Методическая разработка на тему Формирование познавательных УУД на разных этапах урока биологии в 7 классе
Утверждено на заседании ОД
от « » мая 2016 г.
Протокол № от « » мая 2016 г.
Руководитель ОД ______________________ /Арефьева Е. Ю./
Министерство обороны Российской Федерации
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Московское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»
Отдельная дисциплина
« Физика, химия, биология»
Методическая разработка
по теме:
«Разработка наиболее эффективных приемов формирования познавательных УУД суворовцев на разных этапах урока биологии»
Автор: Федина Наталь Ивановна,
преподаватель биологии
Москва
2016 год
Оглавление
1. Аннотация..3
2. Введение
2.1.Актуальность...4
2.2. Новизна методической разработки..4
2.3.Цель методической разработки.4
2.4.Условия применения..4
3. Основная часть..5
4. Заключение....15
5. Список литературы...16
6. Приложения...17
Аннотация
Методическая разработка «Разработка наиболее эффективных приемов формирования познавательных УУД суворовцев на разных этапах урока биологии» посвящена проблеме развития у учащихся способности самостоятельно определять учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои знания.
Работа представляет собой методический опыт и раскрывает вопросы формирования общеучебных, логических универсальных учебных действий и действий по постановке и решению учебных проблем. Рассматриваются конкретные приемы для уроков биологии по УМК Н.И.Сонина. Каждый прием подкрепляется примерами, содержащими различные виды заданий. Выполняя эти задания, учащиеся начинают результативно мыслить и работать с информацией. Кроме того, предлагаемые задания позволяют поддерживать интерес к предмету.
Данная разработка может быть использована в практической деятельности преподавателей биологии суворовских, нахимовских училищ, кадетских корпусов, учителей биологии общеобразовательных школ. Приёмы могут быть интересны и для других учителей-предметников, а также для учащихся, заинтересованных в подготовке к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Введение
Актуальность.
На сегодняшний день приоритетной целью образования становится развитие способности обучаущегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формируется умение учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [Асмолов А.Г. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с. 2.].
Актуальность вопроса формирования познавательного интереса в целом, познавательных универсальных учебных действий, в частности, обусловлена противоречием между потребностью современного общества в личности с активной познавательной позицией, способной к непрерывному образованию в течение всей жизни и недостаточным вниманием в школьном образовании к процессам, которые позволяют эту позицию формировать. В связи с этим педагог должен помочь раскрыться духовным силам ребенка. Преподавателю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий.
Остановлюсь на формировании познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии, т.к. они позволяют учащимися выполнять такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, проведение аналогий, установление причинно–следственных связей. Данные приемы способствуют формированию разного рода умений. Считаю, что обучающийся, владеющий данными умениями, будет конкурентоспособным членом современного общества: творческим, интеллектуально-образованным, ответственным, коммуникабельным, способным решать проблемы автономно, постоянно учиться всему новому самостоятельно и эффективно применять знания в жизненной практике, быту, учебной деятельности.
Актуальность написания данной методической разработки связана еще и с имеющимися противоречиями в системе образования:
готовностью к обучению биологии и несформированностью абстрактного мышления у обучающихся;
высоким уровнем содержания курса биологии и дефицитом учебного времени;
отсутствия мотивации к обучению, навыков самостоятельной работы и работы учащихся в индивидуальном темпе;
насыщенностью фактического и понятийного материала и недостаточностью времени на его осмысление.
Преподаватель должен так организовать деятельность суворовца, чтобы он показал:
способность к самоорганизации в решении учебной задачи;
прогресс в личностном развитии.
Новизна методической разработки в том, что описанные мною приемы вариативны и легко могут быть переложены на любой предмет. Описанные приемы формируют умения работы с информацией в учебной и практической деятельности, снимая тем самым противоречие между накоплением знаний и их применением.
Цель методической разработки
Обобщение наиболее эффективных приемов формирования познавательных УУД, используемыех преподавателем на разных этапах урока биологии.
Условия применения
Необходима возможность использования цифровых образовательных ресурсов, наличие различных видов информации для учащихся и временных затрат преподавателя.
Основная часть
Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
В основу выделения состава и функций УУД для основного общего образования были положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы УУД, факторы и условия их развития . Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов)
С 2014-2015 года основная школа начала работать по новым образовательным стандартам. Основу работы на уроке составляет деятельностный подход. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия к мысли. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Выделяют четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Познавательные УУД – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации [1].
Таблица 1. Познавательные УУД
Познавательные УУД
Формируемое умение
Общеучебные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические
- моделирование
Логические
- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
-установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Действия постановки и решения проблем:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
В момент перехода к ФГОС должно измениться многое, но программы останутся прежними, а значит, и учебники изменятся не скоро. По мнению Е.А. Генике и Е.А. Трифоновой: «настоящие учебники созданы, чтоб совершенствовать знания и умения, но мало влияют на развитие личности». Поэтому в данный момент задача развития ребенка ложится на плечи преподавателя всем своим полным грузом. В такой противоречивой ситуации выход один: к старым учебникам подобрать педагогические технологии.
