Доклад на тему:Цели и задачи обучения иностранному языку в школах на современном этапе.


ООО Учебный центр
«ПРОФЕССИОНАЛ»
Реферат по дисциплине:
«Методика обучения иностранному языку
»
По теме:
Цели и задачи обучения иностранному языку в школах на современном этапе.
Исполнитель:
Закиева Равшания Рафаиловна
ФИО
Москва 2016 год.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………….……………………………………3
Цели и задачи изучения английского языка 3
Заключение 12
Список литературы 13
Введение.
Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «Иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины. Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Иностранный язык – один из важных и относительно новых предметов в системе подготовки современного и полиязычного мира. Наряду с русским языком и литературным чтением он входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию.
Воспитание общей коммуникативной культуры, формирование коммуникативной компетенции в родном и иностранном языках – это важнейшая задача современной школы, успешное осуществление которой во многом зависит от основ, заложенных в начальной школе.
Цели и задачи обучения иностранному языку.
Согласно современным взглядам на обучение иностранным языкам в средней школе, все большее значение приобретает интегративный подход, который предполагает решение задач воспитательного, культурного, межкультурного и прагматического характера наряду с развитием умений иноязычного речевого общения. Интегративной целью обучения английскому языку является формирование элементарной коммуникативной компетенции в совокупности пяти ее составляющих:
$k речевой компетенции, т. е. готовности и способности осуществлять элементарное межкультурное общение в четырех видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении и письме);
$k языковой компетенции, т. е. готовности и способности применять языковые знания (фонетические, орфографические, лексические, грамматические) и навыки оперирования ими для выражения коммуникативного намерения в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, представленными в Примерной программе по иностранному языку для начальной школы;
$k социокультурной компетенции, т. е. готовности и способности учащихся строить свое межкультурное общение на основе знаний о культуре народа страны/стран изучаемого языка, ее/их традиций, менталитета, обычаев в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам учащихся начальной школы;
$k компенсаторной компетенции, т. е. готовности и способности выходить из затруднительного положения, связанного с дефицитом языковых средств в процессе межкультурного общения;
$k учебно-познавательной компетенции, т. е. готовности и способности осуществлять самостоятельное изучение иностранных языков, в том числе с использованием современных информационных технологий, владения элементарными универсальными учебными умениями.
Элементарная коммуникативная компетенция при этом понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного языка в соответствующих его жизненному опыту ситуациях.
Отметим, что коммуникативная цель является ведущей при изучении английского языка на основе учебно-методических комплексов. Однако в процессе ее реализации осуществляется также воспитание, общее и филологическое образование и личностное развитие школьников.
Воспитательная цель реализуется благодаря одновременному изучению языка и культур англоговорящих стран, созданию учебных ситуаций, способствующих духовно-нравственному воспитанию младших школьников. Содержание большинства УМК способствует формированию общего представления о таких ценностях, как семья, дружба, человек, природа, образование. Предлагаемые в них тексты и задания ориентированы на то, чтобы учащиеся были готовы принять моральные нормы и гуманистические нравственные установки современного прогрессивного общества. Благодаря совместной деятельности учащихся, межличностному общению формируется эмоционально-оценочное отношение к миру, развивается культура общения.
Образовательная цель связана с тем, что учащиеся используют иностранный язык как средство получения информации об окружающей их действительности, расширяют свой общий и филологический кругозор, знакомятся с новыми лингвистическими явлениями и понятиями. Так, например, школьникам предлагается информация о том, в каких странах английский язык является родным языком, когда в Англии начинаются занятии в школе, как следует обращаться к учителям в школе и т. д. В области лингвистики они знакомятся с элементами морфологии и синтаксиса английского языка, процессами словообразования и т. п.
Достижение развивающей цели обеспечивается благодаря организации процесса изучения английского языка таким образом, что он способствует совершенствованию интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, которые в процессе работы над иностранным языком научаются воспринимать, запоминать, осмысливать новую информацию. Участвуя в воспроизведении моделируемых ситуаций, в ролевых играх, младшие школьники развивают свои речевые способности, личностные качества, а также творческое мышление и воображение.
