Конспект урока «Книга слов» Абая Кунанбаева. Актуальна ли она для Казахстана в XXI веке? (искусство 11 класс)
ОТКРЫТЫЙ УРОК В 11 «А» КЛАССЕ.
Тема: «Книга слов» Абая Кунанбаева. Актуальна ли она для Казахстана в XXI веке?
Цель: - определить место в сокровищнице казахского искусства книги Абая Кунанбаева «Книги слов» («Слова назидания», «Кара коз»,«Гаклия»);
-вызвать интерес к прочтению и изучению философского трактата (назиданий);
- обобщить знания о биографии и творчестве Абая.
Оборудование: компьютер, интегрированная доска, отрывки из музыкальных произведений Абая (фонограмма), книга «Слова назидания» Абая; мультимедийные проекты.
Подготовительная работа. Проекты, подготовленные учащимися: биография Абая, обзор творчества, музыкальное наследие, театрализация.
Ожидаемый результат.
Учащиеся ближе знакомятся с творческим наследием Абая.
Развитие творческих навыков в подготовке и представлении проектов, умение выражать свою точку зрения и по необходимости отстаивать ее.
Учащиеся осознают важность новых размышлений при прочтении философского трактата «Слова назидания», помогающие осмыслить много из того, что происходит сегодня.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель. Эпиграфом нашего урока станут слова великого русского критика В.Г.Белинского: « Наше время преклонит колено только перед художником, которого жизнь – есть лучший комментарий на его творения, а творения – лучшее оправдание его жизни»..
Сегодня наш урок будет построен в виде беседы, в которой мы вспомним биографические данные об Абае, сделаем библиографический обзор произведений, остановимся на музыкальном творчестве, познакомимся с «Книгой слов», проведем викторину по биографии и творчеству Абая Кунанбаева.
На слайде план урока
Вводная беседа.
В сентябре этого года по всему Казахстану проходит акция «Одна страна - одна книга», тема акции связана с «Книгой слов» Абая.
Со времен Абая прошло более сотни лет, но «Слова назидания» и сегодня актуальны как никогда. Чему учит, к чему призывает Абай, обращаясь к читателю? Жить в честности, относиться с уважением к другим нациям, веровать в Бога, тянуться к знаниям, учиться ремеслу, развивать свои душевные качества.
Абай современен и в двадцать первом веке. «Книга слов» имеет не только высокохудожественную, литературную ценность, но является также философским трактатом и даже учением. В век высоких технологий и гонки за красивой , глянцево-гламурной жизнью у многих может возникнуть вопрос: кому это нужно? А нужно в первую очередь нашим потомкам. «Человек – дитя своего времени. Если он плох, то в этом виноваты современники»,-пишет Абай. В своих назиданиях Абай осуждает пороки человеческие, не зависящие от материального или служебного положения, от национальности и вероисповедания.
(слайд)«Человек рождается на свет с плачем и уходит скорбя, в промежутке между этими двумя событиями, так и не изведав истинного счастья, не распознав до конца ценности и неповторимости дарованной ему жизни, он безумно прожигает ее в унизительных ссорах и недостойных спорах. Спохватывается, когда жизнь уже на исходе. И только тогда начинает понимать, что ни за какие сокровища мира не возможно продлить ее хотя бы на один день»-------.слова назидания
Каждая строчка «Книги слов» пронизана философским духом и буквально состоит из живых цитат.
Вспомним немного Абая.
Представление проектов
Презентация о биографии Абая (Масольд Елена)
Учитель: Абай Кунанбаев – выдающийся казахский писатель последней четверти 19 столетия, заложивший основы казахской реалистической литературы.
Презентация о творчестве Абая (Дейнега Алёна)
Учитель: Абай, сын своего века, является и нашим современником. Имя и творения Абая пережили свою эпоху. Он был и остается гордостью казахского народа.
Абай не только великий казахский поэт., просветитель, он автор многих любимых народом песен.
О музыкальном наследии Абая (Култаев Жаслан)
Учитель: Музыкальное творчество Абая имело большое воздействие на казахскую музыку.
Работа по теме урока.
1. Абай оставил нам не только свою поэзию и музыкальные произведение. В наследии Абая имеется также цикл бесед – рассуждений-«Гаклия» или «Назиданий», состоящих из 45 «слов».
