Выступление на педагогическом совете по теме: ИКТ как компонент междисциплинарного подхода в начальном обучении
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
ИКТ как компонент междисциплинарного подхода
в начальном обучении
Выступление на заседании педагогического совета
Подготовила:Волгина О.С.,
учитель начальных классов
высшей категрииНовомосковск 2013
ВВЕДЕНИЕ
«Как мир меняется,
И как я сам меняюсь…»
Н. Заболоцкий
Это утверждение Н. Заболоцкого как нельзя лучше отражает состояние современного российского образования. Второй год мы работаем над реализацией ФГОС в начальной школе, совсем недавно Госдума утвердила, президент подписал закон Российской Федерации об образовании, на пороге переход на новые стандарты основной школы.
Итак, ориентиры образовательной политики обозначены. Теперь важнейшей задачей каждого школьного учителя становится перевод педагогической стратегии в плоскость дидактики, выбор адекватных и эффективных методов работы.
С первых дней обучения в начальной школе мы сталкиваемся с необходимостью обратиться к методологии междисциплинарного подхода: на этапе адаптации первоклассников необходимо за короткий срок погрузить вчерашнего дошкольника в водоворот школьной жизни, создать у него целостный образ школьного уклада, который складывается в зависимости от поведения, отношения к делу каждого ученика. Впоследствии использование междисциплинарного подхода в обучении младших школьников также находит широкое применение в использовании активных методов обучения, проектной технологии, организации внеурочной деятельности.
Актуализация междисциплинарного подхода сегодня обусловлена тем, что изменился весь уклад жизни современного человека, который все больше становится «гражданином мира», вовлеченного благодаря стремительно развивающимся средствам коммуникации в глобальные экономические, политические и социальные процессы. Именно в этой, насыщенной информационно-коммуникационными технологиями и цифровыми устройствами среде, родились, развиваются и обучаются современные дети. И, если раньше школа была основным источником получения ребенком сведений о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня средства массовой информации и коммуникаций оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Отмечается, что расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе – несомненное преимущество современных детей. По мнению современных педагогов, уже на первой ступени обучения необходимо в полной мере использовать новые возможности – информационный потенциал Интернета, различные дистанционные формы обучения и др. С первых школьных дней необходимо приучать детей работать с разными источниками информации, так как работа с текстовой, иллюстративной, графической, звуковой, мультимедийной информацией в наше время становится необходимым интеллектуальным умением.Признавая необходимость указанных изменений в системе образования, перспективным направлением в решении обозначенной проблемы я считаю реализацию междисциплинарного подхода на основе использования информационного компонента.
I. Методология междисциплинарного подхода
1.1. Понятие междисциплинарного подхода, его роль и место
в Российской педагогике
Реальные проблемы, с которыми приходится сталкиваться в жизни учащимся, как правило, не имеют дисциплинарной принадлежности. Только очень условно их можно отнести к физическим, химическим, биологическим, социальным и прочим областям знаний. Поэтому успешность ребенка в рамках одной или нескольких учебных дисциплин далеко не всегда делает ученика в целом успешным. Более продуктивным в этом смысле современные специалисты, мнение которых мы разделяем, считают междисциплинарный подход, обучение на основе которого как раз и предполагает развитие и формирование человека гармоничного и конкурентоспособного.
Междисциплинарный подход подразумевает такое использование педагогом многообразия подходов, методов и приёмов, которое дает качественно иной, чем традиционный (монопредметный) подход, результат. Общепризнанно, что в результате обучения и воспитания учитель должен дать своим ученикам знания и обеспечить освоение универсальных способов деятельности не только в своей предметной области. Помимо этого педагог должен создать условия для формирования у учащихся навыков коммуникативного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, сформировать систему ценностных отношений к себе и к другим людям.
Применение же междисциплинарного подхода в образовательном процессе значительно в большей степени способствует развитию системного мышления, умению видеть объект в единстве его многосторонних связей и отношений. Кроме того, раскрытие внутренних связей между учебными дисциплинами имеет большое значение для правильной организации учебного процесса. В результате знания становятся не только конкретными, но и обобщенными, что дает возможность переносить их в новые ситуации, применять на практике.
Понятие «междисциплинарный подход» тесно связано с понятием «междисциплинарная интеграция», которая обеспечивает как взаимопроникновение содержания разных учебных дисциплин и создание единого образовательного потенциала путем использования инновационных педагогических методов, средств и организационных форм обучения.
Применительно к обучению, понятие "интеграция" может принимать два значения:
как цель обучения - это создание у школьников целостного представления об окружающем мире;
как средство обучения - это нахождение общей платформы сближения предметных знаний.
Выделяют четыре основных подхода к интеграции:
по содержанию - объединяют содержание отдельных дисциплин в интегративные ресурсы;
по методу - решают все дисциплины изучать только в творчески развивающей парадигме;
по технологии - переводят образовательный процесс на компьютерную основу;
по способам коммуникативного общения с учащимися на уроках.
Интегративные тенденции в сфере образования являются важным фактором совершенствования процесса обучения. Являясь прикладным аспектом интеграции, междисциплинарные связи представляют собой педагогическую категорию для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между дидактическими компонентами учебного процесса. Междисциплинарная интеграция является важнейшим уровнем проявления интеграции в сфере образования.
Классификация междисциплинарных связей представлена в Таблице 1.
Таблица 1
Классификация междисциплинарных связей
Формы Типы Виды
по составу содержательные
операционные
методические
организационные по фактам, понятиям, законам, теориям
по формируемым навыкам, умениям, мыслительным операциям
по использованию педагогических методов и приемов
по формам и способам организации учебно-воспитательного процесса
по направлению односторонние
двухсторонние
многосторонние прямые, обратные, восстановительные
по способу взаимодействия связообразующих элементов хронологические
хронометрические преемственные
синхронные
перспективные
локальные
среднедействующие
длительно действующие
Понятие междисциплинарного подхода в педагогике не является принципиально новым. В истории педагогики и психологии накопилось ценное наследие по теории и практике междисциплинарного подхода, а именно: обоснована объективная необходимость отражать в учебном познании реальные взаимосвязи объектов и явлений природы и общества;подчеркнута мировоззренческая и развивающая функция интеграции, ее влияние на формирование системы знаний и общее развитие ученика.
Я.А. Коменский подчёркивал: "Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи" [3]. Дж. Локк выдвинул идею об объединении знаний как по содержанию, так и по методу «нахождения истины» [2]. И.Г. Песталоцци на большом дидактическом материале раскрыл многообразие взаимосвязей учебных предметов. [8] В теории К.Д. Ушинского идея интегрированного обучения выступает как часть более общей проблемы системности обучения. [10]
В советской школе отдельные аспекты совершенствования обучения и воспитания школьников с позиций интеграции в обучении рассматривались в трудах Н.К. Крупской, в работах советских дидактов И.Д. Зверева, М.А. Данилова, В.Н. Максимовой, С.П. Баранова, Н.М. Скаткина; учёных-психологов Е.Н. Кабановой-Меллер, Н. Талызиной, Ю.А. Самарина, Г.И. Вергелеса; учёных-методистов М.Р. Львова, В.Г. Горецкого, Н.Н. Светловской, Ю.М. Колягина, Г.Н. Приступы и др. [4]
Работы Т.Г. Рамзаевой, Г.Н. Аквилевой, Н.Я. Виленкина, Г.В. Бельтюковой и др. посвящёны проблемам межпредметных и внутрипредметных связей в начальной школе. Н.И. Поповой была разработана интегративная программа для начальной школы.
Но своего апофеоза интегрирование достигло в отечественной педагогике в 1920 годы. История, география и литература до 1927 года были интегрированы в курс обществоведения.
В 30-е годы П.Н. Груздев, П.Н. Шимбирев, И.Т. Огородников, М.А. Данилов, Б.П. Есипов и др. раскрывали дидактические аспекты интегрированного обучения, рассматривая его как методологический принцип.
В 60-е годы развернулись исследования проблемы интеграции с позиций активизации обучения и повышения его научного и теоретического потенциала (Б.Г. Ананьев и др.). Межпредметные связи рассматривались в разных аспектах: как дидактическое средство повышения эффективности усвоения знаний, умений и навыков; как условие развития познавательной активности и самостоятельности учащихся в учебной деятельности, формирования их познавательных интересов.
