МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РЕАБИЛИТАЦИИ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПЕРВЫЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ
Орлова Юлия Александровна
тел.+79781104818
Специальность “Музыкальное воспитание”
Научн. Рук.: д. иск., проф. Космовская М.Л.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РЕАБИЛИТАЦИИ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА. ПЕРВЫЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ.
Постановка проблемы. В последнее время заметно изменились социальные условия жизни в нашей стране. Общее состояние здоровья детей, как известно, ухудшилось, а объём и сложность информации возросли. Обеспечению одного из аспектов особой заботы о детях способствует то, что в последние десятилетия стало принято называть «здоровьесберегающими технологиями». Под этим термином подразумевается мощный эффект, который оказывает искусство на детей, что способствует сохранению или сбережению их здоровья. Таким образом, основной задачей учителя музыки и других предметов в современной школе в работе с детьми является внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
В.А. Сухомлинский, выдающийся советский педагог-новатор и писатель, в своей книге «Сердце отдаю детям» – классике отечественной педагогики – рассуждал так: «Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых четырех лет обучения, то добрая их половина – о здоровье» [1, с. 87].
В настоящее время практически всем учителям известно о терапевтических возможностях музыкального искусства, но далеко не каждый задумывается о значимости этой информации и необходимости ее апробации в собственной практике. Также есть случаи, когда музыкальная терапия выступает в качестве реабилитации и лечении постоперационных осложнений, заменяя дорогостоящую реабилитацию.
Анализ исследований по проблеме. История оставила множество фактов, которые свидетельствуют о возможностях музыкального искусства. Древнегреческий философ Пифагор был одним из первых, кто доказал влияние музыки на человека: «Если человек не музыкант, он не может быть учителем». Пифагор установил, что музыка обладает огромной целительной силой, и для лечения болезней он подобрал специальные гармоничные лады. Он утверждал, что музыка, подчиняясь высшему закону (математике), вследствие этого восстанавливает в организме человека гармонию. [2].
«Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи»– говорил Аристотель. [3].
Известный психиатр, невролог и академик Владимир Бехтерев, в начале XX века основавший в Санкт-Петербурге первый в мире научно-исследовательский психоневрологический институт (ныне НИПНИ им. В. М. Бехтерева), доказал, что музыка действительно положительно влияет на человеческий организм, в частности на сердечно-сосудистую, дыхательную, двигательную и центральную нервную системы. «Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья».
Цель статьи: на примере практического эксперимента показать, как целенаправленная работа со звуком действует на больной детский организм, доказывая эффективность применения музыкальной терапии, в качестве реабилитации и спасении подрастающего поколения от различных заболеваний, стрессов, перегрузок.
Изложение основного материала исследования. Опыт накапливается постепенно. Жизненные обстоятельства порой выводят на большие проблемы – того же здоровьесбережения – гораздо активнее, чем учебные курсы. Ситуация произошла в 2012 году, когда у 10-летнего ребенка, любимого младшего брата, была обнаружена смертельно-опасная опухоль больших размеров в центре головного мозга. (Вероятность смертельного исхода практически доходила до 100%). По сложности такая опухоль встречается одна на миллион человек.
Ваня перенёс две нейрохирургические операции наивысшей категории сложности в НИИ нейрохирургии им. Бурденко г. Москва, после которых он стал инвалидом с множеством сложных и тяжёлых осложнений:
(фиксационная амнезия – потеря памяти на текущие события; тяжёлая форма послеоперационного несахарного диабета; симптоматическая эпилепсия с комплексными парциальными приступами, с нарушением сознания и с эпилептическими автоматизмами; остаточная опухоль, галлюцинации, двухсторонний паралич лицевого нерва, шунтозависимая гидроцефалия).
Более двух лет своей жизни мальчик провёл в больницах, был прикован к больничной кровати и к инвалидному креслу. Все возможности отечественной медицины были исчерпаны. Ваня нуждался в длительной реабилитации за границей, но из-за выставленных огромных сумм (более 100000 у.е.) в Европе, пройти реабилитацию не удалось. Оставалось только молиться и искать для восстановления другие методы. Надежды на то, что Ваня полностью поправится, не было, но самое главное было то, что он остался жив. Оставалось только молиться и искать другие методы для восстановления брата. Вот тут на помощь и пришла музыкотерапия, статьи о которой увлекали ещё во время учёбы в Крымском инженерно-педагогическом университете. Изучив теорию и различные, предлагавшиеся учеными и практиками методы [4], решилась на практическую работу. И хотя в семье не все верили в положительные результаты музыкотерапии, другого выхода просто не было.
