Тип урока. Урок-беседа.Тема: «Освидетельствование граждан и профессиональный психологи¬ческий отбор при первоначальной постановке на воинский учет. Психологическая классификация воинских должностей».

Тема: «Освидетельствование граждан и профессиональный психологический отбор при первоначальной постановке на воинский учет. Психологическая классификация воинских должностей».

Тип урока. Урок-беседа.
Вопросы урока.
1. Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет.
2. Профессиональный психологический отбор при первоначальной постановке на воинский учет.
3. Психологическая классификация воинских должностей.
Цели урока. Познакомить учащихся и изучить правила медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет, правила профессионального психологического отбора при первоначальной постановке на воинский учет; ознакомить с психологической классификацией воинских должностей.
Оборудование. Учебник, законы РФ «О воинской обязанности и военной службе», «Положение о военно-медицинской экспертизе».
План урока.

№ п/п
Этап урока
Содержание (цель) этапа
Время

1.
Организационный момент
Отметить присутствующих и объявить тему урока
1 мин.

2.
Вступительное слово учителя
Заинтересовать учащихся, нацелить их на изучение новой темы
1 мин.

3.
Проверка домашнего задания
Проверить усвоение материала предыдущего урока
10 мин.

4.
Беседа
Изложение материала урока в форме беседы
25 мин.

5.
Обобщение нового материала (беседа)
Выводы из изложенного учителем материала урока
2 мин.

6.
Сообщение домашнего задания
Объяснить домашнее задание
1 мин.

