индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного дома и имиджа. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.
Тема. Мой дом мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома
Мечты и представления учащихся о своем будущем жилище, реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских проектах. Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т.д. Мой дом мой образ жизни. Учет в проекте инженерно-бытовых и санитарно-.технических задач.
Задания: 1) создание поэтажного плана воображаемого дома; выбор особенностей дома роскошь, удобство или аскетизм; учет образа жизни людей (чертеж); 2) технический рисунок (эскиз) частного дома в городе, пригороде, далеко в лесу, домика в деревне (по выбору) основная конфигурация дома, назначения внутренних помещений на общий силуэт здания (задание может выполняться на компьютере в программе 3В АгсЫ1ес1:ог ОЕШХЕ и др.). Материалы: карандаш, бумага.
Зрительный ряд: иллюстрации с изображением современных частных строений; дома, коттеджи и пр.; образцы исторических и современных построек: изба, русские усадьбы, европейский дом, азиатские жилища.
Тема. Интерьер комнаты портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Отражение в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование).
Задания: 1) создание схемы предметной компоновки интерьеров дома; 2) эскизный рисунок с использованием коллажа-проекта пространственного воплощения плана своей комнаты (задание по возможности выполняется на компьютере. Материалы: карандаш, бумага; вырезки из журналов, цветная бумага, клей, резак. Зрительный ряд: журналы по дизайну, иллюстрации интерьеров.
Тема. Дизайн и архитектура моего сада
Сад (английский, французский, восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы.Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоемы и мини-пруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские горки, скульптура, керамика садовая мебель, кормушка для птиц и т. д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере. Задания: 1) создание плана земельного участка с обозначением элементов, организующих мини-пейзаж сада;2) создание общего вида сада рисунок плюс коллаж (аппликация);3) макетирование фрагмента сада из природных материалов;
4) создание композиции \ из цветов, веток и т. д. по мотивам искусства икебаны. Материалы: карандаш, бумага; вырезки из журналов, цветная бумага для аппликации; природные материалы: веточки, сухие соцветия, камушки и т. д. Зрительный ряд: фотографии европейских и восточных садов из журналов по дизайну и садоводству.
Тема. Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды
Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. О психологии индивидуального и массового. Мода бизнес и манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон.
Задания: 1) специфика эскиза модных коллекций одежды - создание рисунка-копии;
2) создание своего собственного проекта вечернего платья - рисунок или рельефный коллаж;3) видеорепортаж с улицы на тему «Мода»; совместный анализ увиденного на уроке.
Материалы: карандаш, тушь, бумага белая и цветная, клей, резак. Зрительный ряд: журналы мод, журнал «Монитор» и пр.
Тема. Мой костюм мой облик. Дизайн современной одежды.
О психологии индивидуального и массового. Мода - бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. Молодежная субкультура и подростковая мода. «Быть или казаться»? Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и ее выражение в одежде. Стереотип и кич.
Задания: 1) создание словесного списка-перечня всех элементов воображаемого гардероба с небольшими поясняющими зарисовками вещей; 2) проектный рисунок одного из комплектов костюма (для дома, для улицы, для работы и пр.), подбор цветовой гаммы. Материалы: по усмотрению учителя.
Зрительный ряд: каталоги одежды; иллюстрации из журналов «Мода», «Бурда», «Космополитен» и т. п.; фотографии из книг «Японский театр «Кабуки» (М., 1969); Р. Рагул. Грим (М., 1969), Ли Бейган. Грим (М., 1997).
Тема. Грим, визажистика и прическа в практике дизайна
Лик или личина? Искусство грима и прически. Форма лица и прическа. Макияж дневной, вечерний и карнавальный грим бытовой и сценический.
Азбука визажистики и парикмахерского стилизма. Боди-арт и татуаж как мода.
Задания: 1) рисование "прически и макияжа на фотографии;
2) упражнения в нанесении макияжа и, создании прически на «живой натуре»
(попарно, по трое учеников и т. п.).
Материалы: косметика, грим, бижутерия, инструменты для прически, гуашь.
Зрительный ряд: фотографии из книг: Ли Бейган. Грим, макияж (практическое руководство) (М., 2002); М. Грульке. Суперпрически (М., 2002); журналы моды.
