Приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки на уроках в начальной школе


Приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки, которые можно использовать на уроках. 1) На уроках письма с первых дней следует спрашивать «Кто доволен своей работой? У кого не всё получилось?» Дети, оценив свою работу, поднимают руку. Важно обратить внимание детей на то, что если не всё получилось, этого не надо стыдиться, ведь мы и пришли в школу, чтобы научиться. 2) При изучении букв, в конце урока предлагаем детям зеленым карандашом обвести самую правильную букву, а простым ту, которая не получилась. 3) Цветная оценка. Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Например: зелёный- всё получилось, жёлтый– есть недочёты, но старался, красный– получилось плохо, не доволен работой, простым карандашом – не могу оценить. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя. 4) Проговаривание. Очень ценный приём самоконтроля при обучении письма под диктовку. После того, как учитель сказал слово, проговорили его по слогам – написали - прочитали то, что написано. Читает несколько раз (часто дети не прочитывают, а просто называют слово, не замечая в нём ошибку: написано кнга, а ребёнок читает книга). 5) Сравнение с эталоном. Учитель предлагает под диктовку несколько слов, после написания, проверяют по образцу, выделяя гласные, сочетания с+г. 6) Игра «Учитель». На доске записаны 1-3 предложения, в которых допущены ошибки на изученные правила. Учитель говорит, что какой-то сказочный персонаж написал эти предложения, но допустил … ошибок (на начальном этапе лучше озвучивать количество допущенных ошибок, позже давать задание найти сколько смогут). Дети, выступая в роли учителей, проверяют предложения. ( Детям нравится находить ошибки.) 7) «Кто сможет?» Учитель говорит задание – составить схему слова на доске или экране. И спрашивает: «Кто сможет это сделать?» Учащиеся, оценив свои умения, поднимают руку. Один из учеников выполняет задание, коллективно проверяют правильность, после чего учитель спрашивает: «Ты справился с заданием?» Т.е. ученик сравнивает уровень своих притязаний с возможностями. На уроках математики при работе с таблицами устного счёта.1) Детям раздают таблицы со столбиками примеров (табличное сложение в пределах 10.Примеры могут повторяться). Учитель даёт 2 минуты для решения. Дети в тетрадь записывают только ответы. По истечении времени учитель диктует ответы, дети проверяют. После чего, каждый подсчитывает количество правильных ответов – баллов. Эти баллы записывают на обложку тетради. Так на протяжении нескольких уроков. Во-первых, ребёнок отрабатывает скорость счёта, во-вторых контролирует изменения, в–третьих автоматически заучивает таблицу. 2) Решение задач разным способом. 3) Взаимопроверка. На листочках подписывают фамилию того, кто решал и того, кто проверял. Дети решают примеры, меняются листочками и проверяют. 4) Лист самоконтроля. После выполнения работы самостоятельно, ребёнок берёт у учителя лист самоконтроля (с ответами) и проверяет себя самостоятельно. 5) Зашифрованный рисунок. На листочках таблица с числами, ниже примеры. Решая пример, ребёнок закрашивает ячейку с соответствующим числом. Если работа выполнена правильно, получается рисунок. Обучение грамоте. Главным критерием обученности детей в 1 классе является навык чтения. 1) Начиная с 1 класса, учитель регулярно проверяет технику чтения, в частности темп за 1 минуту. Детям надо знать норму чтения к концу определённого этапа и 1 раз в неделю надо проводить самоконтроль чтения. (Привлекаем родителей для помощи в контроле времени). Предварительно выполнять такую работу в классе, чтобы научить ребят. Дети записывают свои результаты и сравнивают каждый последующий раз с предыдущим. Контрольная проверка учителем покажет насколько правильно и правдиво ребёнок записывал результаты. 2) Повторное чтение. Учитель даёт детям определённое время, например 2 мин. В течение которого они будут читать текст. Когда учитель говорит «стоп», дети карандашом отмечают, до какого слова дочитали. На следующем уроке читают тот же текст сначала, за тот же промежуток времени. Сравнивают больше или меньше успели прочитать. Так несколько уроков. (Известно, что знакомый текст читать легче, следовательно, даже слабо читающие дети будут видеть собственный рост). В учебниках ФГОС, уже содержатся задания на формирование самоконтроля. Электронное приложение к учебникам дают возможность ребёнку отработать и проверить собственные знания дома самостоятельно. Самооценка в начальной школе часто даётся в виде сигнальных карточек разного цвета. Лучше предпочитать словесную самооценку. – Как ты работал на уроке? – За что ты можешь себя похвалить? – Ты доволен своей работой? Почему? (Вопрос «Почему?» в 1 классе вызывает наибольшие затруднения, т.к. требует аргументации, поэтому задавать его следует чаще, учить детей задумываться, выражать свои мысли словами.) После самооценки ученика, всегда высказывать своё согласие или несогласие с ним и аргументировать свою позицию. Это помогает формированию адекватной самооценки.