Внеклассное мероприятие Посвящение в химики




Внеклассное мероприятие
по химии
“Посвящение в химики”
Педагог дополнительного образования муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования станция юных техников,
руководитель объединения «Юный химик» Галинурова Э. Ф.



















Цель: развитие и поддержание познавательного интереса к предмету химии. Познакомить с историей возникновения науки и значением химических знаний, расширить знание о веществах и их свойствах. Закрепить навыки безопасного обращения с лабораторным оборудованием и реактивами. Развитие умений работать с дополнительными информационными источниками, способствовать взаимодействию в группе, творческого мышления.
Важное место в проведении мероприятия занимает подготовительный период. Из числа наиболее подготовленных учащихся создается творческая группа, которая составляет план проведения вечера, определяет состав и количество участников, готовит оборудование и реактивы для опыта. Экспериментальную часть проводят учащиеся старших классов под руководством педагога. На отдельных плакатах готовятся вопросы викторины, химические кроссворды, высказывания выдающихся ученых.
Подготовительная часть:
I. Подготовка участников викторины.
Отбор команды, командира.
Название, девиз, эмблема команды.
Домашнее задание – ответы на вопросы заочного тура викторины (выдается заранее).
Консультации юных лаборантов – химиков.
“Химическая реклама”.
II. Подготовка оборудования и реактивов.
Знаки по техники безопасности (плакат).
Набор химической посуды к кроссворду “Химическое оборудование”.
Кроссворд для болельщиков “Кристалл”.
Карточки – задачи для капитанов.
Растворы веществ в 4-х пробирках: № 1 – спирт; № 2 – нашатырный спирт; № 3 – вода; № 4 – уксусная кислота. Две пробирки с водой и растительным маслом.
Колба круглодонная, плоскодонная, стаканы с водой по 100 мл; 160 мл; 80мл.
Растворы кислот, щелочей, индикаторы.
Реактивы и оборудование к занимательным опытам (описаны по ходу мероприятия).
План мероприятия
I. Вводное слово учителя
II. Выступление учащихся.
Значение химии.
История развития науки.
Сценка “В лаборатории алхимика”.
III. Викторина.
IV. Подведение итогов и награждение.
V. “Клятва химика”.
VI. Фейерверк в честь химиков.


















I. Вводное слово
В этом году вы начали изучать новый для вас предмет – химию, науку о веществах и их превращениях. Все вещества, окружающие нас состоят из химических элементов, их сейчас насчитывается 110. Соединяясь между собой, они образуют несколько миллионов различных веществ, каждое вещество изучено и получило свое название. Вещества между собой в чем-то обязательно отличается от остальных, каждое имеет свои признаки, свои свойства. Знать свойство веществ необходимо, чтобы найти им применение. Так наши далекие предки ценили и использовали необычную твердость минерала кремния для изготовления из него твердого оружия и орудий труда.
Знать свойства веществ надо и для того чтобы правильно обращаться с ними, чтобы узнавать вещества и отличать их друг от друга. Со многими из веществ вы уже знакомы; алюминий, медь, вода, мел, сахар, соль, кислород и др. Это всё вещества окружающего мира.
Изучая химию, вы узнаете много интересного о химических элементах и об окружающем нас мире. Сегодня мы познакомимся с химией поближе, узнаем об истории её развития.