По велению сердца, изначально работа велась методом проб, ошибок и отдельных находок. В комнате, где находился Ваня, тихо звучала классическая музыка, затем стало очевидно, что необходимо в простой комнате создавать особую атмосферу. От елочных гирлянд, когда они медленно и постепенно загораются, а потом также спокойно гаснут, пришлось отказаться из-за проявления одного из диагнозов – эпилепсии, при которой световой раздражитель недопустим.
В течение нескольких месяцев пришло осознание, что необходимо структурировать занятия и получилась трехчастная форма.
Во-первых, создание определённой атмосферы для музыкального занятия, подготовка пациента к дальнейшей работе.
В самом начале в неярко освящённой комнате, где находился или спал Ваня Ф. (ребёнок в то время находился в полусознательном состоянии и редко приходил в себя, но полностью осознавал всё происходящее вокруг), включалась спокойная классическая музыка на небольшой громкости. Это были такие произведения, как («К Элизе» Л.В.Бетховена, «Маленькая ночная серенада» В.А. Моцарта). Всё это великолепно сочеталось с ароматерапией (ладан), способствуя еще большей атмосфере доверия и спокойствия. [5, с.163].
Во-вторых, стимулирование эмоций, воспоминаний, ассоциаций из дооперационной жизни с помощью музыки.
Для того чтобы восстановить память у Вани, необходимо было простимулировать восстановление эмоций, воспоминаний, ассоциаций из собственной его жизни до операции. Для этого в ряд подобранных произведений были включены такие классические сочинения, которые были ему известны ранее, поскольку он любил слушать, как играла на фортепиано старшая сестра. (Рус. Нар. Песня «Ах вы, сени, мои, сени», Соната №12 фа мажор Моцарт; Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» Е. Доги; Yirumа. River Flows In You, различные полифонии и фуги И.С.Баха и др). Все это было в исполнительском репертуаре студентки музыкального факультета и в этом же исполнении, знакомом и привычном для мальчика с раннего детства, музыка звучала во время сеансов.
В-третьих, завершение сеанса, снятие напряжения с помощью музыки и создание приятной, спокойной атмосферы.
В завершении сеанса применялись стимулирующие, веселые произведения, дающие заряд бодрости, оптимизма, энергии; либо спокойные, релаксирующие мелодии; т.е. такие произведения, которые давали надежду или настрой на то, что всё будет хорошо и болезнь отступит. В числе таких, оптимизирующих сочинений можно назвать I часть Симфонии №40 В.А. Моцарта; II часть Симфонии №6 Л. Бетховена; «Аве Мария» Ф. Шуберта. Занятия длились в среднем 30 минут. За это время мы с Ваней успевали послушать три-четыре произведения: каждое по 7-10 минут.
Было удивительно, когда спустя несколько месяцев после применения музыкотерапии Ваня стал запоминать различные фрагменты мелодий, которые звучали во время сеансов, затем вовсе выучил их наизусть. Это было невероятно. С помощью музыки, к Ване постепенно стала возвращаться память. Это было настолько явным, что стало возможным домашнее обучение и педагоги, с которыми он не мог на первых уроках выучить даже простое короткое стихотворение, констатировали восстановление памяти у Вани. Он понемногу начал запоминать изучаемый материал, мыслить и интерес ко всему его окружающему стремительно начал возвращаться.
Чтобы разнообразить сеансы музыкальной терапии, был подключен ещё один метод лечения – звукотерапия. История применения звуков именно в лечебных целях применяется уже около пяти тысячи лет подряд. [5, с.77].
Звукотерапия – древняя система знаний, которую в совершенстве знал Пифагор. Он умел лечить физические недуги и душевные расстройства при помощи гимнов восходящему солнцу.
Так, со временем, от пассивных сеансов музыкотерапии, мы плавно перешли к применению активного варианта лечения музыкой.
Зная, какой звук воздействует на определённый орган человека, мы с Ваней составили для себя собственные лечебные песенки. (“ХЭ” – звукосочетание применяют для лечения онкологических болезней). Звук произносят девять раз за каждую процедуру. Во время пения нужно принять удобную для человека позу, расслабиться, мысленно сосредоточиться на проблемном органе. Звуки нужно произносить на выдохе, вполголоса, делая 10-12 повторов через каждые 2-3 секунды.
Звук «а» является отличным стимулятором работы сердца, снимает стресс и напряженность.
