Статья «Идеи Ыбырая Алтынсарина и Абая Кунанбаева по духовно-нравственному воспитанию в контексте современной парадигмы образования»
ИДЕИ ЫБЫРАЯ АЛТЫНСАРИНА
И АБАЯ КУНАНБАЕВА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ
В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ
ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
БУРНАЕВА ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА
ЖАМБЫЛСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
КОСТАНАЙСКИЙ РАЙОН
КОСТАНАЙСКАЯ ОБЛАСТЬ
п. Жамбыл
Гуманиста должен воспитывать гуманист. И прежде чем вырастить такого ученика, нужно взрастить такого учителя. Эта мысль хорошо прослеживается в педагогическом наследии выдающихся казахских просветителей Ы. Алтынсарина и А.Кунанбаева.
Они считали, что овладение духовной культурой улучшает нравы людей, зрело чувствующих смысл жизни, верных своему слову, честных. Они глубоко верили, что молодежь, «получив более или менее основательное знание и проникнутая известным направлением, могла бы повлиять на окружающий народ свежими и здравыми мыслями».
По мнению Ы. Алтынсарина и А.Кунабаева, именно благодаря обучению и воспитанию, вырабатываются у человека интеллектуальные, нравственные, волевые и другие качества.
Лишь знанием жив человек.
Лишь знанием движется век.
Лишь знанием – светоч сердец.
В наше сложное время в погоне за материальным благополучием на второй план отодвинулись нравственность, воспитание гуманности. А духовное обнищание – огромное зло для общества, для его продвижения вперед. Именно эта мысль проходит через многие произведения великих казахских мыслителей. Это мы и должны передавать молодому поколению через свои уроки.
А.Кунанбаев и Ы.Алтынсарин – два великих мыслителя, в своей деятельности последовательно искали пути развития общечеловеческих ценностей – и в здоровье, и в гуманных межличностных отношениях, в тесном взаимодействии поколений, в просвещении, в равноправии народов. Ы.Алтынсарин указывал: «В каждом народе и племени умейте находить богатство его лучших качеств», а А.Кунанбаев учил «создавать мнение о человеке по его поступкам, сущности, а не по внешнему виду, одежде, обманчивой обходительности; учил отличать чистые порывы души от корыстолюбивых страстей, ценить настоящую дружбу и любовь».
«Забота о человеке, о его нуждах, забота о Родине и ее процветании – существенная черта этики, которая находит отклик в нравственных рассуждениях казахских просветителей-демократов. Но, разумеется, не как принцип «разумного эгоизма», как такового, а как демократический принцип честного и разумного служения своему народу».1
Демократичность их этики ярко проявляется тогда, когда они определяют свое отношение к понятиям «нравственное» и «безнравственное», т.е. «добро» и «зло». Категории добра и зла ими разрабатываются не абстрактно, а в тесной связи с практическими нуждами трудящихся. Например, показывая «притеснения со стороны имущих власть, несправедливые решения дел, нескончаемые жалобы со стороны обиженных», безнравственные поступки претендентов на должности волостных управителей во время выборов, они делают вывод, что источник зла кроется в их неразумных и несправедливых действиях. По мнению великих просветителей, ссоры, вражда, зависть, богатство и т.п. – вот корень зла, от которого следует избавиться. А.Кунанбаев и Ы.Алтынсарин придерживаются мысли, что богатство, сосредоточенное в руках отдельных лиц, само по себе не приносит пользы ни обществу, ни его обладателю, потому что обладатели богатства стараются использовать «свои материальные силы» не для пользы общества, а для своих личных корыстных целей. Абай утверждает:
Бесчестный зверя жадней,
Грязный в словах и делах, -
Такой герой наших дней
Правит тобою, казах
[Ы. Алтынсарин. Горе киргиза. ЦГА Каз.ССР
Ф.25 д.2022 л. 188]
Поэтому не следует, по глубокому убеждению Ы. Алтынсарина, стремиться к большому богатству, ибо оно калечит душу и жизнь человека. Исходя из своего принципа «довольствоваться малым», таким образом, они осуждают излишнее богатство, считают его источником зла. Добром же являются поступки человека, приносящие пользу народу. Чтобы быть полезным народу, человек должен стремиться «к образованию себя расширять свои мысли и познания», и, вооружившись знанием, посвятить себя благу родины. Ы. Алтынсарин осуждает отдельных образованных людей в «несочувственном отношении к делу» и благодарит тех, кто принимает «добродетельное участие в деле просвещения» казахского народа. Делать добро, с его точки зрения, является нравственным долгом каждого; каждый должен относиться к общественному делу без «задних мыслей» и честно служить добру.
