Статья Формирующее оценивание как способ решения проблемы оценивания достижений планируемых результатов обучения.
Формирующее оценивание как способ решения проблемы оценивания достижений планируемых результатов обучения.
Лазарева Светлана Викторовна, учитель английского языка
МАОУ лицея №7 г.ТомскаЗа последнее время в нашем обществе многое изменилось. Не секрет, что среднее образование в нашей стране уже на протяжении многих лет, находясь в непростом положении и активно развиваясь, терпит перемены, не всегда последовательные. Современное общество предъявляет к системе образования и к системе оценивания планируемых результатов обучения новые требования.
Проблема оценки уровня и качества усвоения обучающимися учебного материала заслуживает особого внимания. Проведенные мной исследования, по проблеме оценки, показывают, что существует прямая зависимость между характером оценочных воздействий педагога и самочувствием ребёнка в процессе учения, его настроением, характером и продуктивностью его деятельности. Так, по результатам анкетирования (по « Диагностике школьной тревожности по Филлипсу») уровень тревожности детей в начале эксперимента составлял 61-62%. И как результат, не высокий уровень качественных показателей 57- 62%.
Возникает новая проблема - ученику необходим доступ к оцениванию. То есть учитель, всегда остававшийся контролёром, должен поделиться с учеником инструментами оценивания, раскрыть ему критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.
К сожалению, существующая система оценивания имеет ряд недостатков, она:
- не дает полноценной возможности для формирования у обучающегося оценочной самостоятельности;-затрудняет индивидуализацию обучения;
- является малоинформативной;
-часто имеет травмирующий характер.
Для решения данной проблемы необходимо разработать такую систему оценивания образовательных результатов обучающихся, которая:
-устранит противоречия между функциями оценки и существующей системой оценивания;
-позволит связать оценку с индивидуальным приращением образовательных результатов обучающегося и создать условия, в которых он получает опыт планирования и реализации процесса собственного обучения;
-позволит ввести в практику оценку новых результатов образования.[1,с.10]
И хотя поставленные задачи весьма не ординарны, средство для их решения существует. Это, подтвердившее свою эффективность в зарубежной школе, формирующее оценивание (оценивание для обучения).
Формирующее оценивание-это современная международная образовательная стратегия, где внутреннее (формирующее) оценивание противопоставлено внешнему (суммирующему). Оно ориентировано на конкретного ученика, призвано выявить пробелы в освоении обучающимся того или иного элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью, и не предполагает сравнения результатов разных обучающихся.[2] Ученик получает доступ к оцениванию: он понимает, как его оценивают и становится сознательным участником процесса обучения. По итогам мониторинга в конце эксперимента уровень тревожности снизился до32%. Согласно проведенным исследованиям, в ЭГ к концу эксперимента уровень мотивации учащихся возрос с 49% до 78%, что отразилось на росте качественных показателей до 89%. Формирующее оценивание встраивается в личностно-ориентированное обучение, носит системный характер, оценивается не только результат, но и процесс, оно ориентировано на обучающегося, отслеживается прогресс каждого ученика, ориентировано на формирование личностных и метапредметных умений.
На своих уроках я применяю разно-уровневые задания и балльно-рейтинговую шкалу оценивания. При оценивании учитываются вес задания и уровень усвоения учащимися знаний. 100-балльная или 80-балльная система, используемая мной в работе, позволила более точно определить успехи учащихся в обучении за счет тщательной градации отметок. Поощрительные баллы стимулируют познавательную активность учащихся, как на уроке, так и во внеурочное время. Возросший до 70% уровень доверия учащихся в объективность оценки, способствовал выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования.
Система оценивания должна фиксировать как изменения общего уровня подготовленности каждого обучающегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности (усвоение и обработка информации, творческое представление своих мыслей и образов и т.д.), что позволяет получить более полную картину успехов и неудач обучающихся на пути получения образования. Так как формирующее оценивание охватывает широкое поле разнообразных достижений учащихся, то каждый ученик может найти зону своей «успешности». Проводя мониторинг в ЭГ, был отмечен рост активности учащихся с 36% до 82%.
В систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание обучающимся своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса. При этом обучающийся, производящий самооценивание, должен иметь возможность сопоставить результаты, к которым он пришел, с оценкой учителя. Полная прозрачность системы оценивания уже является фактором, подталкивающим к самооцениванию. [ 3] Согласно данным анкетирования степень развития способности к самоорганизации возросла в ЭГ с 33% до 81%.
Формирующее оценивание позволяет учителю:
- четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
- сделать обучающегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.
Формирующее оценивание помогает обучающимся:
- учиться на ошибках;
- понять, что важно и что у них получается;
-обнаруживать, что они не знают и не умеют делать.
