РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ИНТЕРЕСА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОВАРА ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ В КУЛИНАРНОМ ОБЪЕДИНЕНИИ


РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ИНТЕРЕСА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОВАРА ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ В КУЛИНАРНОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
Современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые вызываются у него деятельностью, общением и специальными педагогическими влияниями.
Интерес − форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.
«Под познавательным интересом различные его исследователи понимают особую избирательную направленность личности на процесс познания, избирательный характер которой выражается в той или иной предметной области» – писал С.Л. Рубинштейн.
По мнению Г.И. Щукина, познавательный интерес – это особое избирательное, наполненное активным замыслом, сильными эмоциями, устремлениями отношение личности к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.
И.Ф. Харламов видит познавательный интерес как «Эмоционально окрашенную потребность, прошедшую стадию мотивации и придающую деятельности человека увлекательный характер».
Как можно видеть, разные авторы с различных позиций определяют познавательный интерес. Каждый из них говорит о преобладании положительных эмоций к деятельности, о мотивации к ней, потребности познать предметы и явления окружающего мира.
Для более глубокого изучения понятия познавательного интереса рассмотрим различные подходы к его классификации, к выделению уровней познавательного интереса.
Интерес к какому-нибудь предмету, к занятию, отрасли знаний, может быть прямым и косвенным.
В случае прямого интереса человека привлекает сам предмет, деятельность определенного вида. Но нередко случается и так, что прямого интереса, например, к математике, ученик не испытывает, но он интересуется физикой и понимает, что без математики в этой области ничего сделать нельзя. В этом случае к математике проявляется косвенный интерес. Знание учителем непосредственных и косвенных интересов учащихся помогает осуществлению индивидуального подхода в обучении школьников.
В развитии познавательного интереса можно выделить ряд уровней: любопытство, любознательность, собственно познавательный интерес, творческий интерес. Эти уровни определяют разную степень избирательной направленности, избирательного отношения ученика к предмету и, соответственно, степень влияния познавательного интереса на личность, кроме того, они меняются с возрастом ребенка.
Любопытство – элементарная стадия познавательного интереса. На этой стадии отсутствует подлинное стремление к познанию, но любопытство может быть его начальным толчком. Интерес этого уровня – поверхностный, фрагментарный, ситуативный, связанный с переживанием своего отношения к предмету в данный момент.
Любопытство особенно характерно для детей младшего школьного возраста, когда вступающему в жизнь человеку интересно все. Но интерес этот неглубок. В подростковом возрасте любопытство не исчезает совсем. Оно приобретает другую форму: поле его действия суживается, появляется более высокий уровень познавательного интереса.
На этапе любознательности интерес уже носит поисковый характер, связанный с желанием проникнуть в более глубокие основания знаний. Привлекательной для обучающегося становится сама деятельность. Постоянное погружение в деятельность предполагает наличие возможностей самостоятельной работы. Обучающийся становится субъектом деятельности. А познавательный интерес с уровня любознательности переходит на более высокий уровень собственного познавательного интереса.
Под творческим интересом понимают такой уровень познавательного интереса, когда обучающийся стремится осуществить самостоятельную, творческую, поисковую деятельность. Это, в основном, узкий интерес к определенной отрасли знаний, переходящий в профессиональный интерес.
В старшем школьном возрасте многое в познавательном интересе остается от подросткового уровня. Но сам ученик меняется. Меняется направленность его интересов. Появляется острый интерес к человеку, к его предназначению, к сверстникам, к взрослым, к противоположному полу, к будущей специальности. Круг интересов становится шире, что обуславливает некоторое снижение познавательного интереса у старших школьников. Но, тем не менее, познавательный интерес оказывает значительное влияние на жизненные планы старших школьников, на выбор специальности.
Познавательный интерес является одним из постоянных сильнодействующих мотивов учения.
Познавательный интерес – интерес к учебно-познавательной деятельности – является мощным двигателем в обучении. Наличием познавательного интереса в процессе обучения обеспечивается самостоятельно совершаемый встречный процесс в деятельности обучающегося, усиливается эффект воспитания, развития, обучения. Равнодушный ученик нуждается в постоянном стимулировании его деятельности.
Развитие познавательного интереса способствует росту сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, сознательно их регулировать.
Развитие специфического, устойчивого интереса к той или иной науке, отрасли знания, области деятельности приводит к формированию познавательно-профессиональной направленности личности, определяющей выбор профессии. Наличие такого интереса стимулирует постоянное стремление к расширению и углублению знаний и умений в соответствующей области.
Деятельность педагога в направлении формирования познавательного интереса младших школьников определяется, по мнению психологов, одной из возможных точек зрения на познавательный интерес:
1) познавательный интерес как стимул, средство обучения;
2) познавательный интерес как мотив учебной деятельности;
3) познавательный интерес как устойчивая черта личности.
Педагог решает множество воспитательных задач, влияет на формирование личности ученика: на нравственность, положительные мотивы деятельности, устойчивый интерес к учению, видит в каждом ребенке личность, приходит к нему на помощь в случае необходимости, поддерживает добрым словом.
Работая по программе «Мир в тарелке», формирую познавательный интерес через личностные особенности школьников.
Адаптированная программа объединения «Мир в тарелке» разработана на основе многолетнего опыта работы с детьми и подростками и успешной реализации образовательной программы «Кулинария и здоровье», «Кулинарный калейдоскоп», программы профессионального обучения по специальности «Повар», имеет художественно-эстетическую направленность.
Программа рассчитана на обучающихся, обладающих определенными знаниями, умениями и навыками в области кулинарии.
Влияние на познавательный интерес обучающегося влияет и на успешность обучения и на всю личность школьника в целом.
Концепция программы предполагает овладение новыми кулинарными приемами и технологиями на основе изучения культуры питания народов России, приготовления блюд мировых кухонь, приготовления кондитерских изделий. Данная концепция отвечает целям и задачам работы объединений художественно-эстетической направленности и развивает аспект, связанный с художественным творчеством в области кулинарного искусства.
На современном этапе развития общества она отвечает запросам детей и родителей: формирует социально значимые знания, умения и навыки, оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное и здоровьесберегающее воздействие, способствует формированию эстетических и нравственных качеств личности, приобщает детей к творчеству.
Цель программы: ранняя профориентация посредством формирования у обучающихся системы знаний, умений и навыков в области кулинарного искусства посредством изучения и постижения секретов кулинарных традиций народов России, мировых кухонь.
Задачи программы:
Познакомить обучающихся с деятельностью повара: какие инструменты применяют в работе повара, как организуется рабочее место повара, какие требования техники безопасности, санитарии и гигиены должен соблюдать повар;
познакомить с культурой питания народов России, кухней и традициями в области кулинарии;
научить технологии приготовления традиционных блюд и кондитерских изделий национальных кухонь;
познакомить с искусством карвинга;
сформировать представления о социокультурных аспектах питания, как составляющей общей культуры человека.
обеспечить развитие умений и навыков приготовления традиционных блюд кухни народов России и мира;
сформировать у подростков правильные вкусовые предпочтения, развить навыки здорового образа жизни.
сформировать понятие о необходимости изучения кулинарного искусства;
познакомить с выдающимися кулинарами мира;
способствовать применению полученных знаний в творческой работе;
расширить сведения о технологии приготовления блюд мировой кухни;
совершенствовать навыки оформления и подачи блюд и кондитерских изделий;
продолжить знакомство с технологией приготовления диетических блюд;
воспитывать культуру общения и поведения в социуме.
Данная программа включает
постижение секретов кулинарного мастерства на основе изучения национальных кулинарных традиций народов России, мира;
творческо-продуктивную деятельность - совершенствование приобретенных навыков и возможная их реализация в творческих проектах с перспективой участия в конкурсах выставках и фестивалях;
поисковую деятельность: поиск рецептур традиционных блюд национальных кухонь и анализ возможности приготовления в современных условиях;
учебно-исследовательскую деятельность (выполнение проектно-исследовательских работ по изучению кулинарных традиций народов России).
По данной программе обучаются ребята 11-14лет.
Программа рассчитана на 2 года обучения.
На мой взгляд, формирование условий для стимулирования познавательной активности обучающихся через использование современных информационно - коммуникационных технологий является ключом к решению проблем, связанных с развитием интеллектуального и творческого потенциала современного ребенка. В настоящее время во всём мире идёт поиск новых подходов к развитию интеллекта обучающихся. Одним из таких подходов является использование дистанционных форм обучения.
В практике работы используются следующие дистанционные формы работы: дистанционные обучающие и многопрофильные олимпиады, конкурсы, мастер-классы, викторины.
Главным результатом участия в различных олимпиадах и конкурсах является формирование у обучающихся устойчивого познавательного интереса к профессии «Повар».
Посредством участия в дистанционных конкурсах, стараюсь развить внутреннюю мотивацию учеников, найти такие формы образования, в которых будет востребован их творческий потенциал.
Проанализировав опыт участия в дистанционных мероприятиях я составила следующую диаграмму.

