Статья Приёмы формирования самооценки у младших школьников
Приёмы формирования самооценки у младших школьников
Переход на новый Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает изменения требований к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования. Возникает необходимость изменения и системы оценивания, т. к. оцениванию подвергаются не только учебные достижения, но и личная инициатива ребёнка во всех сферах школьной жизни. В подобной системе обучения приоритетной становится самооценка как результат оценочной деятельности ученика. Преимущества данного подхода к оцениванию заключаются в том, что это позволит:
устранить негативные моменты в обучении;
осуществлять индивидуальный подход;
повысить учебную мотивацию;
сохранить здоровье младших школьников
Кроме этого самооценка позволяет увидеть сильные и слабые стороны работы учащихся и выстроить на основе осмысления их результатов программу дальнейшей деятельности.В связи с этим Самооценка имеет следующие основные функции:1) констатирующую (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно);2) мобилизационно-побудительную (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);3) проектировочную (чтобы не испытывать затруднение в дальнейшей работе, я обязательно должен сделать…).Ввести процедуру самооценки в педагогический процесс простым распоряжением нельзя. Ее внедрение требует поэтапной, основательной работы на каждом уроке.
Итак, процесс формирования самооценки у учащихся можно условно разделить на 3 этапа.Первый этап (подготовительный). Он вводится в 1 полугодии 1 класса. Учитель обучает школьников приемам самоконтроля путем сравнения выполненного задания с образцом. Как правило, оценивается не вся работа, а отдельно выполненное задание (на уроке письма, например, это может быть одна строка, на которой написаны буквы, цифры, слоги и т. д.). Самые удачные, соответствующие образцу буквы (цифры, слоги и т.п.) ученик подчеркивает. При проверке учитель может поставить рядом с удачным знаком восклицательный знак, выразив этим свое одобрение. Очень хорош Приёмы на данном этапе .(Шкала самооценки). Для этого с детьми на уроке изобретается специальная шкала – «волшебные линеечки» и определяются критерии, по которым можно оценить определённые действия или объект (правильность решения учебной задачи, аккуратность, уровень сложности, заинтересованность и т. д.).
Затем на шкале дети отмечают зелёным карандашом уровень выполнения задания. Учитель в случае несогласия с ребёнком может поставит свою оценку. Такую шкалу самооценки можно применять на уроках при выполнении письменных работ. На слайде вы видите пример шкалы самооценки. В данном случае оценивались наклон, высота, ширина букв. Учитель в двух случаях не согласился с оценкой ребёнка.
Этот приём:
позволяет любому ребенку увидеть свои успехи, так как всегда есть критерий, по которому можно оценить успешность;
носит информативный характер;
способствует формированию позитивной самооценки.
Второй этап - ретроспективная оценка – это оценка уже выполненной работы. Этот этап делится на 2 шага. Первый шаг ретроспективной самооценки: учащийся оценивает свою работу после того, как учитель ее проверил (исправил ошибки). Получив свою тетрадь с исправлениями, но без учительской оценки, младший школьник изучает исправления учителя, т.е. свои ошибки и сам себя оценивает по определённым критериям. Второй шаг ретроспективной самооценки: учащийся оценивает свою работу сразу после ее выполнения, до учительской проверки. А только потом идёт оценка учителя. Оценки могут совпадать, а могут и нет. Результаты ретроспективной самооценки позволяют выделить группу детей с заниженной или завышенной самооценкой и корректировать в дальнейшем их самостоятельную оценочную деятельность. На данном этапе применим приём «Лестница достижений». Учащиеся выполняя задания, оценивают их на лесенке достижений разноцветными флажками. Например, на слайде вы видите работу, в которой учащиеся должны были 1. Вставить пропущенные орфограммы. 2 Определить границу предложений и 3подчеркнуть грамматическую основу. Вот ребёнок флажками показал, как он справлялся с заданиями. Аналогичный приём с условными знаками можно применять при выполнении контрольных работ.
Прием «разноцветные поправки» (2 шаг ретроспективной оценки): учащиеся пишут диктант. После написания диктанта есть возможность сделать поправки (карандашом синего цвета), причем наличие или отсутствие поправок не должно сказываться на отметке. Учитель проверяет работу, но не оценивает. На следующий день сообщается, что есть возможность еще раз вернуться к тексту и проверить ещё раз (поправки карандашом зеленого цвета). Сопоставление поправок по ходу работы ручкой и разноцветных , в том числе отсроченных свидетельствует о потребности ученика в улучшении своей работы.
«Пьедестал» (этот приём хорошо применим при выполнении математического и словарного диктанта с проверкой. т. е. дети оценивают свою работу по данным критериям и соответственно выбирают для себя место на пьедестале, фиксируя его магнитом). Этот приём хорош тем, что он наглядный, т. к. пьедестал расположен на доске. Параллельно с этими приёмами для формирования ретроспективной самооценки можно использовать и специальные упражнения.
Упражнения:
Упражнение «Сито». В отдельную тетрадь ребята выписывают слова ,в которых они допустили ошибки при написании словарных диктантов. В конце четверти подсчитываем , сколько слов попало в «Сито». Чем меньше слов, тем лучше. Затем ученики анализируют ошибки в словах и пишут их под диктовку соседа по парте в конце четверти и из Сита удаляются слова, в которых ученик уже не делает ошибок. Аналогичное упражнение можно проводить с табличными способами умножения и деления.
График орфографических и вычислительных ошибок. Такое упражнение эффективно выполнять с детьми, делающих много ошибок в диктантах или вычислительные ошибки. Составляется график (его можно начертить на последней странице тетради) и на нём фиксируется кол-во сделанных ребёнком ошибок. На слайде вы видите график ошибок, которые сделал учащийся при вычислении табличных случаех умножения и деления. Если это русский язык, можно взять одну – самую проблемную для ребёнка орфограмму и фиксировать на графике только эти ошибки). Такое упражнение поможет наглядно продемонстрировать ребёнку есть ли у него прогресс в деятельности.
На третьем этапе вводится прогностическая самооценка(оценка предстоящей работы). Она в принципе труднее ретроспективной, но именно она является «точкой роста» самой способности младших школьников к оцениванию себя. Предлагать детям оценивать свои возможности справиться с предстоящей работой можно лишь после того, как ретроспективная оценка учеников уже достаточно осознана и адекватна.
Так на уроке литературного чтения до проверки домашнего задания учитель предлагает ребенку определить предполагаемую оценку своей внимательности, с которой они читали текст, заданный на дом. Затем следуют вопросы учителя по содержанию текста. После фиксации результатов опроса детям предлагается повторно оценить себя. В заключение этой работы учитель выставляет в таблицу свою оценку, соглашаясь или не соглашаясь с мнением ученика, при этом учитывается ученическая самооценка, его личные возможности, индивидуальный рост. В целом, ретроспективное и прогностическое самооценивание помогает ребенку более объективно и осознанно относиться к выставленному учителем итоговому баллу.
Умение детей самостоятельно оценивать свои учебные достижения не менее важно, чем умение бегло читать, быстро и правильно считать и грамотно писать. Учащийся, не умеющий оценить свои возможности, так и не станет подлинным субъектом учебной деятельности, а постоянно будет нуждаться в контроле и оценке свой деятельности учителем. С действия самооценки начинается учебная самостоятельность младшего школьника.