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижений педагогических целей [Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие.– М.: Народное образование, 1998. - С.14-15].
Наиболее уместными и удачными из всего множества технологий, я считаю, являются ТРКМ и проблемно-диалогическая технология.
Что такое критическое мышление?
это самостоятельное мышление, носящее индивидуальный характер;
информация – отправной пункт критического мышления;
начинается с постановки вопросов и уяснения проблемы, которую нужно решить;
отличается убедительной аргументацией;
это мышление социальное;
Основные «плюсы»:
Это развитие мышления в целом.
Развитие надпредметной деятельности учащихся – формирование своей точки зрения, использование знаний, умение видеть главное. Т.е. реализация метапредметной области.
3. Формирование универсальных типов деятельности в работе с информацией.
Основным способом ТРКМ является чтение и письмо, самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации (тексты, схемы, иллюстрации), которые требуют выделения главных мыслей, тезисов, т.е. каких – то маркировок.
Конечно, не на каждом уроке в биологии возможно применение методики, а только те уроки, параграфы которых изначально мало информативны и коротки, информация, как правило, вводная и обобщенная. Тогда появляется время на насыщение такого урока деятельностью. Уроки, по которым можно составить интересную доступную информацию или уроки, информация которых уже известна детям, благодаря жизненному опыту.
В основе метода лежит базовая модель, состоящая из трех фаз [3].
Первая фаза ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации.
Главными задачами второй фазы является: активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, отслеживание собственного понимания.
Третья фаза призвана суммировать и систематизировать новую информацию, выработать собственное отношение к изучаемому материалу и сформулировать вопросы для дальнейшего продвижения в информационном поле.
Таблица 2. Технология развития критического мышления – три фазы
Стадия (фаза)
Деятельность преподавателя. Задачи данной фазы.
Деятельность обучающихся
Возможные приемы и методы
Стадия вызова
Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.
Обучающийся «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу ( делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ
Составление списка «известной информации», рассказ – предположение по ключевым словам;
графическая систематизация материала в кластеры, таблицы, схемы;
верные и неверные утверждения;
перепутанные логические цепочки;
рассматривание иллюстраций;
мозговой штурм;
плюс-минус-интересно;
плюс-минус-вопрос;
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах, в группах.
Стадия осмысления (реализации)
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»
Обучающийся читает
(слушает) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делает пометки на полях и ведет записи по мере осмысления новой информации
Методы активного чтения:
маркировка с использованием значков «v»- было знакомо ранее, «+» - новое знание, «-»- вызывают несогласие «?»- вызывают вопросы, непонятны (по мере чтения ставятся на полях справа);
ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов, концептуальных таблиц;
поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы;
Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, материал параграфа, лекция), работа ведется индивидуально или в парах.
Стадия рефлексии
Вернуть учащихся к первоначальным записям – предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации
Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя задания, полученные на стадии осмысления
-заполнение таблиц, установление причинно –следственных связей между блоками информации;
-возврат к ключевым словам, верным или неверным утверждениям;
-ответы на поставленные вопросы;
-организация круглых письменных или устных столов;
-организация различных видов дискуссий;
-редактирование;
-написание творческих работ (письмо, страницы дневника, эссе и т.д.)
Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа ведется индивидуально, в парах, в группах.
Рассмотрим некоторые приемы формирования познавательных УУД в разделе «Царство Животные» в 7 классе (УМК Сонина Н.И.).
Для формирования общеучебных универсальных действий рекомендую использовать приемы поиска информации. Поиск информации – это такое универсальное учебное действие, которое позволяет быстро находить необходимый материал для решения конкретной учебной задачи. На своих уроках большое внимание уделяю работе с учебником и использую следующие приемы:
- найди место в учебнике, где описываются объект, процесс, явление;
- разбей текст одного параграфа учебника на части и озаглавь их;
- придумай название к тексту по изучаемой теме;
- составь суждение по тексту параграфа;
- выдели ключевые слова в отрывке текста, напиши их в тетради;
- расскажи по опорным словам (разверни информацию);
- заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы.
-найти формулировку понятия.
Для более эффективной работы с текстом учебника или других источников предлагаю использовать прием свертывания информации в таблицу или схему, который позволяет вести поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, определять основную и второстепенную информацию и выполнять знаково-символическое моделирование.
Пример 1. При изучении нового материала по теме «Подцарство Одноклеточных» возможно организовать работу в группах с последующим обсуждением результатов. Задача группы: изучить теоретический материал по учебнику, относящейся к определенному для них животному и заполнить свой столбец таблицы.