В период 70-80х годов проблема интеграции в обучении становится одной из центральных в дидактике. Особое внимание уделялось воспитательному значению интеграции (Г.И. Беленький, И.Д. Зверев, В.М. Коротов, Э.И. Моносзон и др.) и исследованию учебно-познавательной деятельности учащихся по осуществлению межпредметных связей (М.Я. Голобородько, В.Н. Максимова, А.В. Усова и др.). Исследование межпредметных связей отражено и в трудах В.Н. Максимовой, Г.Ф. Федорец, К.П. Королевой, В.Н. Федоровой, Д.М. Кирюшкина и других ученых.
Создаются и новые предметы как изначально синтетического, интегративного характера, так искусственно сконструированные метапредметы ("Знак", "Число", "Символ").
Сравнительная характеристика традиционного и междисциплинарного подходов в обучении представлена в таблице 2.
Таблица 2
Сравнительная характеристика подходов в обучении
Традиционный Междисциплинарный
Изучение объекта с позиции одной дисциплины.
Ограниченность тезауруса.
Фрагментарные знания.
Знания используются для решения проблем в рамках конкретной дисциплины.
Формирование ЗУН и способов действий.
Потребность в «трансляторе» знаний.
Основной критерий эффективности урока – объем и качество знаний.
Традиционные формы и методы обучения.
Приоритет традиционной отметочной системы контроля и оценки знаний. Всестороннее изучение объекта.
Широта понятий и использования терминов.
Обобщенные систематизированные знания, целостная картина мира.
Осуществление переноса знаний и способов действий.
Возможность использования знаний в различных дисциплинах и внеучебных ситуациях.
Формирование ключевых образовательных компетенций.
Способность к самообразованию.
Основной критерий эффективности урока – целостность знаний, способность осуществления межпредметного переноса, понимание личной значимости полученного знания.
Широкое использование разнообразных видов деятельности: подготовка презентаций, мини-исследования, групповые и индивидуальные мини-проекты, ролевые игры, дискуссии, анализ ситуаций (кейсы), составление сводных и сравнительных таблиц и др.
Разнообразные формы оценивания знаний: тесты, анкеты, самооценка, создание портфолио.
Таким образом, междисциплинарный подход рассматривается в качестве одной из методологических основ современного образования.
1.2. Информационные ресурсы как компонент междисциплинарного
подхода в начальной школе
На современном этапе развития образования междисциплинарный подход становится актуальным в связи с реализацией новых образовательных стандартов.
Роль междисциплинарного подхода в современных условиях актуализировалась, во-первых, в связи с появлением новой парадигмы результатов образования - понятием так называемых ключевых компетенций, формирование которых возможно только на почве междисциплинарного подхода. Во-вторых, в связи с информатизацией образования, изменилась роль информатики, которая в современном понимании представляет собой комплексное направление, имеющее междисциплинарный характер.
В теории междисциплинарных связей чаще всего рассматриваются бинарные связи, в связи с тем, что данный вариант взаимодействия является наиболее доступным в организационном и учебно-методическом плане. Однако в настоящее время, с учетом развития информационных технологий, наиболее эффективная реализация любых бинарных взаимодействий может осуществляться на основе использования в процессе обучения компьютерных ресурсов: обучающие компьютерные программы, Интернет, мультимедиа. Учитывая то, что необходимые навыки владения информационными технологиями формируются у обучающихся в процессе освоения дисциплины «Информатика», следует признать, что применение ИТ в учебном процессе нужно трактовать не только как средство достижения эффективного бинарного междисциплинарного взаимодействия, но скорее как полноправное присутствие третьей взаимодействующей дисциплины. Данное положение является принципиально новым, поскольку основная методическая база по междисциплинарному подходу относится к тому периоду, когда информационные технологии еще не были развиты в достаточной степени. Таким образом, учитывая современные тенденции информатизации, формируется трехкомпонентное взаимодействия равнозначных дисциплин. Основной функцией третьего, технологического, компонента, является осуществление процессуальности при актуализации междисциплинарного содержания. Таким образом, информационно-коммуникационные технологии могут выступать в качестве информационной образовательной среды, на основе которой осуществляется междисциплинарная интеграция на технологическом уровне.
При реализации междисциплинарного подхода свои дидактические предпочтения я отдаю образовательной технологии Веб 2.0, с появлением которой возникло принципиальное отличие "нового" Интернета от "старого", где пользователи в основном могли только изучать содержимое страниц, подготовленных для них старательными мастерами - программистами - дизайнерами.