Тема.Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности, объединяющей различные аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело (или стилизм), ювелирную пластику, фирменный стиль и т.д., определяющей форму поведения и контактов в обществе. Связь имидж-дизайна с«паблик рилейшенс», технологией социального поведения, рекламой,общественной деятельностью и политикой. Материализация в имидж-дизайне психосоциальных притязаний личности на публичное моделирование желаемого облика.
Задание: коллективное задание (по группам): создание имидж-мейкерского
сценария-проекта (например, «Петров лучший спортсмен года»
«Петрова мисс Европы») с использованием различных визуальных элементов. Соревновательно-игровой показ проектов. Материалы: по усмотрению учителя.
Тема. Моделируя себя моделируешь мир.
Человек мера вещного мира. Создавая «оболочку» - имидж, создаешь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаешь мир и свое завтра.
Заключительное занятие года, которое проводится в свободной форме на примере сделанных учащимися работ. Занятие демонстрирует понимание учащимися роли дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокультурного облика, показывает понимание места этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств.
Формы организации учебных занятий
1. Классический традиционный урок (комбинированный или моноцелевой урок)
2. Интегрированный “урок”
3. Школьные лекционно-семинарские или лекционно-практические занятия
4. Проектные занятия
5. “Автономное учение” (Autonomes Lernen)
6. Творческие мастерские
7. Свободная работа.
Основные виды учебной деятельности:
-изображение на плоскости и в объеме ( с натуры, по памяти, по представлению);
-Декоративная и конструктивная работа;
-восприятие явлений действительности и произведений искусства;
-обсуждение работ одноклассников, результатов коллективного творчества. в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
-изучение художественного наследия;
-подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
-прослушивание музыкальных и литературных произведений ( народных, классических, современных).
Тематическое планирование
№
урока
Кол часов отводимое на изучение темы
8а
8б
8в
Тема урока
Примечание
1 четверть «Художник – дизайн-архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры»- 8ч.
1.
1
Тема 1.1. Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.
2.
1
Тема 1.2. Прямые линии и организация пространства.
3.
1
Тема 1.3. Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линия и пятна.
4,5.
2
Тема 1.4. Буква – строка – текст. Искусство шрифта.
6,7.
2
Тема 1.5. Композиционные основы макетирование в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.
8.
1
Тема 1.6. Многообразие форм полиграфического дизайна.
2 четверть
« Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий.»-8ч.
9
1
Тема 2.1. Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету.
10
1
Тема 2.2. Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Регион комп
11
1
Тема 2.3. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля.
Регион комп
12
1
Тема 2.4. Важнейшие архитектурные элементы здания.
Регион комп
13-14
2
Тема 2.5. Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи.
Регион комп
15.
1
Тема 2.6. Роль и значение материала в конструкции.
Регион комп
16.
1
Тема 2.7. Цвет в архитектуре и дизайне.
3 четверть
«Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среда жизни человека» - 10ч.
17-18
2
Тема 3.1. Город сквозь времена и страны. Образно – стилевой язык архитектуры прошлого.
Регион комп
19-20
2
Тема 3.2. Город сегодня и завтра.
Регион комп
21
1
Тема 3.3. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
Регион комп
22
1
Тема 3.4. Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.
Регион комп
23
1
Тема 3.5. Интерьер и вещи в доме. Дизайн – средство создания пространственно – вещной среды интерьера.
Регион комп
24.
1
Тема 3.6. Природа и архитектура. Организация архитектурно – ландшафтного пространства.
Регион комп
25,26.
2
Тема 3.7. Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.
Регион комп
4 четверть
« Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среда жизни человека» -8ч.
27.
1
Тема 4.1. Мой дом – мой образ жизни. Функционально – архитектурная планировка своего дома.
Регион комп
28.
1
Тема 4.2. Интерьер комнаты – проект её хозяина.
Регион комп
29.
1
Тема 4.3. Дизайн и архитектура моего сада.
30.
1
Тема 4.4. Мода, культура и ты. Композиционно – конструктивные принципы дизайна одежды.
31.
1
Тема 4.5. Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.
32.
1
Тема 4.6. Грим, визажистика и причёска в практике дизайна.
33.
1
Тема 4.7.Имидж: лик или личина? Сфера имидж – дизайна.
34.
1
Тема 4.8. Моделируя себя – моделируешь мир.
Итого:34ч
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
страница 13 PAGE 141815 из 13 NUMPAGES 142015
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное
учреждение «Гимназия № 32»
эмблема СМКРисунок 2Описание: эмблема СМК