Таблица 3. Характеристика одноклеточных животных
Тип/класс
Представитель
Амеба обыкновенная
Эвглена зеленая
Инфузория туфелька
Малярийный плазмодий
Рисунок с обозначениями
Органоид движения
Способы питания
Способы размножения
Места обитания
Другие представители типа (класса)
После работы в группе учащиеся представляют результаты своей работы в виде устного сообщения, заполняют таблицу на доске и делают общий вывод о строении и процессах жизнедеятельности одноклеточных организмов.
Работа с таблицами, схемами, отражающими как строение, так и процессы жизнедеятельности объектов живой природы, требует от учащихся активизации внимания, памяти, мышления. Анализ информации, представленной виде таблицы, позволяет понять материал и легко подготовить монологический ответ на следующем уроке. Таким образом, отрабатывается умение развертывать информацию.
Данный пример позволяет формировать так же и логические учебные действия.
Прием на восстановление информационных пропусков в тексте: в разных местах текста удаляю несколько предложений или слов и предлагаю учащимся заполнить пропуски, выбрав из предложенного набора.
Пример 2. При изучении темы «Класс Ракообразные» предлагаю суворовцам выполнить индивидуальную работу по карточкам.
Заполнить пропуски в тексте: «У ракообразных выделяют три отдела тела: голова, и брюшко, а у речного рака - и брюшко. У речного рака первые две пары конечностей преобразованы в , длинные называются , а короткие - . Речные раки имеют ходильных ног, первая из них заканчивается . Твердый покров раков содержит вещество .Рост ракообразных происходит во время.», используя предложенные слова: головогрудь, линька, брюшко, грудь, антенны, хитин, антеннулы, усики, пять пар, четыре пары, ходильные ноги, клешни(в наборе могут присутствуют и лишние слова).
Данный прием способствует формированию общеучебного умения видеть целостное представление по определенному вопросу.
Прием: «Найди ошибку в тексте (рисунке)»
Пример 3. При обобщении темы «Класс Насекомые» даю задание - найти биологические ошибки в тексте: «У насекомых две пары усиков и три пары ходильных ног. Кровеносная система замкнутая. Органами выделения являются мальпигиевы сосуды. Органы дыхания – легкие. К классу Насекомых относятся отряды: жесткокрылые, прямокрылые, чешуекрылые, рукокрылые, перепончатокрылые, скорпионы, стрекозы, клещи. К отряду прямокрылые не относятся кузнечики, медведки, богомолы, саранча».
Текст задания готовится заранее самим преподавателем или поручается суворовцам в качестве творческого задания на самоподготовку. Очень важно сформировать умение отыскания ошибок, т.к. оно позволяет из общего выделять частное.
Формированию логических универсальных учебных действий способствуют следующие приемы.
Прием сравнения - это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять).
Пример 4. Очень часто дети объединяют и путают типы червей, называя всех мелких безногих ползающих животных червями, а это три абсолютно разных типа. Предлагаю заполнить сравнительную таблицу по мере изучения каждого типа. Затем провести сравнительный анализ особенностей строения систем органов разных типов червей, используя результаты таблицы.
Таблица 4. Сводная таблица «Сравнительная характеристика типов червей»
Признаки для сравнения
Тип Плоские черви
Тип Круглые черви
Тип Кольчатые черви
1. Представители
2. Места обитания и способ питания
3. Внешнее строение
4. Дыхательная система
5. Нервная система и органы чувств
6. Кровеносная система
7.Пищеварительная система
8. Половая система
Этот приём формирует умение устанавливать черты различия.
Приём незаконченного предложения.
Этот прием способствует формированию умения устанавливать причинно-следственные связи.
Пример 5. При изучении темы «Размножение животных» суворовцам предлагаю задание [4]: изучив содержание таблиц, закончить предложения:
«Если срок беременности короткий, то.»
«Чем крупнее животное, тем...»
«Когда рождаются зрячие, покрытые шерстью детеныши, то»
«Чем чаще размножаются животные, тем»
Таблица 5. Длительность беременности у разных животных
Название животного
Длина тела
Длительность беременности
Условия деторождения
Характеристика детенышей
Серый хомячок
10 см
11-13 дней
Надежно устроенные норы
Голые, слепые, беспомощные
Рыжая полевка
13 см
18 дней
Серая полевка
13 см
20 дней
Крыса-пасюк
35 см
22 дня
Хомячок
59 см
30 дней
Сурок байбак
90 см
40 дней
Лисица
52 дня
Горный баран
150 дней
Не устраивают гнезд и нор
Зрячие, покрытые шерстью, в первые дни после рождения могут следовать за матерями
Олень, лось
240-250 дней
Зебра
340-365 дней
Слон
500 дней
Таблица 5. Зависимость скорости размножения от продолжительности жизни
Название животного
Продолжительность жизни
Частота повторения рождений
Слон
70-80 лет
1 раз в 4 года
Зубр
до 50 лет
1 раз в 2-3 года
Кит синий
35-40 лет
1 раз в 2-3 года
Медведь бурый
30-35 лет
1 раз в 2-3 года
Волк
около 15 лет
1 раз в год
Лисица
10-12 лет
1 раз в год
Зайцы
5-7 лет
до 3 пометов в год
Обыкновенная полевка
14-18 месяцев
6-8 пометов в год
Пример 6. По любой теме в разделе «Царство Животные» предлагаю выполнить задание: изучив текст учебника, составить предложения, используя следующие конструкции:
.., поэтому.