Веб 2.0 дает возможность каждому желающему размещать и править информацию в сети Интернет как индивидуально, так и коллективно. Пользователи сами могут добавлять к сетевому контенту дневники, статьи, фотографии, аудио и видео записи, оставлять свои комментарии, формировать дизайн своих страниц. У учебного сообщества появляется возможность отслеживать индивидуальные и групповые истории поведения. Все это находит отражение в изменении учебной деятельности, осуществляемой с использованием Интернет.
Социальные сервисы Web 2.0 - это сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия совершенно нового характера. Эти групповые действия включают:
персональные действия участников и коммуникации участников между собой;
записи мыслей, заметки и аннотирование чужих текстов (Livejournal, Blogger);
совместное создание гипертекcтовых документов (Wiki-wiki),
размещение ссылок на Интернет-ресурсы и их рейтингование (Делишес, БобрДобр, Memory);
размещение фотографий (Flikr, Flamber, Picassa);
размещение книг и документов (Scribd, Мое место);
видеосервисы (YouTube, RuTube, Smotri, В кадре);
компиляция на одной странице из различных Интернет-сервисов;
географические информационные системы (Google Maps, Wikimapia) и сервисы на их основе, например, мэшапы;
моделирование объектов в 3D (Skretchup);
cервисы для построения карт памяти, схем, структурированных рисунков, диаграмм (Bubble.us, Mindomo, Mindmeister)
обмен сообщениями (мессенджеры, электронные RSS-рассылки, Skype).
В своей педагогической деятельности я использую несколько сервисов Веб 2.0, которые считаю наиболее приемлемыми для реализации междисциплинарного подхода в начальном образовании: prezi.com, ClassTools.NET, Bubbl.us.com, Stixy, Cacoo, Mindomo, Фабрика кроссвордов. Остановимся на краткой характеристике сервисов и их возможностей использования в образовании.
1. Рrezi.com – онлайн сервис для создания динамических нелинейных презентаций и демонстрации их на любом количестве компьютеров. Удобный интуитивно понятный интерфейс, возможность внедрения графических объектов и текстовых документов. Сервис Prezi генерирует один гигантский слайд, который содержит всю презентацию целиком. Каждый элемент этого гигантского слайда можно увеличивать или уменьшать отдельно. Сервис Prezi Meeting – онлайн-сервис для коллективной работы над презентациями. В этом сервисе удобно создавать исследовательский проект, творческие поисковые работы, для организации коллективной работы в урочной и внеурочной деятельности. Кроме этого эту презентацию можно импортировать для использования offline.
Я использую сервис Prezi как в урочной деятельности, так и во внеурочной. Во время урока – как один из способов визуального представления информации, во внеурочной – для организации групповых проектов, творческих заданий, совместно созданных презентаций. Поскольку сервис Prezi – это поле для коллективной работы, каждый участник может видеть результат своего труда и одновременно - целостную модель, полученную в результате совместной работы.
2. Онлайн сервис для создания интерактивных Flash-ресурсов, и, прежде всего, дидактических игр для уроков ClassTools.NET. Его создатель – английский педагог Рассел Тарр. С помощью этого сервиса можно в считанные минуты создать свою дидактическую игру или создать учебную диаграмму, воспользовавшись одним из шаблонов.
На уроках я использую диаграмму «Рыбьи косточки» (Fishbone), которая позволяет уточнить проблему, выявить причины ее возникновения, ключевые факты. Так, при изучении темы «Природа в опасности. Охрана природы» детям предлагалось поразмышлять на тему «Положительное и отрицательное влияние человека на природу», а результаты оформить в виде диаграммы.
3. Bubbl.us.com — интернет-сервис для совместного создания диаграмм связей. В урочной деятельности наиболее целесообразным считаю использование на этапах актуализации знаний и обобщения. Например, на уроках русского языка при обобщении знаний по теме «Части слова» дети составляли интеллектуальные карты, в которых было отражено общее понятие; ключевые понятия; определения понятий; примеры слов, отражающие особенности ключевых понятий; связи между всеми частями схемы. Использование данной технологии позволяет знания, получаемые ребенком на каждом отдельном уроке, собрать в единую целостную конструкцию, установить между ними рефлекторно-ассоциативные связи, на основе которых возможно осуществление междисциплинарного переноса знаний и способов действий.
