Разработка урока по химии на тему «Биологическое значение, применение йода» ( Метод шести шляп)
Урок по химии в 10 классе на тему:
«Биологическое значение, применение йода» ( Метод шести шляп)
Учитель высшей квалификационной категории Гайворонская О.Е.
Республика Казахстан. Алматинская область Енбекшиказахский район с. Шелек КГУ сш. Им. Вихрева с дмц.
Цель урока: организация деятельности учащихся по изучению биологического значения, применения йода.
Тип урока: углубление и закрепления новых знаний
Задачи урока:
Подвести учащихся к пониманию значения йода в жизни человека;
Развить умения анализировать ситуации, делать выводы, учить размышлять, развивать критическое мышление;
Развивать умения работать в группе, способности к самостоятельному приобретению знаний, развивать коммуникативные способности, способствовать формированию творческого подхода к решению задач.
Планируемые результаты
Предметные: у учащихся формируется представление о биологической роли, областях применения йода их соединений;
Межпредметные: учащиеся учатся работать с информацией, работать в сотрудничестве, анализировать текст, правильно аргументировать свои выводы;
Личностные: учащиеся развивают навыки самостоятельной работы, исследовательской деятельности, происходит осознание значения полученных знаний в жизни человека, формируется ценностное отношение к своему здоровью.
Методы обучения: метод проблемно-ситуативного анализа (кейс-метод), метод 6 шляп, метод проектов, дискуссия, ролевая игра( химик, диетолог, министр здравохранения, литератор,медик.)
Форма организации учебной деятельности: групповая деятельность
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, реактивы для опытов:
Йодированная соль, реактив для определения йода в соли (крахмальный клейстер +иодид калия +соляная кислота), физиологический раствор, нитрат серебра, бромид натрия, хлорид бария, зубная паста с фтором.
Раздаточный материал: кейсы для групп, информационный материал, ватман, материал для оформления плаката по применению йода .
Ход урока:
I.Организационный момент. Формирование групп .Ознакомление с листом самооценки.
2015 год знаменуется Великим событием - 70 летием Победы в ВОВ. Минута молчания.
Проблема 1: Как тема войны связана с наукой – химией?( Ответы учащихся)
Читает учащийся «Литератор».
ПРИТЧА ( под музыку хрустальная грусть)
В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.
Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.
Первый говорит: «Возьми белую шляпу, так как белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.
Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.
Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.
Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.
Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.
Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.
Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.
Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше решении задачи
- Мне вспомнились слова
«ЧЕЙ ОБРАЗ НА СЕБЯ МЫ ПРИМЕРЯЕМ, С ТОЙ ГАММОЙ ПОРОДНИМСЯ МЫ ДУШОЙ…»
II. Целеполагание .
Проблема2 : Учителя нашей школы указывают на ухудшение памяти и внимания, проявление раздражительности ,нервозности учащихся нашей школы. Как решить данную проблему? Каковы причины у этой проблемы, факты ,нам предстоит выяснить на уроке.( Работа с методом фишбоун- «рыбья кость», причины проблемы- нехватка йода в организме детей, факты- плохая успеваемость учащихся, частые пропуски из-за сниженного иммунитета- записываем на доске , вывод записываем в конце урока).
Ученики сами формулируют тему урока.
слайд презентации с темой урока:
«Биологическое значение, применение йода»
Вместе с учащимися формулируем цель урока.
III. Изучение нового материала .
1.Какие ассоциации , эмоции возникают у вас ребята при понимании данной проблемы? красная шляпа( учащиеся поочередно передают шляпу друг другу ,читают стих-я)
Йод – хороший, Йод – не злой. Зря кричишь ты: "Ой-ой-ой! ", Чуть завидев с йодом склянку. Йод слегка, конечно, жжет, Но быстрее заживет Йодом смазанная ранка. В. Лунин Кретины и йод Ю. Новиков Вчера, когда я радио включил, Чтобы узнать, какая там погода, Авторитетный голос заявил, Что всем нам сильно не хватает йода. Без йода гибнет весь наш организм, Болит в нем все — от кожи до желудка. А главное — грозит нам кретинизм, Иначе — помрачение рассудка. Действительно, какой кретин сказал, Что вся вокруг загублена природа? Бедняга, просто он не осознал, Что беды все — от дефицита йода. Кто там кричит, что грязная вода Течет из нашего водопровода? Все это бред! Бывает он всегда У тех людей, кому не дали йода! Все говорят, что нечем уж дышать. Ругать прогресс пошла дурная мода. Друзья, чтоб задыхаться перестать, Вам надо просто пить побольше йода. Отравлены продукты все сейчас? Растет число болезней год от года? Бессильны все напасти против вас, Когда вы приняли немного йода! И сколько можно нудно повторять, Что денег не хватает у народа? Достаточно всего лишь добавлять В любую пищу понемногу йода!