.., потому что .
., следовательно, .
., так как.
Например, по теме «Строение и многообразие млекопитающих» результатом работы суворовцев по данному алгоритму могут быть следующие высказывания:
«У млекопитающих в сердце имеется полная перегородка, поэтому кровь в сердце не смешивается», «Поверхности коренных зубов растительноядных млекопитающих плоские и широкие, потому что используются для перетирания грубой растительной пищи», «Органом дыхания у китов и дельфинов являются легкие, следовательно, время от времени они должны подниматься к поверхности воды».
«Киты и дельфины быстро поднимаются к поверхности, так как у них хвостовой плавник расположен в горизонтальной плоскости, а не в вертикальной, как у рыб».
Кроме установления причинно-следственных связей, данные упражнения направлены на формирование умения работать с информацией, представленной в знаково-символическом виде.
Прием логических цепочек.
Пример 7. При изучении темы «Рост и развитие животных» встречается много новых терминов, которые необходимо запомнить. Они отражают последовательность этапов эмбрионального развития. На этапе закрепления предлагаю составить иерархическую цепочку, используя карточки с терминами, а затем объяснить соподчиненность элементов в цепочке [2].
Образец карточки: оплодотворение, зигота, бластула, гаструла, нейрула, дробление, впячивание, однослойный зародыш, двуслойный зародыш, эктодерма, энтодерма.
Результат выполненного задания:
дробление впячивание
Оплодотв. зигота бластула гаструла нейрула
однослойный двуслойный
зародыш зародыш
эктодерма энтодерма
Данный прием развивает умение выявлять причинно-следственные связи, выстраивать иерархическую цепочку понятий и процессов.
· А на следующем уроке использую прием «Интеллектуальной атаки»: в быстром темпе фронтально задаю понятия, а учащиеся - их определение.
Прием - найти «лишнее».
Пример 8. В теме «Класс Паукообразные» даю задание: «Что является лишним в данном перечне: наружный скелет, жабры, трахеи, хелицеры. Дать объяснение своему выбору».
Задания такого рода формируют мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях.
Прием - классификация.
Пример 9. В теме «Тип Плоские черви» предлагаю учащимся выполнить задание: используя рисунки и текст учебника на страницах 112-117, разделить животных на две группы, используя схему:
Плоские черви
свободноживущие паразиты
После выполнения задания предлагаю ответить на вопросы:
- Как вы считаете, какие наиболее сложно устроены и почему?
- Какие системы органов особенно развиты у свободноживущих червей, а какие у
паразитов?
- Какое значение они имеют в природе и жизни человека?
Такие упражнения развивают умение классифицировать понятия и явления.
Прием на установление соотнесения.
Пример 9. При обобщении темы «Тип Членистоногие» целесообразно предложить задание:
«Установить соответствие между классом и представителями»
Представители
Класс
А) краб
1) Ракообразные
Б) клещ
2) Паукообразные
В) клоп
3) Насекомые
Г) паук
Д) жук
Е) пчела
При изучении темы «Тип Моллюски» целесообразно предложить задание:
«Установите соответствие между моллюсками и типами их дыхания»
Моллюски
Тип дыхания
А) беззубка
1) жаберное
Б) устрица
2) легочное
В) виноградная улитка
Г) большой прудовик
Д) осьминог
Е) перловица
Данный прием способствует развитию таких мыслительных операций, как анализ и сравнение.
Действия постановки и решения проблемы.
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. Проблемные ситуации необходимо создавать с учетом реальных противоречий, значимых для учащихся. Для того, чтобы учащиеся приняли поставленную проблему, то есть начали активный поиск ее решения, проблема не должна быть чрезмерно трудна, но должна находиться в зоне ближайшего развития учащегося, соответствовать его возможностям [9].
Пример 10. В теме «Экологические группы птиц» предлагаю решить следующую проблемную ситуацию: «Мы знаем, что осенью большинство наших птиц улетают в более южные районы, причем ласточки собираются в дорогу уже в конце августа, а утки-в октябре. Как можно объяснить разные сроки отлета птиц?».
Пример 11. При изучении темы «Многообразие млекопитающих» предложить такое задание: «Объясните, почему многие люди используют стойкое словосочетание «Рыба-кит» и в чем здесь противоречие?»
