Активная оценка как эффективное средство формирования учено-познавательной компетенции учащихся на уроке математики
ЗАЯВКА
на участие во II Международной научно-практической конференции «Современное образование: мировые тенденции и региональные аспекты» 2 декабря 2016 года, г. Могилев
1.Фамилия, имя, отчество автора Змитрович Геннадий Григорьевич
2.Место работы ГУО «Средняя школа № 81 г. Минска»
3. Должность учитель математики
4. Ученая степень, звание не имею
5.Название доклада «Активная оценка как эффективное средство формирования учебно – познавательной компетенции на уроках математики»
6. Номер и название направления 1 Современная реализация компетентностного подхода в преподавании учебных предметов.
7. Адрес для связи 80173633573
8. Тел. моб.(+ код)+375295004715
9. Тел. раб. (+ код) 8(017)3633573
10. Факс 8(017)3633573
11. E-mail genadzzmitrovich@gmail.com
12. Необходимость в гостинице нет
13. Форма участия (очная, заочная) очная
Дата 02.11.2016 г
Подпись_______________________
Г. Г. Змитрович (г. Минск, Беларусь)
АКТИВНАЯ ОЦЕНКА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Как учить? Чему учить? Зачем учить? Ответ на эти вопросы дает компетентностный подход в обучении. Что такое компетентностный подход? Компетентностный подход – совокупность принципов, которые определяют постановку целей, содержание обучения, организацию образовательного процесса, содержание контроля и оценки, направленных на овладение учащимися актуальными компетенциями. С позиции этого подхода непосредственным результатом образовательной деятельности является сформированность у учащихся компетенций [1, c. 31].
Компетенция (лат. competencia) – круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом необходимым для эффективной деятельности; отчужденное, заранее заданное социальное требование к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере [1, c. 31].
Компетентность – владение, обладание учащимся соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере [1, c. 31].
Образовательная компетенция – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
Существует определенная иерархия компетенций: 1) предметные компетенции (предметные умения формируются в рамках учебных предметов); 2) общепредметные компетенции– относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; 3) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования.
А. В. Хуторским [3] определены следующие группы ключевых компетенции:
ценностно-смысловая;
общекультурная;
учебно-познавательныая;
информационная;
коммуникативная;
социально-трудовая;
компетенция личностного самосовершенствования.
Математическая компетенция - это способность структурировать ситуацию, вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты.
Изучение математики в школе направлено на достижение целей в направлении личностного развития обучающихся, в метапредметном предметном направлениях [4. c. 122 – 123]
Одной из важнейших компетенций учащихся является учебно-познавательная. Она включает:
информационную (умение работать с учебником, текстом, дополнительной литературой, составить план прочитанного, выделить главное, работать с таблицами, диаграммами);
интеллектуальную (анализ, синтез, обобщение прогнозирование, сравнение, классификация, исследование, моделирование и проектирование, рефлекия);
организационную (целеопределение, выделение критериев успеха и оценки, планирование, самоорганизация на деятельность, самоанализ и самоконтроль, самооценка, самокоррекция и рефлексия);
коммуникативную (умение ставить вопросы, слушать и слышать, участвовать в дискуссии, работать в группе, осуществлять взаимоконтроль и взаимную оценку) [1, c. 31].
Остановимся на формировании учебно – познавательной компетенции при проведении учебных занятий по математике с использованием стратегии активной оценки.
Обучающая цель, которая ставится учителем для урока, должна соответствовать требованиям образовательного стандарта по предмету, учебной программы, учебному содержанию, уровню обучения и подготовленности учащихся. Она должна соответствовать определению понятия “цель” (это планируемый результат деятельности) и быть диагностической (должна быть сформулирована так, чтобы по завершении учебного периода можно было однозначно судить о степени ее достижения).
Урок математики в 5 классе. Тема «Доли. Обыкновенные дроби». На изучение темы отводится 3 урока. 1 урок по теме.
Цель деятельности учителя:
создать условия для осознанного усвоения теоретического материала по теме.
способствовать развитию культуры устной и письменной речи учащихся, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления;
воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе.
Планируемые образовательные результаты.
К окончанию изучения темы учащиеся:
будут знать:
что такое «доля», что показывает числитель дроби, знаменатель дроби;
будут уметь:
правильно записывать дробь, уметь решать простейшие задачи, содержащие дроби.
Доводим цели до учащихся на понятном им языке или вовлекаем обучающихся в самоопределение на личный вполне конкретный результат. Цель на языке учащихся записывается на доске, что позволяет в течение урока обращаться к ней, видеть и понимать, как идет продвижение к запланированному результату, вносить необходимые коррективы в деятельность.
В конце урока организуется выполнение выходного диагностического теста (10 – 15 минут). После выполнения задания организуется взаимоконтроль, самоконтроль с использованием различных приемов. Потом организуется коррекция. Домашнее задание задается по результатам диагностики.
