Статья «Компонент при обучении биологии ПГМ как средство получения новых образовательных результатов (МПР, предметных, личностных)
Компонент при обучении биологии ПГМ как средство получения новых образовательных результатов (МПР, предметных, личностных)
Создание пространства выбора в основной школе является ведущей концептуальной идеей модели «Основная школа – пространство выбора».
Поточно-групповой метод обучения введен в параллелях:
- 6 классов по предмет биология;
- 7 классов по предмету биология.
В основе деления групп в 6-7 классах - деятельностный подход, средством для выбора является компонент. В течение 2-х лет были реализованы следующие компоненты:
Учителя
6 класс
7 класс
Алексеева Г.Г.
ОБЖ
ОБЖ
Ваганова Л.А.
Фитотерапия
Зоопсихология
Лесникова М.Ю.
Цветоводство
Научное кино
Тетюева Е.А.
Фитодизайн
Краеведение
Курс биологии в 6 и 7 классах отличается предметом изучения и количеством часов по программе. В связи с этим мы наблюдаем смену компонентов изучения биологии по всем группам, за исключением группы ОБЖ. Причиной смены может быть невозможность реализации компонента на другом курсе биологии (зоология), сложность компонента, невостребованность, а также изменение кадрового состава учителей.
Каждый компонент учитель выбирал самостоятельно, исходя из собственного опыта, материальной и технической оснащенности кабинета, личной заинтересованности в предлагаемом компоненте.
Рассмотрим процесс ПГМО на примере параллели 7 классов.
Ваганова Л.А. Биология + зоопсихология.
При изучении данного компонента у обучающихся должны сложиться представления о целостности животного организма как биосистемы, что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть.
Кроме предметных результатов: освоение знаний о живой природе, овладение умениями
проводить наблюдения за биологическими объектами и т.д. Развитие метапредметных и личностных результатов происходит через подготовку и защиту проектов, реализуемых в течение четверти. Такие МПР:
Приемы элементарной исследовательской деятельности.
Работа с естественнонаучной информацией.
Самоорганизация учебной деятельности. Все эти метапредметные умения формируются при создании, например, «Портрета домашнего животного». (Проект 3 четверти)
При защите проекта обучающийся может использовать ИКТ или выступить с устным сообщением, которое должно содержать необходимые пункты характеристики животного. В дальнейшем такая ситуация успеха может повлиять на повышение самооценки и принести удовлетворение от собственной деятельности.
Ученикам предоставляется право менять группу обучения, поэтому число членов группы в разные четверти разное.
Учебный период
Количество учеников
1 четверть
24
2 четверть
31
3 четверть
14
Человек 10 являются постоянными членами группы. Некоторые за 2 года не сделали ни одного перехода, аргументируя это тем, что их все устраивает, все интересно.
Алексеева Г.Г. Биология + ОБЖ.
Самый востребованный. 50 человек из 93 выбирают его каждую четверть. Это более 50 %. Поэтому компонент «ОБЖ» представлен еще группой Тетюевой Е.А.
Компонент «ОБЖ» направлен на то, чтобы дать ученикам практические навыки по вопросам собственной защиты в природных естественных условиях.
Компонент ОБЖ является сквозным, постоянные члены группы данного направления в последствие становятся членами команды «Юные Спасатели», принимают участие в городских и краевых конкурсах, занимают призовые места, у многих возникает желание стать работником службы МЧС. Поэтому компонент ОБЖ можно рассматривать как профориентационным.
Защита проектов предполагает практическую направленность и наглядную демонстрацию полученных навыков.
По количеству обучающихся группа самая многочисленная:
Учебный период
Количество учеников
1 четверть
26
2 четверть
31
3 четверть
29
Лесникова М.Ю. Биология + Научное кино.
Создание фильма о животных подразумевает наблюдение за тем или иным объектом животного мира, детальное рассмотрение его образа жизни, созданию сюжета, навыки оператора и режиссера. Поэтому компонент привлекает учащихся творческих.
Выводы:
Апробация данной модели позволяет, не нарушая классных коллективов: Реализовать образовательные запросы обучающихся, потребность в самопознании.
Родители смогут более ясно представить возможности и склонности своего ребёнка перед выбором дальнейшего образовательного маршрута, профиля, специальности, ВУЗа.
Анализ второго года обучения по такой форме показал:
Все учащиеся параллели имеют 100% успеваемость по биологии.
Качество знаний учащихся остается стабильным,
По мнению учащихся – обучение в группе с подходящим компонентом дает им возможность более глубоко изучить предмет.
Но при этом в течение учебного года и возникал ряд проблем:
Объем материала по биологии 6 класса предусматривает 2 часа в неделю, а программа составлена из расчета 1 час в неделю. Сложность возникает в реализации компонента из-за большого объема материала при минимальной 1-часовой нагрузке в неделю.
Решение проблемы: 1) практическая направленность работы в классе и дома.
2) использование технологий групповой и парной учебной деятельности
3) Практическая деятельность, отвечающая интересам ребенка.
Все это позволяет учителю дать материал на высоком уровне с учетом компонента.
Общие проблемы для любого предмета ПГМО: смена ученического коллектива.
Рекомендации: В 8 классе ПГМО предусматривает средство для выбора не компонент, а наличие группы углубленного изучения предмета, поэтому введение элективного курса по биологии, кружка биологической направленности,
Создание биолого-химической лаборатории для обучающихся.
Ресурсы:
Кадры, Биологические препараты, Оборудование, Помещение.
Все это может стать продолжением ПГМО по предмету биология.
15