Конспект Познавательные универсальные действия

1.ПАСПОРТ (общая характеристика)
УНИВЕРСАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ

Обучающийся должен обладать способностью формирования научной картины мира

СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ УУД:
(описание)
Познавательное развитие – развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексия.


Место и значимость универсального учебного действия в результате образования выпускника ОУ средней школы.
Значимость данного УУД определяется следующими обстоятельствами:
вызовами современной системы образования РФ (Концепция 2020; «Наша новая школа»; проект нового Закона об образовании и др.);
усиление образовательных стандартов и их ориентация на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов;
процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетенции;
формирование у учащихся научной картины мира;
повышение мотивации и эффективности учебной деятельности.
Реализация потребностей обучающихся в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителе и т.д.

Планируемые уровни сформированности универсального учебного действия у обучающихся лицея
Компоненты
Уровни каждого компонента УУД


Результаты
сформированности
каждого уровня УУД

Информационный
Базовый


Знает:
Самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель;
Осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию;
Применяет методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
Осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной и письменной форме;
Структурирует знания;
Понимает цель чтения и осмысливает прочитанное;
Извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
Выбирает наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
Определяет основную и второстепенную информацию;
умение хранить, защищать, передавать и обрабатывать информацию.



Продвинутый

Знает:
умение систематизировать информацию по заданным признакам;
критически оценить и интерпретировать информацию;
Самостоятельно создаёт алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Осуществляет рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности;
Моделирует преобразование объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
Преобразует модель с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область


Деятельностный
Базовый


Умеет:
владение навыками исследовательской деятельности;
определение целей и задач;
планирование проведения исследования;
формулирование гипотез и плана их проверки;
осуществление наблюдений и экспериментов;
умение строить логическое доказательство;




Продвинутый

Умеет:
использование количественных и качественных методов обработки и анализа полученных данных;
построение доказательств в отношении выдвинутых гипотез и формулирование выводов;
представление результатов исследования в заданном формате, составление текста отчта и презентации с использованием информационных и коммуникационных технологий;


Творческий
Базовый


Владеет:
навыками проектной деятельности;
умение использовать, создавать и преобразовывать различные символьные записи, схемы и модели для решения познавательных и учебных задач в различных предметных областях, исследовательской и проектной деятельности;
планирование проектных работ и выбор необходимого инструментария;
инновационными технологиями;
инновационным воображением;
технологией анализа инновационной деятельности;



Продвинутый

Владеет:
Создавать инновационные проекты;
Презентовать инновационную деятельность



2. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УУД

Календарный график (этапы) и возможные траектории формирования данного УУД у обучающегося лицея при освоении ОП среднего образования


Компоненты образовательной среды, участвующие в формировании УУД (дисциплины, курсы по выбору и др.)
Дисциплины/Курсы/полугодия обучения



5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс

1.

1 пол.
2 пол.
1 пол.
2
пол.
1 пол.
2 пол.
1 пол
2 пол.
1 пол.
2 пол.

2.












3.












4.












5.












6.












7.












8.












9.












10.














Формы итоговой аттестации сформированности данного универсального учебного действия и необходимые оценочные средства
[ Приводятся основные типы оценочных заданий, с помощью которых обучающийся сможет продемонстрировать достигнутый уровень сформированности данного универсального учебного действия ]
Компоненты


Уровни каждого компонента УУД






Формы текущего, рубежного и итогового контроля



Оценочные средства
и образовательные продукты

Информационный
Базовый

Традиционные формы контроля (тестирование, собеседование на зачете, письменные контрольные работы).

Оценочные средства:
Тест, проверочная работа, контрольная работа, срез знаний
Образовательный продукт:
Сообщение, доклад, реферат


Продвинутый



- Ролевые, деловые игры
- Работа в малых группах сотрудничества
Оценочные средства:
Срез знаний
Образовательный продукт:
Карточки с заданиями, разработанные самими учащимися






Деятельностный
Базовый



урок-мастерская - место индивидуальной коррекции действий учащихся
урок-презентация - место предъявления достижений учащихся (результатов их самостоятельной домашней работы)


Оценочные средства:
Тест, срез
Образовательный продукт:
Презентация


Продвинутый

Инновационная лаборатория;
Создание курсовых работ;
Участие в конкурсах и олимпиадах
Участие в НПК
Оценочные средства:
Критерии оценки рассматриваются в соответствие с поставленными целями и задачами инновационного продукта

Образовательный продукт:
Курсовая работа, исследовательская работа


Творческий
Базовый



Разработка инновационных проектов;
Наблюдение и анализ деятельности школьника
Оценочные средства:
Критерии оценки моделирования инновационного процесса (креативная организация, работа в команде и др.).
Образовательный продукт:
Инновация – процесс



Продвинутый


Создание инновационного проекта;
Представление инновационного проекта;
Оценочные средства:
Критерии оценки рассматриваются в соответствие с поставленными целями и задачами инновационного продукта

Образовательный продукт:
Инновация – продукт (разработка компьютерных учебных пособий, выполненных самими школьниками по определенной теме).


Основные пути, методы и технологии формирования данного универсального учебного действия у обучающегося лицея при освоении ОП среднего образования.
[ Компьютерные симуляции, психологические и иные тренинги, ролевые и деловые игры, ситуации, кейсы и др. ]

Компоненты компетенции
Уровни
каждого
компонента УУД
Методы и технологии формирования
данного УУД

Информационный
Базовый



Технология сотрудничества
Выполнение письменных работ (доклады и сообщения, аналитические и рефлексивные эссе).


Продвинутый


Деловые игры
Технологии работы в группе

Деятельностный

Базовый

Модераторские семинары
Дидактические мастерские
Технология полного усвоения


Продвинутый


Инновационные лаборатории
Участие в конкурсах, олимпиадах и НПК
Технология критического мышления

Творческий
Базовый


Участие в реализации инновационных проектов
Технология проблемного обучения


Продвинутый


Разработка инновационных проектов
Мастер-класс
Технология проблемного обучения
Технология развивающего обучения



Учебно-методическое и информационное обеспечение программы формирования у обучающихся данного универсального учебного действия при освоении ОП среднего образования
[ Приводится характерное только для данного универсального учебного действия учебно-методическое и информационное обеспечение, необходимое при освоении ОП среднего образования ]

Компоненты
Целевая аудитория




Литература:
Интернет-ресурсы:

Информационный, Деятельностный, Творческий

Родители, педагоги

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли/ система заданий А.Г. Асмолов,О.А. Каробанова.- М.: Просвещение, 2010 Серия: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учительский журнал онлайн [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://burmak2.edu.yar.ru
http://www.openclass.ru



Педагоги, методисты
К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А. И. Балашова, Н. А. Ермолова, А. Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 5. - С. 69-73.
   Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.
Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская Теория обучения в информационном обществе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Серия: работаем по новым стандартам
С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Серия: работаем по новым стандартам

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учительский журнал онлайн [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://burmak2.edu.yar.ru
http://www.openclass.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Условия, необходимые для успешного формирования у обучающихся только данного универсального учебного действия при освоении ОП среднего образования
[ Приводятся характерные только для данного универсального учебного действия условия, необходимые для успешного формирования у обучающихся данного УУД при освоении ОП среднего образования ]

создание условий для возникновения вопросов и проблем у учащихся (стимулирование творческого звена мыслительного процесса);
рефлексия мыслительного процесса, достижение высокого уровня понимания решения;
обеспечение эмоционального благополучия детей;
удовлетворение познавательной потребности;
развитие способностей к самоуправлению своей деятельностью - рефлексивной саморегуляции;
дифференциация и индивидуализация содержания обучения;
дифференциация и индивидуализация помощи учителя учащимся.















13PAGE 15


13PAGE 14215