Рабочая программа по географии 5класс. Классическая линия.
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЕЧЕРНЯЯ ШКОЛА №1»
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
___________ И.В. Брисько
Протокол № _____
от «____» ____________2015 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_____________А.Н. Агеев
Приказ № _____
от «____» ____________2015 г.
Рабочая программа учебного предмета
«География»
для 5 класса
основного общего образования
на 2015 – 2016 учебный год
Составитель:
Рубцовск
2015
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, учебного плана, примерной программы основного общего образования по географии с учетом авторской программы по географии основного общего образования 5- 9 класса авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин. Она ориентирована на учебно-методический комплекс:
География. Начальный курс. 5кл.: учебник / И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин.-4-е изд., М.: Дрофа, 2014.-140, [4]с.: ил., карт.
География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие к учебнику И. И. Бариновой, А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «География. Начальный курс. 5 класс» /И. И. Баринова, Т. А. Карташева. -2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2014.-119, [9]с.: ил.
География. Начальный курс. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику И. И. Бариновой, А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «География. Начальный курс. 5 класс» /Н. И. Сонин, С. В. Кучина.- 3-3 изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2014.-76, [4]с.: ил.
География. Начальный курс. 5 кл.: диагностические работы к учебнику И. И. Бариновой, А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «География. Начальный курс. 5 класс» /И. И. Баринова, М. С. Соловьев -2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2015.-112, [9]с.: ил.
Электронное приложение к учебнику на www.drofa.ru
В рабочей программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен, тем, что программа по своему содержанию, структуре и методическому аппарату соответствует учебно-методическим комплексам так называемой «классической» линии, выпускаемым издательством «Дрофа». Учебники географии классической линии в соответствии с требованиями ФГОС ориентированы на достижение не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов образования и позволяют начать обучение географии с 5 класса. Авторы программ являются одновременно и авторами соответствующих учебников. Такой подход представляется наиболее правильным. Наличие единого авторского коллектива, разрабатывающего концепцию, а затем и программы учебники и учебно-методические пособия, дает возможность устранить многие недостатки и сложности, связанные с несогласованностью содержания программ и школьных учебников. Учебники данной линии давно знают и любят в школе. За многие годы существования они вобрали в себя все лучшее, что наработано методикой преподавания географии. Материалы учебника обновлены в соответствии с последними тенденциями в школьной географии.
Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
контрольных работ- 3;
практических работ - 5
Основными целями курса являются:
- знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества географической картой, с взаимодействием природы и человека;
- пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;
- формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
При изучении курса решаются следующие задачи:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
- формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы;
- научить устанавливать связи в системе географических знаний.
Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: проблемного обучения, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ.
Данная программа составлена для реализации курса география, который является частью общественно-научной области и разработан в логике ФГОС ООО.
Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «География. Начальный курс» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
География в школе – это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география – это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки. Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе.
«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.
При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии. Наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС является системно-деятельностный подход.
Школьный курс «География. Начальный курс» - учебный предмет, формирующий у обучающихся элементарные основы знаний о Земле как планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и должен ввести обучающегося основной школы в науку, т. е. познакомить его с общими понятиями, географическими и социологическими. Это сложная и ответственная задача, которую должен решить учитель в процессе учебного сотрудничества с учащимися 5 класса.
В соответствии с базисным учебным планом предмет «География. Начальный курс» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования.
Рабочая программа предполагает обобщающие уроки по разделам, повторение всего изученного за курс 1 ч., которые способствуют формированию у учащихся целостных представлений и лучшей организации познавательной деятельности школьников, позволяют осуществить контроль над знаниями, умениями и навыками учащихся в различных формах (самостоятельные работы, тестовые задания). Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии. 59 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2013г. «География. Начальный курс» рассчитан на общее число учебных часов за год обучения 35 (1 час в неделю).
2. Содержание учебного курса
Что изучает география (5 ч)
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география два основных раздела географии. Методы географических исследований. Географическое
описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю (5 ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири. Практические работы № 1, 2.
Земля во Вселенной (9 ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета Земля. Земля планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли Ю. А. Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли (5 ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
Практические работы № 3, 4.
Природа Земли (10 ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона,
И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу? Практическая работа № 5
3. Календарно-тематическое планирование
№
урока
Дата
Название темы (раздела), тема урока (занятия)
Виды учебной деятельности
Планируемые результаты
По плану
По факту
Предметные
Метапредметные
Личностные
Тема 1. Что изучает география. 5 ч
1
Мир, в котором мы живем.