Принимая участие в дистанционных проектах, обучающиеся, тем самым, могут выстроить траекторию своего образования , получая не только знания, но и развиваясь как личность, а также получить возможность новой оценки образовательных результатов.
Победители и участники получают дипломы и грамоты для пополнения своего портфолио достижений.
Именно на занятиях объединения стараюсь сформировать интерес к профессии через выполнение конкурсных творческих заданий. Победа в таких конкурсах создаёт ситуацию успеха, появляется желание участвовать ещё и ещё…
Сайт Вектор успеха РФ. Обучающиеся объединения «Мир в тарелке» приняли участие в конкурсе «Конкурс десертов».
Сайт «Эрудит» конкурс «Кухни народов мира».
Активные участники конкурсов и дистанционных олимпиад совершенствуют начальные профессиональные навыки и умения дальше, обучаясь по специальности «Повар».
Это доказывает мониторинг количества обучающихся, которые перешли с обучения в объединении «Мир в тарелке» в группы по специальности «Повар».

А закончить рассказ о работе с обучающимися хочется стихами Юниной Елены Анатольевны из сборника «Технологии качественного обучения »:
Душа болит за наше поколенье,
Что в спячку в основном погружено.
Нет творческих полетов и горенья,
Рутина, фальшь, бездействие, вино.
Его должны мы подготовить к пониманью
Всей жизни смысла наперед,
Что все едино в этом мирозданье,
И по одним Законам все живет.
Наполнить жизнь его добром и красотой,
Раскрыть и углубить его сознанье,
Он в жизнь приходит не пустой –
С потенциалом скрытых знаний.
«Творческую личность может воспитать только творческая личность» – для меня эта истина является и девизом и руководством к действию.