В стихотворении «Если смолоду честь не терял» Абай говорит:
Если щедро прожил для людей
Если верен был дружбе своей,
Если доброе имя берег,
Если все доверяли тебе
Значит, ты человеком прожил
В этом плане большой интерес представляет рассказ Ы. Алтынсарина «Чистый родник», в котором герои – три путника, встречая замечательный горный родник, наслаждаются чистой холодной водой и видят рядом камень с высоченной надписью: «Эй, путник, будь чистым, как этот родник». Определяя смысл этой надписи, один из спутников видит его в том, что «человек, делая 2
добро другим, не должен ждать от него награды», т.е. служение народу, по его мнению, является основным долгом каждой нравственно развитой личности.
Согласно учению Ы. Алтынсарина и А.Кунанбаева, человек «данное ему богатство» не должен считать «лишь ему принадлежащим», а по возможности «тратить его, куда следует», т.е. оказывать помощь тем, кто нуждается в ней. Только при таком условии нравственное достоинство человека высоко оценивается людьми, и его действия и поступки служат благородной цели. Герои рассказов Ы. Алтынсарина – обладатели богатства, делая добро людям, становятся нравственно возвышенными, добродетельными. Они понимают нужды народа, знают, что «бедность не порок», что добродетельные поступки чаще всего встречаются среди простых людей. Абай же учит распознавать людей по их уму, а не по положению им богатству
Разумен будь и правдив
В делах и думах своих -
таким мудрым советом заканчивается стихотворение Абая «Пока не знаешь, молчи»
Народ уважает щедрых. И Ы. Алтынсарин выдвигает щедрость как одно из ценных нравственных качеств человека. Еще Аристотель говорил, что «из всех добродетелей, любимых в людях, щедрость любят почти более всего, ибо она доставляет пользу». «Всякою полезностью, - читаем в «Никомаховой этике» Аристотеля, - можно пользоваться или хорошо, или дурно. Богатство принадлежит к полезности, в каждом отдельном случае тот пользуется средством наилучшим образом, кто обладает соответственною добродетелью, относящеюся до ценностей кто раздает, тот, очевидно, совершает добрые и прекрасные дела, а тот, кто берет, тот, испытывает добро и не делает зла».3
К щедрости Ы. Алтынсарин относит и старинный обычай казахов «жлу», сущность которого заключается в том, что люди искренне и безвозвратно оказывают помощь своим пострадавшим соплеменникам. Как свидетельствует периодическая печать того времени, «к симпатичным чертам киргизского народа относится «жлу» - помощь пострадавшим от случайных причин. Неизвестно, когда установился этот добрый обычай, измененный теперь до невозможности
[Ы. Алтынсарин. Горе киргиза. ЦГА Каз.ССР
Ф.25 д.2022 л. 188]
[Аристотель. Этика. СПб, 1884, стр.63, 64]
Прежде оказывали помощь пострадавшим искренне, от души, без хитро-эгоистических замыслов, из сострадания к ближнему, и этот поступок был прекрасен и даже величествен. Нынче помощь обратилась в какую-то замаскированную взятку; киргизы, делая материальную помощь пострадавшим, разбирают положение в скоте, богатство пострадавшего, чего не допускал прежний обычай».4
Активный общественный деятель, Абай, стихами и песнями тоже смело вторгался в мрачную действительность своего времени.