Трудно назвать жанр, к которому можно было бы отнести их. Эти «сезь» («слова»), отличаются исключительно тщательной стилистической отделкой, представляющих собой Философско - моралистические высказывания поэта и выражены мастерским, образным языком. Адресованные к слушателю – собеседнику, они иногда носят форму прямого обращения к нему с глазу на глаз и окрашены то ирончески-желчные, то глубоко грустные тона. Абай становится то гневным судьей врагов народа, то печальником угнетенных, часто его «сезь» превращается в скорбную исповедь человека, ощущающего свое одиночество в мрачный век господства беспросветной тьмы.
Это высказывания, на которые имеют моральное право люди, заслужившие любовь и уважение народа. Абай же, пользовавшийся к моменту написания своих назиданий колоссальным авторитетом в народе, как поэт, композитор, оратор и мудрец, имел все основания обратиться к читателям и делиться с ними своими сокровенными мыслями и думами, высказывать им свои советы и наставления, давать уроки жизни. В его философско-критических и моралистических беседах «Гаклия» мы находим большое количество афоризмов. Такие, например, мудрые и лаконичные афоризмы вошли в обиход казахского литературного языка и стали достоянием народа:слайд-
Глупый смех похож на опьянение.
Скромность слабого – не достоинство
Воля-броня, сохраняющая разум.
Помогай достойному: поможешь человеку пустому – только себе повредишь.
Трудящийся только для себя – уподобляется скоту, набивающему брюхо. Достойный трудиться для человечества.
Одинокий человек – мертвый человек.
Успех пьянит человека. Из тысячи лишь один в счастье сохранит настолько разума, чтобы не стать перед людьми нагим.
Кричащий в гневе смешон, молчащий в гневе - страшен.
Если хочешь, чтобы дело ладилось, умей за него взяться.
Слава – высокая скала. Змея взбирается на нее ползком, но сокол достигает её единым взмахом крыла.
Простолюдин, прославленный за ум, выше царя, увенчанного счастьем.
Юноша, продающий свой труд, достойнее старика., торгующего своей бородой.
Бойся не черта, а жадного попрошайки. Лентяй – ханжа и лицемер.
Плохой друг, как тень.
2. Велико наследие Абая. Многое еще подлежит исследованию, и сегодня мы с Абрамовой Ольгой и Баденовым Асланом прикоснемся к одной странице «Книги слов» Абая Кунанбаева, открывающей его взгляды на бизнес, предпринимательство. Итак, наш собеседник Абай Кунанбаев.
Фоном кюй в современной обработке
Вопрос: Абай-ага., чтобы вы посоветовали начинающим бизнесменам?
Ответ: Енгер iсiм енсiн десен, ретiн тап.
Если хочешь, чтобы дело ладилось, сумей за него взяться.
Вопрос: Вы считаете, что человек не должен превращаться в алчного накопителя богатства? Куда же по вашему должны быть направлены средства у добившихся успехов предпринимателей?
Ответ :
Трудящийся только для себя – уподобляется скоту, набивающему брюхо. Достойный трудится дл человечества.
Учитель: Действительно истории известны имена крупнейших бизнесменов, предпринимателей, коммерсантов, которые добившись успеха направили свой капитал на развитие науки, техники, культуры. Из истории нам известны П. Третьяков, С Морозов, братья Демидовы, Нобель. Сейчас эти имена занимают достойное место в славной галерее людей, сделавших многое для славы Отечества.
.
Цитата на слайде
Казахстанский ПЕН- клуб, совмесно с корпорацией КРАМДС учредили три ежегодные литературные премии: за произведения прозы-
имени Мухтара Ауэзова,
поэзии имени Магжана Жумабаева.,
лучшие переводы с казахского, осуществленные представителями какой - бы то ни было страны, удостаивается в соответствии с жанром премии
имени Михаила Дудина,
имени Юрия Казакова,
Корпорация КРАМДС намерена ежегодно выделять на эти цели 30 тысяч долларов. Лауреатами первых премий стали казахский прозаик Тихави Ахтанов за роман «Свет очага» и русский поэт Михаил Дудин за перевод стихотворений Абая. 10 тысяч долларов, составляющих премию за поэзию, которая осталась не присужденной размещены под проценты на банковском депозите, с тем, чтобы в будущем размер премий мог быть увеличен. ----------газетный вариант
Фонограмма кюя в современном исполнении-----куй бой
Вопрос: Вы считаете. Что свободная торговля является важным фактором удовлетворения потребностей людей товарами широкого потребления.
Ответ:
Каждый за товаром едет на базар
Там торгует медник, пекарь и гончар.
Вам по вкусу жемчуг, а другому – хлеб,
По душе найдется каждому товар.
Стар и млад стремиться утолить свой жар
Каждого по средствам наделит базар.
Но не всем доступен жемчуг слов моих
Труден смысл иному, будь он мудр и стар.
Учитель: Сейчас мы живем в условиях рынка, произошли глубинные изменения в сознании и психологии людей, переоценка ценностей. Но из – за того, что в обществе еще существуют такие явления, как рэкет, вымогательство, не всегда эффективно защищена частная собственность.
Вопрос: Учитель, мы стоим на пороге выбора жизненного пути. Кто-то возможно хочет стать предпринимателем, и побаивается открывать свое дело из –за существующих преступных структур.
Ответ:
Защити свой скот
Избегай забот,
Не давай себя унижать
Сгинь насилия ночь!
Властолюбие прочь!
Да не смогут подняться опять!
Пусть проснуться совести честь.
Знай, в словах этих правда есть!
Вопрос: Абай –ага, исходя из всего, о чем мы сегодня говорили, что ещё должно способствовать успеху дела?
Ответ:
Ты сердечным будь, человечным будь,
И трудись, не жалея сил
Коль упорны твои труды.
Попрошайкой не будешь ты
Ты пахать умей, торговать умей,
И достаток дома блюди.
Фонограмма кюя в современном исполнении---куй бой
Учитель: Перечитав, некоторые страницы из книги назиданий Абая хотелось бы выслушать ваши мысли, выводы о важности и ценности этого произведения.
Вывод.(делают ученики) Абай не ограничивался просветительством, а призывал людей к ликвидации межродового, межплеменного противостояния, много делал для того, чтобы крепло национальное самосознание, чтобы осуществилось единство казахского народа. А путь к такому единству лежит только через труд. Лишь деятельность скотовода, ремесленника, пахаря, способна сделать людей свободными, богатыми., счастливыми. Учитель. Исследуя назидания Абая мы видим, что социальный идеал Абая – общество тружеников, мирное и благополучное, доброе и справедливое. А высшее назначение человека по Абаю – приносить пользу людям.
Викторина.
Когда и где родился Абай?(10 августа 1845 г., в Чингистауском районе Семиполатенской области)
С какого возраста Абай начал писать стихи и о чем? (с 14 лет, стихи о красоте женщин, сатирические экспромты, посвящения)
Какое образование получил? (начальное образование у муллы, в ауле, затем в медресе г. Семипалатинска, немного проучился в русской школе=13 лет)
С творчеством каких восточных поэтов он познакомился во время учебы в медресе? (Низами, Навои, Саади, Фирдоуси и др.)
Какие песни на слова Абая вы знаете? («Айттым, салем , Каламкас», «Козымным карасы»)
2 брата матери Абая Контай и Тонтай были знаменитыми людьми в степи края. Кем они были? (юмористы)
Кто из политических ссыльных познакомил Абая с творчеством Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Достоевского? (Маковейкий, Михаэлис)
В 1918 году в Семиполатинске издавался литературный журнал «Абай». Какое произведение впервые было в нем опубликовано? («Гаклия» - «Книга назиданий»)
Назовите какие стихи русских поэтов были переведены Абаем? («Слон и моська», 8 отрывков из «Евгения Онегина», письмо Татьяны)
Какое настоящее имя Абая? (Ибрагим)
Назовите 3 источника, питавших творчество поэта? (восточная, европейская, русская литература)
Премьера оперы «Абай» состоялась 24 декабря 1944 года. Кто был автором либретто и композиторами этой оперы? (М. Ауэзов, А.Жубанов и Л. Хамиди)
Как назывался фильм, созданный в 1945 году об Абае? («Песни Абая»)
Кто является автором и соавтором трагедии «Абай»? (М.Ауэзов, Леонид Соболев)
Как звали девушку первой романтической любви Абая? (Токжан)
Итог. Абай, сын своего века, является и нашим современником. Имя и творения Абая пережили свою эпоху. Он был и остается гордостью казахского народа.
«Книга слов» Абая достойна быть первой книгой в списке важнейших книг страны, достойна быть настольной книгой каждого казахстанца как путеводитель по жизни.
Затобольская школа-гимназия
Преподаватель: Бондарева Марина Николаевна
Предмет «Искусство» 11 класс
Сентябрь 2007 год
15