Исходя из требований стандарта начального образования к учебным достижениям младших школьников, отметим, что работа по всем учебно-методическим комплексам нацелена на обеспечение достижения определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
В результате изучения английского языка в начальной школе у учащихся формируются первоначальные представления о роли и значимости английского языка в жизни современного человека и его важности для поликультурного мира наших дней. С самого первого урока иностранного языка во 2 классе школьники начинают осознавать значимость изучаемого языка. Задания учебника построены таким образом, чтобы учащиеся задумались, что заставляет наших современников изучать английский язык и какие аргументы кажутся им наиболее значимыми. Не менее важно, чтобы учащиеся осознавали, что слова английского языка попадают в лексикон их родного языка, что существует так называемая интернациональная лексика, с которой они будут знакомиться в течение всего курса обучения английскому языку. Занимаясь на уроке английского языка, школьники приобретают начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения. Уже в конце 2 класса им под силу узнать имя собеседника на иностранном языке, выяснить, сколько ему лет, откуда он родом, каковы его занятия, преференции и т. д. Таким образом, английский язык начинает выступать для них в качестве нового инструмента познания мира и культуры других народов, они осознают личностный смысл овладения иностранным языком. Содержание учебно-методических комплексов позволяет заложить у учащихся начальной школы основы коммуникативной культуры. Школьники приобретают умение самостоятельно ставить и решать личностно-значимые коммуникативные задачи, при этом они в состоянии адекватно использовать имеющиеся в их распоряжении речевые и неречевые средства, соблюдая правила этикета общения. Учебный материал в учебно-методических комплексах для 2, 3 и 4 классов представлен наглядно, с учетом возрастных особенностей младших школьников, что способствует формированию интереса, учебных и познавательных мотивов к изучению английского языка, желанию изучать этот предмет в будущем.
Метапредметные результаты
Деятельностный характер освоения содержания учебно-методических комплексов направлен на достижение метапредметных результатов, т. е. на формирование универсальных учебных действий. Разделы учебников «Учимся самостоятельно» (“Do It on Your Own”) развивают умение учиться, заставляют самостоятельно ставить учебные задачи, планировать свою деятельность, осуществлять рефлексию при сравнении планируемого и полученных результатов. Способы презентации нового языкового материала в УМК показывают учащимся, каким образом необходимо структурировать новые знания, анализировать объекты изучения с целью выделения существенных признаков и синтезировать информацию, самостоятельно выстраивая целое на основе имеющихся компонентов. Наибольшее внимание в данных учебно-методических комплексах уделяется развитию коммуникативных универсальных учебных действий, а именно: формированию умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, овладению монологической и диалогической формами речи, инициативному сотрудничеству речевых партнеров при сборе и обсуждении информации, управлению своим речевым поведением.
Кроме того, последовательная и системная работа постепенно знакомит школьников со способами извлечения, обработки и презентации информации, на что направлены многие задания, связанные с чтением. Освоение лингвистического, особенно грамматического, материала учит логически мыслить, пользоваться образцами и формулами для построения собственного речевого высказывания, дает представление о типичном, аналогичном, универсальном, исключительном и т. п. Иными словами, учит школьников мыслить и излагать свои мысли адекватно.
Предметные результаты
Основными предметными результатами освоения материала в соответствии с авторской рабочей программой для данной серии является формирование и развитие у младших школьников иноязычных коммуникативных умений в говорении, чтении, письме и аудировании; приобретение учащимися знаний о фонетической, лексической, грамматической и орфографической сторонах речи, а также навыков оперирования данными знаниями. Кроме того, согласно концепции, изложенной в программе, в УМК-2—4 предлагаются разнообразные сведения о странах изучаемого языка (на младшем этапе в основном о Великобритании).
Говоря о предметном содержании речи, в целом можно отметить, что работа охватывает все темы для изучения в начальной школе в соответствии с «Примерными программами начального общего образования». Основными учебными ситуациями, предлагаемыми для изучения являются: Знакомство. Я и моя семья. Мои увлечения. Мои друзья. Моя школа. Мой день. Еда. Окружающий мир. Моя страна. Страна изучаемого языка. Учебник для 2 класса структурирован несколько иначе, чем книги для учащихся 3 и 4 классов. В течение первого года обучения английскому языку материал указанной тематики подается дозированными порциями в рамках каждого урока. Сведения о странах изучаемого языка школьники получают не только из текстов, но и из специально введенной в учебники рубрики, где на русском языке им сообщаются сведения лингвострановедческого и страноведческого характера.
