Выступление на тему: «Практический метод обучения»
Выступление на тему: «Практический метод обучения»
В состав методического объединения начальных классов входит 7 учителей. У всех преподавателей первая квалификационная категория. Педагогический стаж работы: у двух учителей более 15 лет, а у остальных более 20 лет.
В коллективе налажена атмосфера сотрудничества, взаимопомощи, поддержки. Учителя начальных классов повышают свой профессиональный уровень через самообразование, проводят предметные недели, показывают мастер – классы. Составляют отзывы об взаимопосещённых уроках. Между учителями начальных классов постоянно происходит обмен информацией о сетевых площадках, обмен опытом по использованию интерактивных комплексов. Регулярно проводимые заседания, способствуют обсуждению актуальных вопросов воспитания и обучения учащихся, изучению методических писем, знакомству с критериями по аттестации, обмену приобретённым опытом со своими коллегами.
Вся проводимая методическая работа оказывает помощь педагогам в формировании аттестационного портфолио и подготовке к аттестации.
Красной нитью через всю работу МО проходит тема: «Практический метод обучения».
Каждый учитель выбирает такие методы и приемы работы, которые могли бы обеспечить детям необходимые знания, будили их мыслительную активность, развивали и поддерживали у них интерес к учению.Методы могут быть объединены в три группы.1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой.2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, кинофильмов и диафильмов.3. Практические методы: устные и письменные упражнения.
Остановимся на практических методах.
Упражнения – это планомерное, организованное, повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества. Без правильно организованных упражнений невозможно овладеть учебными и практическими умениями и навыками. Достоинство данного метода состоит в том, что он обеспечивает эффективное формирование умений и навыков, недостаток – в слабом выполнении побуждающей функции. Для большей эффективности учитель должен позаботиться о том, чтобы система упражнений была:• необходимой и достаточной;• направлена на развитие и закрепление требуемых качеств;• обеспечивала необходимую и достаточную повторяемость;• охватывала всю систему работы по видам;• предполагала оптимальную форму предъявления;•допускала различные формы управления работой учеников;• хорошо сочеталась с применяемыми методами и формами работы. Практическая работа. В деятельности учеников преобладает применение полученных знаний, умений на практике, что способствует углублению знаний и умений, решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности. Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность учеников на уроке:• Объяснение учителя – теоретическое осмысление работы.• Показ – инструктаж.• Проба – этап, на котором два-три ученика выполняют работу, остальные наблюдают и под руководством учителя делают замечания, если допущена ошибка.• Выполнение работы – этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. Учитель здесь особое внимание уделяет тем, кто плохо справляется с заданием.• Контроль – на этом этапе принимаются и оцениваются работы учеников: учитывается качество выполнения, бережное отношение ко времени и материалам, скорость и правильное выполнение задания (Е.Я. Голант).
Практическая работа может проводиться на любом этапе урока. Все зависит от цели, с которой она проводится. Если с целью проверить, как дети справляются с домашним заданием, то она дается в начале урока, при этом берутся задания аналогичные тем, которые были даны на дом. Если практическая работа проводится с целью посмотреть, как дети усвоили новый материал, то она дается на этапе закрепления. По своей продолжительности практические работы занимают от 10 до 20 минут. Также практическую работу можно давать и на весь урок. Задания для практической работы даются детям разные. Это тоже зависит от того, какие знания учащихся надо проверить. Если работали над темой «Отрезок. Длина отрезка», то нужно проверить, как дети научились чертить отрезки заданной длины, если работали над темой «Луч. Обозначение луча» или «Угол. Обозначение угла», то и практическая работа включает в себя задания на изученную тему. Учащиеся на уроках выполняют работу и в парах, и по группам. При этом ученики чувствуют себя свободнее, в процессе общения обсуждают друг с другом полученные результаты, оказывают помощь друг другу. Необходимо, чтобы виды упражнений были подобраны с учётом индивидуальных способностей детей, а также имели практическую направленность. Важно использовать и игровые приемы, что очень нравится ребятам. Приведём примеры практических упражнений, используемых на уроках письма и математики, при изучении разных тем.
Практические упражнения по письму:
При изучении темы «Связь слов в предложении» можно использовать следующее упражнение:
Ответить на вопросы по каждому предложению.
Петю встречал Миша. — Кто приехал?
Лене написала письмо Катя. — Кто получил письмо?
Предлоги.
Списать, вставить вместо галочек предлоги.
Дети идут V школу. V школой большой сад.
Работа на синтаксическом уровне.