Звук «е» положительно влияет на щитовидную железу и трахею, если его пропеть на высоких тонах.
Звук «и» стимулирует работу головного мозга, улучшает зрение, облегчает дыхание.
Звук «о» произношение этого звука меняет температуру кожи, мышечный тонус, волны мозга, ритм дыхания и сердечных сокращений.
Звук «э» стимулирует мозговую деятельность.
Звук «ю» снимает боль, отвечает за работу мочеполовой системы. [5, с.117]
Не менее интересной формой работы с Ваней Ф. стало горловое пение. Все что нужно было делать - это напевать мелодии своих любимых песен с закрытым ртом, (то есть с сомкнутыми губами). [5, с.105].Во время такого исполнения произведения звуковые вибрации не выходят через рот, а направляются на внутренние органы, таким образом, происходит массаж тела изнутри. Особое значение предавалось религиозной музыке: пению различных церковных молитв, монотонное чтение псалмов на определённой ноте (ре, ре диез). Благотворно на Ваню влияло прослушивание Корана. Вне зависимости от того, осознано ли было его значение при прослушивании, Ваня чувствовал, как им овладевает спокойствие и умиротворение, снижается нервное напряжение и возбудимость.
В течение нескольких месяцев после сеансов музыкотерапии к Ване Ф. частично стала возвращаться память, он постепенно восстанавливался. Это было видно без медицинского подтверждения. А спустя полтора-два года все подтвердилось результатами МРТ.
Главный Детский врач-онколог Крыма, у которого Ваня Фомин состоит на учёте, сказал, что такого не может быть и всё это практически и теоретически противоречит законам медицины; а после внимательного изучения снимков и заключений рентгенологов, он добавил, что в Ванином случае всё-таки произошло чудо!
На данный момент память практически вернулась к Ване Ф. Врачи-психиатры дали заключение, что интеллект ребёнка полностью сохранён. В 2016 году он закончил девятый класс и сдал Итоговую государственную аттестацию (ИГА), на хорошо и отлично.
Теперь у Вани появилась мечта всей его жизни - это выучиться и стать хорошим врачом, чтобы помогать детям с онкологией головного мозга.
Однако, не только внешне, Ваня стал обычным, нормально развивающимся подростком. На сегодняшний день у него стали также отступать и некоторые тяжёлые послеоперационные осложнения: практически восстановилась память;
почти полностью отступила тяжёлая форма послеоперационного несахарного диабета;
постепенно припадки эпилепсии стали уходить: пока еще не прекратились совсем, но остались редкие и несильные приступы в ночное время;
реже стали проявляться приступы головной боли и головокружения; полностью прошёл двухсторонний парез (паралич) лицевого нерва.
Что спасло Ваню Ф. от гибели: высшие силы или музыка? Наверное, все вместе взятое. А скорее всего терапия искусством стала очевидным механизмом исполнения Божественного промысла. Ребенок, не проходя никакой реабилитации или лекарственного воздействия, зачастую оказывающего только разрушающее воздействие, полностью восстановился. Единственная форма его терапии была звуковой.
Вывод. Таким образом, приведенный опыт – это был мой первый практический эксперимент, который принёс положительные результаты и показал, как целенаправленная работа со звуком действует на больной детский организм, спасая его от дорогостоящих и далеко не всегда эффективных методов лечения. В случае с Ваней мы на реальном примере убедились, что музыкальная терапия способна творить настоящие чудеса и с ее помощью можно и нужно лечить тяжело больных людей. Если при помощи музыкальной терапии мы спасём хотя бы одного человека из десяти, это уже будет большая победа и серьёзное основание для дальнейшего создания научного центра по практическому изучению этого направления.
Экономическая составляющая. Для данного направления очевиден огромный эффект и огромная польза при минимуме материальных затрат.
Предлагаю организовать дальнейшую работу по теоретической разработке и созданию научного обоснования данного направления и с последующим скорейшим переходом к практической деятельности!
Литература
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну.2-е изд.-К.: Рад. Шк. 1987.—544с.
Лосев А.Ф. История античной эстетики, том III, М., Искусство, 1974. -
383 с.
Шестаков В.П. История музыкальной эстетики от Античности до XVIII
века. 3-е изд. Либроком , 2012. – 376 с.
Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для вузов.
2-е изд. – М.: Академический проект: Трикста, 2008. – 400 с.
5. Кэмпбел Д.Д. Эффект Моцарта / Пер. с англ. Л.М. Щукин; Худ. Обл.
М.В. Драко.—М.: ООО Попурри, 1999.—320 с.