2. Какого цвета шляпу должен надеть учитель? Ответы детей- СИНЮЮ.
3. Работа в группах по изучению кейсов, вопросов и информационного материала (приложение).Время изучения 10 мин
Задание для 1 гр. Учащийся «химик»надевает ЗЕЛЕНУЮ ШЛЯПУ показывает качественную реакцию на наличие йода. Определение содержания йода в йодированной поваренной соли.
Цель исследования: качественная оценка содержания йода в исследуемой поваренной соли.
Для исследования взят образец соли, купленные в магазине . Соль йодирована йодатом калия (KIO3), содержит 40+15мкг/г. Упакована в бумажный пакет весом 1 кг.
Качественное определение йода в поваренной соли методом «пятна» для йодата.
Цель: доказать наличие йода в йодированной поваренной соли.
Проведение работы. Метод «пятна» для йодата.
I2 + крахмал = синяя окраска.
Приготовление реактивов:
25мл раствора крахмала (0,5г картофельного крахмала кипятили в 100г дистиллированной воды) смешали с 25мл 12% раствора йодида калия (3г в 25мл воды) и 12 каплями (0,6мл) раствора соляной кислоты (10мл конц. HCl + 15мл дистил. воды). Полученный раствор пригоден для анализа в течение 2-3 дней (реактив выдан приготовленным заранее)
Ход работы:
Небольшое количество поваренной соли поместить в чашку Петри и увлажнить её 2 каплями полученного раствора. Что наблюдаете?
О чем говорит появление соответствующей окраски?
Сделать вывод по исследованию образца йодированной поваренной соли.
Чтобы решить проблему необходимо владеть информацией о данном веществе .Дайте характеристику физическим , химическим свойствам, строению атома йода.( двое уч-ся записывают на доске ) БЕЛАЯ ШЛЯПА.
группа№2.Какие еще свойства йода нам известны? ЧЕРНАЯ ШЛЯПА.
Токсические Иод очень ядовит. Смертельная доза 3 г.
поражение почек и сердечно-сосудистой системы.
При вдыхании паров иода появляется головная боль, кашель, насморк, может быть отёк лёгких.
При попадании на слизистую оболочку глаз появляется слезотечение, боль в глазах и покраснение.
При попадании внутрь появляется общая слабость, головная боль, повышение температуры, рвота, понос, бурый налёт на языке, боли в сердце и учащение пульса. Через день появляется кровь в моче. Через 2 дня появляются почечная недостаточность и миокардит. Без лечения наступает летальный исход.
ПДК иода в воде 0,125 мг/дм³, в воздухе 1 мг/м³.
В каком состоянии йод важен для здоровья человека? ( в состоянии иона, в свободном виде –молекулярном йод ядовит)
5.Как нам решать проблему? Выступают медики о биологической роли йода на организм человека. БЕЛАЯ ШЛЯПА.
Звучит шум моря. Как связано данное звучание с нашей темой?( морские водоросли богаты йодом)
6.Диетологделает сообщение о продуктах , содержащих йод.БЕЛАЯ ШЛЯПА.
7.Выступает «Министр здравохранения Казахстана» Белая шляпа. Сообщение о действиях правительства Казахстана по мерам профилактики йододефицита.
8.ЧЕРНАЯ ШЛЯПА. Есть некоторые недостатки: при приготовлении пищи соль нужно класть в остывшую еду, чтобы йод не терял свойства, соль хранить 3-4 месяца.9.Фармацевты и медики рассказывают препаратах , содержащих йод. БЕЛАЯ ШЛЯПА.Закрепление:
Прокомментируйте выражение «Йода достаток – ума палата»
Назовите источники поступления йода в организм человека.
Какую роль выполняет йод в организме человека?
Назовите источники поступления Йода в человеческий организм.
Кейс для II группы
задание - проекты «Йод в организме человека»,
Оформление плаката по группам, каждая для своего элемента о применении йода . Представление проекта.
6. Рефлексия
Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока. Достигли ли мы поставленной цели?Пригодятся ли знания, полученные на уроке в вашей жизни?
7. Самооценка .Запись в дневники домашнего задания –изучить материал §
7.14
Лист самооценки учащегося 10 класса_________________
Работа в группе Участие в дискуссии Опережающее д/з Оформление плаката итоговая оценка
Приложение
Информационный материал к кейсу №1
Человеческий организм без йода, как без воды существовать не может. У детей недостаток йода приводит к задержке и нарушению умственного, физического и психологического развития. Основной объем йода собран в тироксине. Эти гормоны нужны для роста и развития органов, они отвечают за регулирование обмена веществ, расхода белков, жиров и углеводов, работы половых и молочных желез, еще они повышают интенсивность окислительных реакций в клетках и выделение тепла, поддерживают гормональную возбудимость нервных центров и сердечной мышцы, регулируют деятельность мозга и нервной системы.