Прочитать текст.
было жаркое лето дети пошли за грибами в лесу их застала гроза лил сильный дождь дети укрылись в шалаше
Выделить в тексте предложения, отмечая, о чем говорится в каждом из них. Списать, поставив точки.
Безударные гласные.
Отобрать из данных слов лишь те, которые являются проверочными к выделенным словам:
Садовый - посадить, посадка, сады, садик, садовник.
Объяснить, почему не все родственные слова являются проверочными.
Ударение в слове.
1. Назвать картинку. Отхлопать слоги: ударный слог — громкий хлопок, безударный — негромкий.
2. Слова записать в два столбика с проговариванием и отхлопыванием ритма.
Лампа, заяц, медведь, рыба, рыбак, весна, зима.
Слоговой анализ слов.
Превратить односложное слово в двусложное (по образцу).
Например: ключ — ключик
Мяч, зонт, рот, дом, кот.
Работа на лексическом уровне.
Вставить пропущенные слова, сравнив их по значению:
Далеко мой стук слышится вокруг.
Червякам я …, а деревьям ... . (Дятел.)
Работа на фонематическом уроне.
1.Вычленение гласного звука (на слух)Поднять букву, соответствующую первому гласному звуку:уиа, аио, эоы, оиу, иоа, ауэ
2. Отобрать картинки, в названиях которых содержится согласный звук б в начале слова.
3.Рассматривание парных картинок. Анализ слов-паронимов по смыслу и по звучанию. Составление предложений с ними.дачка - тачка удочка — уточка
4. Добавить недостающий слог та или да.Лопа -, приро -, ребя -, воро -, горо -, мач -, боро -.
5. Закончить предложения, выбрав подходящее слово:У Алёнушки на сердце.... На крыльце подгнила .... (доска, тоска)Ветер... последние листья.Придвинь гостю … . (стул, сдул)7. Найти ошибку в стихотворении:Поэт, придумав строчку, в конце поставил дочку.
Практические упражнения по математике.
Нумерация чисел первого десятка. Счёт предметов.
1. Обведите столько клеточек, сколько пальцев на руке.
2. Закрасьте первый и четвёртый квадрат красным цветом, а второй и пятый – зелёным цветом.
3. Соедините числа в порядке возрастания.
164464137795116839137795 6 2
1 4
5 3
9 10
Сложение и вычитание чисел в пределах 10.
1. Напишите пропущенные числа.
1, 2, …, …, 5, 6, …, 8, …, 10.
10, …, 8, …, 6, 5. 4, …, 2, 1.
1850390322580010217153321051905322580002. Вставьте «забытые» числа в фигуры так, чтобы равенство было верным.
+ 2=5 +2=4 +3=5
3412490347345
3117215347345002145665347345003. Вставьте в квадратик пропущенные числа, а в кружочек - знаки действий.
18503903175431166317500116840127007 =9 6 =7 2=7
4. Используя арифметические знаки (+, -) и предложенные числа, составьте и решите примеры:
3, 4, 7 6, 2,8
5. Соедините линией пары чисел, сумма которых равна 9
279336512700027933651270006 3 1 9 7
5 4 8 0 2
6. Разделите квадрат:
1) одной линией на 2 треугольника;
2) одной линией на 2 прямоугольника
3) двумя линиями на 4 квадрата;
4) двумя линиями на 4 квадрата.
1)2) 3) 4) Сложение и вычитание в пределах 20.
1. Расставьте скобки так, чтобы получились верные равенства
13-5+8=0 12-6+1=7
2. В вазе было 6 яблок, 4 груши и 7 апельсинов. Объясните, что можно узнать, выполнив действия:
6-4=…..
7-4=…..
6+4=….
4+7=…
6+4+7=…..
3. Вставьте знаки > ,< , =
8+10 ? 19 17-7 ? 10
Числа от 21 до 100.
1.Найди в каждом ряду лишнее число.
а) 16, 17, 8, 23, 45, 50.
б) 20, 30, 40, 50, 64, 70.
2. Найди неверные записи. Перепиши, исправляя ошибки.
24+6=30 97-2= 77 84-80=40
Практический метод лучше других способствует приучению детей к добросовестному выполнению задания. У них формируется привычка тщательной организации трудового процесса, включающая осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, плана выполнения работы, тщательный контроль качества работы, анализ выводов. Для обеспечения прочного усвоения знаний удельный вес практических работ следует увеличивать, пропорционально уменьшая долю игр, которыми так увлеклись в последнее время.