Напряженно, многосторонне и ответственно мыслил поэт о судьбах трудового казахского народа, о его будущем
Жаркой жалостью к страдающим наделен
Ты работай для блага людских племен!
Идея просветителей о том, что мирские блага следует использовать для помощи друзьям, как бы перекликается со следующей мыслью К. Маркса: «Древние – кажется, Эсхин – говорили: надо стремиться добывать себе мирские блага, чтобы помогать друзьям в нужде!» Какая глубокая человеческая мудрость заключена в этих словах.5
Народ ненавидит скупцов, людей, думающих только о себе, о своем благополучии, забывая горе народа и его нужды. Люди будут помнить только тех, кто заботится о нуждах других. Ы. Алтынсарин пишет:
Если умен, то для бедных будь, как родной отец.
Славный пастух Зенгибаба живет в миллионах сердец.
Пастух верблюдов Ойсылкара известен теперь везде,
Зато под землей бесследно исчез Карынбай-скупец.6
Ы. Алтынсарин и А.Кунанбаев относят к отрицательным качествам человека и такие поступки, как хвастовство, клеветничество, нечестность. Ы.Алтынсарин замечает, что не следует хвалиться «богатством» «счастьем», ибо, если не жить разумно, «удачи вдруг покинут вас и богатство ваше сгниет в тот же час». Он напоминает:
Худая скотина хозяина не располагает к себе,
Разбогатевший слепо верит своей судьбе.
Он думает, что невзгоды к нему не придут никогда,
Но даже к хорошим людям часто приходит беда.7
Абай Кунанбаев призвание поэта видит в суровой непримиримой борьбе против этого:
Взглянет он зорче степного орла,
Струны раздумья в душе теребя,
Против невежества, против зла,
Он обращает свой гнев, скорбя.
Быть добродетельным или порочным, по их мнению, во многом зависит от самого человека, от разумности его поступков. Человек не должен высоко ставить себя, считать себя слишком умным и счастливым, ибо подобное высокомерие приводит его к беде. Он должен держаться ровно, слишком не радоваться счастью, не болтать как попало, ибо «болтуны говорят много пустых слов и правды в них бывает мало».
Болтун и сплетник, по глубокому убеждению Ы. Алтынсарина - ягоды одного дерева. Кто много болтает, тот способен «при удобном случае нагло клеветой заклеймить тебя». Абай же говорит, сплетник, «никого не любя», теряет свое человеческое достоинство. Его действия и поступки направлены против честных людей, которые совершают справедливые дела, служат народу. Душевная чистота, честность, вежливость и другие положительные качества человека высоко оцениваются этими великими людьми. В своих рассказах, стихах и наставлениях они пытаются раскрыть их сущность.
[«Киргизская стенная газета», 1889, №47]
[К. Маркс и Ф. Энгельс. Сог., т 30, стр.510]
[Ы. Алтынсарин. Избранные произведения, стр.54]
[Ы. Алтынсарин. Избранные произведения, стр.54]
[А.Кунанбаев. Избранные произведения, стр.126]
В рассказе («Чистый родник») Ы. Алтынсарин глазами одного из героев видит смысл надписи на камне в том, что «душу и тело храни в чистоте, как этот родник, ибо когда смотришь в него, то видишь, как в нем отражается блеск солнца и отсветы травы, если они глядятся в него, то поэтому душу, как этот родник, держи открытой для всех». В стихотворении «Грядущее скрыто туманом от нас» Абай говорит:
Но помни: толпа и народ – не одно.
Есть люди и волки – уж так суждено.
Так будь справедливым, как истинный муж,
Коль сердце твое милосердием полно.
Хороший человек судит «о вещах не по их наружному виду», ибо знает, что «ценность веши заключается в ее содержании». Он отличает хорошие поступки от дурных, ценит друзей по их честности и считает, что «умный враг лучше глупого друга».