На доске:
Число, месяц
Тема: Освидетельствование граждан и профессиональный психологический отбор при первоначальной постановке на воинский учет. Психологическая классификация воинских должностей.
Ход урока
Организационный момент
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверка домашнего задания.
Отметьте знаком « + » мероприятия, относящиеся к добровольной подготовке граждан к военной службе:
занятия в поисковых, военно-исторических, военно-патриотических кружках, клубах, обществах и организациях;
участие в работе школьных музеев, посвященных подвигам земляков в годы Великой Отечественной войны, войны в Афганистане, антитеррористической операции на Северном Кавказе; <
занятие военно-прикладными видами спорта; « + »
занятия боевыми единоборствами;
участие в акциях молодежных движений, посвященных заботе о ветеранах Великой Отечественной войны;
обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; « + »
самостоятельное овладение специальностями, родственными военно- учетным;
обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования « + »
2. Ситуационная задача. Начальнику военной кафедры ПВО МГУ им. М.В. Ломоносова подано заявление о приеме от студентки Александры З. физического факультета. Имеет ли право начальник кафедры допустить гражданку З. к участию в сдаче испытаний для поступления на кафедру?
Ответ: да, имеет. Граждане женского пола имеют право обучаться на военных кафедрах государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.
3. Ситуационная задача. Гражданин Н. регулярно с 12 лет занимался автомобильным спортом, к 17 годам стал мастером спорта в этом виде. После окончания школы он поступал в Рязанский военный инженерный автомобильный институт. После сдачи вступительных экзаменов Н. набрал количество баллов, с которыми в институт могли зачислить только часть кандидатов. Зачислит ли начальник института гражданина Н. в военный институт?
Ответ: да, зачислит. Лица, показавшие высокие результаты при занятиях военно-прикладными видами спорта, имеют преимущества при поступлении в военно-учебные заведения.
4. Ответьте на вопросы:
Что составляет правовую основу добровольной подготовки гражданина к военной службе?
Какие формы дополнительной подготовки к военной службе вы теперь знаете?
Какие преимущества получают граждане, занимающиеся военно-прикладными видами спорта?
Для чего были созданы Суворовские и Нахимовские военные училища и какую задачу они решают сейчас?
Какова цель создания Военно-музыкального училища?
Чем отличаются кадетские корпуса от Суворовских и Нахимовского военного училища?
Как организована в настоящее время военная подготовка студентов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования?
Чем отличается правовое положение студентов, обучающихся на военных кафедрах и студентов, обучающихся в учебно-военных центрах?
Как исполняют военную обязанность выпускники военных кафедр и военно-учебных центров?
Изучение нового материала. Вступительное слово учителя.
Основными мероприятиями первоначальной постановки гражданина на воинский учет являются медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор. Именно они дают ответ на главные вопросы о дальнейшем выполнении гражданином воинской обязанности будет ли он служить в Вооруженных силах, если будет, то в каком качестве и в каких войсках.
Многие из ребят уже прошли первоначальную постановку на воинский учет и имеют довольно четкое представление о том, что представляют из себя медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор. На сегодняшнем уроке мы с вами подробно рассмотрим порядок прохождения медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора, еще и некоторые важные теоретические вопросы, касающиеся этих мероприятий.
Вопросы для активизации знаний.
В чем состоит задача медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет?
Какие врачи-специалисты проводят медицинское освидетельствование?
Какие категории годности могут быть присвоены гражданам в результате медицинского освидетельствования?
В чем состоит цель проведения профессионального психологического отбора при первоначальной постановке на воинский учет?
Как влияют итоги профессионального психологического отбора на то, каким образом гражданин будет исполнять воинскую обязанность?
Беседа.
Медицинское освидетельствование граждан регламентировано Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе». Этому вопросу посвящена прежде всего ст. 16, которая определяет порядок медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет, а также ст. 9, которая определяет, что в состав призывной комиссии входят врачи-специалисты, и что прохождение военно-врачебной комиссии является составной частью первоначальной постановки граждан на воинский учет.
Более подробно цели, задачи, организацию и процедуру медицинского освидетельствования граждан устанавливает другой документ Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе». Оно является подзаконным актом и предназначено для углубления и конкретизации требований ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе».
Военно-врачебная экспертиза комплекс организационных и медицинских мероприятий, проводимых в целях определения категории годности граждан РФ по состоянию здоровья к военной службе, а также для определения причинной связи полученных гражданами увечий (контузий, ранений, травм) и заболеваний с прохождением ими военной службы.
Медицинское освидетельствование граждан изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе, обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям и решения других вопросов.
По результатам медицинского освидетельствования годность гражданина к военной службе определяется на основании «Требований к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил РФ». Этот документ является приложением к «Положению о военно-врачебной экспертизе» и содержит перечень болезней и норм физического развития граждан, на основании которых врачи-специалисты как раз и определяют, годен ли гражданин к военной службе и по каким военно-учетным специальностям он может проходить службу, исходя из своего состояния здоровья.