Знакомство с учебником. Изучение и анализ иллюстраций
Умение приводить примеры географических объектов,; называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией); объяснять для чего изучают географию.
Умение: ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; участвовать в совместной деятельности; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми; оценивать работу одноклассников; выделять главное существенные признаки понятий; определять критерии для сравнения фактов явлений, событий, объектов; сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям; высказывать суждения подтверждая их фактами.
Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Овладение опытом участия в социально значимом труде. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.
2
Науки о природе.
Формирование приемов работы с учебником и электронным приложением
3
География - наука о Земле.
Работа с учебником и электронным приложением
4
Методы географических исследований.
Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы
Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом
Овладение коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.
5
Обобщение знаний по разделу «Что изучает география».
Понимание ценности здорового образа жизни. Знание основ экологической культуры.
Тема 2. «Как люди открывали Землю » (5 ч)
6
Географические открытия древности и Средневековья.
Работа с картой: формирование умения правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника.
Умение называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время Описание выдающихся результатов путешествия финикийцев, Пифея.
Умение: ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; участвовать в совместной деятельности; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми; оценивать работу одноклассников; выделять главное существенные признаки понятий; определять критерии для сравнения фактов явлений, событий, объектов; сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям; высказывать суждения подтверждая их фактами.
Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Овладение опытом участия в социально значимом труде. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.
Овладение коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности. Понимание ценности здорового образа жизни. Знание основ экологической культуры.
7
Важнейшие географические открытия.
Пр. раб. № 1«Великие открытия на контурной карте».
Работа с текстом учебника, контурной картой, анализ презентации.
Умение называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время Описание наиболее выдающихся результатов географических открытий и путешествий.
8-9
Открытия русских путешественников.
Пр. раб. № 2«Десять великих путешественников».
Чтение и анализ карт атласа. Самостоятельная подготовка презентации по опережающему заданию «Десять великих путешественников».
Умение называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время Описание наиболее выдающихся результатов географических открытий русских путешественников и других путешествий.
10
Обобщение знаний по разделу: «Как люди открывали Землю».
Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом
Умение называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время Описание наиболее выдающихся результатов географических открытий и путешествий древними, иностранными и русскими путешественниками.
Тема 3. «Земля во Вселенной » (9ч)
11
Как древние люди представляли себе Вселенную.
Работа в тетради: составление опорного конспекта рассказа и презентации учителя
Умение описывать представления древних людей о Вселенной
Умение: ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; участвовать в совместной деятельности; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми; оценивать работу одноклассников; выделять главное существенные признаки понятий; определять критерии для сравнения фактов явлений, событий, объектов; сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям; высказывать суждения подтверждая их фактами.
Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Овладение опытом участия в социально значимом труде. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.
Овладение коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности. Понимание ценности здорового образа жизни. Знание основ экологической культуры.
12
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней
Самостоятельная подготовка сообщения и презентации по теме «Ученые перевернувшие мир».
Определение формы Земли. Объяснение эволюции знаний о форме Земли. Приводить Доказательство шарообразности Земли
13
Соседи Солнца
Работа с текстом и рисунками учебника. Выполнение заданий учителя.
Составление характеристики планет- гигантов по плану. Анализ иллюстраций учебника и диска.
Объяснение понятий: солнечная система, группа планет солнечной системы; отличий Земли от других планет
14
Планеты – гиганты и маленький Плутон
Уметь назвать планеты земной группы и планеты-гиганты; описывать уникальные особенности земли как планеты.
15
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты
Характеристика особенностей различных небесных тел по иллюстрациям учебника.
Объяснение различия небесных тел
16
Мир звезд
Наблюдения за звездным небом: какие созвездия я знаю и видел.
Умение называть крупнейшие звёзды и созвездия, Солнце. Знание многообразия звезд, созвездия
17
Уникальная планета - Земля.
Сравнение особенностей планет земной группы.
Определение понятиям: полюс, экватор. Объяснение в каких видах движения участвует Земля, и каковы географические следствия этих движений. Знание кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он внес. Знание размеров Земли.
18
Современные исследования космоса
Подготовка сообщений о первой женщине-космонавте В.В.Терешковой, о первом выходе человека в открытый космос А.А.Леонов)
Знание современных исследований космоса; вклада отечественных ученых К.Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики.
19
Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной»
Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом
Объяснение результатов выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний.
