Обеспечение информационной безопасности образовательного пространства условие безопасности жизнедеятельности личности

Информационная безопасность образовательного пространства основное условие обеспечения безопасности жизнедеятельности личности.

Т. Г. Гизатуллин
ГАПОУ СО Тольяттинский машиностроительный колледж,
г.о. Тольятти, Россия
В статье анализируется роль информационной безопасности жизнедеятельности личности в системе национальной безопасности РФ с использованием информационного подхода, определяется значение информации в системе образования в процессе формирование общей теории информации, как решающего фактора перехода общества к стабильному и устойчивому развитию и в обеспечении безопасности образовательного пространства.


Современный этап развития общества характеризуется глобальным процессом информатизации, который охватывает все развитые страны мирового сообщества и вносит кардинальные изменения во все сферы жизни и профессиональной деятельности личности: в экономике, политике, науке, образовании, культуре и духовной сфере, что позволяет обоснованно говорить о переходе современной цивилизации на информационную стадию своего развития. Именно поэтому процесс глобальной информатизации общества привлекает внимание, как ученых- теоретиков, так и специалистов – практиков. Однако необходимо отметить, что в системе образования, несмотря на устойчивую социальную потребность, обусловленную стремительным развитием вычислительной техники и связи, этой насущной проблеме пока еще уделяется явно недостаточное, на наш взгляд, внимание, этим и определяется актуальность избранной темы.
Процесс информатизации ведет к существенным научно-техническим, экономическим и социальным изменениям не только общественной жизни, но и меняет привычные стереотипы, условия жизни, быта, отдыха и производственной деятельности личности, что позволяет обоснованно говорить о формировании новой информационной среды обитания человека – инфосферы, как составной части техносферы (в составе биосферы) и предположить наступление века информации в развитии технических систем и информационных процессов в природе и в обществе.
Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности личности в информационной сфере составляет Конституция РФ, в которой закреплены нормы касающиеся вопросов информатизации и защиты информации, установлено право гражданина «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (ст. 29). Приняты Законы РФ «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участие в международном информационном обмене», «О связи», «Об авторском праве и смежных правах», «Об информационном обеспечении экономического и социального развития», «О государственной тайне», «О правовой охране программ ЭВМ и топологии микросхем» и Доктрина информационной безопасности РФ, что свидетельствует о внимании, которое уделяет государство и общество в целом вопросам информационной безопасности и защите информации. В составе этих законов необходимо выделить особое место базового закона «Об информации, информатизации и защите информации», в котором заложены основы правового определения всех важнейших компонентов информационной деятельности: информации и информационных систем; субъектов – участников информационных процессов; правоотношений производителей – потребителей информационной продукции; владельцев (обладателей, источников) информации – обработчиков и потребителей на основе отношений собственности при обеспечении гарантий интересов граждан и государства. [1] Законодательное обеспечение информационной безопасности образовательного пространства, информационно – психологической безопасности обучающихся и учебного процесса закреплено в Законе РФ «Об образовании», в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Доктрине информационной безопасности, в них изложена общая стратегия обеспечения информационной безопасности, закреплено, что важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства являются: реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере информационной деятельности, совершенствование и защита отечественной информационной структуры, интеграция России в мировое информационное пространство, противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере .[2]
Образовательное пространство имеет территориальную обозначенность и иные качественные характеристики, позволяющие наиболее полно удовлетворять потребности развития, социализации и культурной идентификации личности, обучающегося при условии обязательного обеспечении информационной и психологической безопасности. Единое образовательное пространство есть суть выражение образовательной политики, направленной на сохранение, укрепление и развитие физического, психического, социального здоровья всех субъектов системы образования. На уровне образовательного учреждения (в данном случае - Тольяттинский машиностроительный техникум) эта политика находит своё выражение в системе мер, направленных на предупреждение, предотвращение и ликвидацию угроз для гармоничного и всестороннего развития личности специалиста безопасного типа поведения в системе компетентностно ориентированного образования.
Проблема информатизации, обеспечения информационной безопасности жизнедеятельности личности и общества тесно связана с обеспечением национальной безопасности и является одной из важных её составляющих. В настоящее время в учебный и образовательный процесс активно внедряются электронные библиотеки, архивы и базы данных на основе использования компьютерных оптических дисков памяти, развиваются специальные образовательные информационные центры научно-технической, экономической, правовой, учебной информации, обучающие программы и технологии, различного рода сети и системы передачи данных в основном зарубежного производства, как коммерческими, так и государственными структурами. Эта тенденция, по мнению ученых [3], таит в себе определенную угрозу для национальной безопасности России и безопасности образовательного пространства, в частности достаточно указать три основных фактора:
- внедряя в образовательный процесс зарубежную технику и технологию в качестве базовых средств телекоммуникации, Россия ставит себя в зависимость от зарубежных производителей телекоммуникационной техники и её программного обеспечения;
- на приобретение и техническое обслуживание зарубежных систем отвлекаются финансовые и людские ресурсы, которые можно было бы направить на создание собственной национальной информационно – телекоммуникационной системы;
- как уже показал опыт, внедрение зарубежных систем не снимает глобальной проблемы создания собственной российской национальной системы обмена данными, так как иностранные системы не учитывают особенности системы связи России и плохо адаптируются к этим условиям.
