Статья Формирующее оценивание как фактор создания учебно-развивающей среды на уроках русского языка в начальной школе

Теличкина Е.Г.
Формирующее оценивание как фактор создания учебно-развивающей среды на уроках русского языка в начальной школе.
Согласно новым стандартам важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного активного присвоения учащимися социального опыта. Одним из ценностных ориентиров начального образования становится формирование способности к организации своей учебной деятельности (планирование, контролю, оценке).
Л.М. Фридман формулирует требования, которым должна отвечать контрольно-оценочная деятельность. Он считает, что текущую, повседневную контрольно-оценочную деятельность должны выполнять сами учащиеся, начиная это делать еще в начальных классах. Участие учителя в ней может быть связано с обучением школьников рациональным методам и приемам этой деятельности, с формированием у них правильных и разумных эталонов контроля, нормативных критериев оценки, способов корректировки своей учебной работы, потребности и привычки самоконтроля и самооценки, с воспитанием произвольного внимания.
В младшем школьном возрасте актуальным является формирование такого важного компонента учебной деятельности как самоконтроль. Усиление произвольности психических процессов, развитие внутреннего плана действий и рефлексии в этом возрасте создают возможности для осуществления контрольно-оценочных и контрольно-корректировочных действий самими школьниками.
Можно выделить следующие уровни развития контроля:
Уровни

Показатели сформированности
Дополнительные диагностические признаки

1
2
3

1. Отсутствие контроля
Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок
Ученик не может обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, не критично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников

2. Контроль на уровне непроизвольного внимания
Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий
Действуя неосознанно, предугадывает правильное направление действия, сделанные ошибки исправляет неуверенно, в малознакомых действиях ошибки допускает чаще, чем в знакомых

3. Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания
Ученик осознаёт правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их: исправляет и объясняет ошибки
В процессе решения задачи контроль затруднен, после решения ученик может найти и исправить ошибки, в многократно повторенных действиях ошибок не допускает

4. Актуальный контроль на уровне произвольного внимания
При выполнении действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок
Ошибки исправляет самостоятельно, контролирует процесс решения задачи другими учениками, при решении новой задачи не может скорректировать правило контроля с новыми условиями

5. Потенциальный рефлексивный контроль

Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает это и пытается внести коррективы
Задачи, соответствующие усвоенному способу, выполняет безошибочно. Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям

6. Актуальный рефлексивный контроль
Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действий и условий задачи, и вносит коррективы
Контролирует соответствие выполняемых действий способу , при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
«Искусство учителя начальных классов заключается в том, чтобы всячески возбуждая познавательную активность и самостоятельность детей на уроках русского языка, в то же время руководить ими, осторожно помогать им в самостоятельной работе, предупреждать ошибки, побуждать их к самоконтролю и вовлекать в работу над своими недочётами – словом, учить их учиться».
Так, в I классе дети учатся:
- сравнивать результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме;
- воспроизводить состав контрольных действий и операций, заданных учителем;
- выполнять действия по развернутой инструкции;
- осуществлять самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта;
- использовать схемы, модели, составленные учителем.
Во II классе ученикам предлагается:
- сравнивать промежуточный результат с эталоном;
- перечислять последовательность действий и операций контроля;
- корректировать памятки;
- выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья;
- осуществлять самопроверку по плану, включающему 3-4 пункта;
- участвовать в коллективно-распределенной деятельности по составлению схем, алгоритмов к правилам и определениям.
В III классе ученики тренируются в:
- сравнении результата деятельности с образцом, заданным через систему условий;
- составлении проверочных заданий для самоконтроля;
- коллективном составлении алгоритмов;
- выполнении действий по инструкции с ограничениями;
- самопроверке по плану с отсутствующими звеньями;
- составлении модели значимых условий деятельности под руководством учителя.
В IV классе школьники упражняются в:
- сличении результата деятельности с образцом на основе самостоятельно прогнозируемых условий эффективности;
- определении состава действий и операций предстоящей деятельности с анализом субъективных трудностей;
- выполнении действий по общей инструкции;
- самопроверке по плану с отсутствующими звеньями;
- самостоятельном корректировании плана проверки;
- целенаправленной разработке общего способа контроля всех подобных задач под руководством педагога.
Такое постепенное усложнение заданий от I к IV классу, возможность многократных упражнений в течение года на разном предметном материале способствуют четкой отработке каждого действия самоконтроля.
В своей работе я использую приемы оценочной деятельности, используемые на уроке:
- самоотчёт о работе на уроке (в виде таблицы)



Ф.И. __________________
Устные вычисления


расставить скобки
расставить знаки

самостоятельно
с помощью
не выполнил
самостоятельно
с помощью
не выполнил









- личный дневник школьника
Использую дневник школьника, авторами которого являются Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, с одной стороны в него включены все необходимые элементы традиционного дневника школьника, а с другой стороны он предназначен для развития у младших школьников самоорганизации, самоконтроля и самооценки.
Начинаю работу с того, что на родительском собрании знакомлю родителей с дневником, с правилом работы с ним. После этого на классном часе знакомлю детей с содержанием дневника.
В 3-4 классах в начале каждой недели ученики класса пишут цель на эту неделю, для этого отведена специальная строчка. Например « На этой неделе буду активно работать на уроках», «Я постараюсь получать хорошие отметки». В конце недели школьники оценивают степень достижения цели. Например « Я выполнял домашние задания самостоятельно», «На этой неделе я получил 5 по русскому языку» и другие.
При ведении дневника ученик ежедневно оценивает свои достижения, анализирует свои достижения и недостатки, а также ищет пути устранения недостатков. Благодаря ведению дневника младший школьник может научиться планировать свои дела на неделю, на месяц. Для этого на листе «План моих дел» он отмечает, какие важные дела, в какие дни ему нужно сделать. Добиться регулярности записей помогают родители. В конце дневника напечатано содержание программ по предметам.
Обучающиеся проводят самоанализ в конце периода, в конце года под руководством учителя. Такая работа служит и дополнительным источником мотивации ученика, и создает ситуацию успеха. Работа с дневником будет более эффективной и понятной, если он ведется с первого класса. Хотя в первом классе дети не умеют писать, они могут оценивать свои достижения в дневнике при помощи условных обозначений.
При регулярной работе над дневником можно отметить, что к 4 классу у большинства учеников формируется субъективность учебной деятельности, причем ярко проявляется в развитии таких компонентов, как учебно-познавательный интерес, целеполагание и оценка. Также они умеют анализировать свою деятельность, искать причины неудач и пути их исправления в школе и вне нее.
- волшебная линеечка. На полях тетрадей учащиеся чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше. Проверив работу, учитель может согласиться или не согласиться с поставленной ребёнком оценкой.
- При изучении букв, в конце урока предлагаем детям красным карандашом обвести самую правильную букву, а синим ту, которая не получилась. Можно под буквой нарисовать улыбочку; - цветная оценка. Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Например, зелёный - всё получилось, синий – есть недочёты, но старался, красный – получилось плохо, не доволен работой, белый – не могу оценить. В начале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя; - проговаривание. Очень ценный приём самоконтроля при обучении письма под диктовку. После того, как учитель сказал слово, проговорили его по слогам – написали - прочитали то, что написано. Читает несколько раз (часто дети не прочитывают, а просто называют слово, не замечая в нём ошибку: написано кнга, а ребёнок читает книга); - сравнение с эталоном. Учитель предлагает под диктовку несколько слов, после написания, проверяют по образцу;
- игра «Учитель». На доске записаны 1-3 предложения, в которых допущены ошибки на изученные правила. Учитель говорит, что какой-то сказочный персонаж написал эти предложения, но допустил ошибок (на начальном этапе лучше озвучивать количество допущенных ошибок, позже давать задание найти сколько смогут). Дети, выступая в роли учителей, проверяют предложения;
- лист самоконтроля. После выполнения работы самостоятельно, ребёнок берёт у учителя лист самоконтроля (с ответами) и проверяет себя самостоятельно;
- проведение контрольных и самостоятельных работ. На первом уроке учитель вместе с учащимися разбирает похожие задания контрольной работы, затем ребята выполняют работу. В конце урока на доске определяется количество выполненных правильно заданий. Работы собираются, учитель проверяет их, выставляя для себя ошибки в отдельную тетрадь, а затем на доску в другой столбик. Ошибки не исправляются. На следующем уроке учитель проговаривает все задания, которые были в контрольной работе. Раздаёт детям тетради и просит ещё раз проверить выполненные задания. Учащиеся их исправляют другим цветом. Снова на доске определяется количество правильных ответов. Учитель проверяет работы. Если ученик нашёл свою ошибку, учитель считает это задание выполненным правильно. Учитель проставляет количество правильных ответов на доску. Учащиеся определяют, где допустили большее количество ошибок, над чем надо поработать.

23.02
24.02


ученики
учитель
ученики
учитель

1
18
13
22
19

2
23
12
18
16

3
13
12
15
15

4
15
14
20
18







Для того чтобы развитие самооценки было эффективным, следует выполнять следующие условия:
1. Совместная разработка учителем и учениками четких эталонов оценивания для каждого конкретного случая;
2. Создание необходимого психологического настроя обучающихся для анализа собственных результатов;
3. Обеспечение ситуации самостоятельного свободного эталонного оценивания учащимися своих результатов;
4. Сопоставление и выводы об эффективности работы;
5. Составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.
Учителю необходимо соблюдать:
- этапы и технологически обеспечить становление контрольно-оценочной деятельности младших школьников;
- использовать разнообразные способы и организационные формы формирования действий контроля и оценки у учащихся;
- иметь систему проверочных, диагностических работ для отслеживания становления контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников и динамики формирования способов их деятельности;
- использовать эффективные и рациональные способы фиксации контрольно-оценочных действий учащихся.
Литература.
1. Давыдов В.В. Формирование учебной деятельности. – М., 1982.
2. Жарова Л.В. Учить самостоятельности: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1993.
3. Кузнецов В.И. Контроль и самоконтроль - важные условия формирования учебных навыков //Нач. шк.-1986.-№ 2.
4. Лында А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся- М.: Высшая школа, 1979, с. 18.
5. Мисс М.Ю. Автоматизация самоконтроля в начальной школе.- Интернет.
6. Некоторые особенности формирования действия контроля в 1-м классе//Нач. шк.(приложение)-2002.- № 17.
7. Пачина А.Г. Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников//Нач.шк.-2004.-№1.
8. Распопина О.И. Задания для оценки своих возможностей по русскому языку для учащихся, учителей и родителей//Нач. шк. (приложение) – 2002. - № 6.-с.2.
9.Филиппова Н.К. Индивидуальная карта самоконтроля - одно из средств создания условий для индивидуализации работы с учащимися на уроках русского языка.- Интернет.

10. Цукерман Г.А. Проверьте своих учеников//Нач. шк. – 1993. - № 1, с. 46-47
11. Шикова Р.Н., Бологова Е.И.. Формирование самоконтроля в процессе обучения младших школьников решению текстовых задач// Нач.шк.-2000.-№1.
15