Прием - постановка проблемного вопроса.
Пример 12. В теме «Дыхательная система птиц» задаю проблемные вопросы:
1). Для полета требуется намного больше энергии, чем для передвижения по земле. Как птицы решают проблему энергозатрат? 2).Единственная птица, которая бегает по дну водоемов - оляпка. А как она дышит под водой?
Пример 13. При изучении темы «Экологические группы птиц» в начале урока предлагаю обсудить следующие вопросы: «Почему не все птицы летают? Почему снегири прилетают в Москву только зимой, да и то не каждый год? Почему воробьи с нами зимуют, а скворцы улетают в теплые края?». При обсуждении данных вопросов учащиеся формулируют цель урока. В конце урока вновь возвращаемся к проблемным вопросам, чтобы подвести итог урока.
Прием - сообщение фактов, выдвижение гипотез, предположений.
Пример 14. Все перелетные птицы собираются в полет в разное время, причем некоторые улетают, когда у нас еще очень тепло и много корма. Как птицы понимают, что пришла пора собираться в дорогу и может ли что-то обмануть их, и они перепутают время отлета?
Прием - дискуссия (учащимся задаются вопросы, требующие размышления, учащиеся высказывают мнения).
Пример 15. 1). У птиц и млекопитающих частота сокращений сердца, как правило, тем выше, чем меньше животное. Чем можно объяснить такую закономерность? Докажите свою точку зрения. (Дискуссия проводится с опорой не только на биологические знания суворовцев, но и знания по физике и математике).
2). Чем объясняется пестрота окраски и причудливость формы коралловых рыб? Докажите свою точку зрения. (Дискуссия проводится с опорой на знание тем «Тип Кишечнополостные», «Тип Хордовые»).
Комплексный прием - использование инструктивных карт заданий на уроках.
Для меня, как и для многих учителей сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?
Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому всё объяснили. Поэтому задача учителя – не давать учащимся знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать эти знания.
Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».
Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками – писал А. Н. Леонтьев. Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке.
Для обеспечения эффективной работы на уроке, а также для развития познавательного интереса, самостоятельных навыков работы и развития логического мышления я применяю инструктивные карты, которые позволяют добиться:
- экономии времени на объяснение техники выполнения работы;
- использование дополнительного наглядного материала в виде рисунков и схем;
- самостоятельности учащихся.
Инструктивные карты, которые я использую на уроках, позволяют обучающимся спланировать свои действия, сделать прогноз на получение итоговой оценки результатов своей деятельности, так как у обучающихся есть выбор, какое задание выполнить в первую очередь, а какое-позже. За каждое выполненное задание обучающийся получает определенное количество баллов и критерии оценки также доступны для выполняющего работу ученика. Обязательно прошу каждого суворовца выполнить самооценку, то есть проставить баллы за каждое задание, а при проверке работы выставляю свою оценку. Этот прием позволяет мне, как преподавателю, понять, как оценивает себя каждый суворовец и как организовать дальнейшую индивидуальную работу с каждым суворовцем. Кроме того, эти карты обязательно содержат задания творческого характера, предлагающие суворовцам составить собственные тестовые задания или тексты с ошибками. Это позволяет им еще глубже погрузиться в изучаемую тему, так как составить задание правильно всегда труднее, чем ответить на готовый вопрос и требует подключить такие мыслительные процессы, как анализ и синтез. В результате выполнения заданий инструктивной карты суворовцы совершенствуют общеучебные универсальные действия. (Примеры инструктивных катр в приложении 2).
Заключение
Предложенные приемы позволяют сформировать познавательные универсальные учебные действия, что приводит к следующим результатам:
учащиеся результативно мыслят и работают с информацией;
ориентируются в своей системе знаний, осознают необходимость нового знания;
делают предварительный отбор источников информации для поиска нового знания;
добывают новые знания из различных источников и разными способами;
перерабатывают информацию для получения необходимого результата - в том числе и для создания нового продукта;
преобразуют информацию из одной формы в другую и вырабатывают наиболее удобную для себя форму;
работая с информацией, умеют перерабатывать ее содержимое в сжатом или развернутом виде, составлять план текста, тезисы, конспект и т.д.
Список литературы:
1. Асмолов А.Г. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с. 2.
2. ГалееваН.Л. «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии», М. 2006.
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования: учебное пособие.– М.: Изд.центр «Академия», 2004.
4. Н.Н. Жукова «Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся на уроках биологии». Журнал «Справочник заместителя директора школы», № 6, 2011 г.
5. С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
6.Захаров В.Б., Сонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2014.
7. Г.И. Лернер «Роль УМК в формировании УУД на уроках биологии». Журнал «Биология в школе», №8, 2010
8. Лернер Г.И. Стандарты нового поколения и формирование УУД // Биология в школе. – 2011.–№7.– с. 24–30.
