Дисграфия. Симптоматика. Характеристика видов дисграфии.


Выступление на методическом объединении
учителей-логопедов 17.12.2015г.
Презентация « Дисграфия. Симптоматика.
Характеристика видов дисграфии»
Учитель-логопед Беляева Л.Г.
Слайд 1.
ДИСГРАФИЯ. СИМПТОМАТИКА. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ДИСГРАФИИ.
Слайд 2. Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформи-рованностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
В современной литературе для обозначения специфических расстройств письма используются различные термины. Частичные нарушения письма называются дисграфией, полная неспособность письма — аграфией.
В отечественной литературе термины «дисграфия» и «дизорфография» противопоставляются, т. е. разграничиваются.
Для дифференциальной диагностики этих нарушений необходимо уточнить те критерии, на основе которых выделяются ошибки при дисграфии и дизорфографии. Таким основным критерием является тот принцип правописания, который преимущественно нарушается.
Известно, что в русской орфографии выделяются следующие основные принципы: фонетический (фонематический), морфологический, традиционный.
В основе фонетического (фонематического) принципа правописания лежит звуковой (фонематический) анализ речи. Слова записываются так, как они слышатся и произносятся (ДОМ, ТРАВА, КАНАВА, СЛЫШУ). Пишущий анализирует звуковой состав слова и обозначает звуки определенными буквами. Таким образом, для реализации фонематического принципа письма необходима сформированность дифференциации фонем и фонематического анализа.
Морфологический принцип состоит в том, что морфемы слова (корень, приставка, суффикс, окончание) с одинаковым значением имеют и одинаковое написание, хотя их произношение в сильной и слабой позиции может быть различным (ДОМ — ДО(а)МА, СТОЛ — СТО(а)ЛЫ, СОЙТИ — С(з)БЕ-ЖАТЬ). Использование морфологического принципа предполагает умение определять значащие морфемы слова, определять морфологическую структуру слова, выделять морфемы с одинаковым значением, произношение которых может отличаться в различных фонетических условиях. Уровень развития морфологического анализа теско связан с развитием словаря и грамматического строя речи.
И, наконец, традиционный принцип предполагает такое написание слова, которое сложилось в истории развития письменности и не может быть объяснено фонетическим или морфологическим принципом правописания. С учетом принципов орфографии можно сделать вывод, что дисграфия преимущественно связана с нарушением реализации фонетического принципа, а при дизорфографии нарушается использование морфологического и традиционного принципов правописания.
МЕХАНИЗМЫ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА.
Слайд 3. 4. Психологический подход к анализу механизмов дисграфии.
При дисграфии ошибки являются стойкими и специфическими и более многочисленными, повторяющимися и сохраняются длительное время.
Дисграфические ошибки связаны с несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма : Мышления Восприятия Памяти Внимания
Проявляются нарушения дифференциации фонем на слух и в произношении, анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, оптико-пространственных функций.
Слайд 5. Психолингвистический подход к анализу механизмов дисграфииПри дисграфии нарушаются специфические операции продуцирования письма :Анализ предложений на слова
Слоговой анализ и синтез
Дифференциация фонем
Фонематический анализ
Перевод фонемы на уровень зрительной символики
Зрительно-моторная координация
Моторная реализация букв
Слайд 6. Причины возникновения нарушений письменной речи
Обусловленная вредными воздействиями в перенатальном периоде развития или наследственной предрасположенностью задержка в формировании важных для письма функциональных систем;
нарушения устной речи органического генеза;
трудности становления у ребенка функциональной асимметрии полушарий (латерализации);
задержка в осознании ребенком схемы тела;
как следствие нарушения восприятия пространства и времени, анализа и воспроизведения пространственной и временной последовательности
Слайд 7. Виды нарушений письменной речи
Нарушения чтения : Алексия Дислексия.
Нарушения письма Аграфия. Дисграфия. Дизорфоргафия.

Слайд 8.- 9. СИМПТОМАТИКА. В соответствии с определением термина «дисграфия» можно выделить следующие особенности ошибок при дисграфии:
1. При дисграфии ошибки являются стойкими и специфическими, что позволяет отграничить эти ошибки от ошибок «роста», «физиологических» ошибок, а закономерно встречающихся у детей при овладении письмом. При этом следует отметить, что ошибки при дисграфии по внешнему проявлению сходны с так называемыми физиологическими ошибками. Однако при дисграфии эти ошибки являются более многочисленными, повторяющимися и сохраняются длительное время.
2.Дисграфические ошибки связаны с несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма, — дифференциации фонем на слух и в произношении, анализа предло-жений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза, лексико -грамматического строя речи, оптико-пространственных функций.
Нарушения элементарных функций (анализаторных) также могут приводить к нарушениям письма. Но эти нарушения письма не рассматриваются как дисграфия.
Нарушения письма у детей (например, при задержке психического развития) могут быть связаны с педагогической запущенностью, с нарушением внимания, контроля, которые дезорганизуют весь процесс письма как сложную речевую деятельность. Однако в этом случае ошибки, если они не связаны с несформированностью высших психических функций, носят не специфический, а вариативный характер и поэтому не являются дисграфическими.
3.Ошибки при дисграфии характеризуются нарушением фонетического принципа письма, т. е. ошибки наблюдаются в сильной фонетической позиции (ЛОПАДА — вместо ЛОПАТА, ДМ — вместо ДОМ), в отличие от орфографических ошибок, которые наблюдаются лишь в слабой фонетической позиции (ВАДЯНОЙ — вместо ВОДЯНОЙ, ДАМА —вместо ДОМА).
!!! 4.Ошибки характеризуются как дисграфические в том случае, когда они наблюдаются у детей школьного возраста.
У детей дошкольного возраста письмо сопровождается многочисленными ошибками, сходными по характеру и проявлению с дисграфическими. Однако у детей дошкольного возраста еще недостаточно сформированы многие психические функции, обеспечивающие процесс письма. Поэтому эти ошибки являются закономерными, «физиологическими».
Слайд 9. Характер замен букв
Замены букв, оптически сходных
Замены букв, обозначающих фонетически близкие звуки
Персеверации
Антиципации
Слайд 10. Выделяются следующие группы ошибок при дисграфии.
Искаженное написание букв (например, Э—б, С—о).
Замены рукописных букв: а) графически сходных (например, с—а-, л—ж, ц,—щ); б) обозначающих фонетически сходные звуки (например, ш-с …).
Искажения звукобуквенной структуры слова: перестановки,пропуски, добавления, персеверации, контаминации букв, слогов (например, ВЕ-СЕНА — вместо ВЕСНА, СТАНА —СТРАНА, КУЛБОК — вместо КЛУБОК).
Искажения структуры предложения: раздельное написание слова, слитное написание слов, контаминации слов (например, ИСТЕПЛЫХ СТРАНЛЕТЯ ГРАЧИ — вместо ИЗ ТЕПЛЫХ СТРАН ЛЕТЯТ ГРАЧИ).
Аграмматизмы на письме (например, МНОГОКАРАНДАШОВ, НЕТ КЛЮЧОВ, НА ВЕТКОВ).
Слайд 13 - 14 . ВИДЫ ДИСГРАФИИ.
Слайд 15. Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в том, что на письме возникают ошибки, обусловленные неправильным произношением звуков речи (ребенок пишет слова так, как он их произносит) или несформированностью кинестетических образов звуков (при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков). Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые способствуют этим же ошибкам в устной речи.
Слайд 16. Акустическая дисграфия (на основе нарушений фонемного распознавания — дифференциации фонем). Ошибки при этом виде дисграфии обусловлены неточностью слуховой дифференциации звуков при их правильном произношении и проявляются они в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки. Чаще смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие согласные, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч-ть, ч-щ, ц-т, ц-ть, ц-с, с-щ, з-ж, б-п, д-т, г-к и т. д..).
Слайд 17. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Механизмом этого вида дисграфии является нарушение:
• анализа предложений на слова: слитное написание слов, особенно предлогов с различными частями речи; раздельное написание слов (приставки, корень);
• слогового и фонематического анализа и синтеза (искажение звукобуквенной, слоговой структуры слова, пропуски согласных при их стечении (дожи-дожди, деки-деньки), пропуски гласных (девчки-девочки, пшли-пошли), перестановки букв (пакельки-капельки), добавление букв, слогов (веснана-весна)).
Слайд 18. Аграмматическая дисграфия проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлена несформированностью лексико-грамматического строя речи. Характерные ошибки:
• неправильное употребление падежных окончаний, единственного и множественного числа (деревы, ручков), глагольного управления;
• неправильное употребление прилагательных (лисячий хвост, лисина шуба;
• согласование различных частей речи в словосочетании (семь конев, два кони, красная платья, дождь пошла и др.)
• неправильное употребление предложно-падежных конструкций (цветы стоят в ваза; собака вылезает с будки);
• пропуски членов предложения, чаще всего глаголов. (Мальчик __ песочнице.) Могут быть пропуски также подлежащего, достаточно часто прилагательного. (Пошел в лес. Собирает грибы. )• нарушение связи между отдельными предложениями, чаще всего это случается в результате пропуска какого-либо эпизода. (Заяц бегал, бегал по лесу. И вдруг увидел. У него быстрые ноги. Лиса злится.);• неправильное членение текста на предложения, не сформированы языковое чутье, просодические компоненты речи, ритм и в первую очередь интонация. Для аграмматической дисграфии характерно большое количество ошибок при самостоятельном письме и списывании.
Слайд 19. Оптическая дисграфия обусловлена несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. При оптической дисграфии наблюдаются искаженное воспроизведение букв на письме:
• неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы;
• замены и смешения графически сходных букв (п-т, п-т, л-м, и-ш, в-д).
Литеральная оптическая дисграфия проявляется в трудностях воспроизведения изолированных букв. При вербальной оптической дисграфии отмечаются искажения букв в слове (замены и смешения графически сходных букв, контекстуальные влияния соседних букв на воспроизведение зрительного образа буквы в заданном слове).
Как правило, дисграфия в «чистом» виде встречается крайне редко, чаще всего это сочетание различных видов дисграфии. Часто дисграфия переплетается с дизорфографией или дислексией. В таких случаях определить направления, систему коррекционно-логопедической работы значительно сложнее.
Слайд 20 . Механизм и симптоматика Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Слайд 21 . Дизорфография - это стойкое нарушение в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками.
Симптоматика носит полиморфный характер:
- нечеткое владение учебной терминологией и формулирования правил правописания,
- трудности освоения и применения правил правописания, особенно морфологического принципа, что проявляется в значительном количестве орфографических ошибок на письме.
Слайд 22-23. Как до школы можно определить, есть ли у ребёнка склонность к дисграфии и дислексии?
Важно обратить внимание какой рукой ребёнок пишет. Не переучивали ли его. Какой словарный запас ребёнка? Уровень сформированности грамматически правильной речи. Как развиты фонематические процессы? Сформировано ли зрительно- пространственное восприятие? Внимателен ли ребёнок, умеет ли находить неправильно изображённые предметы, находить общее и различное в сравнении предметов? Как развита зрительно-моторноя координация.
Слайд 24-25. Диктанты детей- дизграфиков.
Слайд 26- Участие детей с тяжёлыми нарушениями речи в ЕГЭ
Слайд 27. Список использованной литературы.
Слайд 28. Спасибо за внимание, коллеги!