Урок по русскому языку для 7 класса по теме «Понятие о деепричастии»
Урок по русскому языку для 7-го класса по теме:
«ПОНЯТИЕ О ДЕЕПРИЧАСТИИ»
ЦЕЛИ: Дать понятие деепричастия, познакомить с грамматическим значением деепричастия, формировать орфографические умения и навыки.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
3. Упражнение № 159. Определение стиля и типа текста. Письменное выполнение упражнения (по цепочке у доски) в тетради: подчеркнуть главные члены предложения; указать слова, обозначающие основное и добавочное действие (при помощи учителя).
4. Объяснение нового материала. Запись учителем на доске, ученики записывают в тетради для правил.
Деепричастие – это особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии и отвечает на вопросы: что делая? что сделав?
-8001022225069151523177574866498425ДЕЕПРИЧАСТИЕ добавочное действие при основном.
относится к тому же слову, что и основное действие.
отвечает на вопросы что делая? что сделав?
2091690200025262890190500253365209550Основное действие – глагол.
Монетка упала на мостовую, /звеня и подпрыгивая/.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ДЕЕПРИЧАСТИЯ:
1. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида ( решая – решив).
2. Переходные/ непереходные.
3. Возвратные/ невозвратные.
4. Как и наречие в предложении является обстоятельством.
5. Деепричастие распространяется существительным, местоимением и наречием.
2748915189230548640170180 Папа-глагол Мама-наречие
Сынок-деепричастие
Итак, самый простой способ отличить причастие и деепричастие – это задать вопрос.
1653540128270-556260109220-56578599695 Что делая?
Шёл человек по улице, /спотыкаясь на каждом шагу/.
5. Запись под диктовку. Стихотворение Плещеева:
Ночь пролетала над миром, Сны на людей навевая; С темно-лазуревой ризы Сыпались звезды, сверкая. Старые мощные дубы, Вечнозеленые ели, Грустные ивы листвою Ночи навстречу шумели. Радостно волны журчали, Образ ее отражая; Рожь наклонялась, сильнее Пахла трава луговая. Крики кузнечиков резвых И соловьиные трели, В хоре хвалебном сливаясь, В воздухе тихо звенели, И улыбалася кротко Ночь, над землей пролетая, С темно-лазуревой ризы Сыпались звезды, сверкая.
- Выделите деепричастия;
- Отметьте, какие глаголы они поясняют;
* Обратите внимание на то, что используя деепричастия как дополнительные действия, автор смягчает краски, зрительные и слуховые представления, чем достигает более полного изображения картины летней ночи.
6. Подведение итогов урока:
- Что называется деепричастием?
- К какому лицу (предмету) относятся основное и добавочное действия?
- Изменяется ли деепричастие?
7. Домашнее задание:
§ 26, выучить правила, упр.№161 (исправьте ошибки, допущенные в употреблении деепричастий).