Выступление учащихся.
Ведущий: “Здравствуйте”!
1 ведущий: Мы химики, а химия – это бессонные ночи.
2 ведущий: Это постоянные разговоры о химии.
3 ведущий: Это химические лаборатории.
4 ведущий: Это родители, которые говорят; “А наш ребенок - химик”.
Все ведущие: И это счастье – это жизнь.
1 ведущий: Но вы можете спросить, почему же не все становятся химиками? Да потому что химия – это бес-сон-ные ночи.
2 ведущий: Это постоянные разговоры о химии.
3 ведущий: Это химические лаборатории (зажимает нос).
4 ведущий: Это родители, которые говорят; “А наш ребенок (тьфу) - химик”.
Все ведущие: И это счастье, и это жизнь.
1 ведущий: Но все-таки мы химики, потому что – это бессонные ночи!
2 ведущий: Это постоянные разговоры о химии.
3 ведущий: Это химические лаборатории!
4 ведущий: Это родители, которые говорят; “А наш ребенок (бьёт себя в грудь) - химик”.
Все ведущие: И это счастье, и это жизнь.
Химия – слово прекрасное
Может волшебная химия
Петь даже хочется.
Что-то душевное – химия.
Гипохлориды, воды и оксиды
Химия, химия, химия!
Химия, нет прекрасней на свете науки.
Химия, с нею готов я терпеть даже муки
Химия может разрушить
А может построить химия!
Химия везде и по всюду
Тебя мы находим химия.
В тряпках и в каше.
А также в природе – химия.
Жизнь без тебя, что костер без огня.
Химия, химия, химия!
Буду я правила эти учить
И возможно я стану умнее
Может даже открою какой-то закон
С ней навсегда я жизнь свою свяжу.
Потому что милей ее нет
Пусть будут эти слова
Как священный обет.


Ученик №1
Химия как наука о веществах и их превращениях зародилось в Египте – наиболее передовой стране древнего мира. Название Химия происходит от слова “хеми” или “хума”, которые древние египтяне называли свою страну. Такие отрасли производства, как металлургия, гончарное производство, стеклоделие, парфюмерия достигли в Египте значительного развития еще задолго до нашей эры. Химия считалась “божественной” наукой, находилась в руках жрецов и тщательно скрывалась. Однако некоторые сведения все – же проникали за пределы Египта.
Ученик № 2
Впервые познакомились с неизвестной химией необычным образом. В 670г. арабские корабли были сожжены “греческим огнем” – химической смесью образующей при горении сильное пламя, которое нельзя погасить водой. Позже арабы вторглись в Египет и вскоре заняли всю страну. Подражая древним Египтянам, арабы начали покровительствовать наукам, появились первые арабские химики. Арабы переделали первоначальное название “химия” в алхимию. В Европу это название пришло от арабов. Термин “Алхимия” сейчас употребляют когда говорят о периоде химии с 1300 г. до 1600 годов.

Ученик № 3
В раздробленной феодальной Европе постепенно развивается торговля. Но из-за трудностей и опасностей перевозить выгодно было только дорогие и небольшие по объему товары. В основном это были драгоценности и золото. Возникла потребность в золоте и алхимики занялись этой проблемой. Они начали поиски, изобретение вещества, способного превращать любой металл в золото. И назвали его “философским камнем” По мнению алхимиков, могущество “философским камня” безгранично: Они верили, что он может превращать любой металл в золото, лечит болезни, возвращать молодость даже давать бессмертие.



Сценка “Лаборатория алхимика”.
Лаборатория алхимика: Она вся заставлена химическими приборами. Алхимик работает: измельчает в ступке вещество (NaCl) – поваренная соль.
Затем делает опыт “Дым без огня”.
Появляется король в сопровождении придворного.
Король: “Все алхимики, как алхимики, а ты?”
Даю вам задание? Сделайте так, чтобы у меня было вдоволь золота и серебра!
Срок – 2 года. Работайте - же ищите способ получения философского камня, который все превращает в золото!
Король с придворными уходит. Алхимики провожают его, склонившись в поклоне:
Ведущий; Прошло два года.
Лаборатория алхимика; Алхимик работает; сливает бесцветные жидкости, при этой образуется жидкости различной окраски.
Входит король
Король; Ну, как успехи? Выполнили ли вы мой наказ?
Алхимики; О да! Два года я работал, не покладая рук. Много перепробовал способов. А недавно нашел способ получения золота и серебра, который отныне станет государственной тайной. Сейчас мы покажем вам свои успехи.
А сейчас смотрите; вот этот стеклянный сосуд я могу сделать серебренным.
(Делает серебренным круглую колбу и передает королю).
Но это еще не все что я могу. (Делает опыт “Золотой нож”).
Король; По поводу такого великого открытия присваиваю звание мастеров естественных наук.
Занавес закрывается.
.
Ученик № 4
Стихи; Алхимики считали, что ртуть в любом металле.
Алхимики мешали буру и купорос
Мешали вместе с глиной толченый рог козлиный.
Пять перьев петушиных, один крысиный хвост.
Все в печке обжигали, а после возгоняли и снова очищали,
добавив, волчий ус.
И выпарив искусно, рассматривали сгусток.
И падали, без чувств попробовав на вкус.
Надеялись случайно раскрыть природы тайну.
За тайные растворы, законы и приборы
Все химики алхимикам “ Спасибо! ” – говорят.
Ученик № 5
Химия как точная наука зародилась еще в эпоху полного господства флагистонской теории. Более определенным времени ее возникновения можно ,условно считать середину XVIII – начало XIX в. В это время жили и работали великие ученные; Михаил Васильевич Ломоносов, Джозеф Пристли, Карл Вильгельм Шееле, Антуан Лоран Лавуазье, Клод Луи Бертолле, Жозеф Луи Пруст, Джон Дальтон, Гемфри Деви, Майкл Фарадей и др. В это время были открыты и сформулированы многие законы химии. Таинственный и неуловимый “флогистон” стал ненужным. Одновременно коренное изменение претерпевали все основные понятия химии, были заложены основы современной химической систематики. Было развито атомно – молекулярное учение, в мир химии проникло электричество. По разному сложились судьбы ученных, но имена их писаны золотыми буквами в историю химии.
Ученик № 6
С этого времени химия становится точной наукой 19 век – век огромного числа открытий законов химии, новых элементов, веществ и их свойств. Современная химия очень многолика важна в нашей стране выпускается миллионы тонн химической продукции. Химия обеспечивает переработку полезных ископаемых в топливо, ядерное горючее, простые и жаростойкие материалы для космических ракет. Продукты химии широко используют в быту; изделия из искусственных волокон, искусственной кожи, пластмассы, лаки и краски, моющие средства. Химические процессы лежат в основе получения строительных материалов, кирпича, цемента, бетона. Химия проникает во все отрасли хозяйства и промышленности. Поэтому кем бы вы не стали в будущем – агрономом или строителем, медиком или геологом, водителем или космонавтом, металлургом или инженером, вам придется использовать знания химии.

Реактивы к сценке “В лаборатории алхимика”.
Действие I.
1) Фенолфталеин, щелочь, 2 стакана
2) лакмус + кислота; 2 стакана.
3). Ступка с мелом или песком.
Действие II.
1) “Получение молочка” растворы: хлорид натрия, нитрат серебра, 1 стакан.
2) “Дым без огня” 2 стакана, раствор аммиака, концентрированная соляная кислота, 2 чашки Петри.
“Серебрение” ј 2%-ного раствора нитрата серебра, 2,5%-ного раствора аммиака, 20 мл формалина 20%-ного, смесь нагреть. Спиртовка, спички.
4) “Золотой нож” 200 мл насыщенного раствора медного купороса. 1 мл серной кислоты. Нож, наждачную бумагу. Очищают, нож опускают в медный раствор, через несколько минут вынимают и протирают, образуется “золотой” налет.
5) “Фараоновые змеи". Песок пропитывают спиртом, берут смесь пищевой соды с сахарной пудрой. Поджигают. На столе “алхимиков”.
опыт “Оригинальное яйцо”. Банка с разбавленным раствором соляной кислоты, куриное яйцо и опускают в банку. Через 2 – 3 мин. покрывается пузырьками газа и всплывает на поверхность, так яйцо поднимается и опускается в банке.
Слова учителя:
Сегодня – посвящение в подмастерья – химики. Перед этим мастера желают проверить профессиональную пригодность кандидатов. Согласно традиции, кандидаты в химики считаются пригодными, если они знают свойства веществ и закономерности их превращений. Умеют осуществлять эти превращения не только в своей голове, но и в пробирке, умеют взглянуть не вещество, вещи и мир в целом с новой, неожиданной стороны, обладают чувством юмора.