Итак, в Российской Федерации цели, задачи и порядок прохождения медицинского освидетельствования граждан на предмет годности к военной службе имеет четкую законодательную базу, основой которой являются ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» и Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе».
Первоначальная постановка на воинский учет предназначена в том числе и для того, чтобы определить форму исполнения каждым гражданином воинской обязанности. Эта форма во многом определяется состоянием его здоровья. Состояние здоровья гражданина определяется в ходе медицинского освидетельствования, таким образом, цель медицинского освидетельствования выбор формы исполнения гражданином своего конституционного долга.
Для проведения медицинского освидетельствования глава органа местного самоуправления назначает в состав призывной комиссии врачей-специалистов: хирурга, терапевта, невропатолога, психиатра, окулиста, отоларинголога, стоматолога.
В случае необходимости в состав комиссии могут входить и врачи других специальностей, например в районах, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, в состав призывной комиссии часто включают эндокринолога, т.к. там широко распространены патологии щитовидной железы.
Работа врачей-специалистов призывной комиссии должна опираться на результаты работы их коллег, которые ежегодно проводили медицинские осмотры граждан, обследования, лечебно-оздоровительные мероприятия, профилактические прививки. Другими словами, медицинское освидетельствование при первоначальной постановке на воинский учет проводится не только на основе осмотра гражданина врачами-специалистами, но и на основе тех данных о состоянии здоровья молодого человека, которые собирались врачами районных поликлиник, больниц, где он проходил лечение, диспансеров и диагностических центров, куда он обращался, санаториев, где он проходил, например, курс реабилитации после болезни. Отсюда следует, что какие-то серьезные заболевания, которые молодой человек перенес в течение своей жизни и которые, возможно, сложны для диагностики, обязательно будут учтены при определении степени его годности к военной службе.
По результатам проведения медицинского освидетельствования врачи-специалисты дают заключение о годности гражданина к военной службе. Это заключение они дают по следующим категориям:
А годен к военной службе;
Б годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В ограниченно годен к военной службе;
Г временно не годен к военной службе;
Д не годен к военной службе.
Для граждан, получивших категории А и Б врачи-специалисты определяют показатель предназначения, т.е. определяют по каким военно-учетным специальностям они могут проходить службу.
Гражданин, прибывший для первоначальной постановки на воинский учет, может быть направлен на лечение без определения категории годности к военной службе, т.е. без заключения призывной комиссии о форме выполнения им своего воинского долга. Это произойдет в том случае, если врач-специалист выявит у молодого человека болезнь, сроки лечения которой позволяют гражданину завершить лечение до окончания работы комиссии.
Если же болезнь излечима, но времени на ее лечение требуется значительно больше или это лечение требует условий, которые в настоящее время отсутствуют, то ему присваивается категория Г, которая будет действовать не более 12 месяцев. В течение этого времени гражданин по направлению военного комиссариата обязан пройти лечение в учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения. По окончании лечения в больнице составляется акт исследования состояния здоровья. В соответствии с этим актом определяется категория годности гражданина к военной службе.
Если гражданин не согласен с заключением районной (городской) призывной комиссии о его годности к военной службе, то он имеет право обжаловать это решение в вышестоящей призывной комиссии или в суде по месту жительства. До вынесения инстанцией, в которой было обжаловано решение призывной комиссии, призыв гражданина на военную службу приостанавливается.
Таким образом, медицинское освидетельствование при первоначальной постановке на воинский учет проводится с целью определения степени годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья. Оно проводится военно-врачебной комиссией при военном комиссариате, состоящей из строго определенных врачей-специалистов. При несогласии гражданина с решением военно-врачебной комиссии, он может обжаловать это решение в вышестоящей призывной комиссии или в суде по месту жительства.
Изучив тему «Организация медицинского освидетельствования граждан» мы с вами ознакомились с документами, регламентирующими порядок проведения медицинского освидетельствования граждан, целями, порядком и организацией этого освидетельствования, а также с некоторыми особыми требованиями, предъявляемыми к гражданам при поступлении в военно-учебные заведения и на военную службу по контракту.
Действительно, не одними только духовными и нравственными силами воина достигается победа в бою. Нужна еще и сила физическая. Да и не только сила, но и ловкость, выносливость, другие физические качества, без которых невозможно представить настоящего военного.
Обратимся к руководству «По профессиональному психологическому отбору в Вооруженных силах Российской Федерации» (фрагменты).
Общие положения
Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводятся штатными и нештатными подразделениями профессионального психологического отбора (далее именуются подразделения профотбора) и специалистами по профессиональному психологическому отбору.