Тема 4. «Виды изображений поверхности Земли» (4ч)
20
Стороны горизонта.
Отработка знания основных и промежуточных сторон горизонта.
Умение: объяснить значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», работать с компасом, ориентироваться на местности при помощи компаса, местных признаков.
Умение: ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; участвовать в совместной деятельности; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми; оценивать работу одноклассников; выделять главное существенные признаки понятий; определять критерии для сравнения фактов явлений, событий, объектов; сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям; высказывать суждения подтверждая их фактами.
Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека.
Осознание многообразия способов представления земной поверхности.
Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Овладение опытом участия в социально значимом труде. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.
Овладение коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности. Понимание ценности здорового образа жизни. Знание основ экологической культуры.
21
Ориентирование.
Ориентирование по компасу и местным признакам.
Умение: объяснить значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование»; работать с компасом, ориентироваться на местности при помощи компаса, местных признаков.
22
План местности и географическая карта.
Отработка знаний условных знаков плана. Ориентирование по плану и географической карте.
Умение: объяснить значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «географическая карта»; работать с компасом, находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте, ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.
23
Обобщение знаний по разделу «Виды изображений
поверхности Земли»
Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты. Самостоятельное построение простейшего плана местности.
Умение: объяснить значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «географическая карта»; работать с компасом, находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте, ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков; выявлять особенности различных изображений поверхности Земли
Тема 5. «Природа Земли» (10ч)
24
Как возникла Земля
Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий учителя.
Называть различные гипотезы происхождения Земли. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта,
П. Лапласа, Дж. Джинса, О Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Умение: показывать на карте основные географические объекты; наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты.
Умение: ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; участвовать в совместной деятельности; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми; оценивать работу одноклассников; выделять главное существенные признаки понятий; определять критерии для сравнения фактов явлений, событий, объектов; сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям; высказывать суждения подтверждая их фактами.
Умение: ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; участвовать в совместной деятельности; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми; оценивать работу одноклассников; выделять главное существенные признаки понятий; определять критерии для сравнения фактов явлений, событий, объектов; сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям; высказывать суждения подтверждая их фактами.
Знание правил поведения при землетрясении и извержении вулкана.
Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Овладение опытом участия в социально значимом труде. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.
Овладение коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности. Понимание ценности здорового образа жизни. Знание основ экологической культуры.
25
Внутреннее строение Земли
Анализ текста и рисунков учебника, определение ключевых понятий урока, самостоятельное выполнение заданий учителя.
Знать называние основных слоев Земли, их функции
26
Землетрясения и вулканы
Работа с атласом и контурной картой: обозначение районов землетрясений и крупнейших вулканов
Умение делать выводы о причинах возникновения землетрясений и извержений вулканов, объяснение строения вулкана и землетрясения; показывать на карте вулканы и районы подверженные землетрясениям.
27
Путешествие по материкам
Подготовка по опережающему рассказу образного рассказа и презентации о природе разных материков Земли. Работа с учебником, атласом.
Объяснение особенностей природы и населения материков. Определение специфики природы и населения материков по тексту и картам. Умение называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначение на контурной карте государств, крупных островов, материков: Евразия, Африка, Северная Америка,
Южная Америка, Австралия,
Антарктида; объяснять особенности строения рельефа суши.
28
Вода на Земле
Работа с контурной картой: обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
Анализ текста урока с целью определения ключевых понятий урока
Умение объяснять значение понятий: «Литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море»; показывать на карте основные географические объекты; наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты; объяснять особенности строения рельефа суши.
29
Воздушная одежда Земли
Объяснение особенностей атмосферы Земли, её специфики, отличий от других оболочек. Умение объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»; показывать на карте основные географические объекты; наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты; объяснять особенности строения рельефа суши, описывать погоду своей местности.
30
Живая оболочка Земли
Работа с учебником и электронным приложением.
Объяснение особенностей биосферы Земли, её специфики, отличий биосферы от других оболочек. Умение объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»; показывать на карте основные географические объекты; наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты; объяснять особенности строения рельефа суши, описывать погоду своей местности.
Умение: ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; участвовать в совместной деятельности; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми; оценивать работу одноклассников; выделять главное существенные признаки понятий; определять критерии для сравнения фактов явлений, событий, объектов; сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям; высказывать суждения подтверждая их фактами.
