Технология развития критического мышления на уроке русского языка при изучении темы Деепричастие


Конспект открытого урока русского языка в 6 А классе по теме
"Понятие о деепричастии"
Учитель русского языка и литературы
МБОУ Школы «Дневной пансион-84»
г.о. Самара
Тимашкова Инна Петровна
Дата урока: 11.02.2015г.
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока:
1.Создать условия для формирования умения отличать деепричастие от других частей речи;
2.Формировать начальное представление о роли деепричастия в речи;
3.Организовать работу по формированию учебно-интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, сравнивать, находить закономерности); учебно-информационных умений (работа с учебником, составление вопросов, наблюдение); учебно-коммуникативных (составление вопросов, создание письменного высказывания) взаимодействия при работе в парах; 4.Соотносить результаты своей деятельности с образцом, определять причины затруднений.
Используемые педагогические технологии:
- развитие критического мышления через чтение и письмо,
-компьютерные технологии.
Ход урока (сопровождается презентацией по теме)
Стадия вызова.
-Легко ли нарисовать ночной пейзаж? Почему? А что, кроме ночи, можно увидеть?
- Русский художник А.И.Куинджи, который слыл мастером света, не просто умел писать такие пейзажи, но и создавал настоящие шедевры. Перед одним из них люди стояли в молитвенной тишине. Это «Лунная ночь на Днепре».
- Соберем рабочий материал к картине. Запишите в строчку:
1) манит, открывать, поднялся, затягивая.
2) Высоко, изогнув, темно, вверху.
3) Разорванные, сияющий, раскинувшись, замершая.
- Найдите в каждом слове орфограмму, объясните правописание.
- А теперь поиграем.
1. Игра «Четвертый лишний».
- Что общего между всеми словами в строке? Подумайте.
- Обсудите все, что вы знаете по данной теме с соседом по парте и заполните колонку “Знаю” маркировочной таблицы:
Проверка.
-Какое слово лишнее? Вы можете догадаться, какая это часть речи? Как, по-вашему, звучит тема урока?
2. Объявление темы урока, формулировка целей урока. Заполняют графу «Хочу узнать…»
II. Осмысление содержания
Деятельность учащихся.
- Обратимся к учебнику.
Читают параграф, делают в тексте пометки:
V – знаю;+ – узнал новое;! – удивило.
- Обсудим. (В это время необходимо подготовить 4 вопроса - по 2 каждому какой-нибудь паре, пусть договорятся между собой, какие именно)
Комментарий учителя.
В этом термине нам знакома вторая часть, а что же означает первая? Её мы можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный. Обратившись к словарю, узнаём, что термин “деепричастие” возник в 17 веке, состоит из двух частей (дее+причастие) и объяснить его можно как причастность к действию. Действительно, эта форма… обозначает в предложении добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам.. похожа на наречие, так как не изменяется.
В современной лингвистике существует несколько точек зрения на грамматическую природу причастий и деепричастий. Одни учёные считают их самостоятельными частями речи, которые выделяются наряду с именами существительными, наречиями, предлогами и т.п. Другие лингвисты утверждают, что причастия и деепричастия – это особые формы глагола.
-Проверка вопросов.
- Согласны ли вы с тем, что деепричастие - это особая форма глагола? Выдвините свое предположение, почему? Особые потому, что они не спрягаются, а ведут себя в речи иначе, чем глагол. Напомним: причастия повторяют грамматические признаки прилагательного – склоняются ( изменяются по числам, родам и падежам), а деепричастия совсем не изменяются, как наречия.
-Заполните колонку «Узнал новое». Проверка.
- Кто попробует составить кластер деепричастия?
2907665151765
Пример составленного кластера
III. Рефлексия
Деятельность учащихся: первичное закрепление нового материала.
-Запишите предложение. Найдите орфограммы в окончаниях.
Сверкая, полная луна озаряет огромный простор, раскинувшийся под таинственно сияющим небом.
-Найдите грамматическую основу. Какой объект действует? Какое действие совершает? Какое добавочное действие выполняет? Поставьте вопрос к добавочному действию? Какая часть речи перед нами?
-Проблема: Почему важно в предложении с деепричастием найти грамматическую основу?
5715107950
(Фрагмент урока в виртуальном классе: используется фрагмент урока "Понятие о деепричастии" с мультимедийного диска "1С: Русский язык 5-6 классы под. ред. И.Руденко-Моргун", дети прослушивают урок и сами пытаются найти ошибку в предложении)
- Дополним ТАБЛИЦУ: « Что узнали нового?»
Контроль полученных знаний, умений, навыков: анализ художественного текста.
- Прочитайте вначале текст про себя. Прочитайте выразительно.
Ночь пролетела над миром,
Сны на людей навевая;
С темно-лазуревой ризы
Сыпались звезды, сверкая.
Радостно волны журчали,
Образ ее отражая;
Рожь наклонялась, сильнее
Пахла трава луговая…
Трепет чуть шепчущих листьев
И соловьиные трели,
В хоре хвалебном сливаясь,
В воздухе тихом звенели.
И улыбалася кротко
Ночь, над землей пролетая;
С темно-лазуревой ризы
Сыпались звезды, сверкая. (А.Плещеев)
- Что вы себе представили, когда читали стихотворение?
- Найдите в тексте деепричастия (сильным - словосочетания с деепричастием), отметьте, какие глаголы они поясняют (текст проецируется на экране), какой объект действует в предложении.
- Проверка.
- Д. помогают поэту изобразить картину ночи? Как?
- Обратите внимание на то, что, используя деепричастия как дополнительные действия, автор смягчает краски, зрительные и слуховые представления, чем достигает более полного и правильного изображения картины летней ночи.
- Какой термин бы предложили для обозначения словосочетания с деепричастием?
Оцените себя:
Нашел деепричастие правильно .Нашел деепричастие неверно .Вызвало затруднение :не смог отличить деепричастие от глагола;
не смог отличить деепричастие от причастия .IV. Подведение итогов урока. Поработайте с табличками. Подумайте, было ли что-то, что удивило на уроке?
-Итак, что нового узнали?
Выставление оценок.
V. Домашнее задание. § 26, упр. 160 (п) - исправление речевых ошибок (у.), 4-5- предложений с использованием 3-х деепричастий на тему «Ночь на картине А.И.Куинджи»