Таким образом, перед нашей страной остро стоит проблема создания собственной национальной современной информационной инфраструктуры, реализация своих проектов и разработок в области создания глобальных и региональных информационно – телекоммуникационных систем России, учитывающих специфику её существующей информационной инфраструктуры и приоритетные национальные интересы в области обеспечения безопасности личности и общества.
Информатизация образовательного пространства и сферы образования проявляется во всё более широком использовании информационной техники, системы телекоммуникаций и автоматизированных баз данных и знаний в процессе обучения, самообразования и повышения профессиональной квалификации и переподготовки. Уровень информационной подготовки современного специалиста становится все более важным фактором, который определяет его успехи в профессиональной, производственной и повседневной жизнедеятельности, поэтому система образования должна первостепенное значение уделять информационной подготовке будущего специалиста. Сегодня явно недостаточно простейших первоначальных знаний и элементарных навыков пользования ПК, теперь для успешной деятельности необходима качественно новая информационная подготовка в области использования информационных ресурсов, техники, технологии и информационной сферы безопасности жизнедеятельности личности.
Процесс информатизации породил новую глобальную социотехнологическую проблему – проблему информационной безопасности человека и общества. Базовые интересы личности, общества и государства в настоящее время в значительной степени определяются состоянием окружающей информационной среды, которая является сферой деятельности субъектов, связанных с созданием, преобразованием и потреблением информации.[4]. Целенаправленное или преднамеренное воздействие на информационную сферу со стороны внешних или же внутренних источников могут наносить серьезный ущерб этим интересам и представляют собой угрозы для безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.
Информационная безопасность определяется в настоящее время как состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее её формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства. Под информационными угрозами понимаются факторы или совокупность факторов, создающих опасность функционированию информационной среды общества и образовательного пространства. К основным видам информационных угроз и опасностей для информационных и телекоммуникационных систем необходимо отнести: компьютерные вирусы, преднамеренно внедренные в системы связи и управления с целью повреждения, поломки и вывода их из работоспособного состояния; скрытые компьютерные программы, логические бомбы, внедренные в оперативные оборонные, военные и гражданские информационные инфраструктуры, с целью разрушительного воздействия на информационные ресурсы информационный потенциал, т.н. «хакерские атаки» на банковские, энергетические, транспортные и другие коммуникационные системы; глушение и подавление средств связи и информационного обмена оперативного и стратегического управления; дезинформация; или наоборот умалчивание, скрытие информации, передача ложной информации по каналам радио и телевидения и глобальной сети ИНТЕРНЕТ.
Обеспечение информационной безопасности достигается системой мер направленных на: предупреждение; выявление; обнаружение; локализацию; ликвидацию угроз. Предупреждение угроз является превентивной мерой по обеспечению информационной безопасности с целью упреждения возможности их возникновения. Систематический анализ и контроль возможности появления реальных и потенциальных угроз обеспечивается выявлением и своевременными мерами по их предупреждению. Обнаружение имеет целью определение реальных угроз и конкретных преступных действий. Локализация и ликвидация последствий угроз и преступных действий направлены на восстановление состояния предшествующего наступлению угрозы информационной безопасности. Все эти способы обеспечения информационной безопасности должны способствовать защите информационных ресурсов и обеспечить безопасность образовательного пространства общества и информационную безопасность жизнедеятельности личности. Возможны следующие негативные последствия информационных угроз в области образования и духовной сферы общества как утрата культурного наследия и национальных традиций, распространение чуждой идеологии и чуждых моральных ценностей, проявления бездуховности и безнравственности, потеря национального самосознания.
Для устранения информационных угроз и обеспечения информационной безопасности жизнедеятельности личности необходимо: в условиях все большей глобализации информационных процессов защита национальных интересов государства, общества и личности в информационной сфере; постоянное, полное и своевременное информационное обеспечение образовательных учреждений и граждан страны; препятствие и предотвращение несанкционированного и незаконного использования информационных ресурсов; практическая реализация права личности на получение, распространение и использование информации.
Начало нового ХХI века характеризуется колоссальным ростом объема знаний и потоков информации, справиться с которыми человек может только при использовании современных технических средств информатики и новых высокоэффективных информационных технологий. Нет никакого сомнения в том, что дальнейшее развитие процессов глобальной информатизации общества приведет к формированию новой информационной культуры общества. В этих условиях требования к уровню и квалификации информационной подготовки современного специалиста в ближайшем будущем, несомненно, будет возрастать. Анализ основных тенденций развития глобального процесса информатизации показывает, что этот процесс создает не только новые перспективы и возможности, но и проблемы обеспечения безопасности информационного образовательного пространства и информационной безопасности жизнедеятельности личности.

Библиографический список

1. Ярочкин В.И. Информационная безопасность. Учебное пособие для студентов непрофильных вузов. – М.: Междунар. Отношения, 2000. С. 37.
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 31декабря 2015 г. № 683. www. Kremlin. Ru. Смотри подробнее: Статьи: 21,43-44,47,68.
3. Колин К.К. Социальная информатика: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; М., Фонд «Мир», 2003. С. 233.
4. Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» Принят Государственной Думой 5 июня 1996 года. Ст. 2.








13PAGE 15





13PAGE 15


13PAGE 14115