Профессиональный психологический отбор в Вооруженных силах является одним из видов профессионального отбора и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на достижение качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных социально-психологических, психологических и психофизиологических качеств граждан, призываемых или добровольно поступающих на военную службу, и военнослужащих требованиям военно-профессиональной деятельности.
5. Задачами профессионального психологического отбора являются: военно- профессиональная ориентация граждан и военнослужащих на овладение военно-учетными специальностями солдат, матросов, сержантов и старшин (далее именуются военно-учетные специальности), обучение в военно-учебных заведениях по соответствующим специальностям и поступление на военную службу по контракту;
определение профессиональной пригодности граждан и военнослужащих к подготовке (обучению) по военно-учетным специальностям, военной службе на воинских должностях, обучению в военно-учебных заведениях, поступлению на военную службу по контракту и выработка рекомендаций по их отбору для подготовки (обучения) по военно-учетным специальностям и распределению по воинским должностям;
9. По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности граждан и военнослужащих к подготовке (обучению) по военно-учетным специальностям и военной службе на конкретных воинских должностях (далее именуется профессиональная пригодность):
а) рекомендуется в первую очередь первая категория.
Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств полностью соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), что позволяет им в установленные сроки овладеть военно-учетной специальностью, иметь по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно отличные оценки, получить классную квалификацию;
б) рекомендуется вторая категория.
Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств в основном соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), что позволяет им в установленные сроки овладеть военно-учетной специальностью, иметь по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно хорошие оценки;
в) рекомендуется условно третья категория.
Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств минимально соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), с трудом овладевают военно-учетной специальностью в установленные сроки, имеют по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно удовлетворительные оценки. Допускаются к обучению или профессиональной деятельности при недостатке кандидатов;
г) не рекомендуется четвертая категория.
Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств не соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей). [...]
10. При вынесении заключений о профессиональной пригодности граждан учитывается также уровень их нервно-психической устойчивости.
Оценка нервно-психической устойчивости выносится по четырем уровням:
высокая нервно-психическая устойчивость;
хорошая нервно-психическая устойчивость;
удовлетворительная нервно-психическая устойчивость;
неудовлетворительная нервно-психическая устойчивость или нервно- психическая неустойчивость. [.,.].
12. Граждане и военнослужащие, имеющие четвертую категорию профессиональной пригодности, не могут быть:
направлены для подготовки по военно-учетным специальностям в общественные объединения и учебные воинские части;
направлены на обучение в военно-учебные заведения;
приняты на военную службу по контракту на соответствующие воинские должности.
Граждане и военнослужащие, имеющие четвертую категорию профессиональной пригодности по классам основных сходных воинских должностей, назначаются на воинские должности, для выполнения которых не требуются особые профессионально важные качества (прочие воинские должности), установленные Психологической классификацией воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами (приложение № 1 к настоящему Руководству). [..,]
14. Заключения о профессиональной пригодности граждан и военнослужащих учитываются:
военными комиссарами при направлении граждан для подготовки по военно-учетным специальностям в общественных объединениях;
призывными комиссиями при принятии решений о направлении граждан для сдачи конкурсных вступительных экзаменов в военно-учебные заведения. [...]
15. Результаты социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования, заключения о профессиональной пригодности и другие данные на граждан и военнослужащих заносятся в соответствующие разделы карты профессионального психологического отбора. [...]
29. Мероприятия по профессиональному психологическому отбору с гражданами, подлежащими призыву на военную службу, осуществляются поэтапно:
в период первоначальной постановки граждан на воинский учет; в период от первоначальной постановки граждан на воинский учет до их явки на заседание призывной комиссии.
Военные комиссары после составления списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, направляют по месту учебы или работы этих граждан анкету и запрос на сведения о личностных качествах.
В период первоначальной постановки граждан на воинский учет нештатная группа профотбора военного комиссариата проводит их военно-профессиональную ориентацию, социально-психологическое изучение, психологическое и психофизиологическое обследование. [...]
Результаты социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования, заключение о профессиональной пригодности и решение о предназначении заносятся в разделы I III, V, VI карты профессионального психологического отбора и журнал учета работы нештатной группы профотбора военного комиссариата (по форме, приложение № 4 к настоящему Руководству). Карта профессионального психологического отбора, подписанная военным комиссаром, вместе с другими документами гражданина, призванного на военную службу, направляется на сборный пункт субъекта Российской Федерации.
Психологическая классификация воинских должностей, занимаемых сержантами, старшинами, солдатами и матросами