При проектировании учебного занятия определяем критерии оценки. Определить критерии достижения цели, значит, определить те показатели, благодаря которым и учителю и учащимся будет видно в какой мере достигнута цель учебного занятия. Критерии оценки определяются исходя из прогнозируемых результатов. Можно определить критерии оценки для домашней работы, но чаще - для самостоятельных и проверочных работ. Критерии оценки являются мощным инструментом обратной связи, которая обеспечивает у учащихся высокий уровень учебной мотивации, делает содержание контроля открытым, обеспечивает усиление обучающих целей и ускоряет их достижение, побуждает учащихся к поиску ответов на вопросы, мотивирует их на деятельность, на собственные суждения и их обоснования.
Учебное занятие можно начать с ключевого (главного для данной темы или раздела) вопроса для создания проблемной ситуации. Основанием для его формулировки может быть противоречие в известных или полученных фактах, тезис, поведение учителя, рисунок и т.п. Ключевой вопрос может сформулировать учитель. Но можно привлечь к его постановке и учащихся. Ключевые вопросы стимулируют у обучающихся желание искать на них ответы и активизируют познавательную активность. Эти вопросы выводят учащихся за рамки изложенного в учебнике материала, обеспечивают связь обучения с жизнью. В конце учебного занятия обсуждается ответ на ключевой вопрос. Примеры ключевых вопросов:
сколько квадратных метров пленки нужно, чтобы покрыть парник (учитель предлагает чертеж парника)?
Илья пригласил на день рождения Ивана, Ярослава и Артема.но не знает, кто к нему из них придет. На сколько равных частей нодо разрезать торт, чтобы каждый из них получил поровну;
Почему стол на трех ножках устойчивее, чем на четырех?
Встроенный в процесс обучения контроль и самоконтроль обеспечивает обратную связь, дает возможность учащемуся видеть, что у него уже получается, что он умеет делать (и этим гордиться, и этому радуется), а также возможность осуществлять своевременную коррекцию в случае пробелов и ошибок. Основной принцип данного контроля: все учащиеся проверяются по каждому учебному элементу (операции, действию). Для такого контроля принципиально важным является диагностичность поставновки цели урока, принятие цели самими учащимися, наличие критериев оценки и эталонов правильных ответов. Такой контроль позволяет им видеть свои успехи и ошибки, устранять пробелы в своих знаниях и умениях.
Организация взаимоконтроля и взаимооценки (обратная связь учащемуся от партнеров, соседей по парте), на мой взгляд, важный элемент контроля. После самооценки учащиеся обмениваются выполненными работами и соотносят их с целью, критериями, эталонами. При этом очень полезно практиковать написание учащимися советов (или устные рекомендации) в отношении выполненной работы и ее возможного совершенствования. Это имеет мотивирующее и познавательное значение для обоих учащихся. В процессе самоконтроля и самооценки учащиеся лучше усваивают учебный материал, овладевают актуальными компетенциями: оценочной и коммуникативной.
На каждом учебном занятии организуется рефлексивная деятельность учащихся. Она: способствует лучшему усвоению учебного материала; повышает учебно-познавательную мотивацию учащихся, становится значимой оценочная деятельность учащихся, в процессе которой они оценивают свое продвижение, свою деятельность и ее результаты; позволяет ученику осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение, поскольку у него при этом есть возможность видеть, анализировать и оценивать свою деятельность, ее образовательные результаты, что может способствовать их образовательному и, возможно, профессиональному самоопределению; учащиеся овладевают важной компетенцией, владение которой является необходимым условием саморазвития личности. В процессе специально организуемой на уроках рефлексии учащиеся обучаются применять ее в различных учебных и жизненных ситуациях.
Учитель предлагает учащимся в процессе работы или по завершении ее этапа остановить деятельность и задает им вопросы, которые можно объединить в три блока: вопросы на восстановление деятельности, которые «приглашают» учащихся мысленно обратиться к исполненной или исполняемой работе, восстановить в памяти ее значимые этапы; вопросы на критическую оценку, позволяющие выделить сильные и слабые стороны работы; вопросы на перенормирование, которые стимулируют учащихся на принятие ими решения о том, как работать дальше [2. c. 209].
Если учитель желает, чтобы учащиеся владели рефлексией, то он создает ситуацию рефлексии. Для формирования коммуникативной компетенции организуется групповая работа или работу в парах. Формированию информационной компетенции будет способствовать организация работы с источником информации.
Таким образом, ключевые компетенции учащихся на учебном занятии формируются через создание соответствующих ситуаций.
Cписок использованных источников
Актыўная ацэнка ў дзеянні: вопыт настаўнікаў Беларусі, Мінск, 2014
Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии – 2
http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm
Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания, VI класс, Минск, НИО, 2016 г.