Доклад на тему Организация дистанционного обучения с детьми ОВЗ (из опыта работы)
Мишина Наталья Анатольевна,
Россия, Республика Марий Эл, г. Волжск
Организация дистанционного обучения с детьми ОВЗ
(из опыта работы).
Высокие темпы информатизации образования, развитие телекоммуникационных технологий открывают детям с ОВЗ множество новых возможностей в получении образования. И, безусловно, одной из наиболее эффективных форм здесь является дистанционное обучение. Именно такая форма образования, позволяющая обучаться в любое удобное время, не выходя из дома, на любом расстоянии от образовательного учреждения, особенно актуальна в работе с детьми-инвалидами, для которых физические заболевания часто являются непреодолимой преградой в получении образования.
Обучение ребенка на дому нередко приводит к его изоляции от детского коллектива, депривации, формированию у ребенка патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с другими детьми. Зачастую дети-инвалиды не могут выйти из дома не только из-за отсутствия пандуса для выхода из квартиры, но и из-за боязни столкнуться с различными препятствиями и различными людьми в «большом мире». Неуверенность в себе, повышенная тревожность, неумение устанавливать коммуникативные взаимоотношения, страх чужих людей, - все это создает труднопреодолимые барьеры между ребенком-инвалидом и внешним миром.
Выходом в сложившейся ситуации и является дистанционное обучение – обучение, позволяющее каждому ребенку с ограниченными физическими возможностями найти оптимальный для себя способ получения образования и успешной адаптации в жизни. В настоящее время дистанционное образование нередко называют одной из самых современных форм получения знаний. Данная форма получения образования приобретает все большую популярность. При этом под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Включение в систему образования детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями опорно-двигательного аппарата различной степени выраженности; нарушениями зрения, нарушениями слуха и речи; заболеваниями сердечно-сосудистой системы и другими внутренними болезнями, значительно ограничивающими двигательную активность) технологий дистанционного обучения позволяет не только усовершенствовать и повысить качество образования, но и дает детям-инвалидам возможность виртуального общения, знакомства и обмена мнениями в компьютерной сети, т.е. будет содействовать их интеграции в социум посредством Интернет-технологий. Для ребенка с ограниченными возможностями это открывает пути в новый мир, дает возможность реализовать себя и свои потребности, преодолеть свое одиночество.
МОУ СОШ № 1 г. Волжска Республики Марий Эл тесно сотрудничает с Государственном автономном образовательном учреждением Республики Марий Эл «Лицей Бауманский», который является Центром дистанционного обучения детей инвалидов Республики Марий Эл.
В нашу школу в этом году пришла девочка в 1 класс с ДЦП, которая уже получала дошкольное дистанционное образование при садике. Сотрудниками лицея к 1 сентября был выслан учебный план для нее на 12 часов, в кором на дистанционное обучение отводится 4 часа (ИЗО, музыка , технология и окружающий мир), а остальные предметы (математика, русский язык и чтение) будет вести очно учитель надомного обучения, учитель начальных классов, сотрудник школы. Так же Центром дистанционного обучения детей инвалидов Республики Марий Эл был предоставлен учитель дистанционного обучения с которым школа заключила срочный трудовой договор на дистанционное обучение.
Центром дистанционного обучения детей инвалидов Республики Марий Эл было выделено для девочки оборудование для дистанционного обучения для детей с ДЦП на весь ее период обучения в школе (1-9 класс), в состав которого входит компьютер, специальные кнопки, микроскоп, фото и видеокамера, специальное программное обеспечение, позволяющее вести уроки в режиме on-lain, методические пособия для родителей и ребенка. В воспитательном аспекте девочка с мамой являются постоянными участниками праздников и мероприятий школы.
Такая организация учебного процесса дает свои плодотворные плоды.