Хороший человек не горд, «высоко не задирает голову», ибо знает, что «многие гордецы погибли из-за того, что слишком высоко держали свою голову», он вежлив, ибо знает, что вежливость украшает человека, показывает его образованность и культурность. Вот как говорит Абай об этом:
Ты сердечным будь,
Человеком будь
И трудись не жалея сил
Нравственность – одна из самых сложных и интересных проблем. Она всегда волновала трудовые массы, а больше всего мыслителей, которые ставили и решали проблемы, важные порой для судеб целого поколения, народа. Казахский народ в условиях господства религиозной морали нуждался в решении данной проблемы, и его передовые представители в той или иной мере удовлетворяли эту потребность народа. Ярким примером этому служит педагогический подвиг Ы. Алтынсарина и А.Кунанбаева, которые говорили о том, что «без ухаживания и деревья растут кривыми, а дети, подобно молодому деревцу, требуют к себе повседневной заботы». Только постоянная забота и правильное воспитание формируют в ребенке самые лучшие нравственные качества, такой ребенок, считали мыслители, и впоследствии останется добродетельным человеком. На вопрос, как и каким путем воспитывать детей, Ы. Алтынсарин отвечал четко и ясно, указал на труд, как преобразователь человеческой природы и на пример родителей и взрослых, благоразумные деяния которых оставляют яркий след в жизни ребенка, отношение Абая к молодежи раскрывается в стихотворениях «Пока не знаешь – молчи », «Жигиты, дорог смех, не шутовство», «Только юность одна – жизни счастливой цвет» «Если смолоду честь не терял» и др. В этих произведениях отражены идеалы поэта, дающего мудрые советы молодому поколению. В стихотворении «Пока не заешь – молчи» Цель поэта: воспитать у юношества отвращение к пагубным привычкам, показать путь, по которому должен идти настоящий человек. Поэт призывает следовать пяти добродетелям и избегать пяти пороков. «Разум и доброта, упорство, скромность и труд» - вот качества, которые необходимо приобретать в молодости, которые помогают избежать таких отрицательных черт, как «злословие, ложь, хвастовство, безделье и мотовство». Положительные качества, предупреждает Абай молодежь, не появляются сами собой, а воспитываются трудом и прилежанием. Абай говорит, обращаясь к молодым, о значении просвещения, о пользе учения, о роли науки в человеческой жизни.
К порыву юные сердца зову
Я человечность ставлю во главу
Алтынсарин и Кунанбаев высоко ценили художественное творчество своего народа и считали, что именно просвещение даст возможность ему правильно понять и оценить все прекрасное как в жизни, так и в искусстве.
Целью своей педагогической деятельности они ставили не одно лишь обучение грамоте, а возможно более широкое приобщение казахов к передовой культуре.
Просветительская деятельность Ы. Алтынсарина и А.Кунанбаева была разносторонней и весьма полезной. Они не только выдвигали идеи, но и стояли за претворение их в жизнь.
Естественно, не все поднятые проблемы были правильно поняты и решены
Ы. Алтынсариным, А.Кунанбаевым и его последователями. Их идеалы не могли найти непосредственной реализации. Слишком не соответствовали их осуществлению социальная действительность. Они не нашли почвы для приложения в большом историческом масштабе при жизни этих людей, но возродились в опыте казахского народа.
Ныне Казахстан стал цветущим краем, страной высокой культуры и нравственных устоев. Провозвестниками этой эпохи, людьми, стремившимися приблизить ее, были великие казахские просветители-демократы Ы. Алтынсарин и А.Кунанбаев.
Всесторонний расцвет и неуклонное сближение наций и народностей на основе их общих интересов происходят в условиях братского сотрудничества и дружбы, внимательного учета национальных особенностей, развития национальных культур, их взаимовлияния и взаимообогащения.
