Статья Формирование языковой компетенции на уроках английского языка: устная речь
Формирование языковой компетенции на уроках английского языка: устная речь
(из опыта работы)
Доклад учителя английского языка
МОУ СОШ №1 им. С.И. Гусева
Поварковой Людмилы Ивановны
2013-2014
учебный год
Формирование языковой компетенции
на уроках английского языка.
Овладение основами иностранного общения предусматривает достижение учениками минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции, которую составляют речевые умения, то есть умения в аудировании, чтении, письме, говорении, и речевые навыки (лексико – грамматические навыки письма). Обучение устной речи (говорение) – это сложный процесс, тесно связанный с формированием и усовершенствованием лексико – грамматичесих навыков, умением использовать их для развития неподготовленной речи.
Процесс формирования механизма воспроизведения речи требует от учителя умений дифференцировать приемы и методы, которые обеспечивают результат работы.
Речевые умения формируются поэтапно:
I этап – формирование лексико – грамматических навыков устной речи;
II этап – совершенствование лексико – грамматических навыков устной речи;
III этап – развитие умений неподготовленной устной речи.
Для формирования и совершенствования навыков устной речи можно использовать лексико – грамматические структуры (подставочные таблицы – Substitution tables), которые дают возможность целенаправленно активизировать употребление в речи разговорных клише, комбинировать различные структуры в речи в зависимости от коммуникативной связи.
Практика обучения устной речи показала, что структуры соответствуют характеру навыков, которые формируются и совершенствуются (I, II этап) в обучении устной речи. Они позволяют обеспечить достаточно прочные навыки устной речи, на которые можно опираться, чтобы построить неподготовленное монологическое и диалогическое высказывания. Структуры отрабатываются с учениками хором, индивидуально, то есть их можно использовать во время организации фронтальной, групповой, парной и индивидуальной форм работы.
We are teenagers!
Is it easy to be a teenager!
You are a teenager,
it is time
of conflicting feelings and desires
of important public exams
of hard (demanding) school work
of starting a serious relat
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Современные педагогические технологии предполагают изменения учебной ситуации таким образом, чтобы учитель из «непререкаемого авторитета» стал внимательным и заинтересованным собеседником и соучастником процесса познания. Коммуникативная методика, как одна из современных методик, обучения английскому языку способствует тому, чтобы учитель был не только носителем информации, но и наблюдателем и консультантом.
В коммуникативной методике предполагается обучение общению на иностранном языке в устной и письменной форме в рамках речевой ситуации.
Как известно, способом устно-речевого общения является говорение. Цель обучения говорению в школе есть развитие у учащихся способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в разнообразных ситуациях.
Задача учителя в создании условий, которые способствовали бы общению учащихся. Для этого учитель должен учитывать специфические признаки данного вида речевой деятельности, такие как: мотивированность, целенаправленность, активность, связь с личностью и мыслительной деятельностью человека, эвристичность, самостоятельность, темп и ситуативность. Если есть цели и мотивы общения, учтены характерные особенности участников общения, их возраст, уровень развития и т.д., то акт общения в рамках какой-либо речевой ситуации, безусловно, состоится.
Для создания данных условий в процессе обучения английскому языку я использую приемы активизации, которые учитывают все выше перечисленные признаки устного речевого вида деятельности. Преимущества этих приемов в том, что учащиеся, активно участвуя в процессе обучения, начинают обдумывать, вспоминать, использовать изученный языковой материал.
Лучшими приемами активизации устной речи учащихся, на мой взгляд, являются приемы взаимодействия человека с человеком, т. е. интерактивные приемы. Слово «интерактив» произошло от английского слова «interact», что значит «interact»- «взаимный», «act»- действовать. Данные приемы предполагают взаимодействие субъектов образовательного процесса на уровне «равный - равному», где учитель и участник занятия – часть одной команды, они работают для достижения одной цели. Интерактивные приемы способствуют организации комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Их использование предполагает моделирование жизненных ситуаций, ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.
Далее предлагаются приемы, которые используются мною для активизации учащихся на уроках развития навыков говорения.
Приемы закрепления грамматических структур в устной речи учеников.
Во время изучения грамматики одной из основных целей является формирование умения учеников использовать грамматические структуры в речи. Использование мини-диалогов, содержащих личностно-ориентированые вопросы – один из эффективных способов добиться этого.
а) Например, при отработке вопросительных форм Present Perfect предлагается следующее задание: «Ученик А должен описать свое состояние, остальные ученики (Р1, Р2) выясняют, почему он себя так чувствует, составляя общие вопросы в Present Perfect». В качестве опор предлагаются слова и выражения:
Key words
Feelings: happy, sad, angry, excited, worried, pleased, tired
Reasons: pass exams, win the lottery, break the video, fail exams, received bad news, lose tennis match, go to a party, have an argument with a friend, lose wallet, sleep badly, buy new clothes
Выполнение задания.
А: I’m happy.
Р1: Have you won the lottery?
А: No, I haven’t.
Р2: Have you bought new clothes?
А: No, I haven’t.
Р3: Have you passed exams?
А: Yes, I have.
Языковая компетенция лиц изучающих иностранный язык определяется тремя основными навыками:
Фонетические навыки – умение правильно произносить специфические звуки отличающиеся от звуков родного языка и в конечном счете формирующие произношение слушателей.
Грамматические навыки и умение ими воспользоваться в практической части: грамотно составлять предложения.
Лексические навыки – общий словарный запас слушателя.
Неоспоримо то, что без любого из этих навыков донести свои мысли на иностранном языке проблематично. Основная проблема обучающего процесса состоит в том, что фонетические и грамматические навыки формирует преподаватель, а пополнение словарного запаса в основном подразумевается как самостоятельная и домашняя работа.
Без сомнения, процесс освоения новых слов происходит и на уроках с преподавателем, но из-за ограниченного времени занятий, уделить должного внимания этому вопросу учитель не в силах.
Работа с запоминанием новых слов считается одной из самых сложных задач в обучении иностранному языку и занимает порядка 80% всех трудозатрат учащегося, Считаясь на 80% самостоятельной и очень важной, у преподавателя не так много инструментов контроля за пополнением
словарного запаса ученика.
И несмотря на качественную работу преподавателей, очевидно, что обладая скудным словарным запасом языковая компетенция слушателя останется на низком уровне. Но и претензий к обучению в этом случае слушатель не имеет, так как сам не уделял должного внимания самостоятельной работе.
Уровни владения лексикой
500 – 600 слов начальный уровень
1000 – 1300 элементарны уровень
1400 – 1800 ниже среднего
2000 – 2500 средний
3000 – 4000 выше среднего
4000 – 6000 продвинутый
Подводя итоги выше сказанного, учащийся 4-го класса может составить примерно такой рассказ о себе.
Me name is Ann.
I am eleven.
I am a pupil.
I am in the Fourth Form.
I live in a small town Gusev.
I am kind, smart and nice.
I am not lazy.
I can read, write, count and draw.
But I can’t swim.
I like to sing and dance.
I like to eat meat and potatoes and drink tea for breakfast.
My favourite season is summer because I can play tennis, ride a bike and go to the forest.
I help my mother to clean the rooms and to wash up on Saturdays.
I am a good daughter.