Основные профессионально важные психологические качества

Примеры воинских должностей

Командные (организаторские)

Развитые организаторские и познавательные (интеллектуальные) способности. Умение ориентироваться в сложной обстановке, выделять главное и принимать правильные решения в короткий срок. Инициативность, самообладание, ответственность, требовательность, самостоятельность. Ясная и разборчивая речь
Командир боевой машины. Командир орудия Командир отделения. Командир танка Командир установки. Командир боевого поста Начальник команды. Начальник мастерской Начальник поста Начальник пункта Начальник радиостанции Начальник станции Старшина команды

Операторские (сенсорно-гностические)

Точность и быстрота зрительного (слухового) восприятия, точный глазомер. Устойчивость и концентрация, систем из внимания. Оперативная память. Быстрота мышления, умение выделить в информации главное. Координация движений руками

Оператор (РЛС, ЗРК, ПТРК, энергосистем, постов управления, АСУ, ЭВТ и др).
Наводчик орудия (танка, САО и др.) Наводчик-оператор (БМП, БМД, противолодочных бомбовых установок и др.). Комендор. Радиометрист. Снайпер и др.

Связи и наблюдения (сенсорные)

Острый слух (зрение). Точность слухового (зрительного) восприятия. Устойчивость внимания. Оперативная память. Развито чувство ритма, выносливость и подвижность нервной системы. Правильная дикция, разборчивый почерк. Подвижность кистей и пальцев рук
Радиотелеграфист, радист, радиотелефонист, телеграфист, наблюдатель, акустик, гидроакустик, сигнальщик

Водительские (сенсомоторные)

Распределение и устойчивость внимания. Быстрая сенсомоторная реакция. Подвижность нервных процессов. Двигательная память. Координация движений руками и ногами

Водитель. Механик-водитель (танка, БМП, БМД, САУ и др.) Машинист тепловоза. Рулевой. Крановщик и др.


Специального назначения (моторно-волевые)

Координация движений, ловкость, физическая сила и выносливость, решительность, смелость, самообладание
Специалисты воздушно-десантных, десантно-штурмовых, разведывательных подразделений, морской пехоты и др.

Технологические (специалисты по обслуживанию и ремонту техники)

Развитое наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Общеобразовательная и техническая грамотность
Аккумуляторщик. Дизелист. Моторист. Механик. Мастер (радиомастер, телефонный мастер и др.) Электрик. Электромонтер и др.

Прочие

Особых профессионально важных психологических качеств не требуется
Стрелок. Помощник гранатометчика. Заряжающий и др

Подведение итогов урока.
Вопросы для закрепления знаний.
1. Какие нормативно-правовые . акты регламентируют
Медицинское освидетельствование граждан?
Дайте определение военно-врачебной экспертизе и медицинскому освидетельствованию граждан. В чем их сходство и различие?
Кто проводит медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет?
Что означает категория годности «Г»? Какие действия обязан предпринять гражданин, которому эта категория присвоена?
Как и где можно обжаловать решение призывной комиссии о присвоении категории годности к военной службе?
Какие нормативно-правовые акты регламентируют проведение профессионального психологического отбора?
Кто проводит профессиональный психологический отбор при первоначальной постановке на воинский учет?
Каким образом и где отражаются итоги профессионального психологического отбора?
Как влияют результаты профессионального психологического отбора на определение порядка прохождения военной службы гражданином?
Домашнее задание.
1. Ситуационная задача. По итогам медицинского освидетельствования гражданину С. была присвоена категория годности «Г». Может ли гражданин С, которому исполнится 17 лет 20 апреля, быть призван в ходе весеннего призыва в следующем году?
Ситуационная задача. Используя психологическую классификацию воинских должностей, определите, на какие должности может быть назначен гражданин И., если он не имеет развитых организаторских способностей, но в его профессионально-психологической характеристике указано, что его психологические качества следующие: «Точность и быстрота зрительного (слухового) восприятия, точный глазомер. Оперативная память. Быстрота мышления, умение выделить в информации главное. Координация движений руками».
Ситуационная задача. (Повышенной сложности). Гражданин А., которому на момент прохождении медицинского освидетельствования не исполнилось 17 лет, не согласился с результатами медицинского освидетельствования. Гражданин А. сирота, его воспитывает опекун. Обучается он в школе-интернате и находится на государственном обеспечении. Кто имеет право подать жалобу на призывную комиссию сам гражданин А., его опекун, директор школы-интерната, где обучается А.? Куда они должны подать жалобу?

Страницы учебника 5053.
15