Умение: ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; участвовать в совместной деятельности; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми; оценивать работу одноклассников; выделять главное существенные признаки понятий; определять критерии для сравнения фактов явлений, событий, объектов; сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям; высказывать суждения подтверждая их фактами.
Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Овладение опытом участия в социально значимом труде. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.
Овладение коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности. Понимание ценности здорового образа жизни. Знание основ экологической культуры.
Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Овладение опытом участия в социально значимом труде. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.
Овладение коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности. Понимание ценности здорового образа жизни. Знание основ экологической культуры.
31
Почва особое природное тело
Анализ текста учебника, работа с электронным приложением.
Объяснение: особенностей почвы, её состава, строения и свойств, образования почв, значения почвы для живой природы и человека Умение объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»; показывать на карте основные географические объекты; наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты; объяснять особенности строения рельефа суши, описывать погоду своей местности.
32
Человек и природа
Выполнение тестовых заданий. Работа с картами. Повторение географической номенклатуры и основных понятий и терминов (географический диктант)
Приводить примеры позитивного и негативного влияния человека на природу, уметь видеть пути охраны природы. Умение объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»; показывать на карте основные географические объекты; наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты; объяснять особенности строения рельефа суши, описывать погоду своей местности.
33
Обобщение знаний по разделу «Природа Земли»
Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом
Умение объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»; показывать на карте основные географические объекты; наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты; объяснять особенности строения рельефа суши, описывать погоду своей местности.
34
Итоговый тест по курсу "География. Начальный курс. 5класс ".
Выполнение заданий учителя. Работа с атласом
Умение работать с тестовым материалом. Получить знания и умения по курсу "География. Начальный курс. 5класс".
Тема на повторение материала
35
План местности и географическая карта.
Обработка знания условных знаков плана. Ориентирование по плану и географической карте.
Умение объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»; находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сетки на глобусе и карте. Умение работать с компасом, ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.
4. Планируемые образовательные результаты
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать: ответственным отношением к учебе; опытом участия в социально значимом труде;
осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
основами экологической культуры.
Метапредметные результаты обучения
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
вычитывать все уровни текстовой информации;
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Учащийся должен уметь:
- ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; выделять главное, существенные признаки понятий;
- участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; составлять описания объектов; составлять простой план; работать с текстом и нетекстовыми компонентами; оценивать работу одноклассников.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
по теме «Что изучает география?»:
- приводить примеры географических объектов;
- называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
- объяснять, для чего изучают географию;
по теме «Как люди открывали Землю»:
- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их;
по теме «Земля во Вселенной»
- описывать представления древних людей о Вселенной;
- называть и показывать планеты Солнечной системы;
- называть планеты земной группы и планеты-гиганты;
- описывать уникальные особенности Земли как планеты;
по теме «Виды изображений поверхности Земли»:
- объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта», «условные знаки», «градусная сетка», «экватор», «полюс», «параллели», «меридианы»;
- находить и называть сходства и различия в изображении объектов на плане и карте;
- работать с компасом;
- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;
- составлять простейший план местности (класса, комнаты);
по теме «Природа Земли»
- объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «климат», «биосфера», «почва»;
- описывать внутреннее строение Земли;
-называть основные методы изучения её недр;
- объяснять причины возникновения землетрясений, сейсмических поясов и зон вулканизма;
- определять по физической карте формы рельефа и их абсолютные высоты;
- показывать по карте основные формы рельефа (океанические впадины и материковые выступы), крупнейшие горные системы и равнины;
- называть основные отличия осадочных, магматических и метаморфических горных пород;
- виды полезных ископаемых, изображённых на карте, расшифровывая их условные знаки;
- объяснять значение круговорота воды на Земле и причины его возникновения
- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
- называть и показывать на карте океаны, крупнейшие и/или известнейшие моря, заливы, проливы, острова, полуострова, морские течения, реки, озера, области оледенения;
- называть основные свойства вод Мирового океана;
- определять по физической карте глубину морей и океанов;
- приводить примеры использования человеком вод Земли и негативного влияния хозяйственной деятельности людей на состояние вод;
-называть пути сохранения вод планеты;
-называть газовый состав воздуха;
-называть причину возникновения ветра;
- называть и определять виды облаков;
-называть явления, возникающие в атмосфере;
- приводить примеры изменения природы под влиянием деятельности человека.
5.Требования к уровню подготовки учащегося.