III. Проведение викторины.
Представление команд.
- эмблема.
- название команды.
- девиз.
2. Проверка домашнего задания (вопросы заочной викторины).
Конкурс команд.
I. Теоретическая часть.
а) конкурс – разминка:
из предложенных запрещающих знаков – пояснить правила по Т. Б. в кабинете химии.
б) знание химического оборудования и посуды.
(отгадать кроссворд) за 1 минуту.
в) знание свойств веществ;
“Два неопытных химика – лаборанта работая в лаборатории перепутали банки в которых находились мел и поваренная соль. Помогите им найти как можно больше отличительных признаков этих веществ”.
(по 1 баллу за каждый признак).
Конкурс капитанов проводится одновременно, (решить задачи).
1-й команде; Ученик должен был взять для реакции 0,5 моль серы, он отвесил на весах 8 г. серы. Правильно ли он выполнил задание? (16 г.).
2-ой команде: Сколько молей составляет порция воды. m=36 г. (2 моль).
3-ей команде: Рассчитайте массу 3 моль оксида алюминия.
М(AL2O3)=102 г/моль (m=306 г.)
Конкурс болельщиков.
Знание химических элементов кроссворд “кристалл” – для зрителей (кто вперёд). Индивидуальные кроссворды.
II. Конкурс “Химическая реклама” (домашнее задание).
II. Практический тур
На лотках для каждой команды лежит разнообразная химическая посуда и оборудование. Собрать прибор для определенных целей и объяснить его действие.
Конкурс болельщиков. Перечислить 8 состояний воды в природе, применяемых в метеорологии.
Конкурс капитанов:
а)Распознать вещества по запаху: спирт, нашатырный спирт, вода, уксусная кислота, нефть.
б)Как перелить из одной пробирки воду в другую пробирку с растительным маслом, не применяя ни каких дополнительных сосудов?
в)Среди выданных растворов, определить в каком стакане кислота, щелочь и вода.
4. Оцени объем воды.

III. Заключительный тур.
Кто быстрее?
Почему Ломоносова называют ученым – энциклопедистом?
Какие химические элементы поступают в растения из воздуха, воды, почвы (C; O; H; O; Na; K; Mg).
Полезно ли человеку пить дистиллированную воду?
Какие 2 элемента в свободном соединении хорошо горят или поддерживают горение, а в соединении пригодны для тушения огня?
Какую смесь можно разделить методом дистилляции?
Назовите признаки химических реакций.
IV. Итоги викторины
1. (слово жюри). Награждение.
V. Ученики старших классов проводят ритуал посвящения в химики:
Сегодня в состязании вы показали, что знания у вас прочные, и вы действительно полюбили химию.
Совершается ритуал:
Прикоснитесь к этой спиртовке, и вы будете помнить все правила техники безопасности при нагревании (приносят спиртовку, все прикасаются).
Прикоснитесь к серной кислоте, и она не прожжет вашей одежды (приносят большую бутыль с надписью H2SO4).
А теперь, положите правую руку на учебник химии и повторяйте за мной;
Клянусь я кислотой и хлором
Всегда урок по химии учить.
И быть в учении упорным, клянусь!
Клянусь периодическим законом
Достичь того, чего не зная,
И до всего дойти умом, клянусь!
Клянусь, я синим купоросом.
Раскрыть все сложные вопросы, клянусь!
В заключительной части мероприятия проводится опыт “Вулкан”.
Оборудование и реактивы:
Асбестовая или керамическая плитка, спиртовка, стеклянная палочка.
Соль дихромат аммония (предварительно просушить). Соль насыпать горкой (2 ложки). Раскалить в огне спиртовки стеклянную палочку, опустить в конус горки.




















13PAGE 15


13PAGE 14715




15