Выступление на МО учителей начальных классов на тему Составление недельных циклограмм как средство формирования орфографического навыка
Подготовила
учитель начальных классов
МОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа»
КОЗЛОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА
Предупреждение орфографических ошибок – одно из главных условий успешного обучения детей грамотному письму. Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. Поскольку любой навык , в том числе и орфографический, «формируется в деятельности и является результатом многократных действий» (Д.Н.Богоявленский), в методике обучения орфографии уделяется серьезное внимание изучению закономерностей такой деятельности, а также поиску путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учетом этих закономерностей.
В настоящее время выделены и разработаны три способа усвоения орфографии школьниками - 1) соотнесение звучащих единиц речи и графических единиц письма;
2) запоминание графического состава слова;
3) решение орфографических задач.
Выработке орфографических навыков способствуют такие виды работ:
письмо с проговариванием;
списывание;
письмо под диктовку с предварительной подготовкой;
письмо по памяти;
творческие работы.
Одним из средств формирования орфографического навыка может стать недельная циклограмма. Подобная организация работы позволяет привести в определенную систему все многообразии методов и приемов, используемых учителем при формировании навыка правописания. Кроме того, цикличность – это возможность вернуться к определенному этапу работы через фиксированный промежуток времени (неделю), но уже на другом дидактическом материале, что позволяет ребенку выйти на творческий уровень применения знаний. Как показывает практика, в циклограмме целесообразно использовать упражнения четырех типов.
Первый тип упражнений (на готовом дидактическом материале) способствует узнаванию квалификации того или иного изучаемого орфографического явления в готовом тексте или предложении. Это зрительный диктант, письмо по памяти, частичный орфографический разбор.
Второй тип упражнений (с изменением дидактического материала) вырабатывает умение преобразовать данный материал в обучающих целях. Это творческое списывание, редактирование.
Третий тип упражнений (репродуктивного характера) способствует развитию умения повторить по образцу использование изучаемого объекта в связной речи. Это изложение и устный рассказ.
Четвертый тип упражнений (продуктивного характера) учит употреблять в собственной речи изучаемое звуковое явление. Это сочинения.
Основной дидактический материал – насыщенный изучаемыми орфограммами текст (диктант), с которым учитель планирует работать в течение недели.
В понедельник проводится анализ текста, у обучающихся формируется положительная мотивация к выполнению работы. Данный этап целесообразно планировать на ту часть урока, которая предназначена для развития устной речи, где предлагается описать картину, рассказать об услышанном или прочитанном, составить диалог. До конца недели данный этап урока следует посвятить той теме, на которую выбран текст диктанта.
Во вторник во время словарной работы проводится работа над непроверяемыми написаниями, встречающимися в тексте. Целесообразен всевозможный анализ слов с точки зрения лексики, грамматики; возможны различные группировки дидактического материала, чтобы ученики как можно чаще обращались к одному и тому же слову, но в условиях различного предъявления. Например, найди лишнее слово, вставь в слова пропущенные буквы, найди «спрятанные» слова и другие.
В среду и четверг анализируется написание слов с орфограммами на уровне словосочетания и предложения. Возможны такие задания:
* В скобках напишите слова к выделенным орфограммам – буквам.
* Подберите проверочное слово к словам с пропущенными буквами.
* Вставьте пропущенное слово, подходящее по смыслу.
* Исправьте словосочетания там, где это необходимо.
* Составьте и запишите с данными словами словосочетания.
* Вставьте в предложения подходящие по смыслу сказуемые или второстепенные члены с опорой на вопросы, данные в скобках.
В пятницу обучающимся предлагается текст – диктант с пропущенными буквами. По результатам проверки учителем дети выписывают свои ошибки для индивидуальной работы.
При написании контрольных работ по русскому языку очень важно, чтобы дети могли видеть орфограммы в тексте и классифицировать их. Полезен такой вид работы. Обучающимся дается текст.
Берегите воду!
Быстрый ручей звонко журчал в зарослях черемухи. Но вот он выбежал на широкий луг. Заблестела на утреннем солнце вода. Ручей спешил вперед. Со всех сторон к шумному ручью стекались другие ручьи. Он становился все шире и глубже. Течение его замедлилось. Наш ручей стал речкой. В мягком иле поселились различные животные. На поверхности воды закачались белые кувшинки. Птицы свили гнездо на высоком берегу.
Вода несет жизнь людям, растениям, птицам, животным. Чистая вода – главное богатство природы. Берегите воду!
Заполните таблицу:
Название орфограммы
Примеры из текста (орфограмму подчеркнуть)
Безударные проверяемые гласные в корне слова
Непроверяемые гласные и согласные
Проверяемые согласные в корне слова
Непроизносимые согласные
Буквы и, у, а после шипящих
Разделительные ъ и ь знаки
Раздельное написание предлогов со словами
Употребление ь для обозначения мягкости согласных
Гласные и согласные в приставках
Такая целенаправленная работа необходима на уроках в начальной школе.
Недельная циклограмма позволяет привести в определенную систему разнообразные методы и приемы формирования орфографического навыка, помогает обучающимся в систематизации и оформлении своих знаний, а учителю – установить общую картину знаний детей.
СОСТАВЛЕНИЕ НЕДЕЛЬНЫХ ЦИКЛОГРАММ
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА
15