Универсальные учебные действия. Мониторинг универсальных учебных действий.


«Универсальные учебные действия. Мониторинг универсальных учебных действий».
Цель:  совершенствование педагогического мастерства в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС
Задачи:
Внедрять изученные технологии формирования УУД у
младших школьников в условиях ФГОС второго поколения на уроках и во внеурочной деятельности;
повысить качество преподавания на основе формирования универсальных учебных действий;
развивать творческий потенциал учащихся и создавать
необходимые условия для активизации познавательной
и речевой деятельности учащихся;
оценивать результативность сформированности УУД на каждом этапе школьного обучения.

Перечень вопросов по самообразованию:
роль УУД в обучении и воспитании.
цель современного школьного образования – формирование УУД.
сущность понятия «универсальные учебные действия», «мониторинг УУД».
влияние формирования УУД на успешность обучения в начальной школе.
Ожидаемые результаты:
рост качества знаний;
повышение качества проведения учебных и внеучебных предметов;
успешная адаптация детей при поступлении в школу и переходе из начального звена в среднее.
создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, УУД.
овладение учителями системой проведения мониторинга УУД в соответствии с новым ФГОС;

«Универсальные учебные действия. Мониторинг универсальных учебных действий».
Сегодня формированию УУД в начальной школе придается огромное значение. Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Я работаю по программе «Школа России». Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Важное место в моей педагогической деятельности занимает формирование универсальных учебных действий. Этому полностью соответствует УМК «Школа России». Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.
Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия?
Для развития умения оценивать свою работу вместе с детьми разрабатываю алгоритм оценивания своего задания. Обращаю внимание на развивающую ценность любого задания. Ни в коем случае не сравниваю детей между собой, а показываю достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.
Привлекаю детей к открытию новых знаний. Мы вместе обсуждаем, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни. Обучаю детей приемам работы в группах, дети вместе со мной исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.
На уроке уделяю большое внимание, самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказываю, объясняя, что все учатся на ошибках.
Учу детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомлю с разными источниками, используемыми для поиска информации.
Помогаю ребенку делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Использую проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.
Общаюсь с учениками с позиции сотрудничества; показываю, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом активно включаю каждого в учебный процесс, а также поощряю учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.
Вместе с учениками решаю возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
Учу детей планировать свою работу и свой досуг.
Стихийность формирования универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации. Поэтому необходимо формировать необходимые универсальные учебные действия уже в начальной школе.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий (УУД) является мониторинг. 
Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения. Проводимый мониторинг является главной частью системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
 Задачи мониторинга:
отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;
обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.
Функции мониторинга: Диагностическая – определение уровня развития того или иного умения.- отслеживание динамики развития по показателям и в целом.Оценочная – наличие критериев эффективности решения поставленных задач (что такое «хорошо»).Контрольная – критерии успешности работы учителя. 
Объекты мониторинга:
 1.    универсальные учебные действия младших школьников;
 2.    психолого - педагогические условия обучения;
 3.    педагогические технологии, используемые в начальной школе.
Система критериев и показателей уровня сформированности УУД
 Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:
 1.    соответствие возрастно-психологическим  нормативным требованиям;
 2.    соответствие свойств  универсальных действий заранее заданным требованиям;
 3.    сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.
 Методы сбора информации:
анкетирование;
тестирование;
наблюдение;
беседа.
В 1 классе проводится две диагностические процедуры: в сентябре, позволяющая поставить педагогические задачи на адаптационный период, и в апреле - первый срез мониторинга. На основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший период, и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий год. Затем мониторинг проводится в конце 2 класса для того, чтобы увидеть динамику развития УУД у каждого ученика, поставить задачи работы на третий год обучения. И так вплоть до конца 4 класса. Мониторинг в 1-ых классах проводится в сентябре. Цель диагностики – получение информации об уровне готовности к обучению в школе и прогнозирование особенностей адаптации первоклассников к школьной жизни. Т.е., стартовая готовность, совокупность умений (т. е владение способами действия, мышления, общения), которые позволяют ребёнку успешно осваивать учебный материал, подаваемый определённым образом, и включаться в образовательные ситуации, которые создаёт для него педагог. Речь идёт не об умении читать или считать. Речь идёт о различных способностях метапредметного характераКонтрольныеуменияИнструментальный компонентСтартовая готовностьКоммуникативные
уменияЛичностный компонентМотивация и ценностное отношение к знанию.Все задания выполняются под руководством учителя, на основании его инструкций.Обработка результатов выполнения заданий осуществлялась на основе таблиц.Мониторинг сформированости УУД у учащихся проводится в начале и в конце учебного года. Целью данного мониторинга - определить уровень сформированности УУД у учащихся в соответствии с требованиями к результатам освоения ООП НОО.Результаты мониторингового среза - это объективная психолого-педагогическая информация о том, как на данный момент развиваются УУД у каждого ребенка и класса в целом. В целом данная система показателей позволит не только отслеживать процесс достижения каждым учеником метапредметных образовательных результатов начальной школы, но и анализировать динамику этого процесса.На основе анализа данных оценивается успешность работы за период, и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий год. Анализ индивидуальных результатов позволяет педагогу решить несколько важных задач.1. Помогает выявить, какого рода задания вызывают у ребёнка большие трудности и продумать систему заданий, помогающих ученику освоить то или иное универсальное учебное действие.2.Даёт возможность посмотреть на темп выполнения ребёнком диагностических заданий: успевает ли он работать наравне с основной группой класса? Если ребёнок не справился с диагностическими заданиями, выполняя их со всем классом, но при этом неплохо выполнил их индивидуально, ему требуется особая забота учителя по подбору оптимального темпа работы на уроке, определению объёма выполняемых заданий. У такого ребёнка могут возникнуть сложности при выполнении контрольных и самостоятельных работ, которые предполагают решение определённого числа учебных задач за фиксируемое время. Если ребёнок работает быстро и качественно, учителю необходимо задуматься над тем, как поддержать учебную мотивацию такого потенциально сильного ученика. Анализ результатов мониторинга по классу в целом даёт возможность учителю грамотно спланировать работу по развитию метапредметных УУД с учётом уровня развития отдельных умений.  Кроме мониторинга метапредметных умений проводится и мониторинг предметных знаний. Все данные вносятся в лист достижения учащегося. Текущий контроль позволяет фиксировать степень освоения программного материала во время его изучения. Учитель в соответствии с программой определяет по каждой теме объем знаний и характер специальных умений и навыков, которые формируются в процессе обучения. Тестовая диагностическая работа (“на входе” и “выходе”) включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи. Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме, в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач, позволяет фиксировать степень освоения программного материала во время его изучения. Учитель в соответствии с программой определяет по каждой теме объем знаний и характер специальных умений и навыков, которые формируются в процессе обучения. Тематические проверочные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы.Итоговая проверочная работа проводится в конце учебного полугодия, года. В первом классе – только в конце учебного года. Включает все основные темы учебного периода.«Портфолио» ученика (демонстрация достижений ученика с предъявлением накопленного в течение года материала) представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности ученика – самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения и пр. Таким образом, ежегодное отслеживание развития и формирования УУД даёт педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребёнка.