Урок русского языка в 7 классе по УМК В.В.Бабайцевой по теме «Понятие о деепричастии»









Деятельностный метод в обучении русского языка (обучающихся с ОВЗ).








Выполнил (а):
Гапонова Татьяна Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
























Содержание:

1.Обоснование сущности и актуальности системно-деятельностного подхода в обучении;
2.Теоретические основы деятельностного метода обучения.
3. Урок русского языка в 7 классе по УМК В.В.Бабайцевой по теме «Понятие о деепричастии»































1.Обоснование сущности и актуальности системно-деятельностного подхода в обучении

В настоящее время требуется переосмысление имеющегося педагогического опыта и развития новых педагогических идей и подходов к обучению детей; сменой образовательной парадигмы, предполагающей приобретение всеми учащимися реальных прав субъектов образовательного процесса, обеспечивающего им личностное развитие и способствующего их социализации; ростом числа детей, не справляющихся с общеобразователь-ными программами в обычных условиях.
Особенностью Стандартов нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС. Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.
Системный подход  это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, - будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.
Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. Новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Ключевой технологический элемент технологии системно-деятельностного подхода - ситуация актуального активизирующего затруднения. Её целью является личный образовательный результат, полученный в ходе специально организованной деятельности: идеи, гипотезы, версии, способы, выраженные в продуктах деятельности (схемы, модели, опыты, тексты, проекты и пр.).

2.Теоретические основы деятельностного метода обучения.
Сегодня наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения», разработанная под руководством доктора педагогических наук, профессора Людмилы Георгиевны Петерсон.
Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.
Деятельностный метод обучения:
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода:
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
- предъявление контролируемого варианта;
- наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
- сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
- оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.
Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
- написание учащимися варианта контрольной работы;
- сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
- оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность школьника к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций обучающегося, в том числе социальной и личностной компетентности. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях). Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать. Учебная деятельность – управляемый учебный процесс. Учебное действие – действие по созданию образа. Образ – слово, рисунок, схема, план. Оценочное действие – я умею! У меня получится! Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то. (формирование мировоззрения) Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.
































Приложение

Урок русского языка в 7 классе по УМК В.В.Бабайцевой
Тема «Понятие о деепричастии»




Гапонова Татьяна Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
«Средняя школа №1» р.п. Крестцы


Цель : формирование умения узнавать деепричастие как часть речи; знать морфологические признаки частей речи
*формирование учебного действия-«целеполагание» (постановка учебной задачи)
Задачи:
- формирование умения делать словообразовательный разбор с помощью этимологического словаря;
- развитие способностей к анализу, синтезу, классификации

Содержание:
Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

Технология - деятельностный метод обучение

Оборудование- учебник, этимологический словарь, интеактивная доска, компьютер


Умение ставить учебную задачу формируется на каждом этапе урока:
-постановка учебной задачи(Узнать как называется часть реи)
-открытие «нового» знания(определить признаки новой части речи)
-первичное закрепление(составить алгоритм)
-самостоятельная работа (выписать деепричастия)
-включение в систему знаний(из услышанного текста выписать деепричастия)




Ход урока

Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1. Постановка учебной задачи.
Спишите текст, определите все части речи.
С неба донёсся трубный клик лебедей. Всё ниже, ниже большие белые птицы. Распрямив крылья, почти не шевеля ими, опустились на воду и поплыли, гордо поглядывая вокруг.
-Итак, вы уже знаете имя сущ., имя прилаг., глагол, наречие.
-Почему Вы приняли эти слова за глаголы или наречия? (Распрямив, не шевеля, поглядывая).

-Как вы думаете, какую учебную задачу вам предстоит решить?


Списывают текст, определяя части речи.
Анализ слов с целью выделения признаков (морфологичесих)

Возникает противоречие.


На уроке мы познакомимся с новой частью речи, похожей на глагол и наречие, но названия которой мы пока не знаем.