9. Селевко Г. К. Проблемное обучение// Школьные технологии.– 2006.- №2.– С.61-65
10. Татьянченко Д., Воровщиков С. Развитие общеучебных умений школьников //Народное образование. – 2003. – № 8. – с.115-1261.
11. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения.-М.: Педагогика,1990
12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министра образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Приложения
Приложение 1.
Примеры сводных таблиц по темам раздела «Царство Животные»
Паразитические простейшие
Представители
Место паразитирования
заболевание
Способ заражения
Меры предупреждения
Дизентерийные амебы
Толстый кишечник
Амебиаз (болезнь грязных рук)
Цистами через рот
Мыть овощи, фрукты, беречь продукты питания от попадания цист, мыть руки перед едой
Трипаносомы
Кровь, спинномозговая жидкость,
Сонная болезнь, и наганы
Переносчики муха цеце, клопы слепни
Уничтожать насекомых- переносчиков заболевания, уничтожать больных животных, защищаться от укусов
Лейшмании
Внутриклеточные паразиты кожи и внутренних органов
Пендинская язва (кожное заболевание)
Переносчики- москиты. Природный резервуар- грызуны
Борьба с грызунами
Лямблии
Верхние отделы тонкого кишечника
лямблиоз
Цистами через рот
Мыть овощи, фрукты, беречь продукты питания от попадания цист предохранять воду , мыть руки перед едой
Малярийные плазмодии
Клетки печени и крови
малярия
При укусе малярийного комара
Борьба с малярийными комарами
Сравнительная характеристика классов Типа Кольчатые черви
Признаки для сравнения
Класс Многощетинковые черви
Класс Малощетинковые черви
Класс Пиявки
1. Особенности строения
Тело имеет различные придатки, парные параподии
Недоразвитые щупальца, жабры и параподии, имеют по 4 щетинки по бокам тела, лишены глаз
Постоянное число сегментов (29-31), тело уплощенное, имеют присоски, параподии, щетинки и жабры отсутствуют
2. Место обитания
Дно морей
Почва, песчаный грунт водоема
Пресные водоемы, влажные тропические места суши
3. Образ жизни
Свободноплавающие, роющие, сидячие формы
Роющий
Кровососущие, хищники
4. Пища
Планктон, органические остатки
Органические остатки в почве
Кровь животных, мелкие черви, рыбы
5. Представители
Нереида, пескожил, серпула
Дождевой червь, трубочник
Пиявки: рыбья, ложноконская, медицинская, улитковая
6. Значение в природе и жизни человека
Фильтруют воду, пища для животных, почвообразование
Почвообразование, пища для животных
Лечение гипертонической болезни и атеросклероза
Сводная таблица «Сравнительная характеристика типов червей»
Признаки для сравнения
Тип Плоские черви
Тип Круглые черви
Тип Кольчатые черви
1. Представители
Планария, печеночный сосальщик, бычий цепень
Аскарида, острица, луковая нематода, власоглав
Дождевой червь, пескожил, нереида, трубочник, пиявка
2. Места обитания и способ питания
Вода, почва, организм хозяина. Паразиты и хищники
Исключительно паразиты
Почва, реки, моря.
Сапротрофы, паразиты
3. Внешнее строение
Имеют присоски и крючки, тело плоское
Тело круглое, заостренные концы, покрыты кутикулой
Тело состоит из колец, покрыто слизью
4. Дыхательная система
Нет
Нет
Нет
5. Нервная система и органы чувств
У паразитов отсутствует
Не развита
Брюшная нервная цепочка
6. Кровеносная система
Отсутствует
Отсутствует
Замкнутая, из сосудов и «сердец»
7.Пищеварительная система
Слепозамкнутая, у паразитов нет
Сквозная
Сквозная, дифференцированная
8. Половая система
Гермафродиты
Раздельнополые
Половой диморфизм
Гермафродиты и раздельнополые
Сравнительная характеристика классов типа Членистоногие.