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
6. Формы и нормы оценки качества знаний
Формы контроля
Входящий, промежуточный (1 раз в год), итоговый контроль в формате тестов, контрольных работ. Текущий контроль в формате самостоятельных,
практических работ, тестов, опроса, работы с контурными картами.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Контрольно-измерительные материалы по географии за курс 5 класса составлен на основе обязательного минимума содержания среднего и основного образования, по таким темам как: «Что изучает география», «Как люди открывали Землю», «Земля во Вселенной», «Виды изображения Земли», «Гидросфера», «Природа Земли». В теме «Природа Земли» прежде всего, проверяется теоретических и фактический материал о форме, размерах и движениях планеты Земля, о составе, значении и основных характеристиках атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы всей географической оболочки. Формы контроля: практические работы, тематические тесты, итоговые тесты. Практические оценочные работы запланированы в каждой четверти. Тематические тесты возможно проводить после изучения каждой темы, на выполнение такого теста отводится 10-15 минут. На выполнение итоговых тестов 40-45 минут. Количество итоговых тесов - 4 (№1, №2, №3- первое полугодие. № 4 -годовой тест). Разрешается использовать атласы, калькуляторы, измерительные приборы.
7.Критерии выставления оценок тестов.
Оценка «5» - 90-100%, «4» - 70-90%, «3» - 50-70%, «2» - менее 50%
Устный ответ
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя;
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки;
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений;
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя;
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2. Полностью не усвоил материал
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка проверочных работ
1. Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
2. Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
3. Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
4. Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
5. Оценка "1" ставится, если ученик:
Не приступал к выполнению работы;
Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии
1. Оценка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки;
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
2. Оценка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно;
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.);
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы;
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
3. Оценка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся;
На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома);
Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами;
4. Оценка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью;
Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений;
Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка работ, выполненных по контурной карте
Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.
Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов.
Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»);
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов);
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно);
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесения «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации);
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы;
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1.Контурная карта – это рабочая тетрадь по географии, заполняй её аккуратно и правильно;
2. Все задания выполняются с использованием школьного учебника и карт школьного атласа;
3. Все действия с контурными картами выполняются карандашом, гелевой или шариковой ручкой;
4. Раскрашивание необходимых объектов только цветными карандашами;
5. Любая карта должна иметь заголовок, который подписывается в верхнем правом углу. Контурная карта должна иметь чёткое лаконичное название, соответствующее тематике самой карты;
6. На контурной карте обязательно должны быть обозначены названия морей или океанов, расположенные в поле карты;
7. Для правильного нанесения на контурную карту географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку, реки, береговые линии озер, морей и океанов, границы государств. Название географических объектов следует писать вдоль линии параллелей, что поможет выполнить задание более аккуратно);
5.Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют лишь те из них, которые недостаточно велики по размерам для обозначения надписи в масштабе данной контурной карты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом;
6.Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в графе “Условные знаки”;
7.Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читаемыми;
8.Первую контурную карту необходимо заполнить простым карандашом. Последующие карты можно оформлять шариковой ручкой;
9.Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно. Каждая работа в ней оценивается учителем.
Примечание. При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий. Но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда. Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
УМК «География. Начальный курс.5 класс»
География. Начальный курс. 5кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин. -М.: Дрофа, 2014.-140, [4 ]с.: ил., карт.
География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие к учебнику И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина/ И.И. Баринова, Т.А. Карташева-М.: Дрофа 2014.
Сонин Н.А, С.В. Курчина Рабочая тетрадь к учебнику И.И. Бариновой, А.А Плешакову, Н. И. Сонина -М.: Дрофа, 2012
География. Начальный курс. 5 класс. Электронное приложение к учебнику.
География Атлас 5 класс. М. Дрофа 2013.
География Контурные карты 5 класс
Дополнительная литература:
Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 1998
Большой географический атлас. – М.: Олма-Пресс, 2002.
Вулканы. – М.:АСТ-Пресс, 2000.
Географы и путешественники. – М.: Рипол-классик. 2001.
Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.: Пилигрим, 1999.
Дятлева, Г.В. Чудеса природы. – М.: Терра- Книжный клуб, 1998.
Катастрофы природы. – М.: Росмэн, 1999.
Погода и климат. М.: Терра- Книжный клуб, 1998.
Энциклопедия для детей: Астрономия. – М.: Аванта+, 1999.
Энциклопедия для детей: География. – М.: Аванта+, 2000.
Энциклопедия для детей: Геология. – М.: Аванта+, 1995.