4. Stixy - cоздание виртуальных столов, доступ к которым можно предоставить всем или избранным пользователям. На виртуальном рабочем столе этого сервиса можно размещать заметки, фотографии, ссылки на документы или напоминалки о предстоящих делах. Технология позволяет быстро заполнить пространство окна разномастными листочками и рисунками. Используется в организации исследовательской и проектной деятельности, создавая виртуальные столы и подключая к ним группы школьников.
Примером использования сервиса может являться организованное на его основе обсуждение на тему «Сказки о зиме» в рамках внеклассного чтения. В качестве домашнего задания детям предлагалось прочесть одно или несколько из рекомендуемых произведений и составить к ним аннотацию. Вопросы, которые должны быть отражены в аннотации, я выложила на сервисе. Каждый учащийся составлял свою аннотацию, оформлял ее в Stixy, мог оставить комментарии к работе одноклассников. Я осуществляла функции модератора. В результате получилась коллективно выполненная работа, отражающая не только мнение учащихся о прочитанном, но и умения связно излагать мысли по предложенным вопросам, соблюдать логику повествования, оформлять работу в соответствии с орфографическими требованиями, использовать компьютерные технологии, корректно вести себя в сети.5. Cacoo - простой и удобный онлайн сервис для совместной работы по созданию схем и диаграмм онлайн. Сервис помимо обычных функций имеет много дополнительных модулей для создания даже самых сложных схем и плакатов. На данном сервисе содержится богатейшая библиотека различных элементов. Cacoo идеально подходит для работающих в команде. Достаточно дать всем участникам творческого процесса доступ, и можно коллективно дорабатывать, дополнять, исправлять созданное. На сайте работает чат для членов команды, работающих вместе. Результаты можно публиковать для всеобщего доступа или лично для себя, сохранять на компьютере в виде графического изображения. В образовании используется для создания различного рода диаграмм, схем, карт; для организации групповой работы в проекте, исследовании, мероприятии; для создания плакатов, открыток.
Примером использования сервиса будет являться создание коллективной схемы по творчеству И. Крылова, в которой были отражены его басни и их основные идеи.
6. Онлайн сервис Фабрика кроссвордов позволяет очень быстро создать кроссворд с использованием собственных слов или используя словарик сервиса. Готовую работу можно предложить для отгадывания с помощью ссылки. Используется для создания тематических кроссвордов, для организации внеурочной деятельности. Я использую сервис для индивидуального составления тематических кроссвордов учащимися, после чего с помощью ссылок они делают свою работу доступной для отгадывания остальным. При составлении кроссвордов учащимся требуются не только знания по изучаемой теме в рамках одной дисциплины, но и знание правописания слов, умение кратко и четко выражать мысли, формулировать вопрос, информационно-коммуникативные умения.
7. Сервис для создания ментальных карт Mindomo позволяет создавать коллективно очень красочные карты, содержащие фотографии, рисунки, звук, видео; можно добавлять ссылки. Используется для организации исследований, проектов, творческой деятельности, карт знаний и мн. др. как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Таким образом, указанные сервисы я применяю как для организации коллективной работы, так и самостоятельной, используя их в качестве информационной образовательной среды в рамках реализации междисциплинарного подхода.
Отдельное место в реализации междисциплинарного подхода в начальном образовании занимает проектная деятельность. Данный метод я применяю как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В первом случае учащиеся выполняют, как правило, краткосрочные коллективные проекты, тематика которых созвучна с изучаемыми по программе темами, но требует привлечения знаний из других дисциплин. Такие мини-проекты ученики выполняют с опорой на представленные технологии. Проекты, выполненные в рамках внеурочной деятельности (индивидуальные и групповые), являются междисциплинарными, поскольку представление результатов производится на основе ИК-технологий: Prezi, Stixy и мн. др.
Использование в практике работы технологии проектной деятельности на основе междисциплинарного подхода способствует формированию у школьников:
целостной картины мира;
значимых общечеловеческих ценностей;
универсальных учебных действий;
способности осуществлять перенос знаний одной дисциплины на другие;
ориентации на всестороннее изучение объекта;
способности выявлять проблему и намечать комплексные пути ее решения;
способности применять полученные знания в новых внеучебных ситуациях;
исследовательских и творческих способностей личности;
коммуникативных умений и навыков;
способности ориентироваться в информационном пространстве.