В области речевой деятельности школьники постепенно приобретают базовые навыки говорения. Уже начиная со 2 класса они учатся вести небольшие диалоги на бытовые темы, в том числе диалоги этикетного характера (знакомство, приветствие, прощание, выражение благодарности и т. п.), осваивают диалог-расспрос. В плане монологической речи учащиеся составляют короткие высказывания .Говоря об аудировании, необходимо отметить, что начальный этап обучения требует большого объема воспринимаемой на слух иноязычной речи, поэтому каждое занятие включает в себя задание на аудирование. Учащиеся постепенно развивают умение воспринимать на слух отдельные звуки, слова, фразы, микро-ситуации и микродиалоги, а затем и более протяженные тексты различного характера с различной глубиной проникновения в их содержание. Для 2 класса (первый год обучения) характерны задания типа «Послушай и повтори за диктором», «Послушай и скажи, какое из трех утверждений верно», «Послушай и скажи, каких слов не хватает в этих фразах» и т. п. Так как на раннем этапе изучения английского языка школьникам важно научиться различать на слух звуки и слова, в учебнике в большом количестве присутствуют задания типа «Послушай и скажи, какое, из двух слов/предложений ты слышишь». Объем включенного в УМК материала для аудирования значительно увеличивается за счет многочисленных заданий «Послушай и проверь себя», рифмовок, песен и заданий на аудирование в рабочих тетрадях.
В области письма и письменной речи учащиеся осваивают графику букв и слов в начале обучения и постепенно готовятся выражать свои мысли в письменной форме. Во 2 классе они составляют предложения о себе на основе модели. Вся работа над письмом ведется в рабочей тетради, которая предназначена исключительно для этой цели.
Весьма типичными для рабочей тетради являются следующие задания:
— Напиши строчку новой буквы/нового слова.
— Заполни пропуски в предложениях.
— Напиши ответы на вопросы/вопросы к ответам.
— Составь из данных слов предложения.
— Напиши о себе (например, что ты можешь или не можешь делать на улице зимой).
На протяжении всего процесса обучения в начальной школе языковые знания и навыки также усложняются и увеличиваются в объеме. Шаг за шагом (не случайно 45-минутный урок именуется в серии данных учебников английским словом Step) школьники осваивают произношение английских звуков, слов и больших или меньших отрезков речи преимущественно с помощью подражания образцу на основе принципа аппроксимации, учатся правильно оформлять их интонационно.
Постепенно изменяется в сторону усложнения и увеличивается в объеме состав лексических единиц, обслуживающих различные ситуации общения. С каждым годом лексикон школьников вырастает минимум на 250 единиц. В том числе они овладевают простыми словосочетаниями устойчивого характера, репликами-клише (How are you? I’m fine. etc) и оценочной лексикой (fine, happy, sad etc). Учащиеся получают начальное представление о таком способе словообразования в современном английском языке, как словосложение (doorbell, sweet shop, cherry cake).
При работе над лексикой внимание обращается на вариативность средств выражения. Школьники получают информацию о том, что одну и ту же мысль можно выразить по-разному. В частности, с самых первых уроков учащимся предлагаются две модели, используя которые они имеют возможность представить себя: a) My name is...; b) I’m... Большое место в учебниках отводится развитию языковой догадки на уровне слова: школьники учатся вычислять значение незнакомого слова по его составляющим или на основе знания словообразовательной модели. Они также учатся соединять слова по смыслу, образуя словосочетания.
При работе с лексикой младшие школьники постоянно учатся употреблению предлогов. Во 2 классе они знакомятся с предлогами места: in, on, under, by etc. Случаи существенных различий употребления предлогов в однотипных конструкциях изучаемого и родного языков специально оговариваются и тренируются (на улице — in the street, на небе — in the sky etc).
C точки зрения освоения нового грамматического материала учащиеся знакомятся с некоторыми явлениями морфологического характера. В рамках изучения морфологии английского языка происходит знакомство с такими частями речи, как имя существительное, имя прилагательное. Учащиеся учатся образовывать формы множественного числа исчисляемых существительных, сочетать существительные с неопределенными артиклями a и an. Во 2 классе происходит также изучение таких частей речи, как имя числительное (количественные числительные) и местоимение (личные местоимения в именительном падеже единственного числа).
Изучая английский глагол, учащиеся, занимающиеся по УМК серии “Rainbow Еnglish”, во 2 классе знакомятся с глагольными формами и их использованием в грамматическом времени present simple. Особое внимание уделяется порядку слов в предложении.
В центре внимания оказывается образование и употребление в речи вопросов в этом времени, в том числе общих вопросов, вопросов к подлежащему, альтернативных вопросов.