Результатами применения формирующего оценивание является:
-обеспечение освоения стандарта всеми обучающимися в наиболее комфортных для каждого условиях,
-максимальное приближение каждого ученика к запланированному им результату,
-формирование оценочной самостоятельности обучающихся и адекватной самооценки.
Пять принципов формирующего оценивания:
1)Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя обучающимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.
2)Обучающиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
3)Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения своих учеников.
4)Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку обучающихся.
5)Учитель осознает необходимость научить учеников принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.
Как участник ПТГ, на своих уроках я использовала формирующее оценивание. Работая по УМК «Английский в фокусе», где формат всех видов работ уже отвечает новым стандартам, я использовала балльно-рейтинговую шкалу оценивания. В данном УМК очень удачно разработаны проверочные и контрольные работы, все выполнены в тестовом варианте, с прописанными баллами за каждое задание.( см. приложение №1) Ребята сами могут просчитывать и прогнозировать свои оценки.
Также мной были разработаны «оценочные листы» для самооценки работы учащихся на уроке (см. приложение №2). В «оценочный лист» входят критерии оценивания языковых компетенций, на основе которых проставляются баллы за выполненные задания и проводится анализ и обсуждение полученных результатов. Получая такие листы в начале урока, обучающиеся имеют четкое представление о разных уровнях выполнения заданий и могут выбрать для себя тот уровень, который на данном уроке им подходит. «Лист оценивания» дает ясное представление о «цене» уровня выполняемого задания. Такие «листы оценивания» можно разработать как на отдельный вид деятельности, так и на отдельный урок, тему, модуль. На мой взгляд, такая система оценивания имеет свои преимущества. В процесс оценивания вовлекаются сами обучающиеся и становятся активными его участниками.
Такой лист можно использовать при выполнении самостоятельной работы, работы в группе, работы над проектом или над целым модулем. Планирую разработать такие листы для самооценки эссе в старших классах. Критерии написания эссе на ГИА должны быть известны всем учащимся, но не каждый может посмотреть на себя со стороны, не каждый проверяет свою работу после написания, а с помощью листа самооценивания, обучающийся может проверить, все ли задания и требования им учтены. Оцениваются на уроке и отдельные виды работ, и активность, и правильность ответов. Формирующее оценивание повышает успеваемость обучающихся на всех ступенях обучения, а исследования показывают, что для отстающих учеников, которым требуется дополнительная помощь, оно оказывается наиболее полезным.
Формирующее оценивание это механизм обратной связи, обеспечивающий преподавателя информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать преподавание, находить наиболее эффективные методы обучения, а также мотивировать учеников более активно включиться в своё обучение. Оно даёт информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени преподаватель реализовал поставленные учебные цели. Владение информацией обратной связи дает учителю возможность использовать дифференцированный подход к учащимся, обеспечивающий оптимальное умственное развитие и развитие творческого потенциала учащихся, и ученикам своевременно преодолевать пробелы в знаниях. Уровень сформированности умения «учиться на своих ошибках» в ЭГ вырос с 25% до 66%.
Проводя экспериментальную работу с группами в течении более чем 5 месяцев, проанализировав полученные данные, я могу утверждать, что формирующее оценивание является одним из эффективных способов решения проблемы оценивания достижения планируемых результатов обучения.
Литература
1. М.А.Пинская, И. М. Улановская. Новые формы оценивания.
Просвещение, «Работаем по новым стандартам», (80 с.),2013 г.
2. Романов Ю.В. Система оценивания: опыт осмысления и использования.
http://schools.techno.ru/ms45/win/history/krit8-9.html
3. Л.Н.Чипышева. Контроль и оценка в условиях введения ФГОС НОО. (интернет-ресурс: http://ipk74.ru/index.php)
Приложение № 1
Шкала перевода баллов за контрольные работы в оценки.
% выполненных заданий 90-100% 75-89% 60-74% 59%-….
оценка 5 4 3 2
Приложение № 2
Оценочный лист 5 класс, модуль№1 (урок1d)
Student’s Check Form Module 1
Name: Class:
I can ...
very well (3)
OK (2) not very well (1)
What is education?
Write, say and explain
3 Write and say
2 Write
1
What are types of English schools? Write, read and explain
3 Write and read
2 Only write from the textbook
1
Ex.2 p.31
Make up a dialogue(interview) and act it out
3 Make up a dialogue(interview) in pen
2 Write about students(using the example)
1
What are types of Russian schools?
Write, say and explain without any help
3 Write and say with the help of the text / partner
2 Only write with the help of the text / partner/ teacher
1
Are English and Russian education systems similar? Answer and explain “why”
3 Answer the question
2 Answer with the help of the partner/ teacher
1
Cinquain “Education” Write without any help
3 Write with the help of the partner or in group
2 Write with the help of the teacher
1
Tick and count your score, please If your score is: Your mark will be:
18-16 “5”
15-11 “4”
10-6 “3”
5-0 “2”
Total score: