План-конспект урока Становление российского парламентаризма (11 класс)
11 Класс
Тема: Становление российского парламентаризма
Цель урока: Дать оценку российскому парламентаризму 1905-1907 годов
Задачи урока:
Обучающая Сформировать основные знания, представление об избирательной системе и 1 и 2 созывах ГД
Развивающая Формирование навыков сравнительного анализа; совершенствование навыков ведения конспекта, графического отражения материала; формирование новых знаний на основании синтеза знаний ранее изученных тем.
Воспитательная Развитие чувств гуманизма, патриотизма и социальной справедливости.
Оборудование: Учебник: История России 11 класс. А.А. Левандовский М. 2014. , слайды.
1. Организационный этап (2 минуты)
Приветствие, проверка наличия учебников , тетрадей, дневников, проверка психологической и физиологической готовности, проверка состава учеников в классе, запись в журнал даты и темы урока, запись урока в календарном плане, проверка готовности оборудования урока..
2. Проверка домашнего задания. (12 минут)
Блиц- Опрос
1. Что явилось поводом к ПРР? (Кровавое Воскресенье)
2. Кто основал Собрание русских фабрично-заводских рабочих СПб (Гапон)
3. Что явилось провокацией в требованиях рабочих? (Политические требования. Вплоть до Учр.С.)
4. По какому вопросу разошлись большевики и меньшевики по тактике в ПРР? (О вооружённом восстании)
5. Самое яркое выступление либерального движения? (Съезд «Союза освобождения» марта 1905 г)
6. Почему Булыгинская дума не могла называться парламентом? (Это совещательный орган)
7. Что явилось апогеем ПРР (Декабрьское восстание)
8. В 1906 г. были отменены платежи крестьян, Какие? (выкупные)
Письменный ответ
1. Создание легальных партий в России
2. Положения Манифеста 1905 года.
Сообщения о восстаниях в армии и на флоте.
Результат
3.Актуализация знаний. Формулирование задачи урока.(2 минуты)
Рассказ учителя
Сравнение избирательных систем РФ и Российской империи:
Выборы – неравные (курии), невсеобщие (Право голоса лишались женщины, военнослужащие, мужчины моложе 25-ти лет., солдаты. Студенты и кочевники), нетайные, непрямые (2-3 ступенчатые). 4. Изучение нового материала (12 минут).
(рассказ учителя.)
Голоса помещиков, буржуазии, крестьян, рабочих 1:3:15:45
По закону 1906 года Государственный совет объявлялся верхней палатой парламента.
1 Дума треть –кадеты, немногим менее у трудовиков. Кадеты и трудовики потребовали решить аграрный вопрос за счет помещиков. Царь Думу разогнал.
2 Дума 1907 – кадеты -20%; крестьянские партии – треть –опять ставят вопрос о решении аграрного вопроса за счет помещиков.
Стр. 38: определить какие полномочия Царь оставил за собой
МАНИФЕСТ 3 июня 1907г. – роспуск Думы, пересмотр законодательства
1 голос помещика это 260 голосов крестьян и 543 голоса рабочих.
7. Контроль и самопроверка знаний. (5 минут)
Составить схему политической системы России
8. Подведение итогов урока. (2 минуты)
1. Проверка записей в тетради, составления схемы.
2. Ответы на вопросы учеников.
3. Выставление оценок с объяснениями ошибок и недоработок.
9. Рефлексия (1 минута)
1. Что на уроке показалось важным, интересным, малопонятным? Что вызвало удивление?
Д/З П. 5; * Сравнить избирательные системы Франции и России 1905 года.