Параметры для сравнения
Класс Ракообразные
Класс Паукообразные
Класс Насекомые
1. Местообитание
2. отделы тела
3. органы зрения
4. количество усиков
5. количество ходильных ног
6. наличие крыльев
Отряды класса Насекомые
№
Отряд насекомых
Представители
Особенности крыльев
Ротовой аппарат
Пища
Тип развития
Роль в природе, жизни человека
1
Чешуекрылые
2
Жесткокрылые
3
Двукрылые
4
Перепончатокрылые
5
Прямокрылые
6
Равнокрылые
7
Полужесткокрылые
Многообразие современных рептилий
Отряд
Характерные особенности
Представители
Практическое значение
Черепахи
Чешуйчатые (змеи)
Крокодилы
Чешуйчатые (ящерицы)
Характеристика отрядов млекопитающих
Название отряда
Представители
Особенности строения
Места обитания и пища
Использование в армии
1. Насекомоядные
2. Рукокрылые
3. Зайцеобразные
4. Грызуны
5. Китообразные
6. Хищные
7. Ластоногие
8. Хоботные
9.Нерапно-копытные
10.Парно-копытные
11. Приматы
12.Сумчатые
13. Первозвери (Однопроходные)
Характеристика типов животных
Тип
Классы
Представители
Слои клеток
Кожно-мускульный мешок
Пищеварительная система
Нервная система
Выделительная система
Кровеносная система
Дыхательная система
Половая система
«Системы органов позвоночных животных»
Классы
Рыбы
Земно-водные
Пресмыкаю-щиеся
Птицы
Млеко-питающие
Покровы тела
Скелет
Нервная система (головной мозг)
Органы чувств
Кровеносная система
Дыхательная система
Выделительная система
Размножение и развитие
Основные признаки классов позвоночных животных
Признаки
Рыбы
Земно-водные
Пресмы-
кающиеся
Птицы
Млекопитающие
Среда обитания
Водная
Наземно-водная
Наземная, вторично водная
Наземно-воэдушная
Повсеместно (наземная, почвенная, водная)
Покровы тела
Кожа имеет слизистые железы и покрыта костными чешуйками
Голая кожа имеет слизистые железы
Сухая кожа без желез покрыта роговыми чешуйками, щитками или панцирем
Сухая кожа (единственная копчиковая железа) покрыта перьями
Кожа имеет множество желез (сальных, потовых, у самок - млечных) и покрыта шерстью или волосами
Дыхание
Жаберное
Кожное и лёгочное
Лёгочное
В покое – лёгочное,
во время полёта – двойное дыхание (лёгкие и воздушные мешки)
Лёгочное,
в акте дыхания принимает участие диафрагма
Круги кровообращения
Один круг
Два круга: большой и малый (или лёгочный)
Сердце
2-х камерное, в нём венозная кровь
3-х камерное
(в левом предсердии
артериальная, в правом предсердии венозная, в желудочке смешанная кровь)
3-х камерное
(в левом предсердии артериальная кровь, в правом предсердии венозная, в желудочке неполная перегородка и частично смешанная кровь)
4-х камерное: продольная перегородка разделяет сердце на левую половину (в ней артериальная кровь) и правую половину (в ней венозная кровь), поэтому кровь в сердце не смешивается. В каждой половине есть предсердие и желудочек.
Обмен веществ
Низкий уровень обмена веществ, поэтому температура тела непостоянная и зависит от температуры окружающей среды (холоднокровные животные)
Высокий уровень обмена веществ, поэтому температура тела постоянная и не зависит от температуры окружающей среды (теплокровные животные)
Оплодо-творение
Наружное
Внутреннее
Размно-жение
Самки вымётывают икринки в воду, а самцы - молоки (семенную жидкость)
Откладывают яйца, покрытые кожистой оболочкой. Есть живородящие (гадюка)
Откладывают крупные яйца, покрытые скорлупой.
Большинство – живородящие,
но есть яйцекладущие
(утконос и ехидна).
Приложение 2.
Инструктивные карты заданий к урокам
Инструктивная карта: задания к теме «Одноклеточные животные»
1). 1.Прочитать текст учебника с.89-91.
2. Выписать в тетрадь общие признаки одноклеточных животных
Общие признаки одноклеточных животных
1..Общее число видов
2. Размеры тела ..
3. Среда обитания
4. Способы питания .
5. Способы передвижения (с помощью чего)
5
баллов
2). 1. Прочитать текст учебника с.89-90.
2. Выполнить задания карточки.
Перечислите процессы жизнедеятельности простейших:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
6 баллов
3). 1.Прочитать текст с.89-91
2. Выполнить задания карточки.
Объясните значение слов:
1. Фототаксис- .
2. Фагоцитоз- ..
3. Пиноцитоз- ..
4. Инцистирование- .
5. Планктон- .
5 баллов
4). 1.Прочитать текст с.89-92
2. Заполнить таблицу
Часть клетки
Строение
Функция
Псевдоподии
Сократительная вакуоль
Стигма (светочувствительный глазок)
Порошица
Циста
5 баллов
5). Изучить с.89-91
Составьте схему
Схема «Способы размножения простейших»
2 балла
6). Ответить на вопрос.
Почему важно изучать одноклеточных животных?
2 балла
7). Творческая работа
Составьте тестовые задания или текст с ошибками по теме «Общие признаки одноклеточных животных»
4 балла
Критерии оценки: «5»: 24-29 баллов «3»-10-17 баллов
«4»: 18-23 баллов «2»-0-9 баллов
Инструктивная карта: задания к теме «Надкласс Рыбы»
1). 1.Прочитать текст учебника с.178-182.
