Интеграция урочных и внеурочных форм обучения
Размышления на тему «Интеграция урочных и внеурочных занятий обучающихся»
Современная общеобразовательная школа качественно обновляется, используя взаимосвязи традиционных и инновационных подходов к организации целостного учебно-воспитательного процесса как совместной творческой деятельности педагога и школьника. Учителя стремятся реально освоить теорию и технологию интеграции школьного и внешкольного образования, урочных и внеурочных занятий школьников.
Глобальные социальные изменения, происходящие в последние годы, требуют пересмотра традиционного подхода к образованию и воспитанию обучающихся средних общеобразовательных школ. Реальность такова, что сегодня возникла необходимость актуализировать накопленный педагогической наукой арсенал, позволяющий осуществить взаимосвязь школьного и внешкольного образования, а также разработать теоретические основы интеграции урочных и внеурочных занятий школьников, создать на их базе новые методики и технологии обучения и воспитания детей и молодежи.
Традиционно считается, что педагогический (учебно-воспитательный) процесс протекает лишь в стенах школы, а его участниками являются учителя и обучающиеся. В действительности обучение, воспитание и развитие детей осуществляется не только в школе, но и во внешкольной среде. Участниками данного процесса следует считать школьных учителей, обучающихся, их родителей, работников внешкольных учреждений и организаций.
В своей работе во внеурочное время я использую нестандартные уроки математики, например, турниры, КВНы, путешествия и т.д. Данные занятия удачно играют роль уроков систематизации и обобщения знаний. Примером таких занятий могут служить викторины, проводимые в 8 классе, или разработанный мной в рамках обучения в аспирантуре НИПКиПРО специальный курс по компьютерному моделированию физических процессов. Так же очень интересные уроки проводятся в 9 классе при изучении темы «Прогрессии». Обучающимся предлагается сходить в реальный банк (у каждой группы свой банк) и собрать информацию о кредитах и вкладах. Затем каждая группа предлагает свое решение данной «задачи», выясняется, при каких условиях более выгодные условия.
Таким образом, на таких занятиях обучающиеся могут применить знания не только по конкретному предмету, а по совокупности предметов, использовать жизненный опыт. Тем более становится ниже психологический барьер, который, так или иначе, присутствует на обычных занятиях.
Т.Е. Куприенко, учитель математики
МБОУ СОШ №12
ђЗаголовок 1ђЗаголовок 315