Урок по русскому языку Понятие о деепричастии


Сценарный план
урока русского языка в 7 классе
(Программа под редакцией Баранова М.Т.; М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л. А. Тростенцова, О.М.Александрова, Л.Т. Григорян, И.И.Кулибаба)
1.Тема урока: «Понятие о деепричастии» (тип - урок усвоения новых знаний)
2.Цель урока: 1) создать условия для формирования у обучающихся способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью (личностные результаты); 2) продолжить работу по формированию у обучающихся основных видов речевой деятельности
(метапредметные результаты);
3) научить обучающихся опознавать деепричастия в тексте (предметные результаты)
3.Планируемый результат:
1)знать морфологические признаки деепричастия как части речи;
2)понимать значение и определять синтаксическую роль деепричастия в предложении;
3) распознавать деепричастия на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли.
4.Основные понятия: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
5.Межпредметные связи: литература, ИКТ-технологии6.Ресурсы: доска, учебник, мультимедийный проектор
№ Этапы урока Формируемое УУД Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
1. Мотивация Личностные (развитие и совершенствование собственной речи, желание узнать новое)Для чего нам нужно изучать такую часть речи, как деепричастие? Отвечают на вопросы учителя (для обогащения нашей речи, владения грамматическими признаками и т.д.)
2. Организационный этап
Рефлексия Регулятивные (умение планировать свою деятельность)
Регулятивные Какая работа нам предстоит по изучению темы «Понятие о деепричастии»
Как вы думаете ,ребята, справимся мы с поставленной задачей? Трудно нам будет или легко? Отвечают на вопросы учителя, предлагают свой план урока:1)должны узнать общее значение деепричастия,2)морфологические признаки деепричастия;3)должны остановиться на синтаксической роли деепричастия в тексте и предложении;4)поработать с текстом
3. Актуализация знаний обучающихся по данной теме .Подготовка к работе на основном этапе Познавательные
Коммуникативные Учитель предлагает на слайдах текст «Сказка о пуговице» Ф.Нестерова, где в тексте уже выделены деепричастия. Задача: доказать, что выделенные слова деепричастия. О чём этот текст, какова главная мысль текста? Найдите слова , обозначающие действия ,которые совершала Пуговка. Уберите эти слова из предложений. Что получилось? Где можно понять смысл сказанного, а где нет? - Как вы считаете, какое из этих слов обозначает основное действие, а какое –добавочное? –На какие вопросы отвечают слова, обозначающие добавочное действие? –А от какой части речи к ним задаются вопросы? -Есть ли при словах , обозначающих добавочное действие, зависимые слова? Назовите их. – Можно ли изменить слова, обозначающие добавочные действия? Учащиеся читают текст со слайда, строят логическую цепочку рассуждения, почему выделенные слова- деепричастия
(падая, покружившись…)
4. Этап усвоения новых знаний и способов действий
Рефлексия Познавательные
Регулятивные (составление плана ответа по теме)
Познавательные
Регулятивные+ Познавательные
Регулятивные Учитель предлагает учащимся ознакомиться с содержанием параграфа26 и попробовать составить план-вопросник по теме «Деепричастие как самостоятельная часть речи»
Учитель предлагает слайд с планом ответа по теме
Расскажите всё, что вы знаете о деепричастии, по вашему плану-вопроснику
Ребята, чей план вам ближе, проще? Учащиеся читают текст параграфа и составляют план-вопросник:
1.Что обозначает деепричастие как часть речи?
2.Изменяется ли деепричастие?
3.К какой части речи могут присоединяться деепричастия?
4.Чем является деепричастие в предложении?
Учащиеся сравнивают свой план-вопросник с предложенным вариантом учителя
Учащиеся анализируют и характеризуют морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастий по собственному плану
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, анализируя, сопоставляя предложенные варианты
5. Этап первичной проверки понимания изученного Коммуникативные+Познавательные Постановка учителем вопросов репродуктивного характера, а также многофункциональных вопросов, требующих мыслительной деятельности обучающихся. Проблемный вопрос «Почему деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии , выраженным глаголом? Отвечают на вопросы учителя, пользуясь алгоритмом учебника, приводят свои примеры по новому материалу
Учащиеся выдвигают аргументы в поисках решения проблемы
6. Этап закрепления новых знаний и способов действий

Рефлексия Познавательные
Регулятивные
Познавательные Учитель предлагает учащимся систему заданий, в основе которой лежит чётко спланированная последовательность действий:
1)на узнавание (упр.120)
Прочитать стихотворение Плещеева и найти деепричастия
Испытывали ли вы затруднения в поисках деепричастия?
2)Запись на доске (замените подчёркнутые глаголы деепричастиями).Ребята, в чём мы ещё раз можем убедиться? Учащиеся находят наречия в тексте и применяют алгоритмизацию к изученным познавательным объектам
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос (Саморефлексия)
Ответы учащихся: в том, что с помощью деепричастий гораздо живописнее дорисовывается движение лица (предмета)
7. Этап применения знаний и способов действий
Рефлексия Коммуникативные (учащиеся работают в парах)+
Познавательные
Регулятивные Учитель предлагает систему заданий, предусматривающих постепенное нарастание сложности упражнений и самостоятельности учащихся в их выполнении
Кто в вашей паре был ведущим, а кто ведомым на данном этапе? Учащиеся работают в парах с текстом М.Горького «Детство» (отрывок)
1)выписывают деепричастия, определяют их морфологические признаки, выделяют формообразующие суффиксы;
2)подсчитывают количество деепричастий в тексте
Саморефлексия8. Этап обобщения и систематизации знаний
Рефлексия Познавательные + Коммуникативные
Регулятивные Поработайте над своей устной научной речью. Подготовьте связный рассказ по теме «Что нового я узнал о деепричастии как самостоятельной части речи» Устный рассказ по теме урока с собственными примерами
9. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий Регулятивные Учитель предлагает учащимся мини-тест «Закончи предложение» Учащиеся работают над формулировкой понятий:
1.Деепричастие-это…
2.Деепричастие отвечает на вопросы…
3.Деепричастие обозначает…
10. Этап информации о домашнем задании
Рефлексия Регулятивные Домашнее задание на выбор:
1.упр.123(письменно)подчеркнуть деепричастия;
2.Составить тест «Третий лишний» по нахождению деепричастий и определению их морфологических признаков.
3.Написать мини-сочинение, употребляя деепричастия.
Почему ты выбрал именно это задание? Учащиеся выбирают домашнее задание в зависимости
от уровня подготовки и способностей
Обучающиеся аргументируют свой выбор домашнего задания11. Этап подведения итогов урока Регулятивные(оценка и самооценка) Учитель даёт качественную характеристику работы класса Учащиеся сами подводят итоги урока, говорят о том, чем они занимались на уроке и как они шли к усвоению новых знаний.
12. Этап рефлексии Регулятивные (саморефлексия) Реализация рефлексивного алгоритма(адресные вопросы):
«Я»: Как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой?
«Мы»: Комфортно ли было работать в малой группе? Какие затруднения были в общении?
«Дело»: Достиг ли ты цели учения? Какие затруднения возникли? Как ты справлялся с проблемами? Учащиеся открыты к осмыслению своих действий и самооценке