2.Выписать в тетрадь общие признаки рыб
Общие признаки рыб:
1. Покровы тела:
2. Скелет:
3. Органы дыхания:
4. Строение сердца:
5. Размножение и развитие:
6. Места обитания:
6 баллов
2). 1. Прочитать текст учебника с.178, 183-187
2.Составьте классификацию рыб.
Надкласс Рыбы
Класс Класс
Надотряды - Подклассы
5 баллов
3). 1.Прочитать текст с.183.
2. Выпишите признаки хрящевых рыб
Признаки хрящевых рыб:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
6 баллов
4). 1. Прочитать текст с. 185-187
2. Заполнить таблицу
Подкласс
Главный признак
Представители
12 баллов
5). Ответить на вопрос.
Как вы можете использовать полученные знания о многообразии рыб?
3 балла
6). Выпишите номера правильных утверждений и исправьте неправильные утверждения
1. Все рыбы относятся к классу Костные рыбы.
2. Осетр и белуга не имеют плавательного пузыря и жаберных крышек, как и все хрящевые рыбы.
3. Латимерия - хищная рыба, имеющая мясистые плавники.
4. Двоякодышащие рыбы могут дышать атмосферным воздухом с помощью жабр.
4 балла
7). Творческая работа
Составьте тестовые задания или текст с ошибками по теме «Многообразие рыб»
4 балла
Критерии оценки: «5»: 35-40 баллов
«4»: 26-34 балла
«3»: 15-25 баллов
«2»: 0-14 баллов
Инструктивная карта: задания к теме «Класс Земноводные»
1). 1.Прочитать текст учебника с.196-197
2.Выписать в тетрадь особенности головастиков и взрослой лягушки
Признак
Головастик
Лягушка
Место обитания
Сердце
Круги кровообращения
Орган дыхания
Органы движения
Пища
6 баллов
2). 1. Прочитать текст учебника с.197-198
2.Предложите классификацию земноводных.
Группа
Представители
Особенности строения
Места обитания
12 баллов
3).1.Прочитать дополнительный материал или найти другие источники информации.
2. Объясните роль земноводных в природе и жизни человека
Роль земноводных в природе и жизни человека
1.
2.
3.
4.
5.
5 баллов
4). Ответить на вопрос.
Как вы можете использовать полученные знания о многообразии земноводных?
3 балла
5). Выпишите номера правильных утверждений и исправьте неправильные утверждения
1. Половой диморфизм у амфибий ярко выражен.
2. В клоаку у земноводных открываются пищеварительная, выделительная и половая системы.
3. Все земноводные и их личинки-хищники.
4. Орган слуха у земноводных схож с рыбами и состоит из внутреннего уха и барабанной перепонки.
4 балла
7). Творческая работа
Составьте 2 задания с выбором одного правильного ответа из 4-х или текст с ошибками (4 предложения) по теме «Класс Земноводные»
4 балла
Критерии оценки: «5»: 28-34 балла
«4»: 21-27 баллов
«3»: 13-20 баллов
«2»: 0-12 баллов
Инструктивная карта: задания к теме «Класс Млекопитающие»
1). 1.Прочитать текст учебника с.227-231.
2. Предложите свои вопросы и ответы для описания класса млекопитающих
Вопрос
Ответ
5баллов
2). 1. Прочитать текст учебника с 232-233.
2. Выполнить задания карточки.
Перечислите черты усложнения в строении головного мозга и органов чувств млекопитающих
1.
2.
3.
4.
5.
5баллов
3). 1.Прочитать текст с. 227-235
2. Выполнить задания карточки.
Объясните значение слов:
1. Подкожная жировая клетчатка- .
2. Вибриссы- ..
3. Диафрагма- ..
4. Эхолокация- .
5. Сычуг- .
6. Трахея..
7. Червеобразный отросток.
7 баллов
4). 1.Прочитать текст с.236-237
2. Заполнить таблицу
Вопрос
Ответ
Какая кровь в правом желудочке?
Откуда отходит аорта?
Где начинается малый круг кровообращения?
Какая кровь в легочной артерии?
Где обогащается кровь кислородом?
Какое сердце у млекопитающих?
Что такое нефрон?
Какой конечный продукт выделяется почками?
8 баллов
5). Изучить с.238-239
Сравните процессы размножения
Какие преимущества по сравнению с птицами в размножении и развитии млекопитающих?
3 балла
6). Ответить на вопрос.
Почему важно изучать млекопитающих?
3 балла
7). Творческая работа
Составьте тестовые задания (2 теста) или текст с ошибками (4 предложения с исправлениями ошибок) по теме «Общие признаки млекопитающих»
4 балла
Критерии оценки: «5»: 30-35 баллов «3»-10-19 баллов
«4»: 20-29 баллов «2»-0-9 баллов
Приложение 4.
Слайды презентации урока
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 PAGE \* MERGEFORMAT 142915
15