Сейчас под гостеприимным шаныраком Казахстана живет большая и дружная семья: казахи, русские, татары, корейцы, поляки, украинцы, немцы Над всеми - чистое голубое небо, в котором парит благородный орел свободы. Это единение помогает нам становиться сильнее, позволяет с гордостью заявлять о том, что мы из тех государств, где «главным приоритетом является стабильность и международные согласие» (Н.А. Назарбаев). Отрадно, что любой праздник в нашей стране многолик и многоязычен: в хороводе дружбы можно услышать веселые украинские и русские частушки, перекликающиеся с задорными танцами. Раздумья, в которые вводит чудный мотив домбры, вдруг прерываются зажигательной лезгинкой
А сейчас главное, что всех нас, независимо от цвета кожи и радуги глаз объединяет великое чувство любви и благодарности родной земле. И потому каждый по-своему пытается исполнять наказы Ы. Алтынсарина и А.Кунанбаева «Долг каждого из нас – принести посильную лепту на пользу своей Родине». Эти усилия уже приносят результаты
Поэтому наша задача – не менять взятого курса и всем вместе, поддерживая политику нашего президента, продолжить строить независимый Казахстан.
Живущие всюду народы
для радости сотворены.
Всех ласково греет солнце,
всем светят лучи луны.
Особо рожденных не было и
нет на этой земле,
Мы друг перед другом
с детства во всем быть должны равны.
От одного человека
Все мы произошли.
Друзья! Надо жить нам дружно – ведь хватит на всех земли, - призывал Ы.Алтынсарин, а Абай Кунанбаев утверждал:
Не будь сыном своего народа,
А будь сыном человечества!
Ы. Алтынсарин.
10. [«Оренбургский листок», 1884, №15]
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ
ВЫДАЮЩИЙСЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬ
ПЕДАГОГ-НОВАТОР
СОЗДАТЕЛЬ КАЗАХСКОГО АЛФАВИТА
УЧЕНЫЙ-ЭТНОГРАФ
ПОЭТ И ПРОЗАИК
ОСНОВОПОЛОЖНИК КАЗАХСКОЙ ПИСЬМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ КАЗАХСКОГО НАРОДА
ПРОБЛЕМЫ,
ПОДНЯТЫЕ ЫБЫРАЕМ АЛТЫНСАРИНЫМ
СУДЬБА НАРОДА – ОСОБАЯ ЗАБОТА
ПРИОБЩЕНИЕ КАЗАХОВ К ПЕРЕДОВОЙ КУЛЬТУРЕ
ПРИОБЩЕНИЕ КАЗАХОВ К ПЕРЕДОВОЙ КУЛЬТУРЕ
СТРАСТНОЕ ЖЕЛАНИЕ ВЫВЕСТИ СВОЙ НАРОД ИЗ ОТСТАЛОСТИ И НЕВЕЖЕСТВА
ПРОСВЕТИТЕЛЬ-ДЕМОКРАТ!
БОРЬБА ПРОТИВ ФАНАТИЗМА И НЕВЕЖЕСТВА СЛУЖИТЕЛЕЙ РЕЛИГИОЗНОГО КУЛЬТА
АЛТЫНСАРИН – ПИСАТЕЛЬ-ОТРАЖЕНИЕ ВСЕГО НАРОДА, ДУХА ЕГО, УМА, НРАВА, ХАРАКТЕРА И ВООБЩЕ ВСЕЙ ЕГО ЖИЗНИ.
«УЧЕНЬЕ, КАК СВЕТ, ОЗАРИТ ИМ ПУТЬ»
ВОСПИТАНИЕ ВЫСОКОНРАВСТВЕННЫХ
И ЧЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ
СЧАСТЬЕ
ТРУД – ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ
ИСТОКИ НРАВСТВЕННОСТИ
УДОВОЛЬСТВИЕ
И РАДОСТЬ
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПОТРЕБНОСТЬ
БЛАГОРАЗУМНЫЕ ДЕЯНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
15