2. «Открытие» детьми нового знания.
Итак, это часть речи похожая на глагол и наречие
-Обратимся к этимологическому словарю.
Деепричастие произошло от двух слов дее (от деяти в значении делать) + причастие (причастность). Термин был введён в грамматику М. Смотрицким в начале XVII века.
- Образуйте название этой части речи.

Работа с опорной схемой


Попробуйте по схеме составить монологическое высказывание « Что такое деепричастие?»




Работа с этимологическим словарём.
Словообразовательный разбор:
Дее+причастие=деепричастие









Монологическое высказывание учащихся
Часть речи похожая на глагол и наречие, следовательно имеет признаки глагола и наречия: от глагола -время и вид;, от наречия – неизменяемость.
В предложении – обстоятельство.

3. Первичное закрепление.
На стр. 83 дан алгоритм нахождения деепричастия. Выполняя упр.223 проговаривайте по алгоритму, доказывая, что это деепричастие.
Алгоритм.
1.Образовано от глагола.
2. Имеет суффиксы –а, -я, -в, -ши, -вши.
3. Обозначает добавочное действие.
4. Относится к глаголу-сказуемому.
5. Отвечает на вопросы- что делая? Что сделав?
6. В предложении является обстоятельством.
Проговаривают по алгоритму.

4. Самостоятельная работа.
Выполните упр.218. Выпишите только деепричастия.
Поменяйтесь тетрадями и проверьте с доски.


Выполняют упражнение.
Проверяют в парах правильность выполнения задания.


5. Включение в систему знаний и повторение.
Из прочитанного мною текста выпишите деепричастия.


Выписывают деепричастия, проверяют по записи на доске.

6. Итог урока.
Какое открытие вы сегодня сделали на уроке?
Рефлексия:
Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я узнал(а)
Мне особенно понравилось
Я могу похвалить себя за
Познакомились с новой частью речи,
Рассмотрели морфологические признаки, определили синтаксическую роль деепричастия.

9. Домашнее задание
Написать сочинение-миниатюру, используя деепричастия по заданию упражнения 220.
Творческое задание



Диагностика результативности формирования регулятивного учебного действия –целеполагание в 5 классе(ФГОС) 2015-2016 учебный год.

Кол-во уч-ся
Умение постановки учебной задачи

Начало года
30
Умеют-10(33%), не умеют-20(64%)

Конец года
30
Умеют -17(56%), не умеют-13(44%)
















Список литературы.
Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.
Атанов Г.А. Деятельностный подход в обучении. – Донецк: ЕАИ-пресс, 2001. – 160 с.
Деятельностный способ обучения. Дидактический материал к учебно- методическому пособию «Формирование учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений» / сост. Н.П. Попова.-Великий Новгород: 2011.-56 с
Кудрявцева Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27
Купавцев А.В. Деятельностный аспект процесса обучения // Педагогика.- 2002.-№6.-С.44-66.
Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании //Начальная школа плюс.-2001.-№1-С.3-6.
Леонтьева, О.М. Деятельностный подход в образовании/ О.М. Леонтьева //Школьные технологии.-2007.-№2.-С.83-96.
Малофеев Н.Н., Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Никольская О.С. Основные положения общей концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. // Альманах 12/2008
Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – М., 2006.
Селевко, Г.К. Технологический подход в образовании / Г.К. Селевко, О.Ю. Соловьева //Управление современной школой. Завуч.-2008.-№2.-С.4-15.
Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Формирование учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений [Текст] :учеб.-метод.пособие / авт.-сост. Н.П.Попова; НИРО.-Великий Новгород, 2011.-105 с.
Формирование опыта учебной творческой деятельности учащихся / Учеб.-метод.пособие / /Н.П.Попова/ Великий Новгород : ОАОУ « НИРО», 2011. – 86 с.










13PAGE 15


13PAGE 14215




Рисунок 3615