Давно доказано, что уровень умственного развития или коэффициент интеллекта напрямую связан с присутствием йода в организме. Масса щитовидной железы в момент её формирования у ребенка равняется одному грамму, через 5-10 лет она увеличивается до 10 грамм, а к середине жизни достигает массы 20-30 грамм.
Почти у всех людей при хронической йодной недостаточности увеличена щитовидная железа и наблюдается постоянное состояние усталости, частые депрессии, раздражительность. Все это проявление ненормальной работы щитовидной железы.
При нарушении своих функций и нехватке йода в организме щитовидная железа разрастается, образуется эндемический зоб. Но гормональные нарушения, возникающие из-за дефицита йода, не имеют подчас внешне выраженного характера, и поэтому йоддефицит получил название «скрытый голод». Постоянная нехватка йода, как «строительного элемента» гормонов щитовидной железы приводит к развитию гипотиреоза (снижению функции щитовидной железы).
Первый и наиболее легкий путь насыщения организма йодом предлагает нам отечественная фармацевтика. Сейчас всюду рекламируют препараты, приготовленные на основе водорослей – ламинарии или спирулины, и реклама в этом случае абсолютно объективна – это действительно полезные йодсодержащие препараты.
Человек получает йод только извне: 90% с пищей, а остальное - с водой и воздухом. Требуется его немного: одна чайная ложка на все 75 лет жизни!
Для массовой профилактики йододефицита в Казахстане была рекомендована йодированная соль. Однако этот метод будет эффективен лишь в том случае, если для подсаливания пищи мы будем использовать только йодированную соль и никакую другую. Причем ее надо добавлять в готовую и слегка остывшую еду. В горячей среде разлагается йодид калия, который добавляют в соль, и она теряет свои целебные свойства.
Основные пищевые источники йода:
морепродукты – рыба, рыбий жир, мидии, креветки, морская капуста, кальмары;
овощи – свекла, салат, шпинат, помидоры, морковь;
фрукты, ягоды, орехи – яблоки, вишня, слива, абрикосы, земляника, грецкие и кедровые орехи;
крупы – гречневая крупа, пшено;
молочные продукты – сыр, творог, молоко
. Иод - элемент редкий.
У него есть одна особенность - крайняя рассеянность в природе. Будучи далеко не самым распространенным элементом, иод присутствует практически везде.
Находится в виде иодидов в морской воде (20 — 30 мг на тонну морской воды).
Присутствует в живых организмах, больше всего в водорослях (5 кг на тонну высушенной морской капусты (ламинарии)).
Известен в природе также в свободной форме, в качестве минерала, но такие находки единичны, — в термальных источниках Везувия и на о. Вулькано (Италия).
Запасы природных иодидов оцениваются в 15 млн. тонн, 99 % запасов находятся в Чили и Японии.
Сырьём для промышленного получения иода служат нефтяные буровые воды, тогда как в зарубежных странах, не обладающих нефтяными месторождениями, используются морские водоросли. Недостаток йода в пище может вызвать не только увеличение щитовидной железы, а также симптомы и признаки различной степени гипотиреоза, известные как нарушения, связанные с дефицитом иода.
Оптимальное количество иода необходимо также для иммунной системы, для работы мозга, поддержания гормонального баланса.
Потребность в йоде зависит от возраста и физиологического состояния: в период полового созревания, во время беременности и лактации она повышается. Но наиболее губительное действие дефицит йода оказывает на детский организм. Степень выраженности иодного дефицита и возраст ребенка - факторы, влияющие на тяжесть повреждения головного мозга и уровень нарушений интеллектуальной сферы.
При недостаточном потреблении иода беременной женщиной возрастает риск рождения ребенка с тяжелой умственной отсталостью — кретинизмом. От этого страдают слух, зрительная память, речь.
В иододефицитных регионах у многих детей наблюдается отставание в психомоторном развитии, развивается интеллектуальная недостаточность. Им тяжело учиться в школе. Более чем у 80% детей, проживающих в районе умеренного йодного дефицита, выявляется нарушение познавательных функций Дефицит иода является причиной выраженной умственной отсталости у 43 миллионов человек во всем мире. Ежегодно от нехватки йода появляется на свет 100 тыс. детей с врожденным кретинизмом.
Ликвидация иододефицитных заболеваний является приоритетом ООН в области здоровья человека наряду с ликвидацией оспы и полиомиелита Массовая иодная профилактика заключается в добавлении этого микроэлемента в поваренную соль, хлеб, воду.
Иодированная соль - универсальный способ устранения недостаточности - может использоваться повсеместно и в небольших количествах, что исключает ее передозировку.