Относительно всего грамматического материала, который предлагается для изучения в начальной школе, можно сказать, что необходимо прежде всего его распознавание, вычленение того или иного грамматического явления в тексте, выявление отличий определенных грамматических явлений от схожих явлений грамматики и затем употребление этого явления в речи. Очень важным на этом этапе является также многократное возвращение к пройденному ранее, что стало одним из принципов, заложенных в данный УМК.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в следующих направлениях: использование учебных умений, связанных со способами организации учебной деятельности, доступных учащимся 5-9 классов и способствующих самостоятельному изучению английского языка и культуры стран изучаемого языка; а также развитие специальных учебных умений, таких как нахождение ключевых слов при работе с текстом, их семантизация на основе языковой догадки, словообразовательный анализ, выборочное использование перевода; умение пользоваться двуязычными словарями; участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.
Заключение.
Сопоставительное изучение культур разных народов дает благодатный материал для подготовки и проведения таких форм совместной поисково-творческой деятельности, как: ролевые игры, тематические доклады, викторины, спектакли, пресс-конференции, беседы за круглым столом, оформление стенгазет и альбомов, предметные вечера и т.д. Большой интересу учащихся вызывают ролевые игры в форме пресс-конференций с участием «представителей» страны изучаемого языка и родной республики. Например, в Туву «приезжает» делегация из Англии (Америки, Канады), состоящая из учителей (врачей, спортсменов, студентов, защитников окружающей среды). Их встречают такие же специалисты- «хозяева».
Хорошим источником межкультурного образования в контексте мировой культуры являются сказки разных народов на изучаемом языке. В сказках ярко выражается самобытность народа, его моральные принципы и ценности, обычаи и традиции, особенности быта. В них отражается мысли и чаяния людей, высмеиваются недостатки в их характере и поведении. В сказках народов мира, наряду с их культурным многообразием, немало общечеловеческого. Теперь, когда во всем мире возрастает интерес к поиску общечеловеческих морально- нравственных ценностей, истоков разных цивилизаций, попытка реализовать социокультурный подход к преподаванию и изучению иностранных языков с использованием народных сказок представляется методически вполне оправданным. Сам же учебный процесс с использованием народных сказок создает оптимальные условия для обогащения активного, пассивного и потенциального словаря студентов, а также для развития их навыков чтения и устной речи. Учащиеся инсценировали тувинскую народную сказку «Уш чуул эртемниг оол» («Парень с тремя знаниями»). Учащихся привлекает творческая направленность такой работы, возможность одновременно отрабатывать невербальные компоненты устной речи (жесты, мимику), реализовать свои знания и речевые умения. Они осознают на практике, что изучаемый язык становится для них не только новым средством коммуникации, но инструментом познания, самообразования, саморазвития, удовлетворения личных духовных и интеллектуальных потребностей. Вот почему социокультурный подход, полифония и диалог культур становятся важным фактором повышения мотивации.
Лингвострановедческие элементы учебно-методических модулей и даже отдельные курсы подобного характера не могут обеспечить решения комплексных задач по изучению национальных стереотипов поведения и восприятия, форм мышления, систем ценностей ориентации, особенностей интерпретации этических и эстетических ценностей, специфики национальной политической культуры, государственно-правовой системы. Необходимо формирование целостной модели страноведческого образования как профильной ориентации всего комплекса учебных дисциплин.
Список литературы
Ариан М.А. Лингвострановедение в преподавании иностранных языков в старших классах средней школы // Иностранные языки в школе. - № 2, 1990. с.202
Бим И.Л. Клочевые вопросы теории учебника: структура и содержание.- М.,1981. с.56
Бим И. Л. Методика обучения иностранным языком как наука и проблемы школьного учебника.- М., 1997. с.58
Бурдина М. И. Курс страноведения в школах с углублённым изучением английского языка // Иностранные языки в школе.-№ 3, 1999. с.22
Вайсбурд М.Л. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иноязычному устно-речевому общению // Иностранные языки в школе. -№1,2000. с.82
Верещагин Е.М., Костомаров В.г. К проблеме объекта и объёма лингвострановедения. - М., 1999. с.156
Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. /И.П. Подласый. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 527с.
Самойлова, Т.А. Игры на уроках английского языка: Метод. пособие /Т.А. Самойлова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2005. – 92с.
Смолкин, А.М. Формирование мотивации учения: КН. Для учителя /А.М. Смолкин. – М.: Просвещение, 1990. – 242с.