Методическая разработка внеклассного мероприятия по общепрофессиональным дисциплинам — игра
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Свердловской области
«Екатеринбургский энергетический техникум»
методическая разработка
внеклассного мероприятия
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
по дисциплинам общепрофессионального цикла
Екатеринбург
2014
Одобрено
цикловой комиссией общеопрофессиональных дисциплин
Председатель ЦК:
С. П. Соловьёва
СОГЛАСОВАНО
Г. Н. Русакова, методист
ГАОУ СПО СО «Екатеринбургский энерготехникум»
Утверждено
Методическим советом ГАОУ СПО СО «Екатеринбургский энерготехникум»
Протокол № ____ от _________ 2014 г.
Председатель:
И.А. Созыкина, заместитель директора по учебной работе, к.п.н.
Составители:
С. П. Соловьёва, преподаватель ГАОУ СПО СО «Екатеринбургский энерготехникум»
И. М. Вяткина, преподаватель ГАОУ СПО СО «Екатеринбургский энерготехникум»
Рецензент:
Г. И. Гончарова, заместитель директора по воспитательной работе
ГАОУ СПО СО «Екатеринбургский энерготехникум»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
4
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЧТО7 ГДЕ? КОГДА?»
7
ЦЕЛИ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
9
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
10
ВОПРОСЫ ОТ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДЛЯ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
11
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
17
ПОРЯДОК ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ
18
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
19
ПРИЛОЖЕНИЕ (пример оформления результатов мероприятия)
20
ВВЕДЕНИЕ
308
В современных языках, в частности в русском, понятие игры чрезвычайно многозначно.
Игра является сокровищницей человеческой культуры, в которой отражаются все области материального и духовного творчества людей.
Игра явление культуры, культура первоначально разыгрывалась.
Игра, как феномен культуры является предметом изучения различных наук: истории, философии, педагогики, этнографии, антропологии, культурологии.
Игра одно из наиболее ярких, впечатляющих явлений культуры. Во многих играх в цирке, на футбольном поле, за шахматной доской человек действует, находясь как бы в условиях экстремальной ситуации, благодаря чему обнажаются и проверяются не только психофизиологические, но и моральные ресурсы личности: инициативность, решительность, упорство.
В играх человек выявляет пределы возможных нагрузок, достигает рекордных показателей быстроты, ловкости, силы, точности, выносливости, реализуя весь диапазон своих возможностей, многие из которых ни в каких других видах деятельности столь полно не проявляются.
В последнее десятилетие в нашем образовательном пространстве особый приоритет получили интеллектуальные игры. Учитывая значимость данных игр в развитии творческого мышления, в нашей цикловой комиссии было принято решение провести внеклассное мероприятие в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» по всем общепрофессиональным дисциплинам в рамках недели ЦК.
Развитие интеллектуальных способностей студентов в системе внеклассной деятельности повышает интерес студентов к поиску информации различного направления и использования её в познавательных целях.
Игровая технология позволяет нам в значительной мере усилить воспитательный процесс, который определяется теми благоприятными обстоятельствами, в которых оказываются её участники (игроки).
Игра, с нашей точки зрения, создает прекрасную возможность для активного межличностного воздействия, ибо играть – значит вступать во взаимодействие с партнерами, или группами партнеров, игра – это своего рода полигон для общественного и творческого самовыражения.
Данное внеклассное мероприятие «Что? Где? Когда?» связано с решением учебно-воспитательных задач, характерных для образовательной системы:
объединить преподавателей ЦК разных дисциплин в целях апробации нетрадиционных форм организации внеурочной деятельности, при положительном опыте проведения мероприятия, в дальнейшем организовывать такую деятельность;
через взаимодействие преподавателей различных дисциплин выйти на создание творческих групп, обеспечивающих мировоззренческое развитие студентов;
апробировать форму организации интеллектуальной игры как мотивацию и улучшение результатов учебного труда на занятиях;
повысить интерес студентов к поиску информации различного направления при использовании её в познавательных целях.
Каждая команда от группы второго курса в целях саморазвития и воспитания чувства товарищества и взаимопонимания формируется на добровольной основе.
Капитан команды, имеющий высший авторитет в своей группе, выполняет функцию диспетчера: он руководит обсуждением во время игры, не дает игрокам останавливаться на одном варианте ответе, заставляет их прислушиваться к каждому мнению.
Капитан команды имеет право выбрать одну версию из нескольких, а при отсутствии какой-либо версии берется отвечать сам.
Игровой метод способствует созданию коллектива, воспитывает чувство ответственности у каждого участника игры, так как успех часто зависит от согласованности командных действий.
Интеллектуальный поединок происходит между командами, находящимися за игровыми столами при соблюдении четко установленного фактора времени (одна минута на размышление). Эрудиция участников игры проявляется в умении ответить на вопрос.
При разработке игровой темы приходится воссоздавать реальную деятельность в нескольких аспектах, и это приводит к необходимости использования материала отдельных дисциплин в их взаимообусловленности и взаимопроникновении.
Квалифицированное руководство на всех этапах осуществляет активная группа преподавателей от цикловой комиссии.
Преподаватели общепрофессиональных дисциплин определяют вопросы (ответы) к внеклассному мероприятию.
Внеклассное мероприятие способствует формированию общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
Тип мероприятия: интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
Дата проведения: 24 апреля 2014 г. в 15-00 часов (2 часа)
Технология: игровая
Направление: нравственное воспитание
Метод организации работы студентов: групповая самостоятельная работа студентов.
Место проведения: библиотека техникума
Предварительная подготовка:
подбор материала для вопросов по дисциплинам;
оформление библиотеки.
Целевая аудитория: студенты второго курса очного отделения.
Начало мероприятия: 15-00
Дидактические материалы:
черный ящик с магнитом.
Материалы и инструменты: тетрадные листочки в клеточку, ручки, фломастеры, ватман (формат А2).
Оборудование:
ноутбук, волчок со стрелкой (юла),
конверты с вопросами,
секундомер,
электрический звонок,
школьная доска на «ножках».
Музыкальное оформление:
музыкальная заставка передачи «Что? Где? Когда?»;
музыкальное сопровождение - запись эстрадных песен.
Оформление библиотеки:
плакаты с высказываниями об игровой деятельности:
«Любая человеческая деятельность игра».
Философское изречение
«Игра есть совершение движения как такового.
Она явление культуры.
Культура первоначально разыгрывается»
Академик Г. Гадамер
ЦЕЛИ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Цель:
Развитие у студентов интереса к изучению общепрофессиональных дисциплин.
Задачи:
Образовательные:
– расширять кругозор студентов, закреплять знания, полученные на занятиях по общепрофессиональным дисциплинам;
обучение умению использовать различные источники информации и научно-вспомогательных материалов.
Развивающие
способствовать развитию кругозора, умение делать вывод, коммуникативные способности;
выявление одаренных и талантливых студентов, их дальнейшее интеллектуальное развитие и профессиональная ориентация.
Воспитательные
воспитание здорового духа конкурентной борьбы, стремления к победе;
способствовать формированию умения работать командой, чувствовать ответственность за свою группу.
Формируемые компетенции в интеллектуальной игре
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
В турнире принимают участие 5-ть команд по 4-е человека.
Приглашаются капитаны от каждой команды для жеребьевки. (право первым крутить волчок получает команда, у которой капитан первым ответил на отборочной вопрос).
Участники по очереди вращают волчок, стрелка которого укажет на вопрос, находящийся в определенном секторе «Поля чудес».
На обсуждение дается 30 секунд (1 минута). В случае досрочного ответа, команда имеет право на дополнительное время по своему усмотрению.
Капитан может ответить сам или назначить отвечающим другого игрока.
Если команды устали во время мероприятия, при желании имеют право взять музыкальную паузу.
Основной принцип игры: побеждает та команда, которая наберёт большее количество баллов.
Сигналом о готовности команды ответить служит звуковой сигнал, которым управляет специальный человек.
Существует запрет отвечать до определенного момента, обозначенного командой ведущего «Время!» и специальным звуковым сигналом, если команда нарушает этот запрет (допускает фальш-старт), её ответ не засчитывается, и она лишается права отвечать на этот вопрос.
Если команда отвечает на вопрос неправильно, остальным командам даётся на ответ время, которое осталось от минуты на момент ответа отвечающей команды.
Команда может взять подсказку от преподавателя, задавшего вопрос. За использование подсказки снимается 0,5 балла.
Если по истечении всех вопросов, не выявляются победители, командам могут быть заданы дополнительные вопросы.
ВОПРОСЫ ОТ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДЛЯ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Отборочной вопрос:
Найти число, если 15% от этого числа равняется = 24 (24 : 15 * 100 = 160 Ответ: 160).
От Вяткиной И. М.
Он открыл один из важнейших количественный закон цепи электрического тока. Он установил постоянство силы тока в различных участках цепи, показал, что сила тока убывает с увеличением длины провода и с уменьшением площади его поперечного сечения. Он нашел ряд из многих веществ по возрастанию сопротивления (Георг Ом).
Подсказка: он установил зависимость между тремя электрическими величинами: силой тока, напряжением и сопротивлением.
В старину она указывала грабителям скифских курганов, что именно здесь зарыты сокровища. На Руси она указывала лучшее место для рытья колодца. Вероятность близкой воды была очень высока! (Молния)
Подсказка: это явление природы, достигающее десятков тысяч вольт.
Среди электромонтеров широко распространено выражение: «Горячая пайка всегда холодная, а холодная всегда горячая». Как следует понимать эту профессиональную поговорку? (холодной пайкой монтеры называют простую скрутку проводников. Сопротивление холодной пайки велико, т.к. контакт получается плохим и обладает большим сопротивлением, поэтому, в согласии с законом Джоуля – Ленца, при прохождении сильных токов холодная пайка нагревается значительно сильнее, чем остальная часть проводки. Горячая (обычная) пайка, выполненная паяльником, обеспечивает надежный контакт с небольшим сопротивлением, поэтому мало греется проходящим по ней током.)
Подсказка: Холодной пайкой монтеры называют простую скрутку проводников. Горячая (обычная) пайка выполнена паяльником.
В этом конкурсе нужно найти ошибки, допущенные при составлении электрической цепи, схема которой изображена на рисунке 1.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рисунок 1 – Пояснение к четвёротому вопросу от Вяткиной И. М..
Ответ: (1 - Амперметр включен параллельно, а вольтметр – последовательно с лампочкой, а надо наоборот; 2 - При последовательном соединении элементов в батарею положительный полюс одного соединяют с отрицательным полюсом другого; 3 - Провода от батареи и лампы присоединены к одной клемме ключа.)
Подсказка: необходимо обратить внимание на включение всех элементов схемы.
Черный ящик
«Любящий камень». Такое поэтическое название дали ему китайцы. Любящий камень (тшу-ши) - потому что он, как нежная мать привлекает своих детей. У французов - народа, живущего на противоположном конце Старого Света, мы встречаем сходное для него название: французское слово «aimant» означает «любящий». Греческое название – «геркулесов камень».
Если наполнить кислородом мыльный пузырь между этими «камнями», то пузырь заметно вытянется от одного к другому, растягиваемый невидимыми силами. Пламя свечи между концами сильного «камня» изменяет свою обычную форму, явно обнаруживая чувствительность к его силам. (Магнит)
Подсказка: Если обитатели древней Эллады так поражались умеренной силой естественного камня, то, что сказали бы они, увидев его на современном металлургическом заводе? Правда, это не естественные камни, а «электрокамни». Но в обоих случаях действует сила одной и той, же природы. Не следует думать, что он действует только на железо. Есть ряд других тел, которые тоже испытывают на себе его действие, хотя и не в такой степени, как железо.
От Соловьевой С. П.
Какие вы знаете электростанции? (ТЭС, ГЭС, АЭС)
Какие состояния природного вида топлива вы знаете? (твердое, жидкое, газообразное).
Что называют моментом силы относительно центра приведения? (произведение модуля силы на его плечо).
Назовите три основных цвета (красный, жёлтый, синий).
Что называется проекцией вектора на ось? (отрезок, заключенный между двумя перпендикулярами, опущенными, на ось из начала и конца вектора).
Как удалить часть текста из файла? (выделить часть текста и нажать Delete).
Назовите физико-химические параметры диэлектриков (вязкость, нагревостойкость, химостойкость, влагостойкость).
Что называется сопряжением (это плавный переход одной линии в другую).
Конструктивный элемент, брус, работающий главным образом на изгиб (балка).
Механизм, передающий и преобразующий [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], с одной или более [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (редуктор).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и/или с другими элементами (сталь).
Совокупность [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], предназначенных для приведения в действие машин (привод).
Особый вид [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], показывающий распределение величины нагрузки на объект (эпюра).
Конструкторский документ, на котором составные части изделия, их взаимное расположение и связи между ними изображены условно (схема).
От Архиповой Э. В.
Для детали, какой формы достаточно одной проекции? (шар, куб).
Как изображаются на разрезах сферический шарик, тонкая стенка типа ребер жесткости, валы, оси, болты, винты (при выполнении разреза вдоль оси)? (неразрезанными).
Приведите примеры использования чертежей в быту (сборка мебели, установка замков, монтаж электропроводки, сборка и установка электроприборов, светильников, сантехники и т.д.).
От Амиева Ю. С.
Исследуя зависимость силы тока от напряжения на резисторе при его постоянном сопротивлении, ученик получил результаты, представленные в таблице. Чему равно удельное сопротивление металла, из которого изготовлен резистор, если длина провода 25 м, а площадь его поперечного сечения 1 мм 2? (0,1 Ом*мм 2/м)
Таблица 1 – Данные к задаче 1
Напряжение
В
2
4
6
Сила тока
А
0,8
1,6
2,4
Два одинаковых сплошных шара, изготовленных из меди, уравновешены на рычажных весах (см. рисунок 2). Нарушится ли равновесие весов, если один шар опустить в воду, а другой в керосин? (равновесие нарушится, шар, опущенный в керосин поднимется).
Рисунок 2 – Пояснение ко второму вопросу от Амиеева Ю. С.
Куда следует поместить лед, с помощью которого необходимо быстро охладить закрытый сосуд, полностью заполненный горячей жидкостью – положить сверху на сосуд или поставить сосуд на лед? Ответ поясните (сверху)
Укажите, на какие типы подразделяют машины переменного тока в зависимости от соотношения частот вращения магнитного поля n1 и ротора n2. (синхронные и асинхронные).
Дополнительные вопросы
Без ног бежит, без огня горит (электричество).
Почему мобильный телефон назвали сотовым? (ретрансляторы, или базовые станции, размещаются так, что круговые зоны их действия перекрываются, образуя как бы пчелиные соты).
Как с помощью магнита (лучше подковообразного) определить, постоянным или переменным током питается лампа? (если лампа питается переменным током, то поднесенный к ней магнит приведет нить лампы в колебательное движение и очертания нити станут расплывчатыми; при постоянном токе нить будет видно отчетливо, т.к. она, лишь отклонится в сторону от первоначального положения).
Как с помощью вольтметра определить, с какой стороны находится источник тока в двухпроводной линии? (подсоединим вольтметр вначале к т. А и В, а затем к т. А1 и В1. Если показания первого измерения будут больше показаний второго измерения, источник находится левее точек А и В).
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Вступительное слово ведущего о цели внеклассного мероприятия в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?».
Представление членов жюри
Творческое представление команд (название, девиз и эмблема команды, представление капитана).
Знакомство с условиями проведения игры.
Жеребьевка команд на право крутить волчок первыми.
Непосредственно сама игра (на столе 16 вопросов).
Выявление команд-лидеров, то есть подсчитываются баллы и называются две команды лучшие, которые играют на дополнительные вопросы. Вопросы разложены на столе, и также как и основной игре необходимо крутить волчок. Игра продолжается до последнего вопроса.
Музыкальная пауза (для подсчёта баллов).
Подведение итогов игры, награждение победителей.
ПОРЯДОК ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ
Для проведения игры создается жюри в следующем составе:
И.М. Вяткина
С.П. Соловьёва
Э.В. Архипова
Ю.С. Амиев
Жюри подсчитывает количество баллов, набранное каждой командой. В случае одинакового количества баллов, предлагает дополнительную игру между этими командами.
Победителем является команда набравшая большее количество баллов.
Победители награждаются грамотами (1, 2, 3 место), и призами.
Остальные участники внеклассного мероприятия награждаются сертификатами участников интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?».
Зрители, которые отвечали на вопросы, также награждаются сертификатами участников интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?».
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Боголюбов, С.К. Инженерная графика [Текст] : учебник для сред. спец. учеб. заведений. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Машиностроение, 2009. – 392 с. ISBN 5-217-02327-9
Вышнепольский, И.С. Техническое черчение [Текст] : учебник. - 7-е изд., испр. - М. : Высшая школа, 2005. - 219 с. : ил. ISBN 5-06-004363-0
Данге, В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку [Текст] : учебное руководство / В.Н. Ланге. - М. : Наука, 1985. – 128 с.
Данилов, И.А., Иванов, П.М. Общая электротехника [Текст] : программированное учебное пособие / И.А. Данилов, П.М. Иванов. – М. : Высшая школа, 1977. – 416 с.
Добрая дорога детства [Электронный ресурс] : интернет портал// dddgazeta/.
Лоторейчук, Е.А. Теоретические основы электротехники: учебник [Текст] : Е.А. Лоторейчук. – М. : ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010. - 320 с. (Гриф МО РФ).
Мовнин, М.С. Основы технической механики [Текст] : учебник для технол. немашин. спец. техникумов и колледжей / М.С. Мовнин, А.Б. Израелит, А.Г. Рубашкин. – 4-е изд. - СПб. : Политехника, 2005. – 286 с. : ил. ISBN 5-7325-0509-1
Немцов, М.В., Немцов, М.Л. Электротехника и электроника [Текст] : учебник / М.В. Немцов, Н.Л. Немцов. – М. : Академия, 2007. – 432 с.
Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 450 с.
Скалеренко, А.Б. Общая педагогика [Текст] : А.Б. Скалеренко. – М. : Юнити-Дана, 2006. - 479 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
(пример оформления результатов мероприятия)
Результаты ВМ «Что? Где? Когда?»
по дисциплинам общепрофессионального цикла
Место
Фамилия Имя студента
Группа
Баллы
1
2
3
4
5
Дата проведения внеклассного мероприятия « __ » __________ 201_ г.
Преподаватель дисциплин
«Инженерная графика»
«Техническая механика»
С. П. Соловьёва
Преподаватель дисциплины
«Электротехника и материаловедение»
И.М. Вяткина
Преподаватель дисциплин
«Инженерная графика»
Э. В. Архипова
Преподаватель дисциплины
«Электротехника и электроника»
Ю.С. Амиев
РЕЦЕНЗИЯ
на методическую разработку внеклассного мероприятия
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
по дисциплинам общепрофессионального цикла
для специальностей 140101, 140407, 140408,
составленную преподавателями ГАОУ СПО СО
«Екатеринбургский энерготехникум» Соловьёвой С. П. и И.М. Вяткиной
Данная методическая разработка составлена для преподавателей дисциплины общепрофессионального цикла. Задания могут быть использованы в качестве материала на занятиях для очного или заочного отделения.
Титульный лист содержит наименование учебного заведения, учебной дисциплины, указан код специальностей. На обратной стороне титульного листа содержатся сведения о дате утверждения разработки, авторах и рецензенте.
Творческая форма выявляет практические и теоретические знания студентов, соответствуют программе дисциплины, но повышенной сложности, много интересных вопросов на логику и сообразительность студентов.
В разработке приведен четкий план проведения внеклассного мероприятия.
Материал данной методической разработки изложен профессиональным языком. Вопросы предложенные преподавателями сформулированы чётко, интересно, заставляют студентов задуматься об явлениях протекающих в природе и в жизни.
В методической разработке имеется список рекомендуемой к изучению литературы.
Методическая разработка внеклассного мероприятия составлена методически правильно и может быть рекомендовано преподавателям по дисциплинам общепрофессионального цикла.
Рецензент: _________________
Г. И. Гончарова, заместитель директора по воспитательной работе
ГАОУ СПО СО «Екатеринбургский энерготехникум»
13PAGE 15
13 PAGE \* MERGEFORMAT 142115
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 915