Энциклопедия «Что есть что?» – М.: Слово, 2001.
Энциклопедия для детей: Экология. – М.: Аванта+, 2001.
Я иду на урок географии. История географических открытий: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
Дополнительная литература для учащихся:
Томилин А. Н. География для детей- М.: АСТ, 2009
Географические открытия: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2007
Земля и Вселенная. – М.: Махаон, 2010
Вулканы: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2006
Горы: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2009
Моря и океаны: энциклопедия. – М.: Махаон, 2010
Живой мир: энциклопедия. – М.: Росмэн, 2008
Большая энциклопедия природы. – М.: Росмэн, 2008
Интернет-ресурсы:
http: //www.gao.spb.ru/russian
http: //www.fmm.ru
http: //www.mchs.gov.ru
http: //www.national-geographic.ru
http: //www.nature.com
http: //www.ocean.ru
http: //www.pogoda.ru
http: //www.sgm.ru/rus
http: //www.unknowplanet.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы
http://www.rgo.ru/ - Планета Земля
http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система
http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество
http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России
Технические средства обучения:
1. Мультимедийный проектор
2. Компьютер
3. Интерактивная доска
Таблицы:
Ориентирование на местности. Способы добычи полезных ископаемых. Воды суши. Животный мир материков. Календарь наблюдений за погодой
План и карта. Полезные ископаемые и их использование. Растительный мир материков. Рельеф и геологическое строение Земли.
Таблицы по охране природы
Портреты:
Набор «Путешественники»
Набор «Ученые-географы»
Карты мира:
Великие географические открытия. Зоогеографическая. Карта океанов. Климатические пояса и области. Почвенная.
Природные зоны. Растительности. Физическая карта полушарий.
Карты России
Физическая
Рельефные физические карты
Полушария. Россия.
Набор учебных топографических карт (учебные топокарты масштабов 1:10 000, 1:25 000, 1:50 000, 1:100000)
Видеофильмы и видеофрагменты:
Арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, Высотная поясность
Памятники природы
Видеофильм об известных путешественниках
Вулканы и гейзеры
Географическая оболочка
Опасные природные явления
Горы и горообразование
Загадки Мирового океана
Общие физико-географические закономерности
Ступени в подземное царство
Великие Географические открытия
Современные географические исследования
Земля и Солнечная система
Слайды (диапозитивы):
Ландшафты Земли. Природные явления. Минералы и горные породы.
Транспаранты:
Абсолютная и относительная высота
Горизонтали
Горы и равнины
Градусная сеть, определение широты и долготы
Образование вулканов
Образование осадков
Образование подземных вод
Понятие о природном комплексе
Пороги и водопады
Почва и ее образование
Пояса освещенности, климатические пояса и воздушные массы
Речная система и речной бассейн
Земля во Вселенной
План и карта
Литосфера
Гидросфера
Атмосфера
Биосфера
Приборы, инструменты для проведения демонстраций и практических занятий (в т.ч. на местности):
Теллурий
Компас ученический
Теодолит (В комплекте нивелирные рейки, тренога, буссоль)
Школьная метеостанция (срочный термометр учебный, гигрометр волосяной учебный, аспирационный психрометр, барометр-анероид учебный, осадкомер, флюгер, чашечный анемометр, будка метеорологическая)
Линейка визирная
Мензула с планшетом
Нивелир школьный
Угломер школьный
Штатив для мензул, комплектов топографических приборов
Рулетка
Молоток геологический
Набор условных знаков для учебных топографических карт
Магнитная доска для статичных пособий
Модели:
Модель Солнечной системы
Глобус Земли физический (масштаб 1:30 000 000
Глобус Земли политический (масштаб 1:30 000 000)
Глобус Земли физический лабораторный (масштаб 1:50 000 000) (для раздачи учащимся)
Строение складок в земной коре и эволюция рельефа
Коллекции:
Коллекция горных пород и минералов
Шкала твердости Мооса
Набор раздаточных образцов к коллекции горных пород и минералов
9.Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
Дата (номер)
Причина коррекции (замена урока, болезнь учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу и т.д.)
Форма коррекции (объединение тем, уплотнение учебного материала домашнее изучение, контрольная работа и т. д.)
урока, который требует коррекции (пропущенный по причине)
урока, который содержит коррекцию
праздничный день, отмена занятий по приказу и т.д.)
уплотнение учебного материала домашнее изучение, контрольная работа и т. д.)
15