Информационный лист к кейсу №2.
ГЛАВА 3. МЕРЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЙОДОДЕФИЦИТНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Статья 10. Мероприятия по профилактике йододефицитных заболеваний
1. Мероприятия по профилактике йододефицитных заболеваний в Республике Казахстан проводятся на основании и в порядке, установленных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
2. Мероприятия по профилактике йододефицитных заболеваний осуществляются на принципах:
1) ответственности государственных органов, физических и юридических лиц за обеспечение и соблюдение требований к производству, ввозу, вывозу, реализации йодированной пищевой и кормовой соли в Республике Казахстан;2) доступности получения медицинской помощи в организациях здравоохранения лицам, страдающим йододефицитными заболеваниями;3) защиты прав граждан в случае утраты здоровья в результате вредного воздействия йодированной пищевой соли и других, обогащенных соединениями йода, пищевых продуктов в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Статья 11. Требования к качеству и безопасности соли
1. Пищевая и кормовая соль, производимая на территории Республики Казахстан, подлежит обязательному йодированию.
2. Лицам, имеющим медицинские или иные противопоказания к употреблению йодированной соли, должен быть обеспечен доступ к нейодированной соли в порядке, установленном уполномоченным органом.
3. Нормы содержания йода в пищевой и кормовой соли, ее качество, безопасность, методы йодирования, процесс повторного йодирования при снижении содержания йода должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам и иным нормативным документам.
4. Запрещаются производство, ввоз, а также реализация соли на территории Республики Казахстан без соблюдения требований к ее йодированию, установленных настоящей статьей.
5. Запрещаются производство, ввоз, вывоз и реализация фальсифицированной пищевой соли.
Статья 12. Требования по сертификации йодированной пищевой соли
1. Йодированная пищевая соль, предназначенная для реализации на территории Республики Казахстан, подлежит обязательной сертификации в соответствии с законодательством Республики Казахстан о сертификации.
2. Не допускается ввоз йодированной пищевой соли без предоставления сертификатов соответствия (копий сертификатов соответствия) и (или) знаков соответствия или деклараций о соответствии (копий деклараций о соответствии).
Статья 13. Требования к обогащенным соединениями йода пищевым продуктам
Производство обогащенных соединениями йода пищевых продуктов, а также условия их хранения, транспортировки и реализации должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан.
Статья 14. Требования к упаковке, маркировке и к срокам хранения йодированной соли и других, обогащенных соединениями йода, пищевых продуктов
1. Упаковка, маркировка йодированной соли и других, обогащенных соединениями йода, пищевых продуктов осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Казахстан.
2. Упаковка йодированной соли и других, обогащенных соединениями йода, пищевых продуктов должна обеспечивать сохранение содержания в них йода в количестве, предусмотренном нормативными документами.
3. На упаковке йодированной соли и других, обогащенных соединениями йода, пищевых продуктов, помимо информации, определенной законодательством Республики Казахстан, должны быть указаны на государственном и русском языках следующие сведения:
1) пищевая и энергетическая ценность;2) содержание соединений йода;3) назначение и условия применения;4) условия и сроки хранения.
4. Йодированная соль и другие, обогащенные соединениями йода, пищевые продукты должны соответствовать информации, указанной на упаковке.
5. Йодированная соль и другие, обогащенные соединениями йода, пищевые продукты по истечении установленного срока хранения подлежат утилизации, промышленной переработке либо повторному йодированию.
Запрещается реализация йодированной соли и других, обогащенных соединениями йода, пищевых продуктов с истекшим сроком хранения.
Иод очень ядовит. Смертельная доза 3 г.
Вызывает поражение почек и сердечно-сосудистой системы.
При вдыхании паров иода появляется головная боль, кашель, насморк, может быть отёк лёгких.
При попадании на слизистую оболочку глаз появляется слезотечение, боль в глазах и покраснение.
При попадании внутрь появляется общая слабость, головная боль, повышение температуры, рвота, понос, бурый налёт на языке, боли в сердце и учащение пульса. Через день появляется кровь в моче. Через 2 дня появляются почечная недостаточность и миокардит. Без лечения наступает летальный исход.
ПДК иода в воде 0,125 мг/дм³, в воздухе 1 мг/м³.
Продукт мкг йода на 100 грамм продукта
морепродукты после кулинарной обработки 5 - 400
пресноводная рыба (сырая) 243
пресноводная рыба (приготовленная) 74
сельдь свежая 66
креветки свежие 190
креветки жареные 11
макрель свежая 100
устрицы сырые 60
устричные консервы 5
форель 3,5
молочные продукты 4-11
мясо 3
куриные яйца 10
хлеб 6-9
картофель 4
зелень 6-15
овощи 1-10